Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2010 в 22:59, курсовая работа
История Византии как самостоятельного государства (395 – 1453)началась с раздела в 395 г. Римской империи на Восточную и Западную части. Столицей Восточной Римской империи стал город Константинополь, основанный в 324 г. императором Константином. После нашествия варварских племен в 476 г. Западная Римская империя прекратила свое существование, а Восточная часть империи стала ее преемницей.
Сами византийцы называли свою империю Ромейским царством, т.е. Римской империей, а Константинополь – Новым Римом. Поскольку Константинополь находился на месте древней греческой колонии Византии, то по этому названию и всю Восточную часть стали называют Византийской империей, или Византией.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1 Особенности исторического развитие Византии………………………..4
2 Государственное устройство Византии………………………………….8
3 Период Раннего Средневековья…………………………………………11
4Период Македонской династии и династии Комнинов………………...16
5 Эпоха Палеологов………………………………………………………...19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...23
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………
1
Особенности исторического
2
Государственное устройство
3
Период Раннего Средневековья……
4Период
Македонской династии и
5
Эпоха Палеологов……………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...23
ВВЕДЕНИЕ
История Византии как самостоятельного государства (395 – 1453)началась с раздела в 395 г. Римской империи на Восточную и Западную части. Столицей Восточной Римской империи стал город Константинополь, основанный в 324 г. императором Константином. После нашествия варварских племен в 476 г. Западная Римская империя прекратила свое существование, а Восточная часть империи стала ее преемницей.
Сами
византийцы называли свою империю Ромейским
царством, т.е. Римской империей, а Константинополь
– Новым Римом. Поскольку Константинополь
находился на месте древней греческой
колонии Византии, то по этому названию
и всю Восточную часть стали называют
Византийской империей, или Византией.
1 ОСОБЕННОСТИ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВИЗАНТИИ
В истории Византии прослеживаются особенности, связанные с географическими, политическими, экономическими, этническими, религиозными факторами. Смешение греко – римских и восточных традиций наложило отпечаток на общественную жизнь, государственность, религиозно – философские идеи, культуру и искусство византийского общества. Однако Византия пошла своим историческим путем, во многом отличным от судеб стран, как Востока, так и Запада.
Территория Византии и особенности экономики
В начале своего существования Византии обладала огромной территорией. Она включала Малую Азию, Балканский полуостров, часть Месопотамии и Армении, Сирию, Палестину, Египет, острова Крит и Кипр, Херсонес в Причерноморье и Лазику на Кавказе, некоторые области Аравии, острова Восточного Средиземноморья. Такое географическое положение предопределила связь Византийской цивилизации с двумя различными мирами – Востоком и Западом. Здесь пролегали важнейшие торговые пути – сухопутный и морской «шелковый путь» в Китай «путь благовоний» - через Аравию к портам Красного моря, Персидскому заливу и Индийскому океану.
Устояв от нашествия варваров, Византия получила в наследство от Рима немало процветающих областей с разнообразной экономикой и развитыми городами. Провинция Византии на Балканах – Фракия, а также Египет были главными житницами империи, их называли хлебной кладовой. На востоке, в Малой Азии процветало производство кожи, шерстяных тканей, металлических изделий, высоко было развито виноградарство, садоводство, скотоводство. Поэтому Византии была обеспечена сырьем, продуктами сельского хозяйства, полезными ископаемыми. В Византии развивались ремесла, которых тогда не знали в Западной Европе: производство ювелирных изделий, стеклянной посуды, шерстяных и шелковых тканей. Здесь было меньше рабов, больше свободных крестьян, чем в Западной Европе, что обусловило меньшее истощение земли, более высокие урожаи.
Роль городов и населения
В Византии сохранились оживленные многолюдные города, являвшиеся культурными центрами. В IV – V вв. крупнейшими городами были Александрия, Антиохия (Сирия), Эдес (Месопотамия), Тир, Бейрут, Эфес, Смирна, Никея (Малая Азия), Фессалоники и Коринф (европейская часть). Крупные городские центры Византии сохранили внешний облик античного города. Они имели четкую планировку улиц с портиками и площадками, украшенными античными статуями.
Исключительную роль игра Константинополь, удачно расположенный в проливе Босфор. Уже в VI в. он превратился в крупнейший торгово-ремесленный центр, который современники называли «огромной мастерской роскоши», «мастерской вселенной». В Константинопольский порт постоянно прибывали десятки купеческих судов из разных стран. Византийское купечество богатело на торговле с Ираном, Индией, Китаем. Росло значение Константинополя как культурного и религиозного центра. В столице Византии осуществлялось широкое строительство светских зданий, зрелищных сооружений, а также храмов. К началу V в. здесь проживало 150 тыс. человек, а в первой половине VI в. – 375 тыс., т.е. столько же, сколько в Риме. Константинополь олицетворял мощь и красоту Византийской империи.
Население Византии, достигавшее примерно 30 – 35 млн. человек, состояло из различных этнических групп: сирийцев, евреев, армян, грузин, коптов, греков. Многие народы, особенно в восточных провинциях, прочно сохраняли свою самобытность, язык, культуру, нравы и обычаи. Но постепенно в Византии складывается основное этническое греческое ядро – греки, бывшие самой многочисленной народностью империи. Хотя римлян проживало в Византии немного, государственным языком до VII в. был латинский язык, а с VII в. – греческий.
Этапы развития государства
За
тысячелетнюю историю Византия
эволюционировала в социально-экономическом
отношении от рабовладельческого строя
к феодальному, который окончательно
утвердился в IX – XI вв. Переход к феодализму
происходил в Византии медленнее, чем
в Западной Европе, что объяснилось влиянием
как внутренних, так и внешних причин.
В IV – VI вв. рабство было еще распространено
в Византии, хотя формы эксплуатации рабов
уже изменились: рабам стали давать землю,
им разрешалось иметь семью и собственное
хозяйство, увеличивалось число рабов,
отпущенных на волю. В VII – IX вв. развитие
феодализма в Византии приобрело синтезные
черты, что было обусловлено ролью славянских
племен. Под влиянием расселения славян
основной ячейкой хозяйственной жизни
Византии стала сельская община. Труд
рабов и колонов постепенно заменялся
трудом зависимых крестьян. X – XII вв. стали
периодом утверждения феодальных отношений,
утверждения крупной феодальной частной
собственности. В то же время феодализм
в Византии существенно отличался от западноевропейского
– здесь важную роль играло государство.
Оно контролировало количество земли,
находящейся в собственности феодала,
имело право ее конфисковать, регулировать
налоги. Византийские феодалы не обладали
судебной функцией. Само Византийское
государство было собственником огромных
земельных владений, обслуживаемых «государственными
крестьянами». Положение изменилось в
XIII – XV вв., когда Византия распалась на
части и мощь государства была подорвана.
В это время возросла роль феодальной
аристократии, укрепились позиции крупной
частной земельной собственности, функции
государственной власти на местах перешли
к феодалам.
Византия и соседи. Конец Византийской империи
Византия
подвергалась нападениям готов, славянских
племен ( V – VI вв.), Болгарского царства,
существовавшего в VII – начале XI
вв.; испытывала территориальные претензии
могущественного противника на Востоке
– Ирана, с которым шла длительная кровопролитная
война в VI в. был трагическими – арабские
племена, создавшие свою государственность
и объединенные новой религией – мусульманством,
захватили Сирию, Палестину, Северную
Африку. В это время территория Византийской
империи сократилась втрое. В IX в. Византии
удалось восстановиться как сильной централизованной
империи, которой она осталась до XIII в.,
когда начался ее закат. В 1204 г. Константинополь
был захвачен крестоносцами, империя вновь
распалась на части. Несмотря на восстановление
единства империи во второй половине XIII
в., государственная власть на этом историческом
этапе не смогла противостоять феодальному
сепаратизму. Византия в XIV – XV вв. все
больше дробилась на уделы. Империя слабела,
армия сокращалась. В 1453 г. турки разгромили
Константинополь, захватив при этом всю
империю. Византийская империя прекратила
свое существование.
2
Государственное устройство
Культ императорской власти
Византия была государством – империей, в котором управление осуществлялось из центра. В столице составлялись списки налогов, из нее направлялись в провинции сборщики податей, в столицу поступали жалобы на решения местных судов.
Император имел практически неограниченную власть, он мог казнить подданных, невзирая на их положение, конфисковать имущество, назначая на должности. Он обладал законодательной властью, судебной, руководил армией и определял внешнею политику. Контроль за жизнью страны осуществляли сановники императора. Его земельные владения были огромны. Однако император не обожествлялся в полном смысле слова, он считался смертным человеком, но по отношению к обществу он был подобием Отца Небесного. Обязанностью императора было подражать богу. Этой цели был подчинен весь ритуал дворцовой жизни. Император всегда находился на возвышении; трон его был двухместным, на нем оставляли в праздничные и воскресные дни место для Христа – в качестве его символа на сиденье возлагали крест.
Несмотря на восприятия императора как подобия Отца Небесного, судьба многих византийских императоров была трагичной: царствовал каждый из них недолго. Многие из них были лишены жизни насильственно. Непрочность положения императора усугублялась тем, что Византии царская власть не передавалась длительное время по наследству. Неугодных императоров смещали. Формально император выбирался армией и народом. В X в. изменился обряд вступления на престол – раньше императора провозглашал народ на ипподроме, теперь его венчали на царство как Божьего избранника в главном храме страны – храме святой Софии. С этого периода император нарекался василевсом, т.е. царем, а так же автократом.
Византийцы признавали империю наиболее совершенной формой государственного устройства, и идея империи всячески обосновывалась политическими теориями. Культ императорской власти был важнейшим элементом государственной религии.
Влияние церкви
Второй крупной силой в Византии была церковь. Византийские императоры показывали себя верными сынами церкви. В действительности они самовластно распоряжались церковными делами, утверждая патриархов по своему усмотрению. Византийская монархия не только обладала всей полнотой власти, но оказывала глубокое влияния на церковь, на религиозные воззрения. Но в то же время церковь имела огромное воздействие на византийское общество.
Несмотря на то что в Византии христианство было признано в IV в. государственной религией, она оставалась еще полуязыческой страной. Отправление домашних языческих культов сохранялось до конца V в. В деревне даже в XII в. продолжал существовать культ Диониса, покровителя земледелия. Попытку вернуться к язычеству предпринял император Юлиан (331-363), философ, храбрый полководец. Хотя он и получил христианское воспитания, но став императором, выразил приверженность язычеству, реформировать его на основе неоплатонизма. За издания эдиктов против христиан христианская церковь прозвала его Отступником.
Утверждение христианства встречало сопротивления, в свою очередь христиане уничтожали языческие памятники, храмы и т.д. Так, в Александрии в конце IV в. был разрушен Серапиум - центр языческого культа и сожжена знаменитая библиотека. От обезумевшей фанатиков - христиан погибла женщина философ Ипатия (370 - 415). Было запрещено провидение Олимпийских игр. Имущество закрываемых языческих храмов отбиралось в пользу казны. Однако постепенно языческое сознание умирало, сменяясь новым, христианским, которое все больше определяло духовную жизнь Византии.
В Византии церковь вела борьбу с ересями, религиозными движениями, участники которых отклонялись от официального учения. По мнению церковников, человек должен был постичь содержание Священного писания в неприкосновенности и сохранить данные ему Божественные истины, не менять их значения и не изобретать новых. В то же время во мнениях не было единообразия - богословы и еретики понимали Священное писание по - разному, а поэтому духовная жизнь Средних веков представляла собой после битвы, где люди отстаивали свою трактовку любой фразы из Писания. В течении первых двух веков существования Византийской церкви умы византийцев были заняты философскими размышлениями и догматическими спорами. На Вселенских сборах речь шла о правомерности или неправомерности учений. От членов общины требовалось соблюдения обрядов и признание церковных догматов. Страстные споры разгорелись вокруг главного догмата христианства - о единой и неделимой Троице, включающей Бога - отца, Бога - сына и Бога - Духа Святого. Особенно волновал людей того времени вопрос о природе Христианства. Бог он или человек?
В Христологических спорах мнения участвующих постоянно расходились, менялись. На Эфесском (431) и Халкидонском (451) соборах победило мнение, которое пыталось обосновать миф о земной жизни Христа.
С течением времени возрастали противоречия между западной (католической) и восточной (православной) церквями. Шла борьба между папой римским и константинопольским патриархом за политическое и религиозное первенство. В IX в. Восточная церковь обособилась от Западной. В XI в. произошел раскол (схизма), вследствие которого католическая и православная церковь стали независимыми ответвлениями христианства. От западного христианства отъединилась не только сама Византия, но и ее преемница по религии Россия.
Информация о работе Византийская культура и ее значение для культуры древней Руси