Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 11:54, реферат
Гостеприимство на Кавказе считается чуть ли не самым главным адатом. В переводе с арабского языка слово «адат» значит «обычай». Древнему обычаю гостеприимства кавказцы следуют и сегодня. Существует много поговорок, притч и легенд, посвященных этому замечательному обычаю. Старики на Кавказе любят говорить: «Куда не приходит гость, туда не приходит и благодать».
Введение…………………………………………………………......3
1. Семейно-родовые культы…………………………………….....4
2. Гостеприимство народов Северного Кавказа…………………6
3. Обычаи гостеприимства на примере Осетии…………………..9
Заключение………………………………………………………….23
Список литературы…………………………………………………24
В
последние годы всевозможные «встречи»
получили значительное распространение,
организуются по поводу и без повода:
родился ребенок, исполнился ему
год, поступил в вуз, окончил его,
уходит в армию и т. п., и даже
когда человек в нетрезвом
состоянии совершил аварию, но отделался
сравнительно благополучно — давай зови
гостей и благодари всевышнего или судьбу.
Причем все это зачастую делается не просто
так, скромно, а с размахом, широко, масштабно.
Организаторы таких «посиделок» по поводу
и без, как правило, преследуют корыстные
цели, спекулируя на добром обычае гостеприимства.
Организация всевозможных приемов у таких
людей стала дифференцироваться по степени
важности событий, которым они посвящены,
а также заранее определяются примерные
размеры расходов на их организацию и
доходов от них. Аналогичным образом обстоит
дело во всех других пиршествах. В итоге
семья во всех случаях оказывается в выигрыше.
Но зато довольно накладно получается
для тех, кто приходит с дорогими подарками
или денежными взносами. А это приходится
повторять в течение месяца как минимум
два раза.
Интересно
в этой связи рассуждение колхозника
из села Сунжа Бязрова Г. Д. Он говорит,
что при организации пышных пиров
одни руководствуются чисто
Трудность
здесь заключается в том, что
теоретически и, пожалуй, внутренне
они как бы осуждаются, а на практике
получается совершенно иное. Перед
людьми встает какой-то психологический
барьер, который никак не могут преодолеть.
Мешают всесильные слова «неудобно, обидятся»
и т. п. Жертвой действия этих и им подобных
«магических» слов нередко становятся
даже отдельные всеми уважаемые трезвенники.
Следует сказать, что «модернистов» не
так уж много, тем не менее они в повседневном
нашем быту почему-то оказываются в центре
внимания людей, в роли задающих тон, при
этом самое удивительное в том, что все
это делается с молчаливого согласия окружающих.
Некому остановить их, сказать: не вносите
в нашу жизнь ничего такого, что противоречит
принципам добрых народных традиций. А
между тем без привлечения общественности
нельзя добиться в этом деле положительных
результатов. Самым эффективным средством
в борьбе против этого наносного в обычаях
должно быть общественное мнение. Но и
здесь нельзя полагаться на самотек, на
его автоматическое действие. Надо организовывать
и направлять его по пути осуждения, создания
вокруг организаторов пьяных компании
и бравирующих своей дешевой щедростью
обстановку нетерпимости. Важную роль
в этом должны играть средства массовой
информации. Они призваны формировать
и направлять общественное мнение.
Порой
приходится наблюдать и такое, когда
в хороший народный обычай пытаются
внести чуждые его смыслу и духу элементы,
одним из которых является использование
его далеко не в благородных целях. Отдельные
люди руководствуются не соображениями
искренности и дружественного расположения
к приглашаемым, а подхалимством, унижающим
человеческое достоинство, отдавая предпочтение
людям, занимающим какое-то руководящее
положение в обществе, в расчете на то,
чтобы заручиться их поддержкой, услугами,
получением каких-то материальных благ
в обход закона.
Таким
образом, любители «щедрых угощений»
преследуют весьма определенные корыстные
цели, в их поведении нет ничего общего
с настоящим гостеприимством.
Такое
лицемерие несовместимо с традиционными
представлениями осетинского
Все это, разумеется, противоречит традиционным представлениям о гостеприимстве и вообще основным принципам нормальной жизни в обществе.
Заключение
Гостеприимство-это
святой долг народов Северного Кавказа.
В
истории горцев Кавказа, как и
многих других народов мира, гостеприимство
считалось и считается поныне
важным нравственным установлением. Возникновение
и функционирование этого обычая
обусловлены определенными социально-экономическими
условиями, потребностями общения и контактов.
Замкнутый
образ жизни, отсутствие регулярных
связей с внешним миром, одни и
те же постоянно повторяющиеся виды
деятельности, общение с одними и
теми же людьми при отсутствии каких-либо
правовых норм у горцев Кавказа вызывали
к жизни такие нормы и правила поведения,
которые были призваны регулировать взаимоотношения
друг с другом, иноплеменниками, обществом.
Этими
же жизненными условиями был вызван
обычай гостеприимства. Он содержал в
себе высокое нравственное достоинство,
а так же отвечал духовным потребностям
народов Северного Кавказа.
Список
литературы
1.
Российский этнографический музей (по
материалам http://www.ethnomuseum.ru/
2.
Танцы народов Кавказа (по материалам
http://tanci-kavkaza.ru/
3. Луценко В. В. – Обычаи и традиции народов Северного Кавказа. Часть 2, Краснодар: -2007 С. 105
4. Хелен Краг, Ларс Функ Хансен. Северный Кавказ: народы на перепутье. Спб – 1996 С. 126
5. Б. Калоев. Осетины глазами русских и иностранных путешественников, 1976, с. 38.
6. Б. Калоев. Осетины глазами русских и иностранных путешественников, 1976, с. 260.
7. Б. Калоев. Осетины глазами русских и иностранных путешественников, 1976, с. 158.
8. Б. Калоев. Осетины глазами русских и иностранных путешественников, 1976, с. 260.
9. Энциклопедический словарь. Ф. А. Бракгауз и А. Эфрон.
10. Д. Дюмезиль. Осетинский эпос и мифология. М, 1976, с. 8-9.
11. С.В. Лурье. Историческая Этнология. Глава I. ( по материалам www.psyhology.org)
12. В.В. Луценко – ОТНСК / Часть-1 , Кр.: 2006 г. С. 77
13.
Алимова Б.М. — Брак и
14. www. Interkavkaz. Info
15. Луценко В. В. – Обычаи и традиции народов Северного Кавказа. Часть 2, Краснодар: -2007 С. 105
16. Хелен Краг, Ларс Функ Хансен. Северный Кавказ: народы на перепутье. Спб – 1996 С. 126