Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 18:59, реферат
Западный человек, в отличие от человека Востока имеет другой менталитет, другие взгляды на жизнь, природу, бытность и т.д. Действительно ли Восток и Запад так сильно противостоят друг другу, или они ассимилируют между собой.
Для того чтобы сравнить культуры запада и востока нужно учесть отличия по многим аспектам, то есть различия в искусстве, науке, религии, моральных устоях, политических устройствах, и составляющих этого. Приведем основные сравнительные характеристики, в которых можно найти общее и различное в культурах Востока и Запада.
1. Введение.
2. Оценка ученных и философов Запада и Востока.
3. Противоречия Восточной и Западной цивилизации.
4. Традиции Востока и Запада.
5. . Сойдутся ли Запад и Восток
6. . Особенности западной и восточной культур.Россия в диалоге культур.
7. Проблема деления культур на ”восточные ” и “западные”
8. Специфика России.
9. Заключение.
10. Используемая литература.
Федеральное
агентство по образованию РФ
Волжский политехнический институт (филиал)
Волгоградского государственного технического
университета
Кафедра: социально-гуманитарных дисциплин
Реферат по культурологии.
Тема: Восток-Запад:противостояние
или диалог культур
Выполнил: студент
группы вха-146
Ярвсалу Е.В.
Проверил: ст.преп.
Касьян Е.В.
Волжский 2008
Содержание
1. Введение.
2. Оценка ученных и философов Запада
и Востока.
3. Противоречия Восточной и Западной
цивилизации.
4. Традиции Востока и Запада.
5. . Сойдутся ли Запад и Восток
6. . Особенности западной и восточной
культур.Россия в диалоге культур.
7. Проблема деления культур на ”восточные
” и “западные”
8. Специфика России.
9. Заключение.
10. Используемая литература.
Введение
Для своего реферата я выбрала тему «Восток-Запад:противостояние
или диалог культур.» , так как этот вопрос,часто
обсуждаем и как мне кажется имеет большое
значение для нашей страны. Разделение
культур на западные и восточные подразумевает
не только их географическое расположение,
но и различную ментальность населяющих
эти территории народов, то есть различие
в характеристике способов и методов познания
мира, научных, религиозных, художественных,
эстетических и духовных ценностей, основных
мировоззрений, общественно – экономических
и политических структур
Восток и Запад такое разделение, конечно,
условно для культурологии. Это одни из
главных культурных и духовных центров
в мире. Многие так и разделяют культуру
на Восточную и Западную. Последователей
каждого из направлений достаточное количество,
трудно сказать, что больше предпочитает
человечество «Восточную» или «Западную»
модели культуры. На Востоке и Западе свои
тенденции развития, отличия, направления
и есть даже сходства, хотя они и противостоят
друг другу. В наше время стремительного
роста модернизации и даже постмодернизации
трудно сказать европеизируется ли Восток,
а Запад наоборот, интересуется им, или
они различны, и не понять им друг друга.
Под Востоком понимается культура таких
стран, как Япония, Китай, Индия, некоторые
арабские страны, а под Западной цивилизацией
страны Западной Европы, а сейчас на первом
месте выступает Америка, по моему мнению.
Культуры Запада и Востока во многом
различны и даже противоположны, и можно
выделить присущие им черты.
Конечно, восточная цивилизация была
и остаётся более устойчивой, предстаёт
как сплошная линия. Восточная культура
очень гибкая, в ней основы цивилизации
оставались и остаются незыблемыми.
Западная культура представляет собой
культуру, ориентированную на динамический
образ жизни, ценности технологического
развития, совершенствование общества
и культуры, бурное развитие всех сфер
человеческой деятельности. На Западе
цивилизация двигалась вперёд как бы рывками,
которые несли с собой крушение старой
системы ценностей, политических и экономических
структур. Новые веяния разрушали некоторые
устои цивилизации.
Восток, во многом в противоположность
Западу являет собой воплощение спокойствия,
непротивления. Боясь разрушить хрупкую
гармонию мира человек, культуры востока
предпочитает не вмешиваться в развитие
мира, а стоять на стороне пассивного созерцателя
течения жизни и бытия. Восток – это некое
воплощение принимающего, женского принципа-начала
он никогда не отступает от существующих
в духовном мире заповедей (при этом часто
ущемляя существование плоти, но при этом
всегда стремясь к существованию гармонии
и равновесию в мире).
Западный человек, в отличие от человека
Востока имеет другой менталитет, другие
взгляды на жизнь, природу, бытность и
т.д. Действительно ли Восток и Запад так
сильно противостоят друг другу, или они
ассимилируют между собой.
Для того чтобы сравнить культуры запада
и востока нужно учесть отличия по многим
аспектам, то есть различия в искусстве,
науке, религии, моральных устоях, политических
устройствах, и составляющих этого. Приведем
основные сравнительные характеристики,
в которых можно найти общее и различное
в культурах Востока и Запада.
Запад
есть запад, восток
есть восток, не встретиться
им никогда. Лишь у подножья
Престола Божья в день
страшного суда .
Эти строки, принадлежащие великому английскому
писателю Редьярду Киплингу, и по сей день,
привлекают внимание. Одни соглашаются
с Киплингом, говоря, что Востоку и Западу
действительно не понять друг друга. Другие,
наоборот, протестуют, указывая на то,
что Восток европеизируется, а Запад проявляет
все больший интерес к традициям востока
(философии, искусствам, медицине).
Под восточной цивилизацией подразумевается,
прежде всего, Индия, Китай и Япония на
протяжении гигантского временного промежутка:
с середины 2 тысячелетия до н.э. - по 17 век
н.э. - 3000 лет. За это время на Западе успели
одна за другой смениться несколько цивилизаций.
В
центре внимания учёных востоковедов
находились история и культура восточного
народа, Китай, Индия, и арабо-мусульманский
мир. В ХIХ в. были открыты следы древних
цивилизаций Ближнего Востока, в ХХ в.-
древнейшая цивилизация в Южной Индии.
В общих трудах, созданных классиками
востоковедения Г. Масперо, Эд. Мейером,
Б.А. Тураевым, главное внимание уделялось
описанию и характеристике культурной
религиозной и политической истории древних
цивилизаций. Широкое распространение
получила концепция феодального характера
древневосточных обществ. В трудах советских
историков (В.В. Струве, В.И. Авдиев, Б.Б.
Пиотровский, М.А. Коростовцев, И.М. Дьяконов)
была разработана концепция рабовладельческого
общества.
В философско-историческом осмыслении
(Гегель, Соловьёв) Восток представлялся
в качестве первой исторической ступени
всемирного развития человечества («деспотия»,
«свобода одного» как первый шаг к свободе
у Гегеля, символ «бесчеловечного Бога»
у Соловьёва). В теориях замкнутых культур
и локальных цивилизаций (Данилевский,
Шпенглер, Тойнби) линейная историческая
схема была отброшена и казавшийся (на
европейском фоне) более или менее единым
Восток предстал своего рода «россыпью»
самобытных культурно исторических образований.
В современных типологических схемах,
восходящих к Веберу, китайская, индийская
и ближневосточная цивилизации были осознанны
в качестве основных и самостоятельных
форм культуры и общества – наряду с европейской,
создавшей в экономике, социальной и политической
сферах, в области духовной культуры такое
своеобразие, которое выводит Запад за
рамки общецивилизованной «нормы» присутствующей
при всех модификациях в обществах и культурах
Востока.
Это привело к существенному переосмыслению
самой парадигме «Восток-Запад». Место
представления об их взаимной диалектической
связи (как единства противоположностей)
заняло теперь представление о традиционности
(нормальности) цивилизаций востока и
отклонений от традиции европейского
(западного) способа цивилизационно-исторического
существования.
Согласно этой точке зрения, именно «Восток»
в широком смысле слова, стал колыбелью
мировой цивилизации и человеческой культуры.
Для всех его локальных социокультурных
образований было характерно стремление
к сохранению «веками выработанной жёсткой
нормы» устойчивого социального порядка
и сложившихся религиозных и моральных
стандартов поведения. Сущность этих социальных
систем по Васильеву, определяется азиатским
способом производства, характерным для
всех неевропейских докапиталистических
обществ (первичность – основанного на
власти - собственности государственного
сектора и вторичность сектора частнособственного),
и сводится к консервативной стабильности.
С другой стороны, по Генону, восточные
цивилизации существенно не противоречат
друг другу в силу следования изначальному
«высшему принципу» (хотя уже от части
и утраченному и открыто не выступающему
в мировоззрениях, рассчитанных на массовое
поведение). Однако при обоих объяснениях
оказывается понятным то обстоятельство,
что в современном мире мы видим, с одной
стороны, цивилизации оставшиеся стоять
на традиционных позициях, таковы цивилизации
Востока, с другой стороны – антитрадиционную
цивилизацию или цивилизацию современного
Запада.
Если
Восток представлен в культуре целым рядом
локальных цивилизаций или, по крайней
мере, тремя основными потоками цивилизационно-исторического
существования (Ближний Восток, Китай,
Индия), то соотносимая с ним европейская
(западная) культурно-историческая традиция
являет нам, прежде всего, своеобразную
последовательность эпох (ступеней) развития
цивилизации, зародившейся в бассейне
Эгейского моря в результате краха и на
основе критомикенской культуры. Эта последовательность
исторических эпох такова:
• классическая эллинская культура;
• эллинистически-римская ступень;
• романо-германская культура христианского
средневековья;
• новоевропейская культура.
Три последние ступени можно рассматривать
(на фоне антично-греческой классики) и
как своеобразные вариативные формы вестернизации
традиционной культуры римлян и германцев,
а затем — и всей романо-германской Европы.
У Гегеля и Тойнби две первые и две вторые
эпохи объединены в самостоятельные цивилизационно-исторические
формообразования (античный и западный
миры). Для Маркса европейские античность
и средневековье, хотя и образуют параллель
обществам Востока, базирующимся на азиатском
способе производства, все же составляют
вместе с ними единую докапиталистическую
ступень исторического развития, за которой
следует резко противостоящая ей универсально-капиталистическая
эпоха нового времени.
Так или иначе, но у истоков и в самих
основаниях всех обществ и культур европейской
(западной) цивилизационной традиции находится
нечто невообразимое с нормальной (традиционной
или восточной) точки зрения: хозяйство,
общество, государство, культура, целиком
лежащие на плечах одного единственного,
самостоятельно, на свой страх и риск осуществляющего
свои «труды и дни», свою деятельность
и общение человека. Человека-общества,
человека-государства, человека-мировоззрения,
действительно целостной личности, свободной
и самостоятельной в мыслях, словах и поступках,
Одиссея (как говорит М.К.Петров). И, может
быть, совсем не случайно начинают и завершают
пути, пройденные европейской духовной
культурой, «Одиссея» Гомера и «Улисс»
Джеймса Джойса: вместе с Одиссеями в европейскую
культуру вошли и укрепились в ней рынок
и демократия, гражданское общество и
свободное личностное мировоззрение.
Важнейшими изобретениями европейской
культуры на языково-знаковом уровне ее
представленности в духовно-мировоззренческой
сфере являются философия в указанном
выше значении этого понятия и наука как
специфическая форма познавательной деятельности,
характерная для последней эпохи существования
западной культурной традиции. Грань между
«софийной» и «сциентизированной» формами
культуры вообще (а также в отношении специфики
соответствующих мировоззренческих форм)
столь значительна, что очень часто выделяют
лишь два крупных периода в движении европейской
культуры, взятой в ее относительной самостоятельности
от социально-экономической и национально-этнической
областей проявления цивилизационно-исторической
жизни. А именно:
• от середины I тыс. до н. э. н до XVII в.;
• период ХVII-XX вв. (для его обозначения
используются два основных термина: период
новоевропейской культуры или период
техногенной цивилизации).
С учетом других критериев, и, прежде
всего представленности в европейской
культуре христианства, эта простейшая
периодизация усложняется: обычно в этом
случае говорят (имея в виду первый большой
период) об эпохах античной, греческой
и римской, культуры, о культуре эпохи
средневековья и о культуре Возрождения
(с этой последней эпохи некоторые авторы
начинают отсчет новоевропейской культуры).
В рамках второго большого периода часто
выделяют культуру Просвещения, романтизма
и классическую немецкую культурную эпоху
конца XVIII — начала XIX в. Этот начальный
отрезок новоевропейской культуры совпадает
хронологически с эпохой буржуазных и
национальных революций в Западной Европе
и Америке. Он является также временем
утверждения экономическое формации общества
(капитализма).
Вторая половина XIX — XX в. характеризуются
по-разному. Но совершенно очевидно, что
за эти полтора столетия ситуация в культуре
и общественных сферах западной техногенной
цивилизации — несмотря на постоянный
поток обновлений и ряд социальных и национально-государственных
катаклизмов — стабилизируется. В том
числе и в отношении все более широкого
охвата ценностными ориентациями западной
цивилизации неевропейских культур. В
итоге современная западная культура
оценивается то в русле шпенглеровской
мифологемы «Заката Европы», то в оптимистических
и одновременно явно евроцентристских
тонах.
В
устойчивости Восточной цивилизации и
состоит первая особенность Востока. Запад
движется вперед как бы рывками. И каждый
рывок (Античность, Средневековье и т.д.)
сопровождается крушением старой системы
ценностей, а также политических и экономических
структур. Развитие Востока, напротив,
предстает как сплошная линия. Новые веяния
здесь не разрушают устои цивилизации.
Напротив, они органично вписываются в
старое и растворяются в нем.
Восток очень гибок, он способен вобрать
и переработать многие чуждые себе элементы.
Так, по замечанию одного из крупнейших
востоковедов, нашествия "варваров"
(кочевых племен, живших на границах Китая
и переживавших период разложения первобытнообщинного
строя ) не только не уничтожили китайское
государство, но даже не прервали его существования...
И даже в северной части страны, где образовались
"варварские" королевства, эти королевства
очень скоро перестали быть "варварскими",
превратившись в те же китайские. Коренное
китайское население этой части страны
ассимилировало пришельцев и привило
им свою цивилизацию.
Кроме того, в отличие от Европы, на Востоке
сосуществовало множество религий,' и
даже ислам, непримиримый в отношении
западного христианства, довольно спокойно
уживался с традиционными восточными
верованиями. Таким образом, какие бы потрясения
не происходили, основы цивилизации оставались
незыблемыми.
Третьей
особенностью Востока является приверженность
традиции. Традиция встречалась и в Европе,
однако в цивилизациях Востока была возведена
в далеком прошлом, в мифическом "золотом"
веке. И все новое получало оправдание
только тогда, когда можно было подыскать,
что-нибудь подобное в древности.
Все здесь непрестанно повторяется, несколько
видоизменяясь, но сохраняя обязательно
черты сходства. Человеку европейского
Средневековья в голову не могло прийти
писать в стиле Гомера. А на Востоке на
протяжении 3000 лет можно встретить в стихах
одни и те же размеры, мелодии и т.д.
Любое неоправданное нарушение традиций
(даже самых незначительных) воспринималось
как сущий кошмар. Так, великий китайский
философ Конфуций повествует об одном
сановнике, устраивавшем "в храме танцы,
в которых танцоры выстраивались в восемь
рядов". Поскольку в древности такие
праздники мог давать только император,
Конфуций с возмущением заявляет: "Если
это можно вынести, то, что же тогда нельзя
выносить?!". Он же создал целую теорию
(до сих пор имеющую на Востоке огромное
влияние) о том, что общество должно жить
по раз и навсегда установленному ритуалу
поведения. Без ритуала, по его мнению,
обесценивается все. "Почтительность
без ритуала приводит к суете. Осмотрительность
без ритуала превращается в боязнь. Смелость
без ритуала выглядит грубостью". Ритуал
властвует не только в человеческом обществе,
но и в природе. Ему подчинены смена времен
года, расцвет и увядание. Свою теорию
Конфуций также воспринимал не чем-то
новым, а лишь возрождением учений прежних
веков. "Излагаю, но не создаю. С любовью
и верой отношусь к древности".
5. Сойдутся ли Восток и Запад
НА будущее отношений европейской и исламской
цивилизаций можно,видимо,смотреть с достаточно
обоснованным оптимизмом.Обьективные
предпосылки для их сближения создаёт
все большее вовлечение мусульманских
стран в процессы модернизации.Там происходит
быстрое развитие промышленности и коммерцилизация
сельского хозяйства, в городах возникают
классы и социальные слои, аналогичные
существующих в индустриальных странах,
достаточно унифицированными мировыми
стандартами. Большое значение, по мнению
американского ориенталиста М.Хадсона,
имеет и то, что в настоящее время приверженцы
ислама разделяют с немусульманскими
народами”общий базис письменной культуры.”Важную
роль играют развитие информационного
обмена,наростание туристических потоков
из Европы в мусульманские страны и эмиграции
из этих стран в Западную Европу, уже начавшей
изменять облик многих европейских городов.
Встают,однако,вопрос,не приведет ли
все это в конечном счете к вестернизации
исламского Востока. В современном мире
действительно происходят быстрые процессы
унификации. Однако на жизни людей они
отражаются в основном на бытовом уровне,
в то время как культурная самобытность
сахрняется. Более того, что даже проживание
на одной территории и к тому же “вперемежку”
друг с другом различных этнических групп
не ведет к их культурно-религиозной унификации.
Еще более убедителен в этом отношении
пример России, где в течение столетий
мусульмане жили бок о бок с христианами,
но при этом сохранили свою культурно-цивилизационную
специфику.
Вместе с тем межцивилизационное взаимодействие
может быть успешным лишь в том случае,
если оно происходит естественным путем.
Любые попытки навязать свои представления,
свое духовное господство,”подавить”
другую цивилизацию способны привести
лишь к усилению ксенофобии,формированнию
в общественном сознании по отношению
к представителям иной образа “чужого”,даже
образа “врага”.Россия, в отличии других
европейских стран, непосредственно соприкасающаяся
с мусульманским миром, более того, вобравшая
в себя часть исламского Востока, способна
сыграть важную роль в деле налаживания
взаимопонимания европейской и мусульманской
цивилизаций. В силу своего географического
положения, а также особенностей исторического
развития, Россия, как представляется,
призвана стать звеном, связывающим различные
культурные ареалы-западноевропейский,
исламский,индийский,
6.Особенности западной и восточной
культур.Россия в диалоге культур
Философско-исторические исследования
всегда имеют определённую практическую
ориентациюПостигая прошлое, мы стремимся
разобраться в настоящем, определить тенденции
развития современного общества. В этом
смысле особоважное, актуальное для нас
значение преобретает решение вопроса
о соотношении Западной и Восточной культур
цивилизаций, а тагже место России в этом
диалоге. Эта проблема довольно часто
поднималась и прежде в работах философов
и социологов. Сейчас она стала обсуждаться
не только в специализированной литературе,
статьях, но ив еженедельных и ежедневных
журнальных и газетных материалах, в политических
дисскуссиях и т. Д. В 1992 г. Журнал ”Вопросы
философии” провел ”круглый стол” на
тему “Россия и Запад: взаимодействие
культур” , на котором выступили с изложением
своих позиций ведущие отечественные
ученые: философы , историки , филологи
, страноведы и т.д. Используя материалы
той дискуссии ,а тагже значительный предшествующии
ей материал отечественной и мировой мысли
, я попробую ответить на поставленные
вопросы. Запад и Восток в данно контексте
рассматривается не как географическое
, а как геосоциокультурное понятие. Один
из участников “круглого стола” В. С.
Степин отмечал ,что под термином Запад
он понимает особый тип цивилизационного
и культурного развития , который сформировался
в Европе примерно в хv веке. Цивилизация
этого типа можно было назвать технргенной.
Её характерные черты- это быстрое изменение
техники и технологий, благодоря систематическому
применению в производстве научных знаний.
Следствием такого применения являются
научные , а затем научно-технические революции
меняющие отношение человека к природе
и его место в системе производства. По
мере развития техногенной цивилизации
происходит ускоряющееся обновление той
искусственно созданной человеком предметной
среды , в которой непосредственно протекает
его жизнедеятельность. В свою очередь
, это сопроваждается возрастающей динамикой
социальных связей , их относительно быстрой
трансформацией. Иногда на протяжении
жизни одного- двух поколенний происходит
изменение образа жизни и формирование
нового типа личности.
Предпосылки западной культуры закладывались
еще в античности и средневековье. Основными
вехами ее предьистории были следующие
: опыт демократии античного полиса , становление
в рамках его культуры различных философских
систем и первых образцов теоретической
науки , а затем сформировавшаяся в эпоху
европейского средневоковья христианская
традиция с ее представленнием о человеческой
индивидуальности , концепцией морали
и пониманием человеческого разума как
созданного, по образу и подобию Бога.
И поэтому способному к рациональному
постижению смысла бытия. Синтез этих
двух традиций в эпоху Возрождения было
одним из истоков ценностей техногенной
цивилизации. В эпоху Просвещения завершилось
формирование мировозренчиских установок
, определивших последуещее развитие техногенной
цивилизации. В системе этих установок
формировалась особая ценность прогресса
науки и техники , а тагже убеждение в принципиальной
возможности рациональности организации
социальных отношений. В социальном плане
западная цивилизация отожествляется
с эпохой становления и развития капитолизма
и становления гражданского общества
и правового господства. В технологическом
плане- с индустриальным и постиндустриалбным
обществом.
Философы и социологи рассматривают
мировозренческий , социальный и технологический
аспекты культуры , как единое целое , показывая
их неразрывное единство и взаимодействие
. Западному типу культуры в философии
противопостовляют восточный тип , получивший
название “традиционного общества.”
Геополитически Восток связывается с
культурами Древний Индии и Китая , Ваилона,
Древнего Египта , национально государственными
образованиями мусульманского мира. Эти
культуры были самобытными и, вместе с
тем , характеризовались некоторыми общими
чертаи : они были ориентированны , прежде
всего , на воспроизводствр сложившихся
социальных структур , стабилизацию устоявшегося
образа жизни . господствовшего часто
на пртяжении многих столетий. Традиционные
образцы поведения , аккумулирующие опыт
предков , рассматривались как высшая
ценность. Виды деятельности , их средства
и цели менялись очень медлено , столетиями
воспроизводились в качестве устойчивых
стереотипов. В духовной сфере господствовали
религиозно-мифологические представления
и канонизированные виды мышлеия , научной
рациональности противопостовлялись
нравственно-волевая установка на созерцетельность,
безмятежность , интуитивно-мистическое
слияние с бытиём.В мировоззренчиском
аспекте в восточных культурах отсутствует
разделение мира на мир природы и социума,
естественный и сверхьестественный.Поэтому
для восточного восприятия мира не характерно
разделение мира на “одно и другое” или
“все обо всем”.Отсюда отрицание индивидуалистического
начала и ориентация на коллективизм.Автономия,свобода
и достоинство человеческой личности
чуждые духу восточной культуры. В восточных
мировозренческих системах человек абсолютно
несвободен,он предопределен либо космическим
законом, либо Богом.
Отсюда проистекают политические и экономические
модели устройства жизни “восточного
человека”.Восточным людям чужд дух демократии,
гражданского общества.Там исторически
господствовали деспоты.Стремление привить
нормы западной демократии на восточной
почве . очень своеобразные гибриды , и
реализация этих устремлений связана
с глубокими социальными катаклизмами.
Разумеется, все это в определенном смысле
умозрительные модели, реальная действительность
никогда не давала таких чистых “идеальных
типов”.Тем более,в современном мире,
когда осуществляется такое тесное взаимодействие
всех сфер общественной жизни в различных
странах и континентах, которое накладывает
огромный отпечаток на взаимодействие
и трансформацию культур.
Перед философами и социологами уже давно
стоит вопрос:как соотносятся в культуре
России западное и восточное культурное
наследие?Возможен ли и необходим ли самобытный
путь развития Росси.Ответы на вопросы
давались зачастую противоположные.На
этой почве идейный спор различных философско-идеологических
направлений , концентрированное оформление
которых состоялось в середине 19 в. В виде
идеологии западничества и словянофильства.Западники,как
уже упоминались выше,не стремились подчеркивать
особенностей российского культурного
опыта и считали,что Россия должна перенимать
все лучшие достижения западной культуры
и оброза жизни.Словянофилы отстаивали
идею самобытности Российского пути развития,
связывая эту самобытность приверженностью
руского народа православию.Помнению,
православие явилось источником ряда
важнейших особеностей “русской души”,русской
культуры,важнейшими из которых являются
глубокая религиозность,эмоциональность
связанные с ней ценности,приоритет коллективногго
начала над индивидуальным,приверженность
к самодержавию и т.д.Вопрос о пути развития
России , о своеобразии российской культуры
еще большее значение приобрел для философов
России,окозавшихся gckt Октябрьской революции
в миграции.В этот период на данную тему
в различных зарубежнх изданиях было опубликовано
несколько крупных работ ведущих русских
мыслителей:Бердяева Н.А.,Сорокина П.А..
Бердяев считает,что для определения
национального типа , народной индивидуальности,
невозможно дать строго научное определение.Тайна
всякой индивидуальности узнаётся лишь
любовью и в ней есть что-то непостижимое
до конца, до последней глубины. Бердяев
считает,что для постижения России нужно
применить теологические добродели веры,надежды
и любви.
Одной из важнейших характеристик русской
народной индивидальности,по мнению Бердяева,является
её глубокая поляризованность и противоречивость.Русский
народ есть не чисто европейский и не чисто
азиатский народ.Россия есть целая часть
света,огромный Востоко-Запад,она соединяет
два мира. И всегда в русской душе боролось
два начала,восточное и западное.Этому
миру принадлнжит и своя самобытная культура,”равно
отличная от европейских и азиатских.”Вместе
с тем, евразийцы подчеркивали крен русской
культуры, включая в эту культуры туранские
народности,связывая преемством Русь
с империей Чингисхана и заявляя , что
“русская революция прорубила окно в
Европу.”В российской культуре, в национальной
российской традиции есть серьезные основания
для выроботки такого пути развития,. Основными
ценностями которого явилось бы ориентация
не на всевозростающее материальное производство
и потребительство, а на аскетическую
умеренность, основанную на приоритете
духовных ценностей.Холодному расчету,калькулированности,
Информация о работе Восток-Запад:противостояние или диалог культур