Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:00, реферат
В наш век бурного развития науки и техники, всеохватывающих средств массовой информации нас, казалось бы, трудно удивить чем-то новым. А новое ежедневно неумолимо и шумно вторгается в нашу жизнь. И все же мир бесконечно богаче и многообразнее, чем все самые новейшие открытия в науке, технике, культуре и искусстве. Это ставит в затруднительное положение даже современных фантастов. Парадоксально? Но это так. Парадоксы всегда выражают нечто неожиданное, расходящееся с установившимся, общепринятым.
Оглавление
Ведение 3
1.Взаимодействие искусства и технологий 4
1.1. Сходства и различия науки и искусства 7
2. Техника и искусство сейчас 9
3. Влияние новых технологий на развитие искусства 19
Заключение 22
Список литературы 23
Прежде всего,
техника является важнейшей культурной
ценностью. Сфера культуры не ограничивается
классическими ценностями искусства,
этики, науки. Кроме духовной существует
материальная часть культуры, к которой
относится и техника как
Безусловно нельзя
выводить все особенности развития культуры
непосредственно только из развития и
состояния техники. Попытки Л.Уайта определить
основную линию развития культуры возрастанием
количества используемой энергии или
археолога и этнографа А.Леруа-Гурана
рассмотреть эволюцию культуры в зависимости
от элементарных технологических процессов
трудовой деятельности лежат в русле технологического
детерминизма о котором у нас уже шла речь.
Последний, как уже было сказано, не учитывает
сложных диалектических связей между
техникой и другими социальными явлениями.
Но все же каждому уровню развития культуры
соответствует определенный уровень технического
развития общества. Техника воздействует
на все другие элементы культуры и через
систему общественных связей и отношений
является решающей доминантой культурного
прогресса, материальным основанием всей
культуры.[2]
Что общего у искусства и науки? В чем различие между ними? Над этим имеет смысл подумать, чтобы лучше понимать перспективы их взаимоотношений в будущем.
Различия между искусством и наукой:
Искусство: цель – эстетическое переживание; эмоции и интуиция; визуальная или звуковая коммуникация; вызывает ассоциации; уникальность; ценностью является отрыв от традиции.
Наука: цель – знание и понимание; рассудок; повествовательная текстовая коммуникация; ценностью является систематическое продолжение традиции и соответствие стандартам.
Общие черты искусства и науки:
Ценность для обоих является внимательное наблюдение за своей средой и сбор информации, доступной чувствам. Так же ценностью для обоих является творчество. Предполагают изменение, инновации, улучшение существующего. Используют абстрактные модели постижения окружающего мира. Стремятся создавать произведения, имеющие универсальное значение. В «Принципах научного исследования» Альберт Эйнштейн заявляет, что и художник, и учёный подменяют нам мир, данный нам в опыте, миром, который создают они сами, и делают это ради трансценденции, выхода за пределы мира. Вибеке Соренсен в статье «Вклады художников в визуализацию науки» называет художников «организаторами больших массивов данных», «людьми, которые открывают необычные взаимосвязи между событиями и образами» и «междисциплинарными творцами». Она продолжает: «Наведение интеллектуального моста между абстрактным мышлением и эстетикой чрезвычайно важно для обеих групп» [3]
Представители
более жесткого критического анализа
признают, что как искусство, так
и наука продуцируют
Пауль Фейерабенд в своём докладе под названием «Теоретики, художники и мастеровые» замечает, что учёные играют важную роль в формировании тех самых явлений, которые они изучают. Он предполагает, что разработанные искусством темы абсурдности и парадокса могут пойти на пользу науке, и приводит в пример дилемму, сформулированную Платоном. Единственная возможность для нас познать чистое бытие – это умозаключать о нём, пользуясь данными несовершенных чувств, при помощи которых мы познаём материю. Платон относил ремесленников и художников к черни, ибо сфера их занятий весьма далека от сущности Вселенной, доступной лишь умственному созерцанию. Фейерабенд прослеживает развитие этого недоверия к наблюдению до наших дней, когда теоретикам приписывается статус более высокий, чем эмпирикам.[4]
Фейерабенд заявляет, что учёные должны создать масштабные теоретические структуры, которые смогли бы связать наблюдение с лежащей в его основе «реальностью». Как бы учёные не гордились своей объективностью, они точно так же, как и художники, создают несуществующее. Далее он признает серьезные трудности, причина которых – неистребимая вера, будто наука упорядочивает в единой системе теоретические структуры и основанные на них способы действия. Он сомневается в оправданности недоверия к миру реальных вещей и действий.
Если на этапе индустриализации существующие человеческие возможности приспосабливались к технике, то сегодняшние бурные темпы научно-технического прогресса потребовали дальнейшего развития самого человека. "Мы столь радикально изменили нашу среду, - писал Н.Винер, - что теперь, для того чтобы существовать в этой среде, мы должны изменить себя". Возникшее противоречие между уровнем развития человека и техники и необходимость скорейшей ликвидации этого противоречия отмечают многие ученые и инженеры, философы и социологи. Нет смысла выращивать технологических гигантов. чтобы они служили расе моральных пигмеев, - отмечали участники международного симпозиума "Есть ли у нас будущее?", характеризуя неспособность использовать мощь, находящуюся в нашем распоряжении и утверждая необходимость совершенствования человека.
С целью разрешения
возникающих проблем ныне формируется
ряд новых наук. Инженерная психология
учитывает одновременное
Отмечая, что в новых отраслях техники нет нужды в тысячах рабочих, выполняющих однообразную, стандартную работу, Х.Скалимовски говорит о необходимости развития работников. Эту же мысль развивает и Э.Тоффлер, когда пишет о нужде в инициативных, изобретательных, образованных рабочих. "На каждый доллар, который мы вкладываем в новые машины, - пишет он, - должно приходиться несколько долларов, вкладываемых в человеческий капитал - в обучение, образование, переселение, социальную реабилитацию, культурную адаптацию".
Многие авторы, отмечая тот факт, что под влиянием технической среды изменяется и сам человек однако эти изменения осознаются с трудом, задают себе каламбурный вопрос: "Я действительно стал консервативным или молодежь становится все левее?" Проблема человека состоит в том, что он оказался неспособным идти в ногу с теми изменениями, которые он сам производит, пишет в своей книге "Человеческие качества" основатель небезызвестного "Римского клуба" А.Пиччеи. Все в современном мире быстро изменяется, должен изменяться и сам человек. Но ныне в человека отсутствует необходимое чувство ответственности за свои поступки и поведение. В человеке ослабли те качества, которые были ему необходимы раньше в его борьбе за существование. Он ослаб физически, притупилась его биологическая активность. Конечно развитие его интеллектуальных способностей продолжается, но все же нарушено равновесие между прогрессом среды и биологическими возможностями человека. "Суть проблемы,- пишет А.Пиччеи, - как раз и заключается в несоответствии между созданной человеком действительностью и тем, как он ее воспринимает и учитывает в своем поведении". По его мнению возникла необходимость перейти от концепции, ориентированной на удовлетворение потребностей человека, к концепции, нацеленной на развитие человека, его возможностей и способностей, перейти к от научно-технической к человеческой революции, которая призвана восстановить культурную гармонию человека и всей общественной системы. Должны зародиться новые ценности и мотивации, взгляды и поведение. "Эта концепция, - пишет А. пиччеи,- совершенно планомерно ставит в центр своих проблем человека способ его существования и образ жизни" .
Таким образом, речь идет не только о привидении в соответствие развитие человека с уровнем технического развития общества, но и о развитии человека соразмерно с достигнутым уровнем развития всех составляющих элементов общественного прогресса, всей человеческой культуры. Человек должен производить себя во всей своей ценности на базе усвоения достижений всех культурных ценностей. С этой точки зрения культура - это производство особого рода, главным результатом которого является сам человек во всей своей целостности, всесторонности своего общественного существования. В этом процессе "производства человека" первостепенное значение принадлежит технике. Это добавляет еще один штрих к характеристике той роли, которую играет техника в развитии и функционировании культуры. Направленная на развитие человека, техника приобретает гуманистический смысл.
Реальный гуманизм признает личность вышей ценностью и критерием всех других ценностей. Технический прогресс должен быть "человекоцентричным". Западные мыслители отмечают тот факт, что современная техника, напротив, часто лишает людей их индивидуальности: чем выше уровень развития техники, чем сложнее техника, тем более стандартизированными, одинаковыми становимся мы сами.
Заметим, что определенная доля истины в этих суждениях содержится и каждый из нас это повседневно ощущает. Мы смотрим одни и те же телепрограммы, читаем одни и те же газеты, журналы и бесстелелеры, живем в аналогичных квартирах, пользуемся одинаковым транспортом и одеждой. Человека надо спасти от этой "одномерности". Глубоким гуманизмом поэтому проникнуты призывы, сформулированные в отчетливой форме Л.Мэмфордом: "Чтобы спасти нашу науку и нашу технику, мы должны прежде всего спасти человека". Это "спасение человека" лежит на пути гуманизации всей культуры и, прежде всего, культуры производства.
Под гуманизацией культуры производства понимается совершенствование всех элементов последней с точки зрения приведения ее в соответствие с потребностями человека, всестороннего развития личности и удовлетворения ее жизненных стремлений.
Главнейшим элементом культуры производства является профессиональные знания личности - знания о конкретной технологии деятельности участника производственного процесса. Чтобы эти знания имели гуманистическую направленность, т.е. способствовали производству, формированию человека, необходимо как бы их "просвечивание" сквозь осознание работником общественной значимости своей профессиональной деятельности. Инженер конструктор, к примеру, должен знать что результаты его деятельности - определенная техническая конструкция - не самоцель, а средство удовлетворения личных и общественных потребностей членов общества. Это поднимает профессиональных работников на уровень сознательных участников общественного прогресса, преодолевает узкий профессионализм мышления, труд приобретает ярко выраженный гуманный характер.
Гуманистическое "просвечивание" профессиональной деятельности позволяет учитывать запросы и возможности человека в процессе производства. Процесс общественного производства выступает не только как процесс производства вещей и идей, но и как процесс производства и воспроизводства человека. Это не следует понимать в вульгарном смысле как "деторождение", а как формирование человека - биологического и социального существа, как процесс становления личности.
Рациональному
использованию техники
Суть гуманистического подхода к проектированию производственной среды основывается на ряде принципов.
Принцип охраны здоровья требует учета возможностей человеческого организма, как адаптивных, так и компенсаторских.
Принцип индувидуализации предполагает возможность регулирования физических параметров рабочей среды в соответствии с антропологическими показателями работника.
Принцип дифференциации требует гибкости структуры трудовой деятельности, представляющей работающему возможность выбора альтернативных решений.
Принцип динамичности
заключается в возможности
Принцип сопричастности предполагает возможность участия работников данного производства в его управлении и в раскрытии на этой основе своих социально-творческих способностей.
Гуманистический подход к проектированию делает современное инженерное мышление многомерным, комплексным, учитывающим одновременно и технические, и экономические, и экологические требования к производству. Поэтому, в отличие от понимания гуманизации технического прогресса в широком, социальном плане как использование технического прогресса для развития личности, узкий аспект гуманизации технического прогресса представляет собой инженерно-конструкторскую проблему. В этом случае речь идет об учете психофизических и эргономических норм при проектировании машин. Хотя социальные факторы и здесь являются решающими, но они присутствуют как бы имплицитно. В этом случае не происходит "вписывание" человека в контур созданной технической системы, а идет проектирование деятельности человека и на этой основе определяются параметры машины, которая необходима для этой деятельности.
Информация о работе Взаимодействие искусства и техники. Влияние техники на развитие искусства