Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 18:59, реферат
Западный человек, в отличие от человека Востока имеет другой менталитет, другие взгляды на жизнь, природу, бытность и т.д. Действительно ли Восток и Запад так сильно противостоят друг другу, или они ассимилируют между собой.
Для того чтобы сравнить культуры запада и востока нужно учесть отличия по многим аспектам, то есть различия в искусстве, науке, религии, моральных устоях, политических устройствах, и составляющих этого. Приведем основные сравнительные характеристики, в которых можно найти общее и различное в культурах Востока и Запада.
1. Введение.
2. Оценка ученных и философов Запада и Востока.
3. Противоречия Восточной и Западной цивилизации.
4. Традиции Востока и Запада.
5. . Сойдутся ли Запад и Восток
6. . Особенности западной и восточной культур.Россия в диалоге культур.
7. Проблема деления культур на ”восточные ” и “западные”
8. Специфика России.
9. Заключение.
10. Используемая литература.
«Запад
есть Запад, Восток есть Восток,
не встретиться им никогда.
Лишь у подножья Престола Божья
в день страшного суда.»
Редьярд Киплинг.
Когда резню устраивают азиаты – это
зверство; когда европейцы – политическая
необходимость.
Шри Ауробиндо.
В
современной культурологии под «Западом»
подразумевается европейская и американская
культура, под «Востоком» – культуры стран
Центральной, Юго-Восточной Азии, Ближнего
Востока, Северной Африки. Для средних
веков это деление зависит от того, рассматривается
этот вопрос с европоцентристской или
общемировой точки зрения. В первом случае
под Востоком подразумевают культуры
Византии, Египта, Сирии и Палестины, под
Западом – культуры развитых государств
Европы – Франции, Италии, Испании, Германии,
Англии. В рамках мировой культуры Восток
– это в первую очередь, Китай, Индия, Япония,
Персия; европейскую культуры и преемственную
ей византийскую относят к западным культурам.
Несмотря на такие отличия в разделении
стран на Запад и Восток, у этих двух «противоположных»
типов культур можно выделить присущие
им черты.
Западная культура ориентирована на
ценности технологического развития,
динамичный образ жизни, совершенствование
культуры и общества. Идея значимости
личности, приоритет инициативы и творчества
закрепляется в конституционных формах.
Для социодинамики западной культуры
характерны волнообразность, рывки, неравномерность.
Процесс перехода к новому протекает как
ломка устаревших ценностных систем, общественно-экономических
и политических структур. Запад, будучи
носителем начала творческого, потенции,
постоянного поиска, бунта, дерзновения
и, в это же время, являя стремление к постоянному
аналитическому познанию Вселенной, чаще
занимает сторону бытия земного, телесного,
разрушая тем самым гармонию, постоянство
и органичность собственной жизни.
Дени де Ружмон в книге «Вызов запада»
называет две выдающиеся идеи, характерные
для западной культуры: личность и машину.
Это важно, поскольку личность и машина
противостоят друг другу, а потому Запад
переживает огромное психологическое
напряжение. «Личность предполагает индивидуальность,
персональную ответственность, тогда
как машина является продуктом интеллекта,
абстракции, обобщения, тотализации, групповой
жизни». (Д. Судзуки «Лекции о Дзен-буддизме»).
Причем понятие личности в данном контексте
следует понимать даже не как монаду (древних
греков), но как принцип бесконечного,
всеобъемлющего порыва, полета Духа за
рамки всех условностей и границ. При всем
этом, нельзя не отметить еще одну немаловажную
черту западного менталитета - его склонность
к научному исследованию мира. Наука Запада
занята плетением сетей сложных методологических
исследований и экспертиз, окутывая которыми
объект своего изучения она пытается понять
его и его природу. Д. Судзуки пишет: «Какими
бы мелкими не были ячейки сети, пока есть
сеть, имеется и то, что сквозь нее ускользает,
а именно то, что не может быть каким-либо
образом измерено. Числа уходят в бесконечность,
и однажды науки признаются в собственной
неспособности заманить реальность в
свою сеть». Оказывается, что сама Жизнь
- эта удивительная тайна, для познания
которой и создавались науки - неминуемо
бежит из-под линз микроскопов и датчиков
других научных приборов.
Восток является воплощением некой иррациональности,
трансцендентности, принимающего, женского
принципа-начала, он никогда не отступал
от заповедей существования в мире духовном
(при этом, подчас, ущемляя существование
плоти, но, все же, по природе своей, стремясь
к равновесию и гармонии). На Востоке новое
не отвергает и не разрушает старое, традиционное,
а органично вписывается в него. Западная
культура нацелена вовне, тогда как для
восточной культуры характерна погруженность
во внутренний мир человека. Многие восточные
мыслители были убеждены в том, что усовершенствовать
мир можно лишь обретя цельность и гармонию
в самом себе. Если западная культура пошла
по пути создания техники, посредующей
отношения с природой, то для восточной
культуры характерно стремление к гармонии
с природой, развитие естественным образом.
Восток - это сжатость, глубина, тишина.
В данном отношении особенно показательным
примером является японская поэзия хайку.
Известный английский исследователь японской
культуры Р.Х. Блейс писал по этому поводу:
«Хайку - это самый короткий поэтический
жанр, при котором стихотворение еще имеет
форму и ритм. Сокращая поэтическое произведение
до семнадцати слогов, мы приближаемся
к невидимому, неописуемому поэтическому
переживанию, пока каждая характеристика
объекта не станет для него неотъемлемой,
пока само стихотворение не станет прозрачным
и как бы написанным без слов». Восток
провозглашает принцип познания или, вернее
сказать, постижения мира через отождествление,
слияние с ним. Раствориться в окружающем,
в Бытии, в мгновение оказаться Всем и
одновременно мельчайшей частицей Всего.
Ключевыми понятиями в постижении этого
являются «Пустота» (шуньята (санскрит.))
или «Недеяние» (увей (кит.)). Эти термины
отнюдь не означают отрицание мира или
вообще отрицание чего- либо, скорее наоборот:
они говорят о запредельности, сверхреальности
и в то же время единственной Реальности,
причем неразрывно слитой с реальностью
обыденной, являющейся ее истоком и устьем.
Сатпрем говорил об индуизме: «Так называемый
индуизм - это выдумка запада; индусы говорят
только о «вечном законе», санатана дхарма,
который существует и для мусульман, негров,
христиан и даже анабаптистов. То, что
кажется человеку запада самой важной
частью религии – а именно структура,
которая «отличает» ее от всех других
религий и устанавливает, что человек
не является католиком или протестантом,
если не считает себя тем или другим, и
не соглашается с какими-то параграфами
веры, - является для индуса самым несущественным
аспектом, ибо он инстинктивно стремится
отбросить все внешние различия, чтобы
вновь обнаружить всех там, где все сходится
в одной центральной точке».
Как
будут складыватьсяотношения между европейской
и исламской цивилизациями, имеет жизненно
важное значение для России. С первых веков
своего существования Русь непосредственно
соприкасалась с мусульманским миром.
Ростово-суздальское княжество граничило
с Волжской Болгарией, с которой им были
установлены дипломатические отношения.
Начиная с ХП века русские купцы и паломники
постоянно посещали Малую Азию, Сирию,
Палестину, Египет, страны Магриба. По
мере своего расширения Московское государство
вобрало в себя территории, населенные
мусульманами. Восточные мотивы оказали
заметное влияние на творчество КАК БУДУТ
СКЛАДЫВАТЬСЯ отношения между европейской
и исламской цивилизациями, имеет жизненно
важное значение для России. С первых веков
своего существования Русь непосредственно
соприкасалась с мусульманским миром.
Ростово-суздальское княжество граничило
с Волжской Болгарией, с которой им были
установлены дипломатические отношения.
Начиная с ХП века русские купцы и паломники
постоянно посещали Малую Азию, Сирию,
Палестину, Египет, страны Магриба. По
мере своего расширения Московское государство
вобрало в себя территории, населенные
мусульманами. Восточные мотивы оказали
заметное влияние на творчество лей "доктрины
Эйзенхауэра" была провозглашена защита
от советской угрозы Мекки и Иерусалима11(последний,
действительно, в 1962 году был оккупирован,
но не СССР, а союзником Соединенных Штатов
— Израилем). Многовековое проживание
русских бок о бок с другими народами привело
к возникновению на территории России
уникальной цивилизации,основывающейся
на взаимопонимании и взаимотворчестве
различных культур и религий, в том числе
христианства и ислама.
Подводя
итоги сравнения запада и востока как
двух культурных ареалов и, обобщая все
выше сказанное, нужно отметить, что запад
и восток это две ветви человеческой культуры,
две цивилизации, два образа жизни. Они
далеки друг от друга во многих отношениях,
как культурной жизни, так и в отношении
материальных ценностей.
Бурно развивающийся запад с его стремлением
к новому, ломая и разрушая старое как
уже отработанный продукт своей жизнедеятельности
и неторопливый гармоничный восток, с
его стремлением к созерцанию развития
мира, с его отношением к природе и ко всему
естественному как к святому и неприятием
всякого вмешательства в сущность развития
жизни.
В процессе работы над этой темой, я выявил
отличия между западной и восточной культурами,
по которым Запад и Восток противостоят
друг другу. Их основные различия в пути
развития каждой культуры, цивилизации,
социально-экономических структур, политического
уклада жизни, духовной культуры и т.д.
Стоит отметить, что западный человек,
европейский колонизатор, считал, что
он одарил людей Востока, тем, что те не
способны были создать сами (машины, техника
и т.д.). Т.к. они «варвары». Хотя сейчас
ситуация изменилась. Например, Япония
стала одной из ведущих стран с устойчивой
экономикой, политическим строем. Она
удерживает первые позиции на звание самой
прогрессивной страны в области науки,
техники, электроники, даже если её культурное
развитие не было основано на принципе
заимствования из других культур. Основной
разгадкой, по моему мнению, отличия Востока
и Запада, есть принципиальная разница
психологии, менталитета представителей
двух цивилизаций. Философия европейца
и человека востока различны. В этом можно
убедиться в отношении к природе, окружающей
среде. Как уже говорилось раньше для европейца
природа: «не храм, а мастерская» для восточного
жителя мира это единое целое вместе с
ним самим.
Но для меня трудно выделить ту культуру
и ту цивилизацию, которая была бы лучше
другой, Я думаю если есть противостояния,
соперничество между Востоком и Западом,
то сейчас в глобализации оно должно сгладиться
и они будут развитыми органично. Потому
что знаменитых, интересных, очень умных
людей на плечах, которых держится вся
культура, руками которых она творится
достаточно на Востоке и на Западе.
Цивилизация Востока была жизнеспособна,
пока ей приходилось сталкиваться с варварскими
народами. Она защищалась от них пассивно,
поглощая и переустраивая на свой лад.
Однако, встретившись с цивилизацией Европы,
технически более развитой, несущей совершенно
иную программу и стремящейся к разрушению
всего непохожего на нее, Восток не устоял.
Эти культуры различны, но с другой стороны
они, дополняя друг друга, образуют общую
мировую культуру, в которой мирно существуют
различные ценности и менталитеты и гармонично
связаны эти два культурных ареала – Восток
и Запад.
1.
Аверинцев С. Морфология культуры О. Шпенглера
// Вопросы литературы.1968.№1.
2. Бердяев Н.А. и др. О. Шпенглер и закат
Европы. - М., 1922.
3. Маркарян Э.С. О концепции локальных
цивилизаций. - Ереван, 1962.
4. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М.,
1991.
5. Журнал ВПИ.Культурология 2006 г.
6. Культурология.П.С.Гуревич.
7. Вопросы философии.Е.Н. Аникеева,А.В.Семушкин
1998
8. Журнал” Международная жизнь.”А.Подцероб.1998.
9. Журнал” Международная жизнь.”А.Подцероб.1998.
10. История мировой культуры,Чернокозов
А.И. 1997.
Информация о работе Восток-Запад:противостояние или диалог культур