Взаимодействие политической и правовой культуры в обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 20:05, реферат

Описание работы

Правотворческая и правоприменительная деятельность становится эффективной, когда в этих процессах, наряду с мощными самоорганизующимися началами, приоритетное место занимает и сознательное, организующее творчество, умная работа. При изучении этих сознательных и созидательных процессов в правотворчестве и правоприменении теория права формулирует тему правосознания и правовой культуры.

Содержание

Введение 2
1. Понятие правовой культуры 4
2. Политическая культура общества 8
3. Взаимодействие политической и правовой культуры в обществе 20
Заключение 24
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Взаимодействие политической и правовой культуры в обществ (1).doc

— 128.50 Кб (Скачать)

    28364-0 Взаимодействие политической и правовой культуры в обществе

    Введение          2

    1. Понятие правовой культуры       4

    2. Политическая культура общества      8

    3. Взаимодействие политической и  правовой культуры в обществе 20

    Заключение          24

    Список использованной литературы      25

 

     Введение

 

    Правотворческая и правоприменительная деятельность становится эффективной, когда в  этих процессах, наряду с мощными  самоорганизующимися началами, приоритетное место занимает и сознательное, организующее творчество, умная работа. При изучении этих сознательных и созидательных процессов в правотворчестве и правоприменении теория права формулирует тему правосознания и правовой культуры.

    Правовая  культура - часть общей культуры данного общества. Она тесно связана с правосознанием, опирается на него, но представляет собой относительно самостоятельною категорию, так как включает в себя не только социально-психологические процессы, протекающие в обществе, но юридически значимое поведение членов общества, правовую деятельность в виде правотворчества и его результатов, традиции правотворчества, практику функционирования правовых институтов в целом.

    Правовая  культура функционирует во взаимодействии с другими областями или сферами  культуры: политической, нравственной (этической), эстетической, религиозной и т.д. При этом в специфическом содержании правовой культуры обязательно проявляются черты и особенности, свойственные как господствующей культуре данного общества, так и отдельным ее областям. Обеспечение максимального взаимного соответствия между всеми элементами правовой культуры - магистральная линия укрепления в обществе законности и правопорядка.

    В этой связи особо значимым является взаимодействие, взаимообслуживание элементов  правовой и нравственной культуры и  областей культуры в целом. 1

    Обеспечить  социально адекватное, законопослушное  поведение личности в условиях демократического государства можно лишь через  нравственное и правовое сознание одновременно. Именно нравственное сознание как элемент  нравственной культуры служит непосредственным внутренним (личностным) механизмом определения правовой позиции (выбора правомерного или противоправного варианта поведения).

    Правовая  культура диктует каждой личности принципы правового поведения, а обществу - систему правовых ценностей, правовые идеалы, обеспечивающие единство и взаимодействие правовых институтов и учреждений.

    Правовая  культура - показатель уровня и особенностей правового развития общества, зеркало  его правосознания.

 

     1. Понятие правовой  культуры

 

    Современная правовая культура — это правовая культура развитого и эффективно функционирующего гражданского общества и правового государства. По своей сути и основной идее она должна представлять собой культуру признания, защиты и осуществления прав и свобод человека и гражданина в качестве высших ценностей.

    Современной правовой культуре должны быть присущи  такие качественные характеристики, как: определяющее значение прав и свобод человека и гражданина в правовой организации общественной и государственной  жизни; утверждение в массовом правосознании чувства уважения к закону и правопорядку, идей и ценностей господства права; практическая реализация принципов конституционализма и верховенства правового закона; согласованное и эффективное функционирование всех источников позитивного права и всех ветвей государственной власти; правовая активность граждан и их общественных объединений в осуществлении своих прав и надлежащем исполнении своих юридических обязанностей; активная законотворческая, правозащитная и правоприменительная деятельность (в рамках своих правомочий) всех звеньев государственного механизма; разветвленная система легализованных форм, средств и процедур воздействия гражданского общества на государство и контроль за его деятельностью.

    Правовая  культура характеризует уровень правосознания, включает степень сознания права, на которую опираются исполнительная власть, должностные лица, характеризуется она и интенсивностью убеждений в ценности права. Правовая культура также имеет свою структуру: профессиональный и традиционно-бытовой пласты. Высокий уровень правовой культуры – один из признаков правового государства.2

    Если  правосознание охватывает только духовную жизнь общества, является только частью общественного сознания, то правовая культура включает в себя как духовные характеристики, так и «материальные придатки» права – юридические учреждения, их организацию, отношения; как роль в обществе права, судебной, нотариальной, арбитражной и иных систем, так и стиль, культуру их работы, отношения с гражданами, защиту законных интересов, знание и соблюдение законных интересов в обществе; как соотношение правовой культуры с другими системами общей культуры – политической, научной, художественной, так формы рассмотрения споров в суде, работу законодательных органов и тому подобное.

    Правовая  культура складывается синергетически, отражая, впрочем, уровень, условия  существования различных обществ, этапы цивилизованного развития человечества.

    Поскольку культура – выражение специфически человеческого способа деятельности, поскольку она по своей природе нормативна; следовательно, культурные и правовые нормы могут совпадать по своему содержанию, то есть они могут заключать в себе одни и те же правила поведения.

    Культурная  норма всегда социальна, ибо социальна  человеческая деятельность, ею нормируемая. Нормативность культуры обеспечивает координацию и организацию действий индивидов, входящих в социальное целое. Нормативность как организационное и координационное средство проявляется в форме институционализации отношений и поведения. Ее сутью является появление объективных, от индивидов, не зависящих правил поведения и обеспечение их выполнения. Процесс институционализации отношений предполагает их формализацию и стандартизацию. Иначе субъект общественной жизни не смог бы предвидеть действия других субъектов, связанных с ним, и обеспечить взаимодействие – самую глубинную основу любого коллективного целого, в том числе и общества. Именно сформировавшаяся институционная система, регулирующая поведение людей, - одно из специфических отличий человеческого общества.

    Нормы культуры институцоинализируют отношения  между людьми прежде всех прочих правил поведения. Непосредственно выражая  качество человека, они образуют наиболее глубинную нормативную систему. То, что культурные нормы исторически  первичны, несомненно. Они составляют основу всех остальных нормативных систем: нравственности, религии, эстетики, права. Оставаясь нормами культуры, они только приобретают новые дополнительные качества.

    Обращаясь к праву, можно утверждать, что  все юридические нормы суть нормы культуры, но не все нормы культуры суть юридические нормы. Осуществляемый обществом отбор культурных норм, после чего они оказываются включенными в право, производится по принципу их значимости для сохранения и функционирования социального целого. Если правило поведения, входящее в культуру, имеет значение для общества или, во всяком случае, связано с осуществлением общих дел, оно должно стать общеобязательным, то есть сталь правом.3

    При первобытнообщинном строе, когда на месте целостного общества существовал конгломерат кровнородственных коллективов, культурные нормы, разумеется, всеобщего значения приобрести не могли, а следовательно, общеобязательными, то есть правовыми, не становились. Здесь могли институонализироваться лишь личностные связи. Только после формирования обмена как универсального способа кооперации людей в общество безотносительно к каким бы то ни было их личностным особенностям норма культуры включалась в опосредствование социального организма, становилась общеобязательной и, стало быть, правовой. Правило поведения, не ставшее нормой культуры, в право не включается. Право, следовательно, - часть культуры, ее сторона, «момент».

    Таким образом, высокий уровень правовой культуры, важнейшей частью которой  выступает правосознание общества, является одним из признаков правового государства.

    В условиях российской действительности развитие правовой культуры - актуальная проблема, ибо в течение столетий в нашей стране было распространено пренебрежение к праву, которое  в современных переходных условиях усугубляется целым рядом негативных факторов, таких как несоблюдение конституционных прав и свобод граждан; принятие законов, не соответствующих Конституции РФ; несоблюдение государственными органами, ведомственными и должностными лицами установленных государством предписаний; проявления правового нигилизма, связанного с несовершенством законодательства; повсеместное проявление крайних степеней деформации правосознания, выражающееся в криминализации общественных отношений и др.4

    Для выхода из создавшегося положения необходимо продолжать проведение развития процесса преобразований в стране и практической реализации идей и ценностей современной правовой культуры, дальнейшего улучшения организации, совершенствования форм и методов работы государственного аппарата и правоохранительных органов, строгого соблюдения демократических принципов их деятельности, обеспечения достоверности и доступности выходящей информации; повышение авторитета суда, укрепление гарантий его независимости. Необходимо принятие действенных мер по неукоснительному соблюдению Конституции всеми государственными органами, должностными лицами и гражданами. Для развития правового сознания человека и правовой культуры общества в целом необходимо развивать и совершенствовать правовое воспитание и правовое обучение населения, государственных служащих, от которых в значительной мере зависит реальное обеспечение прав и свобод человека.

 

     2. Политическая культура  общества

 

    В содержательном плане политологи часто  определяют политическую культуру как совокупность верований и представлений, определяющих политические действия (Д.Истон); как специфический - тип политических позиций, благоприятствующих демократической стабильности (Г.Алмонд и С.Верба); как высшие принципы, на основе которых обеспечивается согласие (Т.Парсонс) и т. п.

    "Ценности  политической культуры" при этом  выступают некой системой типичных  образцов политического действия, характерных для того или иного  общества. При таком подходе куда-то  пропадает человек как существо, способное к самоопределению на основе признания безусловной и высшей ценностью другого человека (независимо от его социальной принадлежности или "вписанности" в общепризнанные политические позиции). Лишенные гуманистического, культурного контекста нормы и образцы политического действия превращаются в конечном счете в технологические критерии устойчивости или неустойчивости функционирования политической машины. Вот отчего в политологической литературе подобного рода трудно уловить грань между описаниями типов политических систем, режимов и феноменов политической культуры. Так, в одной из известных классификаций политической культуры, предложенной видным американским исследователем Г.Алмондом, различаются четыре типа политической культуры: англо-американская, континентально-европейская, доиндустриальная (авторитарно-патриархальная) и тоталитарная. Причем важнейшими показателями качества политической культуры здесь выступают ее светская направленность, практичность, однородность и центризм (уход от крайностей в решении социально-политических проблем). Воплощением "культурности" при этом объявляется англо-американская политическая практика, демонстрирующая максимальную рациональность и эффективность. Но ведь культурность и эффективность — вовсе не синонимы. Более того, культура, реализуемая в совести, милосердии и поисках "высших смыслов" бытия, бывает непрактична, нерациональна. 5

    Некоторые исследователи, стремясь избежать этого  противоречия, определяют политическую культуру как внеинституциональную систему политики, имея в виду религиозные, моральные традиции, социально-психологические установки ("национальный характер") и даже "инстинкты" социальных групп и личностей, прямо или косвенно влияющие на политику. Но и в таком случае понятие "политическая культура" не становится более определенным. Если речь идет просто о влиянии религии и морали на характер деятельности институтов государства, что совершенно очевидно, то к чему вводить особый термин? Если же описываются сложные процессы взаимопроникновения политики, морали и религии, то хотя это и происходит, но не обязательно свидетельствует об окультуривании политики. Ведь в самой религии и морали отнюдь не все относится к собственно культуре.

    В истории человеческой цивилизации  немало примеров как "облагораживающего", так и разрушительного "бесовского" воздействия религии и морали на политическую практику. "Варфоломеевские ночи" и "моральный каннибализм" являются частыми спутниками социально-политических реформ, проводимых под эгидой церкви, морализирующих идеологов или фанатиков.

    В культурфилософских же концепциях политика нередко вообще выводится за рамки  ценностных горизонтов человеческого  существования, ассоциируясь с феноменами «выживания» и «права на смерть» (Э.Канетти). Взаимоотношение культуры и политики предстает как противостояние жизни и смерти, прекрасного и безобразного, добра и зла. Очень показательна образная характеристика "культурности" государства, данная поэтом М.Волошиным, который отмечал, что цель государственного бытия - процесс пищеварения, мерило же культуры — чистота отхожих мест... Есть какая-то непреложность в том, что даже самые благие намерения в политической сфере вырождаются в нечто противоположное: "хотели как лучше, а получилось, как всегда...".

    Однако  ни радикальное разведение культуры и политики, ни чисто декларативное провозглашение всего идеального в политике "политической культурой" не проясняют сути проблемы. Философские, социологические и политологические подходы российских обществоведов к анализу феномена политической культуры и политических ценностей, очевидно, свидетельствуют о методологической несовместимости исследовательских программ. Подтверждением тому и служат многочисленные взаимоисключающие определения политической культуры и трактовки ценностного содержания политических отношений. При этом одни авторы в духе эпистемологического анархизма П.Фейерабента усматривают в подобном «многообразии» свидетельство творческой свободы и духа критичности. Другие полагают, что культура и философия несовместимы с политикой и властью, что неизбежно проявляется в релятивности и заидеологизированности содержания таких понятий, как "политическая культура" и "политические ценности". И все же подобное состояние нельзя считать ни методологическим «ренессансом», ни идеологическим казусом, оно - скорее результат методологического кризиса. По-видимому, важным условием преодоления этого состояния и конструктивного методологического синтеза может быть востребованность политологией познавательных паттернов социологии культуры, культурантропологии и аксиологии, не получивших еще должного внимания со стороны российских исследователей.

Информация о работе Взаимодействие политической и правовой культуры в обществе