Византия: специфика типа культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 21:31, реферат

Описание работы

Цель данного реферата – изучение культуры Византийской империи на разных этапах развития, а также её специфика и особенность.

Содержание

I. Введение…………………………………………………………………………3
II. Культура Византийской империи..............................................................…...4
1. Ранний этап культуры Византии (IV – VII вв.).…………….………...5
2. Средний этап культуры Византии (VII - IX вв.)………………..….…8
3. Поздний этап культуры Византии (X - XV вв.)…………………….10
III. Заключение…………………………………………………………………...12
Список использованной литературы…………………………………………...13

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 95.00 Кб (Скачать)

византийского  культурного  круга  господствовала  та  же  крестово-

купольная композиция, которая  возникла в VI  в. и характеризовалась 

слабо выраженным внешним  декоративным оформлением. Большое  значение декор  фасада  приобрел   в  IX-X  вв.,   когда  возник  и   получил 

распространение новый архитектурный стиль. Появление нового стиля было

связано  с  расцветом  городов,  усилением  общественной роли церкви,

изменением  социального   содержания  самой   концепции  сакральной  

архитектуры в  целом и храмового  строительства  в частности (храм как 

образ мира). Возводилось много новых  храмов, строилось большое число 

монастырей,  хотя  они  были,   как  правило,  невелики  по   размеру.

Помимо изменений  в декоративном  оформлении зданий,  менялись и 

архитектурные формы, сама композиция строений. Увеличивалось значение

вертикальных  линий и  членений фасада, что  изменило и силуэт  храма. 

Строители все  чаще прибегали к использованию  узорной кирпичной кладки.

      В  VIII-XII  вв.  оформилось  специальное  музыкально-поэтическое 

церковное   искусство.   Благодаря   его   высоким   художественным  

достоинствам, ослабело влияние на церковную музыку музыки фольклорной,

мелодии которой  ранее  проникали ранее даже  в литургию. В  целях еще 

большей изоляции музыкальных основ богослужения от внешних воздействий была  проведена   канонизация  лаотональной   системы  -   “октоиха”  (восьмигласия). Ихосы представляли собой некие мелодические формулы.  Однако музыкально-теоретические  памятники позволяют  заключить, что  система  ихосов  не  исключала   звукорядного  понимания.  Наиболее   популярными  жанрами  церковной  музыки  стали  канон  (музыкально -  поэтическая композиция во время церковной службы) и тропарь (едва ли  не основная ячейка византийской  гимнографии). Тропари сочинялись ко  всем  праздникам,  всем  торжественным  событиям  и  памятным   датам.

      Общественная  жизнь также  не обходилась без  музыки. В книге  “О

церемониях византийского  двора” сообщается  почти о 400 песнопениях. 

Это и песни-шествия, и песни во  время конных процессий, и песни при 

императорском  застолье,  и  песни-аккламации,  и  т.п.

      Как итог ко второму периоду можно  отметить, что Византия в 

это время достигла наивысшего  могущества и наивысшей  точки  развития

культуры.  В  общественном  развитии  и  в  эволюции культуры Византии

очевидны  противоречивые  тенденции,   обусловленные  ее  срединным  

положением  между  Востоком  и  Западом. 
 
 

Поздний этап культуры Византии

(X - XV вв.)

      С Х в. наступает новый этап истории  Византийской культуры — происходит обобщение и классификация всего достигнутого в науке, богословии, философии, литературе. В византийской культуре этот век связан с созданием произведений обобщающего характера — составлены энциклопедии по истории, сельскому хозяйству, медицине. Трактаты императора Константина Багрянородного (913—959) “Об управлении государством”, “О фемах”, “О церемониях византийского двора” — обширная энциклопедия ценнейших сведений о политической и административной структуре Византийского государства. В то же время здесь собран красочный материал этнографического и историко-географического характера о сопредельных с Империей странах и народах, в том числе и о славянах.

      В культуре полностью торжествуют  обобщенно-спиритуалистические принципы; общественная мысль, литература и искусство как бы отрываются от реальной действительности и замыкаются в кругу высших, абстрактных идей.

      Окончательно  складываются и основные принципы византийской эстетики. Идеальный эстетический объект переносится в духовную сферу, и  она теперь описывается с помощью таких эстетических категорий, как прекрасное, свет, цвет, образ, знак, символ.

      В художественном творчестве получают преобладание традиционализм, каноничность; искусство  теперь не противоречит догматам официальной  религии, но активно служит им.

      В литературе обнаруживаются тенденции  к демократизации языка и сюжета, к индивидуализации авторского лица, к проявлению авторской позиции; в ней зарождается критическое  отношение к аскетическому монашескому  идеалу и проскальзывают религиозные  сомнения. Литературная жизнь становится более интенсивной, возникают литературные кружки. Значительного расцвета достигает в этот период и византийское искусство.

      Захват  Константинополя крестоносцами  в 1204 г. привел к распаду византийской империи и кратковременному существованию латинской империи (1204—1261) и владений латинских баронов на земле Византии. В сфере культуры этот эпизод знаменует культурное взаимодействие греческой и западной цивилизаций. Католическая церковь прилагала большие усилия для распространения среди греков латинской культуры и католического вероучения. Уже в 1205 г. была сделана попытка основать в Константинополе католический университет, а центром распространения католицизма в Латинской империи стал монастырь св. Доминика в Константинополе, где в 1252 г. монахом Бартоломеем было составлено полемическое произведение “Против ошибок греков”. Одновременно византийская культура стала оказывать влияние и на просвещенных людей, прибывающих с Запада. Так, католический архиепископ Коринара Гийом де Мэрбеке, человек широко образованный, сведущий в латинской и греческой философии, переводил на латынь труды Аристотеля, Гиппократа, Архимеда и Прокла. Эти переводы, по-видимому, оказали влияние на формирование философских взглядов Фомы Аквинского.

      Заметным  явлением в культуре Латинской империи было творчество трубадуров, многие из которых были участниками четвертого Крестового похода. Так, Конон де Бетюн достиг зенита своей славы именно в Константинополе. Труверами империи были знатные рыцари Робер де Блуа, Гуго де Сен-Кантон, граф Жан де Бриен и менее знатные типа Гуго де Брежиля.

      Для культуры поздней Византии характерно идейное общение византийских эрудитов с итальянскими учеными, писателями, поэтами, что оказало влияние  на формирование раннеитальянского  гуманизма. Именно византийским эрудитам суждено было открыть западным гуманистам прекрасный мир греко-римской древности, познакомить их с классической античной литературой, с подлинной философией Платона и Аристотеля. Необходимо отметить, что понятие “византийский гуманизм” обозначает тот культурный, духовно-интеллектуальный психологический и эстетический комплекс, который характерен для мировоззрения слоя эрудитов XIV—XV вв., и который по своим признакам может считаться аналогом итальянского гуманизма.

      Широчайшие познания таких прославленных византийских философов, богословов, филологов, риторов, как Георгий Гемист Плифон, Дмитрий Кидонис, Мануил Хрисолор, Виссарион Никейский и др., вызывали безграничное восхищение итальянских гуманистов, многие из которых стали учениками и последователями византийских ученых.

      Одновременно  с развитием гуманистических  идей в поздней Византии происходит необычайный взлет мистицизма. Как  будто все временно притаившиеся силы спиритуализма и мистики, аскетизма  и отрешенности от жизни консолидировались теперь в исихастском движении, в учении Григория Паламы и начали наступление на идеалы Ренессанса. В атмосфере безнадежности, порожденной смертельной военной опасностью, феодальными усобицами и разгромом народных движений, в частности восстания зелотов, среди византийского духовенства и монашества крепло убеждение, что спасение от земных бед можно найти лишь в мире пассивной созерцательности, полного успокоения — исихии, в самоуглубленном экстазе, якобы дарующем мистическое слияние с божеством и озарение божественным светом. Поддерживаемое господствующей церковью и феодальной знатью, учение исихастов одержало победу, заворожив мистическими идеями широкие народные массы империи.

      В поздней Византии процветали суеверия. Общественные неурядицы порождали мысли о приближении конца мира. Даже в среде образованных людей были распространены гадания, предсказания, а иногда и магия.

Порой колдунов преследовали с тем, чтобы узнать цель их тайных действий против какой-либо персоны. Однажды заподозренную в чародействе старуху для того, чтобы выведать цель ее колдовских действий, обнаженной посадили в мешок с кошками, причем кошек через ткань кололи шиповником, чтобы они вонзались когтями в тело старухи. Часты были случаи применения магии в кругах духовенства, хотя это и преследовалось церковью.

      Подводя итоги развития византийской культуры в XI—XII вв., мы можем отметить некоторые  важные новые черты. Безусловно, культура Византийской империи в это время  еще оставалась средневековой, традиционной, во многом каноничной. Но в художественной жизни общества, несмотря на его каноничность и унификацию эстетических ценностей, пробиваются ростки новых предренессансных веяний, нашедших дальнейшее развитие в византийском искусстве эпохи Палеологов. Они сказываются не только и не столько на возвращении интереса к античности, который в Византии никогда не умирал, а в появлении ростков рационализма и свободомыслия, в усилении борьбы различных общественных группировок в сфере культуры, в росте социального недовольства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

      По  данным проведённой работы можно  сделать следующие выводы в развитии культуры Византийской империи:

1) в первом  периоде сформировались основные особенности  византийской культуры.  Прежде всего,  к ним  следует отнести  то, что

византийская  культура  была  открыта   другим  культурным  влияниям,  

получаемым  извне.  Но  постепенно  уже  в  ранний период они синтезировались  главной,  ведущей  греко-римской  культурой.

Культура ранней Византии была городской культурой. Крупные города

империи, и в  первую очередь Константинополь, были не только центрами 

ремесла и торговли, но и очагами высочайшей культуры и образованности;

2) во втором периоде Византия достигла наивысшего  могущества и наивысшей точки  развития культуры. В общественном  развитии  и в эволюции культуры Византии очевидны  противоречивые  тенденции,  обусловленные ее  срединным положением  между  Востоком  и  Западом;

3)  в третьем этапе, культура Византийской империи оставалась средневековой, традиционной, во многом каноничной. Но в художественной жизни общества, несмотря на его каноничность и унификацию эстетических ценностей, пробиваются ростки новых предренессансных веяний. Они сказываются не только и не столько на возвращении интереса к античности, который в Византии никогда не умирал, а в появлении ростков рационализма и свободомыслия, в усилении борьбы различных общественных группировок в сфере культуры, в росте социального недовольства.

      Итак, главная цель данного реферата была достигнута: мы изучили культуру Византийской империи на разных этапах развития, а также раскрыли её специфику и особенность. 
 
 

Список  использованной литературы

1) Культура Византии. Под ред. Сахарова Л.Д. М., 2000.

2) Википедия.  Свободная энциклопедия: http://ru.wikipedia.org

3) Удальцова З.В. Византийская культура. М., 1988

4) Рогинский Я.Я. Формирование культуры в мире. М. “НАУКА”, 2002.

5) Энциклопедический словарь. 2001.

6) Культура Византии в трех томах Изд. “Наука”, Москва 1984, 1989 гг.  
 
 

Информация о работе Византия: специфика типа культуры