Японская культура и ее особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 18:10, реферат

Описание работы

Существуют десятки определений культуры. Я полагаю, что без большой натяжки под культурой можно понимать некоторую систему ценностей, внутренне взаимосвязанных и соподчиненных, которые охватывают все стороны человеческого бытия, как бы «выстраивают» его и придают ему смысл. Японская культура ярко выделяется своей необычной многогранностью на общем фоне мировой культуры, и для западного человека кажется очень загадочной и непостижимой. И сами японцы полагают , что их культуру и философию невозможно понять не японцу, для этого надо родиться японцем.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Культурные особенности японцев

Краткая историческая справка 3

Традиции японцев 4

Художественное мышление японцев и японские праздники 5

Глава 2. Cпецифика культуры Японии

Архитектура 7

Живопись и графика 9

Скульптура 10
Музыка 11

Литература 13

Религия 15

Глава 3. Особенности культуры, присущие только Японии

Икэбана 16

Нэцкэ 17

Кимоно 18
Чайная церемония(ТЯ-НО-Ю) 18

Кабуки 19

Заключение 19

Список литературы 20

Работа содержит 1 файл

реферат по культурологии.doc

— 131.50 Кб (Скачать)

Сама  природа учит японца ценить мгновение, поэтому важна не техника построения икэбаны, а душевная тренировка.

В современном  японском интерьере продолжает жить икэбана и традиционного толка, и новых школ, в которых, как  в архитектуре и садовом искусстве, используются и новые конструктивные принципы, и новые материалы. Икэбана продолжает существовать и как профессиональное, и как самодеятельное искусство. Икэбана шествует по всему свету, особенно широкое распространение она получила в США, Франции и Англии, все большую популярность она завоевывает и у нас в стране.

Нэцкэ

Любителям искусства хорошо знакомы нэцкэ - небольшие разные фигурки из кости  или дерева работы японских и китайских  мастеров. Дословный перевод этого  слова «прицепленное к основному». Платье японцев-кимоно- не имело карманов, и японцы позаимствовали у китайцев обычай носить мелкие вещи на поясе. Их привязывали к шнурку, другой конец шнурка затыкали за пояс, а чтобы он не выскальзывал, прикрепляли к нему брелок-пуговицу нэцкэ. Первые нэцкэ были похожи на круглое рисовое печенье и носили название –мандзю. Странный, непонятный мир таится за миниатюрными изображениями божеств, благожелательных символов, людей, животных, птиц, рыб. В скульптуре высотой в три-четыре сантиметра не пропущено ни одной детали. Все передано точно и выразительно, с неподражаемой живостью, непосредственностью в трактовке натуры, часто с юмором и фантазией. С художественной точки зрения нэцкэ - это искусство, которое на базе всего предшествующего развития японской культуры выработало своеобразный пластический язык. 

Кимоно

В японском языке «кимоно» означает «одежда». Его первооснова-одежда Китая, Кореи, Монголии. Существуют мужские и женские, верхние и нижние, домашние и спальные кимоно. Это прямокроенный халат с запахом на правую сторону и широкими рукавами. На левую сторону запахивают только на покойнике перед погребением. Хорошие кимоно стоят очень дорого, т.к. материал для них ткут и расписывают вручную. Применяют канитель из золотых и серебряных нитей и присыпку из золотых и серебряных порошков. Сшить парадное кимоно возьмется только мастер. Для одного кимоно требуется примерно 4.5тыс. шелковых коконов. Купленное в детстве кимоно японка может носить всю жизнь. Важной деталью наряда является пояс оби. Для него ткут специальный кусок парчи или плотного шелка длиной 4 метра. В прежние времена форма узла указывала на сословную принадлежность японки. Парадное кимоно не стирают, а лишь чистят. А если решаются постирать, то распарывают на куски, которые затем раскладывают на специальные доски для просушки. Хранят кимоно в сложенном виде,  завернув в несколько слоев специальной бумаги.

Чайная  церемония (ТЯ-НО-Ю)

Чайная  церемония - одно из величайших явлений  японской культуры. Культ чая был  заимствован японцами из Китая. Знаменитые четыре принципа чайной церемонии: гармония «ва», почтительность «кэй», чистота «сэй» и тишина, покой «сэки». Устраивались эти церемонии в чайных домиках к которому вела дорожка из камней, в прилегающем саду высаживали сосны, кипарисы, бамбук. Особое значение придавалось конструкции домика. Это небольшая комната в которую ведет узкий и низкий вход - около 60см в высоту: каждый независимо от ранга и чина, должен непременно согнуться, потому что здесь все равны, а также аристократы военного сословия не могли войти внутрь вооруженными, длинные мечи приходилось оставлять за порогом. В интерьере чайного домика самым важным элементом считалась ниша - токонома. В ней помещали свиток с живописью или каллиграфической надписью, ставили букет цветов и курительницу с благовониями. Во время чайной церемонии нельзя было говорить о повседневных делах или проблемах, здесь говорили лишь о красоте свитка в токономе, об изяществе сосновой ветки в букете, о естественной величавости чайной церемонии.

В наши дни искусством чайной церемонии  занимаются в основном женщины.

Кабуки

Кабуки  – вид классического драматического театра в Японии. «Ка» обозначает  песня, «бу» - танец, «ки» - мастерство. Театр был создан исполнительницей ритуальных танцев храмовой танцовщицей Одори в ХVII в. сначала в нем выступали в основном женщины, но с повышением внимания со стороны сильного пола сегунат Токугава издал указ, запрещавший женщинам участвовать в выступлениях, т.к. по мнению властей это грозило упадком общественной морали. С тех пор все роли исполняются только взрослыми мужчинами. Чтобы стать настоящим актером Кабуки надо очень много работать, зачастую с самого детства, передавая опыт из поколения в поколение. Сейчас в Японии есть семьи, в которых искусством Кабуки владели представители семнадцати поколений.

Заключение

История культуры Японии является частью мировой  и рассматривается в ее контексте. Р. Киплинг сказал однажды: "Восток есть Восток, а Запад есть Запад, и они никогда не сойдутся".

Однако, как мы видим на примере Японии Восток и Запад сошлись. Можно сказать, что в Японии проявляется евразийство.

Евразия - это особый мир, который сохраняет  неповторимость национальной культуры и в то же время способный усваивать  достижения других культур. Активное заимствование чужого не лишило Японию ее оригинальности. Картина мира, которая сегодня формируется учеными на основе изучения социальных, культурно-религиозных, политических, природных условий жизни народов, включает в себя и самобытные условия cтановления японской цивилизации. Это позволяет лучше осознать ту роль, которую современная Япония играет в политической, экономической и духовной жизни мировой культуры.

Японская  культура, родившись на национальной почве, впитала в себя многие черты  культуры индокитайского региона и не потеряла при этом своеобразия. На протяжении всех этапов своего развития японская культура отличалась особенной чуткостью к красоте, способностью привносить ее в мир повседневности, трепетным отношением к природе, сознанием неразрывности мира человеческого и божественного. 
 
 
 
 
 

  
 
 
 

Список  литературы

  1. Акутагава Р. Новеллы: Пер. с яп. / Вступит. статья А.Стругацкого;      

            Коммент. В.Гривнина, Н.Фельдмана.  – М.: Худож. лит. 1989.

  1. Головнин В. // Эхо планеты.-2001.- №7
  2. Григорьева Т. Путь японской культуры //Иностранная литература.-2002 - №8.
  3. Литвинова Т.И. Культурные традиции Японии //География в школе.- 2001- №2
  4. Пронников В.А., Ладанов И.Д. Японцы (этнопсихологические очерки). Издание второе. М.: Изд-во Наука, 1985.
  5. Старосельская Н. Лицом к Востоку. – Вопросы литературы., 1984, №12
  6. Тавровский Ю.В. Двухэтажная Япония: Две тысячи дней на Японских островах.  – М.: Политиздат, 1989.
  7. Хорос в.Японские секреты //Знание – сила.-1999. №10.
  8. Цветов В. Япония :высокая цена культуры //Огонек. –1990. №41.

Информация о работе Японская культура и ее особенности