Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 18:10, реферат
Существуют десятки определений культуры. Я полагаю, что без большой натяжки под культурой можно понимать некоторую систему ценностей, внутренне взаимосвязанных и соподчиненных, которые охватывают все стороны человеческого бытия, как бы «выстраивают» его и придают ему смысл. Японская культура ярко выделяется своей необычной многогранностью на общем фоне мировой культуры, и для западного человека кажется очень загадочной и непостижимой. И сами японцы полагают , что их культуру и философию невозможно понять не японцу, для этого надо родиться японцем.
Введение 3
Глава 1. Культурные особенности японцев
Краткая историческая справка 3
Традиции японцев 4
Художественное мышление японцев и японские праздники 5
Глава 2. Cпецифика культуры Японии
Архитектура 7
Живопись и графика 9
Скульптура 10
Музыка 11
Литература 13
Религия 15
Глава 3. Особенности культуры, присущие только Японии
Икэбана 16
Нэцкэ 17
Кимоно 18
Чайная церемония(ТЯ-НО-Ю) 18
Кабуки 19
Заключение 19
Список литературы 20
Прототипом японской культовой архитектуры считается синтоистское святилище Исэ дзингу (префектура Миэ), сооруженное в VII в. в стиле симмэй и посвященное богине солнца Аматэрасу Омиками, прародительнице императорской династии. Его главное сооружение (хондэн) приподнято над землей и с широкой стороны имеет ступени, ведущие внутрь. Две колонны поддерживают конек крыши, которая декорирована с двух торцов пересекающимися над нею перекладинами. Десять коротких бревен лежат горизонтально поперек конька крыши, а все сооружение окружено верандой с перилами. На протяжении веков каждые 20 лет рядом со святилищем возводится новое, причем в точности его копируя, божества перемещаются из старого святилища в новое. Так до наших дней дошел «короткоживущий» тип архитектуры, основные характерные черты которого — врытые в землю столбы и крытая соломой крыша.
Храмовые
постройки почти лишены окраски
и украшений. Вся красота этих
простых и практичных построек создается
за счет цельного неокрашенного дерева.
Появление в Японии буддизма повлияло
на синтоизм, а архитектура буддистских
храмов повлияла на архитектуру синтоистских
святилищ. Постройки стали красить в голубой,
красный и другие яркие цвета, использовать
металлические и деревянные резные украшения,
к главному сооружению святилища стали
пристраивать крытые помещения для молящихся
и другие подсобные помещения. Храм Ицукусима
построен на острове Внутреннего Японского
моря вблизи г. Хиросимы. Во время прилива
он как бы плывет по поверхности воды.
В одно целое объединены не только главные
сооружения, но и лодочный причал, сцена
для представлений театра. Использование
дерева в качестве основного строительного
материала определялось рядом причин.
Даже в наше время Япония — одна из самых
густо покрытых лесами стран мира, а в
прошлом лесов было еще больше. Заготовка
материалов и строительство из камня требовали
значительно больше усилий, чем использование
дерева. Выбор строительного материала
также определялся климатом, длинным жарким
и влажным летом и довольно короткой и
сухой зимой. Чтобы легче переносить жару,
помещения делались легкими и открытыми,
с приподнятым над землей полом и крышей,
имевшей длинные свесы, защищающие от
солнца и частых дождей. Каменная кладка
не позволяла обеспечить естественную
вентиляцию помещений. Дерево меньше нагревается
от жары летом, а зимой меньше охлаждается,
лучше поглощает влагу и, что существенно,
лучше переносит толчки землетрясений,
каждодневно случающихся на Японских
островах. Имело значение и то, что деревянный
дом можно было разобрать и собрать в новом
месте, что весьма затруднительно в отношении
каменного.
Практически все японские постройки представляют собой комбинации прямоугольных элементов. Окружности появляются только в верхней части конструкций двухъярусных ПАГОД. Таким образом, все здания представляют собой комбинации опорно-балочных структур с осевой симметрией. В конструкции зданий практически не использовались диагонали для придания жесткости, это компенсировалось за счет использования прочной древесины — кипариса, кедра.
Даже сейчас огромные масштабы древних буддистских храмов поражают их посетителей. Зал, в котором размещается «дайбуцу» (великая статуя Будды), в храме Тодайдзи в городе Нара, строительство которого завершилось в VIII в., является самым большим деревянным сооружением в мире.
Особенности
японской архитектуры (принцип горизонтальности,
слияние архитектуры и
Широко
использовалась ячеистая планировка помещений,
где мельчайшей единицей пространства,
ставшей объектом особых творческих
усилий архитектора, была ТЯСИЦУ— комната
для чайной церемонии, превратившаяся
в совершенное выражение японской
эстетики.
Важным аспектом традиционной архитектуры
Японии является взаимоотношение дома
и окружающего пространства, в частности
сада. Японцы не рассматривали внутреннее
и внешнее пространство как две отдельные
части, скорее оба перетекали друг в друга.
Другими словами, нет той границы, где
кончается внутреннее пространство дома
и начинается внешнее. Конкретное выражение
этой концепции — веранда традиционного
японского дома (энгава). Она служит транзитным
пространством на пути из дома в сад. Ее
роль наглядно отражена в используемых
конструктивных материалах: внутренние
помещения имеют покрытые соломенными
циновками (татами) полы, снаружи — земля
и камни сада и дорожек, а веранда делается
из деревянных, грубо обработанных брусьев,
которые являются как бы промежуточным
материалом между мягкими соломенными
циновками и твердыми необработанными
камнями в саду.
Японская живопись и графика очень разнообразна не только по содержанию, но и по формам: это настенные росписи, картины-ширмы, вертикальные и горизонтальные свитки, исполнявшиеся на шелке и бумаге, альбомные листы и веера.
О древней живописи можно судить лишь по упоминаниям в письменных документах. Живопись того времени, получившая впоследствии название ямато-э, передавала не действие, а состояние души.
XVI столетие
открывает эпоху так
Гравюра на дереве (ксилография), расцвет которой относится к XVIII-XIX в., стала еще одним видом изобразительного искусства Средневековья. Гравюру, как и жанровую живопись, назвали УКИЕ- Э (картины повседневного мира).
В бытописательной гравюре в качестве основоположников прославились такие выдающиеся художники, как Судзуки Харунобу и Китагава Утамаро.
Самым
известным мастером гравюры
Скульптура - самый древний вид изобразительного искусства Японии.
Эпоха неолита, существовавшая за несколько тысячелетий до нашей эры, в японской науке получила наименование периода ДзЁмон. В то время, помимо таких необходимых в быту вещей, как посуда из глины или камня, делались своего рода глиняные идолы — догу. Догу, выполненные в своеобразной, гротескной манере, украшались узором «дзёмон» (узор веревки). В настоящее время эти фигурки привлекают внимание скульпторов своеобразием изобразительных средств: упрощенностью, деформацией и условностью, которые характерны для первобытного искусства на всех континентах.
Период Нара — единственное во всей истории японской скульптуры время, когда скульпторы обращаются к использованию самых разнообразных материалов, среди которых дерево, камень, сухой лак «кансицу», бронза, глина. Буддийские статуи создавались специалистами-скульпторами, работавшими в государственных мастерских. Все эти памятники, являющиеся национальным достоянием, сегодня можно видеть не только в Нара и Киото, но и во многих провинциальных монастырях.
Конец периода Нара — время усвоения реалистических скульптурных форм периода Тан и приспособления их ко вкусам японцев, время утверждения национального стиля в японской скульптуре.
Х–XII вв. — эпоха культуры придворной аристократии; главной политической силой стали представители рода Фудзивара. В искусстве это период внедрения и расцвета национального стиля — стиля ямато (древнее наименование Японии). Наряду с буддийской скульптурой начали создаваться и изображения божеств древней национальной религии синто.
Одним из шедевров конца Х в. является сидящая фигура Нёирин Каннон из храма Дайгодзи в Киото. Статуя правильных пропорций, выполнена в мягкой спокойной манере.
С конца периода Камакура (XIV) японская скульптура утрачивает самостоятельный стиль и развивается в направлении совершенствования техники и роста количественного разнообразия видов. Появляется много произведений, созданных в стиле прошлых веков: от XI в. заимствуют стиль Дзётё, от XIII в. — стиль Ункэя и Кайкэя. Среди этих технически утонченных работ мало произведений, совершенных в художественном отношении.
С конца периода Камакура и в период Муромати (1333–1568) в большом количестве вырезались маски, используемые в театре. На первый взгляд, они просты, но на самом деле обладают внутренним содержанием и глубоким смыслом того классического образа, который положен в основу роли. Важнейшей особенностью масок является выражение лица, переданное в высшей степени экспрессивно. В них схвачено то, что можно назвать концентрацией человеческих чувств.
В период Эдо (1600–1868) некоторые монахи секты Дзэн в поисках «озарения» создавали буддийские скульптуры, подобно тому, как когда-то, в периоды Камакура и Муромати, дзэнские монахи в тех же целях писали тушью на свитках картины и делали тушью каллиграфические надписи. Монахи секты Дзэн- Мокудзики Сёнин и Энку, странствуя по различным провинциям и используя местный материал, вырезали фигуры, которые при всей наивности манеры выглядят и сейчас весьма современно. Энку создавал изображения будд из кусков распиленных бревен. Смелыми ударами широкого долота он вырубал из чурок и поленьев исполненные большой силы и выразительности произведения. Его художественное наследие состоит из множества работ, примитивных по манере, по сравнению с технически совершенными произведениями скульпторов-профессионалов. Однако следы резца таят вдохновение подлинного таланта. Насыщенные глубоким гуманизмом, произведения Энку вполне отвечают вкусам людей и нашего времени.
История музыки в Японии представляет собой длительный процесс заимствования зарубежных музыкальных стилей и приспособления их к японским вкусам. Как это происходило, можно увидеть на примере некоторых музыкальных инструментов, которые считаются теперь исконно японскими.
Среди них — кото с 13 шелковыми струнами, инструмент, напоминающий цитру, сякухати (бамбуковая флейта) и трехструнный сямисэн. Кото появился в Японии еще до начала VI в., а его современная форма — в XIII в., примитивный тип сякухати — в VIII в., сямисэн — в XVI в., все они пришли из Китая. Кото в Японии претерпел большие изменения, стал более звучным. Сякухати вообще исчез на своей исторической родине, а в Японии прекрасно сохранился. Новая техника игры на сямисэне развилась с помощью «бати», большого плектра, удерживаемого ладонью.
Дворцовая музыка. Японцы VII в. с энтузиазмом изучали музыку континентальной Азии. При императорском дворе в 701 г. было создано специальное Управление музыки. С одобрения властей музыка гагаку стала музыкой дворцовых ритуалов. Она до сих пор находится под покровительством императорского дома.
Позднее стала происходить японизация иностранной музыки, ее смешение с местной, народной. Дэнгаку (разновидность классического танца, берущего начало от ритуалов, связанных с севом или уборкой урожая) и саругаку (легкомысленный предшественник театра Но, также имеющий сельское происхождение) стали популярнейшим развлечением простого народа.
Музыкальное сопровождение. В ХIII столетии среди военного сословия стало очень модно слушать истории из эпоса «Хэйкэ моногатари» о взлете и падении мощного клана Тайра под музыкальный аккомпанемент бива, особого рода лютни. А в конце XIV в. появился новый жанр музыки театра. Примерно в это же время произошло возрождение сякухати: буддистские секты использовали флейту для исполнения религиозной музыки.
Во второй половине XVI в. произошел расцвет исполнительского искусства для простолюдинов, возросла популярность музыки сямисэна, поскольку он использовался в спектаклях Кабуки и кукольного театра Бунраку.
Западная музыка, в виде музыки церковной, появилась в Японии в 1549 г. с появлением христианских миссионеров. Некоторые японцы даже научились играть на органе. Но с запретом христианства исчезла и западная музыка. Лишь после Реставрации Мэйдзи (1868) правительство пригласило преподавателей музыки из США и с 1879 года решило включить западную музыку в школьные программы. Несмотря на опасения, что западная музыка вытеснит национальную, произошел рост интереса и к традиционной японской музыке, и она широко распространилась благодаря появлению граммофонных записей и радио.