Взаимодействие искусства и техники. Влияние техники на развитие искусства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:00, реферат

Описание работы

В наш век бурного развития науки и техники, всеохватывающих средств массовой информации нас, казалось бы, трудно удивить чем-то новым. А новое ежедневно неумолимо и шумно вторгается в нашу жизнь. И все же мир бесконечно богаче и многообразнее, чем все самые новейшие открытия в науке, технике, культуре и искусстве. Это ставит в затруднительное положение даже современных фантастов. Парадоксально? Но это так. Парадоксы всегда выражают нечто неожиданное, расходящееся с установившимся, общепринятым.

Содержание

Оглавление

Ведение 3
1.Взаимодействие искусства и технологий 4
1.1. Сходства и различия науки и искусства 7
2. Техника и искусство сейчас 9
3. Влияние новых технологий на развитие искусства 19
Заключение 22
Список литературы 23

Работа содержит 1 файл

культурология.docx

— 68.61 Кб (Скачать)

Реализуемые в  техническом прогрессе принципы гуманизма качественно изменяют труд человека. Он утрачивает свой вынужденный  характер и становится сво­бодным проявлением способностей индивида. Деятельность людей по своему содержанию приобретает творческий характер. Трудовая дисциплина становится более содержательной, трудовые функции работника более ответственными. Изменяется не только содержание и характер труда, но и его форма: труд приоб­ретает форму самодеятельности. Все это требует более высокой профессиональной и общей культуры работника, высокой сознательной дисциплины.

Научно-технический  прогресс оказывает воздействие  на общественный прогресс также через  систему моральных ценностей. Он расширяет сферу действия моральных ценностей и моральные ценности, которые раньше действовали в основном в традиционных областях культуры - искусстве, литературе, ныне функционируют и имеют все большее значение в научной и технической деятельности. Возникает ряд жгучих проблем современности, например, проблема соотношения истины и добра, морали и науки и др. Более того, технический прогресс воздействует на сами моральные ценности в том плане, что он обогащает их внутреннюю структуру рациональными элементами морального сознания, стимулирует взаимопроникновение идеологического и психологического уровней моральных ценностей. Особое воздействие на моральные ценности и всю культуру человека оказывает широкое внедрение в повседневную жизнь компьютеров, требующих дальнейшего развития многих способностей людей.

Возникает много  этических вопросов, поскольку этика  раздвинула свои границы в формируются  различные ее виды - ядерная этика (утверждает, что иррациональность присуща самой внутренней природе ядерных вооружений и потому их производство внутренне противоречиво), экологическая этика (основывается на томистской концепции естественного закона, на убеждении, что неэтично загрязнять или вообще нарушать естественную окружающую среду), биомедицинская этика (разделенная на ряд моральных вопросов, касающихся различных стадий жизни человека от рождения до смерти), инженерная этика ( проблемы ответственности и этика господства), компьютерная этика - (вопросы тайн частных лиц и защиты корпоративных интересов, воздействие ЭВМ на человека, про­блемы информационного загрязнения).

Постепенно формируется  особый раздел философии техники - политическая философия техники, которая интересуется справедливым распределением технических  выгод, проблемами добродетели и  преступления. Все это актуализирует  проблему ответственности инженерной деятельности.

Внедрение современной  технологии привело к расширению и трансформации всего поля ответственности. Нельзя согласиться с мнением, что  компьютеры лишают нас ответственности и статута человека. Скорее они порождают новые виды ответственности, новые этические проблемы.

Можно согласиться  с К. Митчемом, что инженерия с самого начала своего возникновения и до конца 17 столетия была по преимущественно военной, простым средством, без какого-либо внутреннего идеала, отличного от эффективности и предполагает подчинение внешним социальным структурам. Это наложило свой отпечаток на ответственность инженера, хотя результаты его деятельности более предсказуемы.

Соединение интеллектуальных способностей человека с техническими возможностями компьютеров, роботов, электронных средств массовой информации - телевидения, аудио- и видеотехники создает новый тип массовой культуры. Появление рок- н - рола (1954 г.) и группы "Битлз" ( начало 60-х годов) явились первыми ласточками этого процесса. Изменяется не только способ взаимодействия в системе "человек-машина", но и сами элементы этой системы. Умственные возможности человека усиливаются, человеческий интеллект получает развитие, интеллектуальная деятельность человека охватывает с помощью компьютеров те задачи, решение которых ранее человеку были недоступны, и приобретает еще более творческий характер. От письменной культуры человечество переходит к новой экранной культуре. Она складывается на основе синтеза компьютера с видеотехникой, космических каналов связи образующих информационный космос. Возникает новое, экранное мышление для которого характерно "сращение" логического и образного, понятийного и чувственно-наглядного. Новый язык начинает проникать в науку.

Мы входим не только в мир компьютеров и  электроники, роботов и информатики, но и в мир развития в человеке его разума и гуманности, что влечет за собой далеко идущие последствия. Введение микрокомпьютеров и особенно микропроцессоров открывает новый  этап в развитии НТР с далеко идущими последствиями, которые пока еще не могут быть оценены. Мир компьютерной техники неумолимо вторгается в нашу жизнь. Никакой свободы выбора пользоваться компьютером или нет современность не оставляет, от компьютеров также нельзя уйти, как нельзя уйти от электричества, телефона, радио или телевизора. На наших глазах рождается новая культура, соединяющая интеллект человека с техническими возможностями компьютеров. Для этой культуры характерно изменение самого стиля мышления. ЭВМ очень логичны и заставляют людей совершенствовать стиль мышления на высоком уровне абстракции - алгебраической. Возникает особый стиль мышления, который мы предпочитаем называть блочным. Правда при этом эмоционально окрашенное геометрическое или образное мышление подавляется. Психологи все более часто выражают беспокойство по поводу того, что в развитых странах эйдетизм, т.е. способность памяти сохранять яр­кие образы предметов, исчезает.

Внедрение в  культуру компьютерной техники открывает  широкий простор для технизации интеллектуальной деятельности человека и порождает множество проблем. Под воздействием быстрой компьютеризации одной из центральных в сфере культуры становится проблема соотношения мозга и машины. Как согласовать компьютерную грамотность с традиционным образованием? Компьютер освободил мозг от рутинной работы, но станет ли от этого наш мозг сильнее? Мы очень мало знаем свой мозг и очень трудно предугадать то влияние, которое окажет на него компьютер. Не ослабеет ли мозг от того, что он все меньше будет работать в том направлении, в котором он работал многие тысячелетия? ЭВМ не может не только думать, но и чувствовать. Не притупит ли свои чувства чело­век, все более тесно общаясь с компьютером?

Актуальность  этих и подобных вопросов обостряется  тем обстоятельством, что уже  сейчас, в первые годы компьютеризации общества появились негативные последствия этого процесса. Ослабление у людей образной памяти сопровождается появлением "одержимых программистов" - хакеров, у которых ослабляются социальные связи с внешним миром. "Уход" в мир компьютеров, с которыми общаться гораздо проще, чем с людьми, приводит к иллюзии жизни в мире, где человек выступает в роли демиурга, творца комфортабельного для себя мира. Наблюдаются факты разобщающего воздействия компьютеров на коллектив, выделение "компьютерной элиты", происходит потеря определенных полезных навыков, "тайны профессии" и мастерства, которые накапливались веками. Притупляются особенности естественного языка - его многозначности, метафоричности, алгоритмический язык ЭВМ приучает человека к метафизическому мышлению, усилению роли его логически-формальной стороны взамен диалектической. Принижаются интуитивные качества человека и его мышление делается инструментальным, способность к творчеству не принимается в расчет. Возникает проблема адаптации человека к измененной системе коммуникаций в обществе. Многочасовая работа человека "один на один" с компьютером действует психически угнетающе, зачастую вызывая у людей ненависть к "электронному чудовищу".

Особо следует  сказать о все возрастающей волне информационной преступности. Центральные средства массовой информации полны сообщениями о "взломщиках" электронно-банковских сетей и компьютерных "шалунах". Наибольшую известность в СНГ получила скандальная история с проникновением питерского хакера в компьютерные сети США и изъятия из нее сотен тысяч долларов. В Ростове-на-Дону хакеры в одной из торговых фирм изъяли 150 млн.рублей и было предпринято несколько попыток проникновения в компьютерные сети обмена информацией местных коммерческих банков и Регионального центра информации при главном управлении Центробанка Ростовской области. В самих США компьютерные "грабители" тоже сильно распоясались. Недавно ФБР арестовало школьника из Филадельфии, сумевшего "взломать" файлы самых крупных американских компаний. Компьютерная преступность становится одним из наиболее ярких проявлений негативных последствий компьютеризации современной культуры.

Однако нельзя не отметить и положительное воздействие  компьютеризации современной культуры. Работа на компьютере требует от человека отказа от вредных привычек, например, употребление спиртного или курения. Эта работа предполагает рост профессиональных знаний человека, его нравственных качеств, общей культуры. Темпы освоения новой компьютерной техники, которая развивается бурными темпами, во многом зависят от уровня культуры, которая, в свою очередь, формируется под сильным влиянием компьютеризации. Здесь влияние обоюдное. Формируется такой тип культуры, при котором идеи передаются от индивида к индивиду посредством различных знаков - символов, действий, подражаний и т.д. Человек, общающейся с компьютером, должен точно формулировать свои мысли, что естественно накладывает отпечаток на характер такого человека в целом. Труд индивида становится более ответственным, интеллектуально насыщенным, он утрачивает вынужденный характер и становится свободным проявлением способностей индивида, приобретает форму самодеятельности. Компьютеры развивают способность к самообучению, учат среди возможных решений выбирать оптимальное, находить возможности решения тех или иных задач. Постепенно формируется культура диалога общения человека с машиной и если человек не подготовлен к этому диалогу, то машина ему ничего не вы­даст. Человек и машина должны идти навстречу друг другу к образованию интеллектуального симбиоза.

В связи с  персональными компьютерами человек  должен приобретать "вторую грамотность", не теряя "первую". Микрокалькулятор не избавляет школьника от изучения таблицы умножения. В противном  случае человек может стать рабом  машины. На дисплее человек получит  нужную ему информацию сразу. Но как  это отразится на межличностных  связях, общении? Компьютеризация создает  новую психологическую атмосферу.

Формирования  культуры общения с машиной протекает  на фоне традиционного стиля мышления, которое оказывает неоднозначное  влияние на процесс этого формирования. С одной стороны, традиционный стиль  мышления, связанный не только с  образованием абстрактных понятий, но и с наглядным образом, в определенной степени тормозит выработку навыков общения с компьютером при помощи числового кода. Но с другой - "обычная", традиционная грамотность является необходимым условием формирования компьютерной грамотности. Поэтому наивно усматривать во "второй" компьютерной грамотности замену "первой", традиционной. Без полного усвоения в процессе образования общей грамотности с большой компонентой гуманитарного знания компьютерная грамотность может способствовать превращению человека лишь в придаток компьютера. Опыт работы со студентами свидетельствует, что те из них, кто хорошо усвоил курс высшей математики, легко и быстро овладевают основами программирования и непосредственной работой на дисплее. Не освоившие курс высшей математики обычно не в состоянии написать простую программу. Однако традиционное образование часто тормозит течение мысли по новому. Не случайно академик Е.И.Велихов отмечает, что в этом случае идет становление человека как личности и компьютеры очень интересно и по-разному вписываются в различные периоды становления человека. Так, маленькие дети считают компьютер живым и легко входят с ним в контакт. Это происходит потому, что ход их мыслей не тормозит традиционное мышление.

Недалеко то время, когда плановые хозяйственные работники не умеющие разговаривать с компьютером будут столь же беспомощны, как сейчас неграмотные люди. Умение общаться с компьютером скоро станет элементарным признаком культурного человека, как умение читать и писать в наши дни.

Опосредуя отношение  человека к действительности, компьютеры все более определяют человеческую деятельность. Таким образом, не только люди создают информационные системы, но и эти системы требуют и  создают новых людей. Конечно, поголовная компьютерная солидная грамотность ныне невозможна, хотя бы уже, потому что для решения этой задачи наше общество не имеет необходимое количество компьютерных средств. Но и делать всех людей программистами нет необходимости. Вместе с тем любой специалист должен быть пользователем ЭВМ, умело обращаться с ними при решении конкретных производственных проблем, уметь создать файл, вызвать его, отредактировать текст, сделать рисунок или чертеж и перенести его в документ, отпечатать нужный материал на принтере. На производство должен приходить грамотный в вопросах информатики работник. Требуется сознательно и активно формировать способности человека к новому уровню развития информатики. Такую задачу должна выполнить вся система образования - начальное, среднее и высшее.

В развитых странах  мира на образование населения обращается особое внимание, и выделяются колоссальные средства. В меморандуме Президента США об образовании (декабрь 1991 г.) забота об образовании названа стратегией нации и на образование выделяются огромные средства - до 260 млрд. долларов ежегодно. В меморандуме отмечается, что только то государство может обеспечить достойную жизнь своим гражданам, которое выделяет необходимые средства на образование и науку. Инвестиции в сферу образования признаются самым выгодным вложением капитала. Образование должно использовать всю мощь современной информационной техники. Поэтому инвестиции на информатику в США превосходят суммарный вклад в энергетику, сырьевые и перерабатывающие отрасли.

Определенные  подвижки в этом отношении есть и  у нас, хотя вложение инвестиций не только в сферу науки, но и в  сферу образования явно недостаточны. Разработанная Рос.НИИСИ по заказу Госкомитета РФ по высшему образованию концепция системной интеграции информационных технологий в высшей школе нацелена на определение задач, основных направлений, темпов, приоритетов развития и системной интеграции информационных технологий в условиях кри­зисной экономики и перехода к рыночным методам хозяйствования. Эта концепция отмечает, что компьютерная грамотность и графика обеспечивает воспитание творческой личности, поскольку они опираются на правополушарное мышление в головном мозге человека. Ныне еще преобладает логически аналитическое левополушарное мышление в ущерб образному, синтетическому, интуитивному и синтетическому правополушарному мышлению. Поэтому главное в предлагаемой концепцией методе обучения с помощью новых информационных технологий - это образная фиксация мысли. С этой целью геометрическое (пространственное) мышление в образовании должно стать важнейшей компонентой правополушарного мышления, от развития которого в значительной степени зависит воспитание и формирование творческой личности. С этим мышлением связано подсознание, интуиция, личная значимость, психологическая защита своего "Я", операции в реальном пространстве и времени, целостные (гештальные) представления модели мира и объектов. В этом плане важную роль играют компьютерная живопись, графика, музыка, компьютерные игры (особенно стратегические). Следует иметь ввиду, что оптико-моторное знание у человека значительно превосходит его логико-вербальную компоненту. Таким образом, главным в обмене информации между обучающим и обучаемым становится образная фиксация мысли.

Информация о работе Взаимодействие искусства и техники. Влияние техники на развитие искусства