Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2011 в 18:24, контрольная работа
В развитии мировой художественной культуры Возрождение является эпохой исключительного значения. Термин «Возрождение» (фр. renaissance) впервые употребил известный живописец, архитектор и историк искусства Дж. Вазари (1512-74 гг.) в своей книге «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Он имел в виду возрождение античности. В дальнейшем, в основном с XVIII в., эпоха итальянского Возрождения характеризовалась преимущественно как эпоха возрождения человека, как эпоха гуманизма.
1. Движение стилистики Ренессанса………………………………………3
1.1. Проторенессанс (творчество Джотто)………………………………...5
1.2. Раннее Возрождение (творчество Боттичелли)………………………6
1.3. Высокое Возрождение (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан, Джорджоне, Микеланджело)……………………………………………….7
2. Искусство Северного Возрождения (творчество Босха, Брейгеля)…..14
Список литературы…………………………………………………………17
Тема № 24
«Великие
Живописцы Эпохи
Возрождения»
Содержание
1. Движение стилистики Ренессанса………………………………………3
1.1. Проторенессанс
(творчество Джотто)……………………………
1.2. Раннее Возрождение
(творчество Боттичелли)…………………
1.3. Высокое Возрождение
(Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан, Джорджоне,
Микеланджело)……………………………………………
2. Искусство
Северного Возрождения (
Список литературы…………………………………
1. Движение стилистики Ренессанса
В развитии мировой художественной культуры Возрождение является эпохой исключительного значения. Термин «Возрождение» (фр. renaissance) впервые употребил известный живописец, архитектор и историк искусства Дж. Вазари (1512-74 гг.) в своей книге «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Он имел в виду возрождение античности. В дальнейшем, в основном с XVIII в., эпоха итальянского Возрождения характеризовалась преимущественно как эпоха возрождения человека, как эпоха гуманизма. Однако истоки такого толкования культуры Италии XIV-XV вв. берут начало в самой этой эпохе. Как бы ни спорили ученые-историки о том, является ли Возрождение мировым феноменом или этот культурный процесс присущ только Италии, в любом случае уникальная и неповторимая культура итальянского Возрождения выступает своеобразным образцом, с которым сравниваются явления возрождения в культурах других стран.
Основными чертами культуры Возрождения являются: антропоцентризм, гуманизм, модификация средневековой христианской традиции, особое отношение к античности - возрождение античных памятников искусства и античной философии, новое отношение к миру. Названные черты тесно связаны друг с другом. Изучение одной в отрыве от других грозит потерей объективности в оценке этого интересного времени.
Ренессансная культура сложилась не во всех странах Европы. Она имела разный характер, и разные границы во времени. Классической страной Возрождения была Италия. Уже в конце XIII в. появились ростки нового мировоззрения и нового искусства (проторенессанс); яркое развитие эта культура получила в XV веке (Раннее Возрождение) и достигла вершины в начале XVI в. (Высокое Возрождение) - (1490-1530 гг.). Ренессанс изживает себя в Италии в 30-х гг. XVI в., но в Венеции он продолжается до конца столетия.
Изобразительное искусство воплощало ренессансное представление об идеале, мечту о прекрасном, гармоничном человеке, веру во всемогущество разума. Однако, делая по существу смыслом своего творчества человека и окружающий его мир, художники продолжали создавать произведения на традиционные религиозно-мифологические сюжеты. Утверждалась "богоподобность" реального человека.
По сравнению со средними веками искусство изменилось коренным образом во всех отношениях. Прежде всего, иным стал принцип изображения. Для средневековых икон и фресок этим принципом была условность: лица, фигуры, здания исполнялись плоскостно; ни объем, ни истинные пропорции фигур, ни глубинные пространства не передавались; использовалась обратная перспектива: более удаленные части и объекты были больше тех, что ближе. Изображение не соответствовало тому, что человек видит в реальности.
Для художников Возрождения, влюбленных в человека и земной мир, изобразительным принципом стало подражание природе, жизнеподобие: картина строилась как "окно в мир", как нечто реально увиденное. Преклонение перед красотой мира, и человека, соединялось с их изучением, искусство опиралось на достижения различных наук - да и сами художники нередко были учеными, инженерами (Брунелески, Альберти, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Дюрер).
Произведения создавались уже не только для храмов, но и для заказчиков (королей, купцов, ремесленников). Творчество стало персональным, художники пользовались известностью, о них писали книги: "Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих" Джорджо Вазари (1550 г.), "Книга о художниках" К. ван Манера (1604 г.). Сами художники стремились осмыслить и обосновать свою деятельность. Альберти пишет "Книгу о живописи" и "Десять книг об архитектуре", Леонардо - "Трактат о живописи" и другие, Дюрер - "Четыре трактата о пропорциях", Гиберти - "Комментарии", Пьеро делла Франческа "О живописной перспективе", "О правильных телах”; Виньола - "Правила пяти архитектурных ордеров", Палладио - "Четыре книги по архитектуре".
Изменилась и структура мира искусства. Рядом с монументальной живописью и скульптурой, которые были связаны с архитектурными сооружениями получает развитие станковое искусство. Ведущую роль уже играет не архитектура как в Средние века, а живопись.
Складывается система жанров:
• религиозно-мифологический;
• исторический;
• бытовой;
• пейзажный;
• портрет.
Появляется новый вид искусства - гравюра, и важную роль обретает рисунок. С одной и той же доски можно получить от нескольких десятков до несколько сотен оттисков, и все они будут оригинальными, авторскими произведениями. Первыми были гравюры на дереве. Гравюра на меди появилась в 1430 г.
Меняется
взгляд на искусство. Художник сам теперь
уподобляется Богу, творит в произведениях
мир, где царят человек и красота. Средневековые
произведения вызывали мистические ощущения,
а ренессансные ценились как художественные
явления и главное ощущение при их восприятии
- наслаждение.
1.1. Проторенессанс (творчество Джотто)
Проторенессанс (от др.-греч. πρῶτος — «первый» и фр. Renaissance — «Возрождение») — этап в истории итальянской культуры, предшествующий Ренессансу, приходящийся на дученто (1200-е) и треченто (1300-е). Считается переходным от эпохи Средневековья к эпохе Возрождения. Термин был впервые введен швейцарским историком Я. Буркхардтом.
В итальянской культуре XIII—XIV вв. на фоне ещё сильных византийских и готических традиций стали появляться черты нового искусства — будущего искусства Возрождения. Потому этот период его истории и назвали Проторенессансом. Аналогичного переходного периода не было ни в одной из европейских стран. В самой Италии проторенессансное искусство существовало только в Тоскане и Риме. В итальянской культуре переплетались черты старого и нового.
Для
искусства Проторенессанса
Социальными предпосылками в 1200-е (дученто) явились развитие ремесел и торговли, экономические реформы в свободных итальянских городах (особенно в Тоскане).
Для
живописи характерно появление осязательности
и материальной убедительности форм.
Наиболее ярким представителем Проторенессанса является Джотто ди Бондоне (1266/76–1337). Этот флорентийский художник является основоположником европейской живописи и родоначальником реализма. Основные работы Джотто – фрески, самые знаменитые из них находятся в Капелле дель Арена в Падуе. Они написаны такими сияющими красками, что и сейчас, 700 лет спустя, капелла похожа на ларец, усыпанный драгоценными камнями. В капелле размещено 37 картин на библейские темы: «Поклонение волхвов», «Поцелуй Иуды», «Иоаким у пастухов» и другие. Джотто отвергает средневековый канон, требовавший выражения примата духа над телом, проявлением чего были бестелесные удлиненные фигуры, строгие большие глаза, ноги, лишь слегка касающиеся земли. У Джотто образы материальны: массивные приземистые фигуры, крупная голова, узкий разрез глаз. Переживания героев естественны, отсутствует театрализация. Отказавшись от плоского золотого фона, принятого в средневековой живописи, художник помещает фигуры в интерьер или пейзаж, часто вводя в него элементы архитектуры.
Не
владея законами перспективы и допуская
неточности в анатомии, Джотто умел
передать ощущение пространства, придать
фигурам объемность. Он был не только живописцем,
но и выдающимся архитектором.
1.2. Раннее Возрождение (творчество Боттичелли)
Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года. В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности. Лишь впоследствии, и только мало-помалу, под влиянием все сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники совершенно бросают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях.
Тогда
как искусство в Италии уже
решительно шло по пути подражания
классической древности, в других странах
оно долго держалось традиций готического
стиля. К северу от Альп, а также в Испании,
Возрождение наступает только в конце
XV столетия, и его ранний период длится,
приблизительно, до середины следующего
столетия, не производя, впрочем, ничего
особенно замечательного.
Творчество Сандро Боттичелли (Алессандро ди Мариано Филипепи, 1444 -1510 гг.) отвечает всем характерным чертам раннего Возрождения. Именно в это время осуществляются разработки в области линейной и воздушной перспективы, светотени, пропорциональности, симметрии, общей композиции, колорита, рельефности изображения. Это было связано с перестройкой всей системы художественного видения. По-новому ощущать мир значило по-новому его видеть. И Боттичелли видел его в русле нового времени, однако образы, созданные им, поражают необычайной интимностью внутренних переживаний. В творчестве Боттичелли пленяют нервность линий, порывистость движений, изящество и хрупкость образов, характерное изменение пропорций, выраженное в чрезмерной худощавости и вытянутости фигур, особым образом падающие волосы, характерные движения одежды. Иными словами, наряду с отчетливостью линий и рисунка, так чтимых художниками раннего Ренессанса, в творчестве Боттичелли присутствует, как ни у кого другого, глубочайший психологизм. Об этом безоговорочно свидетельствуют картины «Весна» (1477-78 гг.) и «Рождение Венеры», (ок. 1485 г.) - одна из самых знаменитых картин эпохи Возрождения.
В картине «Весна» художник изображает Венеру на фоне сказочного сада вместе с богиней плодородия Флорой, усыпанной цветами, тремя танцующими грациями и другими персонажами древней мифологии. В «Рождении Венеры» прекрасную нагую богиню любви, радости и брака, рожденную, по преданию, из морской пены, художник изображает подплывающей на морской раковине к берегу в сопровождении сплетающихся фигур влюбленных ветров. Прислужница-нимфа готовит Венере легкий покров. Поза богини, плывущей в раковине, – целомудренна: руками она прикрывает свою наготу. Вся она – воплощение женственности, грации, красоты.
Впоследствии увлеченный идеями Дж. Савонаролы
С. Боттичелли отрекся от своего творчества,
сжег оставшиеся у него картины и стал
писать на религиозные темы. Умер он в
изгнании, всеми забытый, переживший свою
славу.
1.3. Высокое Возрождение (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан, Джорджоне, Микеланджело)
Если Проторенессанс длился примерно полтора столетия, Раннее Возрождение около века, то период Высокого Возрождения - менее четырёх десятков лет (примерно 1490-гг. до 1530 г.). Его конец связан с двумя событиями: разгромом и разграблением Рима в 1527 г. войсками Карла V Габсбурга, императора Германии и короля Испании; падением последней Флорентийской республики в 1530 г. (несмотря на то, что творчество Микеланджело продолжалось до 1564 г.), а в Венеции до конца ХVI в. творили великие мастера: Тициан (1477 или 1485/90 – 1576 гг.), Веронезе (1528–88 гг.), Тинторетто (1519 –94 гг.).