Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 18:10, реферат
Существуют десятки определений культуры. Я полагаю, что без большой натяжки под культурой можно понимать некоторую систему ценностей, внутренне взаимосвязанных и соподчиненных, которые охватывают все стороны человеческого бытия, как бы «выстраивают» его и придают ему смысл. Японская культура ярко выделяется своей необычной многогранностью на общем фоне мировой культуры, и для западного человека кажется очень загадочной и непостижимой. И сами японцы полагают , что их культуру и философию невозможно понять не японцу, для этого надо родиться японцем.
Введение 3
Глава 1. Культурные особенности японцев
Краткая историческая справка 3
Традиции японцев 4
Художественное мышление японцев и японские праздники 5
Глава 2. Cпецифика культуры Японии
Архитектура 7
Живопись и графика 9
Скульптура 10
Музыка 11
Литература 13
Религия 15
Глава 3. Особенности культуры, присущие только Японии
Икэбана 16
Нэцкэ 17
Кимоно 18
Чайная церемония(ТЯ-НО-Ю) 18
Кабуки 19
Заключение 19
Список литературы 20
Сама природа учит японца ценить мгновение, поэтому важна не техника построения икэбаны, а душевная тренировка.
В современном японском интерьере продолжает жить икэбана и традиционного толка, и новых школ, в которых, как в архитектуре и садовом искусстве, используются и новые конструктивные принципы, и новые материалы. Икэбана продолжает существовать и как профессиональное, и как самодеятельное искусство. Икэбана шествует по всему свету, особенно широкое распространение она получила в США, Франции и Англии, все большую популярность она завоевывает и у нас в стране.
Любителям искусства хорошо знакомы нэцкэ - небольшие разные фигурки из кости или дерева работы японских и китайских мастеров. Дословный перевод этого слова «прицепленное к основному». Платье японцев-кимоно- не имело карманов, и японцы позаимствовали у китайцев обычай носить мелкие вещи на поясе. Их привязывали к шнурку, другой конец шнурка затыкали за пояс, а чтобы он не выскальзывал, прикрепляли к нему брелок-пуговицу нэцкэ. Первые нэцкэ были похожи на круглое рисовое печенье и носили название –мандзю. Странный, непонятный мир таится за миниатюрными изображениями божеств, благожелательных символов, людей, животных, птиц, рыб. В скульптуре высотой в три-четыре сантиметра не пропущено ни одной детали. Все передано точно и выразительно, с неподражаемой живостью, непосредственностью в трактовке натуры, часто с юмором и фантазией. С художественной точки зрения нэцкэ - это искусство, которое на базе всего предшествующего развития японской культуры выработало своеобразный пластический язык.
В японском языке «кимоно» означает «одежда». Его первооснова-одежда Китая, Кореи, Монголии. Существуют мужские и женские, верхние и нижние, домашние и спальные кимоно. Это прямокроенный халат с запахом на правую сторону и широкими рукавами. На левую сторону запахивают только на покойнике перед погребением. Хорошие кимоно стоят очень дорого, т.к. материал для них ткут и расписывают вручную. Применяют канитель из золотых и серебряных нитей и присыпку из золотых и серебряных порошков. Сшить парадное кимоно возьмется только мастер. Для одного кимоно требуется примерно 4.5тыс. шелковых коконов. Купленное в детстве кимоно японка может носить всю жизнь. Важной деталью наряда является пояс оби. Для него ткут специальный кусок парчи или плотного шелка длиной 4 метра. В прежние времена форма узла указывала на сословную принадлежность японки. Парадное кимоно не стирают, а лишь чистят. А если решаются постирать, то распарывают на куски, которые затем раскладывают на специальные доски для просушки. Хранят кимоно в сложенном виде, завернув в несколько слоев специальной бумаги.
Чайная церемония (ТЯ-НО-Ю)
Чайная церемония - одно из величайших явлений японской культуры. Культ чая был заимствован японцами из Китая. Знаменитые четыре принципа чайной церемонии: гармония «ва», почтительность «кэй», чистота «сэй» и тишина, покой «сэки». Устраивались эти церемонии в чайных домиках к которому вела дорожка из камней, в прилегающем саду высаживали сосны, кипарисы, бамбук. Особое значение придавалось конструкции домика. Это небольшая комната в которую ведет узкий и низкий вход - около 60см в высоту: каждый независимо от ранга и чина, должен непременно согнуться, потому что здесь все равны, а также аристократы военного сословия не могли войти внутрь вооруженными, длинные мечи приходилось оставлять за порогом. В интерьере чайного домика самым важным элементом считалась ниша - токонома. В ней помещали свиток с живописью или каллиграфической надписью, ставили букет цветов и курительницу с благовониями. Во время чайной церемонии нельзя было говорить о повседневных делах или проблемах, здесь говорили лишь о красоте свитка в токономе, об изяществе сосновой ветки в букете, о естественной величавости чайной церемонии.
В наши дни искусством чайной церемонии занимаются в основном женщины.
Кабуки
– вид классического
История культуры Японии является частью мировой и рассматривается в ее контексте. Р. Киплинг сказал однажды: "Восток есть Восток, а Запад есть Запад, и они никогда не сойдутся".
Однако, как мы видим на примере Японии Восток и Запад сошлись. Можно сказать, что в Японии проявляется евразийство.
Евразия - это особый мир, который сохраняет неповторимость национальной культуры и в то же время способный усваивать достижения других культур. Активное заимствование чужого не лишило Японию ее оригинальности. Картина мира, которая сегодня формируется учеными на основе изучения социальных, культурно-религиозных, политических, природных условий жизни народов, включает в себя и самобытные условия cтановления японской цивилизации. Это позволяет лучше осознать ту роль, которую современная Япония играет в политической, экономической и духовной жизни мировой культуры.
Японская
культура, родившись на национальной
почве, впитала в себя многие черты
культуры индокитайского региона и не
потеряла при этом своеобразия. На протяжении
всех этапов своего развития японская
культура отличалась особенной чуткостью
к красоте, способностью привносить ее
в мир повседневности, трепетным отношением
к природе, сознанием неразрывности мира
человеческого и божественного.
Коммент. В.Гривнина, Н.Фельдмана. – М.: Худож. лит. 1989.