Византийская культура и ее значение для культуры древней Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2010 в 22:59, курсовая работа

Описание работы

История Византии как самостоятельного государства (395 – 1453)началась с раздела в 395 г. Римской империи на Восточную и Западную части. Столицей Восточной Римской империи стал город Константинополь, основанный в 324 г. императором Константином. После нашествия варварских племен в 476 г. Западная Римская империя прекратила свое существование, а Восточная часть империи стала ее преемницей.
Сами византийцы называли свою империю Ромейским царством, т.е. Римской империей, а Константинополь – Новым Римом. Поскольку Константинополь находился на месте древней греческой колонии Византии, то по этому названию и всю Восточную часть стали называют Византийской империей, или Византией.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1 Особенности исторического развитие Византии………………………..4
2 Государственное устройство Византии………………………………….8
3 Период Раннего Средневековья…………………………………………11
4Период Македонской династии и династии Комнинов………………...16
5 Эпоха Палеологов………………………………………………………...19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...23

Работа содержит 1 файл

культорология.docx

— 46.43 Кб (Скачать)

    3 Период Раннего Средневековья.

    Процесс формирования византийской культуры длился несколько столетий, начиная с поздней античной эпохи вплоть до IX - X вв. Византийское искусство, как культура других стран средневековых государств, представляла собой сложную, но все же единую систему культурных ценностей. Изменения, происходящие в одной из сфер культуры, незамедлительно сказывались и в другой, хотя общее явления, борьба старого с новым, зарождение новых тенденций протекали в разных отраслях культуры по-разному.

    Образование

    Поскольку Восточно-Римская империя в IV - V вв. не подвергались нашествию варваров, ее старые центры античной науки уцелели - Афины, Александрия, Бейрут, Газа; были созданы и новые. В городских школах преподавали чтение, письмо, счет, изучали поэмы Гомера, трагедии Эсхила и Софокла. Византия стала государством, в котором была открыта первая в Европе высшая школа. Она начала функционировать в IX в. в Константинополе. Здесь же было создано высшее медицинское училище.

    Научные знания

    Достигли  успехов византийские географы: они  умело чертили карты страны и  морей, планы городских кварталов  и застроек. Не замирало и научное творчество, здесь работали крупные математики, исследовали в области астрономии и астрологии, а также оптики. Значительными были успех в медицине. Врач Орибазий (326 - 403) составил медицинскую энциклопедию, включавшую 70 книг.

    После утверждения христианства уничтожались научные центры: в 489 г. по настоянию  эпископов была закрыта школа  в Эфесе, в 529 г. - школа в Афинах - один из крупнейших центров греческой  образованности. В конце IV в. монахи - фанатики уничтожили значительную часть  Александрийской библиотеки. В то же время для распространения христианства создавались церковные духовные высшие школы.

    Известно, что уже в конце VII в. византийцы изобрели «греческий огонь» - зажигательную  смесь из пороха, смолы и селитры, которая обладала способностью гореть на воде. Это помогло византийцам побеждать своих врагов в морских битвах. «Греческий огонь» широко применялся при осаде крепостей в VII - XV вв. Византийский ученый Лев Математик усовершенствовал сетевой телеграф. Врач Никита составил сборник по хирургии (IX в.).

    Философия

    Поскольку кризис рабовладельческого общества в  Византии не принял таких форм, как  в Западной Римской империи, то это  определило сохранение античных традиций в развитии византийской философии. В период Раннего Средневековья  в IV - V вв. в Византии был распространен  неоплатонизм, представлявший, по определению  Маркса, сочетание стоического, эпикурейского и скептического учения философией Платона и Аристотеля. Наиболее известными представителями этого направления были Прокл (410 - 485) и Иоанн Филопон, или Грамматик (VI - VII вв.). Большинство сторонников неоплатонизма использовали его для обоснования христианства. Эпоха Раннего Средневековья стала для Византии временем борьбы различных философских взглядов и приспособления их к интересам нарождавшегося феодального общества.

    Литература

    Начало  Средневековья явилось завершающим  этапом литературы  рабовладельческого общества. Светские поэты того времени пересказывают античные мифы, используют античные принципы стихосложения. Поскольку памятников фольклора не сохранилось, то о народном творчестве и его особенностях судят по церковной литературе того времени. Лириком этого периода был Роман Сладкопевец, писавший народным языком, размером, близким народным песням, его гимны стали популярны в православной церкви. Его считали самым крупным поэтическим дарованием Византии.

    Период  VII - IX вв. характеризуются резким сокращением количества сохранившихся литературных памятников, а так же ослаблением античной традиции. Сокращение письменных литературных источников объясняется не одичанием Византии, а острой классовой борьбой, происходившей в период становления феодализма и сопровождавшейся религиозным изуверством.

    Но  не прекращалось и светское поэтическое  творчество. Особенно важное значение имеет так называемый «Мириобиблон» (греч. множество книг), состоящий из своего рода аннотаций к 280 античным и ранневизантийским произведениям с комментариями. Народное творчество этого периода испытало влияние славянской колонизации. Ряд пословиц, поговорок прочно вошли в быт византийцев из славянского фольклора.

    Изобразительное искусство и архитектура

    Искусство Византийский империи в силу исторических особенностей развития страны было сложным. В формировании и развитии искусства  большую роль сыграли различные  народы, населявшие империю. Наивысший расцвет искусства Византии приходится на время правления императора Юстиниана (482 или 483-565), когда империя достигла размеров, почти равных старому Римскому государству. При Юстиниане византийское искусство приобретает полную самостоятельность. Искусство отразило в своих образах государственные и религиозные идеи, а также богатство Византийской империи. Своеобразие официального искусства времени Юстиниана - это показ дворцовой жизни как пышного церемониала, театрально-торжественного культа. Во дворце Халкэ в Константинополе был создан цикл мозаик, в которых изображены военные триумфы византийских полководцев. Конная статуя Юстиниана была установлена на одной из площадей столицы. Изображения этой статуи императора сохранились на русских иконах. К числу выдающихся памятников середины Vв. относится мавзолей Галлы Плакидии и Равенне. Это усыпальница византийской принцессы, дочери императора Феодосия.

    В столице Византии, в Константинополе, оформился выдающийся единый архитектурный ансамбль: Ипподром, Большой дворец с полом, выложенным мозаиками, и центральное здание города - храм святой Софии (строился в 532-537). Это главный памятник не только этой эпохи, а всей византийской империи. Храм Софии выстроен малоазиатскими архитекторами Анфимием из Тралл и Исидором из Милета. Одновременно со  сложением ранневизантийского храма складывается стиль стенной живописи. Ее излюбленной техникой стала мозаика, берущая истоки в античности.   

    Отмеченная  противоречивость ранневизантийского искусства подготовила возникновение иконоборчества - социально-политического и религиозного движения в Византии в VIII - IX вв., направленного против культа икон. Победа иконопочитателей означала поражение художественного свободомыслия и дальнейшее подчинение искусства церкви. Пятьдесят лет иконоборчества глубоко отразились в жизни византийского общества. Только в 787 г. в Никее, а не в столице собрался Седьмой Вселенский собор, на котором был сформулирован и провозглашен догмат об иконопочитании. Непревзойденный образец монументального искусства Византии середины IX в. - мозаика Софии Константинопольской.

    Ранневизантийское  монументальное искусство дополнялось  памятниками прикладного искусства, т.е. искусство малых форм. Так, в Равенне это резьба, украшавшая капители колонн; кресло Максимиана с рельефами из слоновой кости. Дошли до наших дней скульптуры V - VI вв. из слоновой кости, которые называются консульскими диптихами.

    Миниатюра Раннего Средневековья, несмотря на приверженность античным  образцам, в то же время несет печать отвлеченности художественных образов. Иконопись древнейшего периода свидетельствует о переходе от индивидуального античного портрета к символическому изображения святых.

    Музыка

    Музыкальное искусство Византии восходит к персидской, коптской, еврейской, армянской песенности, а также позднегреческому и римскому мелосу. Большое развитие получили приветственные возгласы - славословия на стихотворные тексты, застольные величальные песни в исполнении хоров. Из нотированных памятников до нас дошла только культовая музыка, бывшая чисто вокальной и одноголосной. Широкое распространение в Византии получили гимны - религиозно-философская песенная лирика, сочетавшая мистику с эмоциональными содержанием. Расцвет византийского гимнотворчества относят к V - VI вв.; наиболее известный поэт и музыкант - автор гимнов Роман Сладкопевец, родом из Сибири. Знаменитым автором гимнов был Иоанн Дамаскин.До IX в. византийская музыка играла в Европе видную роль. Она проникла в Рим, Франконию, Южную Италию, Ирландию. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    4 Период Македонской династии и династии Комнинов

    Оформление  феодальных отношений обусловило стремление господствующего класса все культурное наследие прошлого и прежде всего античные традиции приспособить к своим интересам. В период Македонской династии (842-1057) и династии Комнинов (1057-1204) в византийской столице вновь пробуждается интерес к классической литературе и философии. Анна Комнин, одна из образованнейших женщин своего времени, изучала Гомера, в подражании древним сама сложила поэму, прославляющую отца, Алексея Комнина.

    Образование и научные знания

    В XI - XII вв. значительный рост переживает светское образование, основанное на античных традициях. В Константинополе в XI в.возрождается университет - центр светского образования для всей империи. На юридическом факультете университета изучали римское право, латинский язык, византийскую юриспруденцию, готовили судей, нотариусов, чиновников различных рангов. Все новые идеи, проникавшие сюда, сурово пресекались государством и церковью.

    В византийской науки X в. связан с созданием  обобщающих произведений энциклопедического характера. Около 975 г. была составлена литературная энциклопедия, содержавшая сведения об античных и византийских авторах - Суда, содержащая около 30 тыс. статей, расположенных в алфавитном порядке: объяснения античных реалий, биографические заметки, цитаты из древних и ранневизантийских авторов.

    На XI - XII вв. приходится наибольшая интенсивность  философских дискуссий что обусловило более раннее по сравнению с Западном разложение схоластики. Ведущие представители византийской философии XI в. - Михаил Пселл и Иоанн Штал (2-я половина XI в.). Они пытались отделить философию от богословия, хотя оставались на позициях идеализма.

    Литературная  жизнь

    В этот период литературная жизнь Византии переживает оживление. Ее представители - Константин VII Багрянородный, Симеон Метафраст, приспосабливающие культурное наследие к интересам господствующей элиты. Широкое распространение получили в придворных кругах прозаические и стихотворные романы. Однако большинство из них написано высокопарным, напыщенным стилем, с обилием цитат из античных авторов.

    Изобразительное искусство и архитектура

    В середине IX - середине XI вв. наблюдается  расцвет византийского искусства, который условно называется Македонским Возрождением, что было связано с усилением экономической, политической, военной и международной мощи феодализировавшейся Византии. Середину XI - XII вв. определяет «комниновский» период, но архитектурные памятники этих двух периодов составляют единую группу, несмотря на различия в типах и местах стилистических направлений.

    Впервые новый тип храма был воплощен в новом базилике Василия Македонянина «Новая церковь» («Неа», 881). К XI в. относятся такие памятники архитектуры, как храм Католикон в монастыре Хосиос Лукас в Фокиде и монастырь Дафни близ Афин, предоставляющие собой варианты крестово-купального храма. В искусстве с X - XI вв. начинает господствовать пышная декоративность. Прикладное искусство и миниатюра представлены двумя направлениями - образцами придворного официального искусства и произведениями для более демократических кругов населения.

    Поразительной высоты достигло в Византии искусство  резьбы по слоновой кости. Пластинки из этого драгоценного материала служили иконками, украшали переплеты книг, шкатулки.

    Музыка

    В конце X в., когда Киевская Русь приняла  христианство, византийское влияние  проникает в древнерусское церковное  пение. Но в связи с общей эволюцией Византии, ее политического строя и культуры с этого времени намечается постепенный упадок музыкального искусства: сникает импровизаторство, статичность и застылость образов преобладают в культовой музыке. В  XII - XIV вв. в период поздневизантийского феодализма господствует внешняя красочная орнаментальность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    5 Эпоха Палеологов

    Династия  Палеологов - последняя в истории  Византийской империи. Этот новый и  последний период истории искусств Византии условно называется Палеологовским Возрождением (1261 - 1453).

    Начало  кризиса феодализма и культуры

    В XIII в. Константинополь был захвачен крестоносцами и с 1204 - 1261 гг. прекратилось существование Византии. Бывшая империя  представляла собой мозаику из небольших  государств. Этот период характеризуется  спадом в развитии ее культуры.

    Начавшийся  кризис феодализма в Византии в XIV - XV вв. усилил борьбу церкви с наукой и научными знаниями. Мистицизм захлестывает все отрасли науки, догматические рассуждения заполняют даже математические произведения. Из-за противодействия духовенства не был проведен в жизнь новый византийский календарь Никифора Григора (1295-1360). В то же время зарождение в византийских городах капиталистических элементов усиливает интерес к достижениям античной науки.

    Появляются  элементы гуманистического мировоззрения, особенно ярко выраженного в творчестве виднейшего византийского философа и ученого XV в. Георгия Гемиста  Плифона (1355-1452). Медицинская наука  на этом этапе включает анатомию, физиологию, фармакологию. Развитие византийской науки затормозило турецкое завоевание 1453 г., уничтожившее ростки капитализма и повернувшее общественный строй государства вспять. Вместе с тем в XIV - XV вв. в Византии зарождается новое, родственное социально и идейно западноевропейскому гуманизму, философское направление, важную роль в котом играл Георгий Плифон. 
 

Информация о работе Византийская культура и ее значение для культуры древней Руси