Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 11:15, реферат
Основная задача и цель данной работы заключается в исследовании культуры древней Месопотамии, как прародительницы западной культуры. Непосредственной целью является стремление к пополнению знаний в области истории культуры, постараться как можно ближе познакомиться с забытым миром.
Вступление
Вплоть до середины XIX в. культурная жизнь народов, некогда населявших эту обширную часть земного шара, оставалась почти совсем неизвестной человечеству. Сведения, почерпнутые из легендарных библейских сказаний, также как и описания древних городов, сделанные греческим историком 5-го века до н. э. Геродотом, были, единственным источником знания. Причиной подобного неведения было полное отсутствие каких-либо зримых памятников древней архитектуры и искусства. Истребленные войнами, пожарами и наводнениями они просто исчезли с лица земли.
И все
же настойчивые усилия археологов отвоевали
у природы то, что сохранилось
от богатой и пышной цивилизации
древности. XIX век потряс мир грандиозностью
своих археологических
Передняя Азия не случайно именуется колыбелью человеческой цивилизации. Действительно, многое из того, что окружает нас сейчас и чем мы пользуемся в повседневной жизни существовало уже более трех и четырех тысячелетий тому назад. В государствах Древнего Двуречья зародились основы математических знаний, сложилась десятичная система счета, установилось деление часового циферблата на 12 частей. Изучение небесных светил превратилось там в точную науку. Вавилонские жрецы, например, умели вычислять с большой точностью движение планет, время обращения Луны вокруг Земли. Шумерские и Вавилонские зодчие научились возводить высочайшие башни, строить не только плоские перекрытия, но и арочные конструкции, впоследствии перенятые древними римлянами.
Передняя Азия с ее разноплеменным населением занимала в древности обширные пространства земли от Персидского залива между Средиземным, Черным и Каспийским морями. Она разделялась по диагоналям реками Евфратом и Тигром, текущими с северо-запада на юго-восток и впадающими в Персидский залив. Область между Тигром и Евфратом получила название Двуречья или Месопотамии. В плодородной долине южной части Двуречья сложились такие ранние государства. как Шумер, Аккад и Вавилон. В северной части сформировалась Ассирия, расположенная по среднему течению Тигра. На восточном побережье Средиземного моря существовали Финикия и Палестина. В Малой Азии и Северной Сирии располагалась горная страна Хеттов и хурритское государство Митанни. В горных районах к северо-востоку от Тигра Находились Урарту и Иракское государство.
Разноплеменная культура Передней Азии, конечно, не могла быть однородной. Сменявшие друг друга народы, стремившиеся к захвату плодородных земель, несли с собой новые веяния и новые порядки, зачастую они безжалостно уничтожали все то, что было создано их предшественниками. И тем не менее, в своем собственном поступательном развитии они неизбежно опирались на опыт прошлого и порой оказывались у него в плену. В труде И. Дьяконова “Шумер. Общественный и государственный строй древнего Двуречья” автор отмечает, что в государствах Двуречья не менее видное место, чем в Египте занимали скульптура, мелкая пластика, ювелирное дело. Как и в Египте создавались яркие росписи, украшавшие стены дворцов. Но многие черты, в то же время, отличают искусство Передней Азии от египетского. Прежде всего, совершенно иные природные условия давали строителям иные материалы. Отсутствие леса и камня привело к использованию жителями Двуречья сырцового кирпича. Вследствие этого сложились не только особенности архитектурного стиля с его простыми кубическими формами, но и иные приемы украшения зданий. Зодчие изобрели способ прорезать стены вертикальными выступами и нишами, окрашивать их в звучные насыщенные тона, что нарушало однообразие дробной кирпичной кладки и оживляло глухую и скучную поверхность плоской стены.
Долгую историю Древнего Двуречья принято условно расчленять на отрезки по наименованиям городищ и мест первых находок, типичных для каждого периода. Самые ранние среди них, восходящие к эпохе неолита, - это период Халаф, относимый к концу 6-5 тыс. до н. э., и период Убайд (4-3 тыс. до. н. э.). Время распада первобытнообщинного строя приходится на период Урук (3500-3000 г.г. до н. э.) и Джемдет-Наср (3000 - 2850 г.г. до н. э.).
Последующую историю ранних рабовладельческих городов государств, их расцвет и упадок можно классифицировать как предлагает А. Оппенхейм в труде «Древняя Месопотамия». В 3 тыс. до н. э. поочередно возвышаются шумерские города-государства Южного Двуречья Ур, Урук, Лагаш (2850-2400 г.г. до н. э.), затем (24-22 вв. до н. э.) власть переходит к семитскому городу северной части Древнего Двуречья Аккаду, после чего происходит новое усиление шумерских городов Лагаша и Ура (2200-1997 г.г. до н. э.). Еще позднее (20-17 вв. до н. э.) большая часть Месопотамии объединяется под властью Вавилона. В 16-15 вв. до н. э. наивысшего расцвета достигло государство Митанни, образовавшееся в 17 в. до н. э. в Северном Двуречье. В свою очередь оно было разрушено в 1400 г. до н. э. Хеттской армией. Государство хеттов просуществовало 17 по 12 вв. до н. э. К 14 в. до н. э. усиливается мощь Ассирии, которая одержав верх над Вавилоном, постепенно превратилось в крупную военную державу. После гибели Ассирии, в конце 7 в. до н. э., под натиском вавилонских войск, происходит новое возвышение Вавилона и образуется Нововавилонское или Халдейское царство. Однако в конце 6 в. до н. э. и оно попадает под власть Ахеменидского Ирана, который превратился в обширнейшее государство, включившее в себя, помимо самого Ирана, всю Переднюю Азию.
В заключение уместно сказать несколько слов о задачах и целях данной работы. Основная задача и цель данной работы заключается в исследовании культуры древней Месопотамии, как прародительницы западной культуры. Непосредственной целью является стремление к пополнению знаний в области истории культуры, постараться как можно ближе познакомиться с забытым миром.
Памятники нового каменного века, сохранившиеся на территории Передней Азии, весьма многочисленны и разнообразны. Это культовые статуэтки божеств, культовые маски, сосуды. Неолитическая культура, сложившаяся на территории Двуречья в 6-4 тыс. до н. э., во многом предшествовала последующей культуре раннего классового общества. Видимо, северная часть Передней Азии занимала важное положение среди других стран уже в период родового строя, о чем говорят остатки монументальных храмов и, сохранившиеся (в поселениях Хассуна, Самарра, Телль-Халаф, Телль-Арпагия, в соседнем с Двуречьем Эламе) керамические изделия, употреблявшиеся при погребальных церемониях [3. Стр.90]. Тонкостенные, яравильной формы, нарядные и стройные сосуды Элама были покрыты четкими коричневато-черными мотивами геометризированной росписи по светлому желтоватому и розоватому фону. Такой узор, нанесенный уверенной рукой мастера, отличался безошибочным чувством декоративности, знанием законов ритмической гармонии. Он всегда располагался в строгом соответствии с формой. Треугольники, полоски, ромбы, мешочки стилизованных пальмовых ветвей подчеркивали вытянутое или округлое строение сосуда в котором красочной полосой особо выделялись дно и горловина [3. Стр.90]. Порой комбинации узора, украшавшего кубок, повествовали о важнейших, для человека того времени, действиях и событиях - охоте, жатве, скотоводстве. В фигурных узорах из Суз (Элам) без труда можно узнать очертания стремительно несущихся по кругу гончих псов, горделиво стоящих козлов, увенчанных огромными крутыми рогами. И хотя пристальное внимание, проявляемое художником к передаче движений животных, напоминает первобытные росписи, ритмическая организованность узора, его подчинение строению сосуда говорят о новой, более сложной стадии художественного мышления.
Во второй половине 4-го тыс. до н. э. в плодородных равнинах Южного Двуречья возникли первые города-государства, которые к 3-му тыс. до н. э. заполнили всю долину Тигра и Евфрата. Главными из них стали города Шумера. В них выросли первые памятники монументального зодчества, расцвели, связанные с ним, виды искусства - скульптура, рельеф, мозаика, различного рода декоративные ремесла.
Культурному
общению разных племен активно содействовало
изобретение шумерийцами
Каждый город чтил своих богов. Ур чтил бога Луны Нанну, Урук - богиню плодородия Инанну (Иннин) - олицетворение планеты Венеры, а так же ее отца бога Ана, владыку небосвода, и ее брата - солнечного бога Уту [ 5. Стр.56]. Жители Ниппура почитали отца бога Луны - бога воздуха Энлиля создателя всех растений и животных. Город Лагаш поклонялся богу войны Нингирсу. Каждому из божеств посвящался свой храм, который становился центром города-государств. В Шумере окончательно утвердились и основные черты храмового зодчества.
В стране бурных рек и заболоченных равнин необходимо было поднимать храм на высокую насыпную платформу-подножие. Поэтому важной частью архитектурного ансамбля стали длинные, подчас проложенные в обход холма, лестницы и пандусы по которым жители города поднимались к святилищу. Медленное восхождение давало возможность увидеть храм с разных точек зрения. Первыми мощными сооружениями Шумера конца 4 тыс. до н. э. были, так называемые, “Белый храм” и “Красное здание” в Уруке [3. Стр.92]. Даже по сохранившимся развалинам видно, что это были строгие и величественные здания. Прямоугольные в плане, лишенные окон, со стенами, расчлененными в Белом храме вертикальными узкими нишами, а в Красном здании - мощными полуколоннами, простые по своим кубическим объемам, сооружения эти четко вырисовывались на вершине насыпной горы. Они имели открытый внутренний двор, святилище, в глубине которого помещалась статуя почитаемого божества. Каждое из этих сооружений было выделено из окружающих строений не только подъемом ввысь, но и окраской. Белый храм получил свое название за побелку стен, Красное здание (оно, видимо, служило местом народных собраний) было украшено разнообразным геометрическим орнаментом из глиняных обожженных конусообразных гвоздиков “зигатти”, шляпки которых окрашены в красный, белый и черный цвета. Этот пестрый и дробный орнамент, напоминавший вблизи ковровое плетение, издали сливаясь приобретал единый мягкий красноватый оттенок, что и дало повод для его современного наименования.
В 3-м тыс. до н. э. в шумерских центрах Уре, Уруке, Лагаше, Адабе, Умме, Эреду, Эшнуне и Кише возникли более разнообразные и разработанные типы зодчества. Города, беспрерывно воюющие друг с другом, ограждали себя оборонительными сооружениями. До сих пор видны остатки этих мощных и суровых крепостных стен с башнями и укрепленными воротами. Значительное место в ансамбле каждого города занимали дворцы и храмы. Хотя здания возводились из сырцового кирпича, в их декоративном оформлении проявилось большое разнообразие. Из-за влажного климата плохо сохранялись настенные росписи. Поэтому особую роль стали играть мозаика, а так же инкрустация из самоцветов, перламутра и раковин, широко применявшиеся в украшении стен, колонн, статуй. В употребление вошла также отделка колонн листовой медью, включение рельефных композиций. Окраска стен, в свою очередь, имела немаловажное значение. Все эти детали оживляли строгие и простые формы храмов, придавали им большую зрелищность, соответствующую красочности самих обрядов. Храм богини “матери всех богов” и “богини лесистых гор” Нин Хурсаг, воздвигнутый в Убайде близ города Ура в середине 3-го тыс. до н. э., отмечен целым рядом подобных нововведений.
Культ плодородия, столь значительный для древних сельскохозяйственных племен, определил и тематическую направленность и символику убранства храмов. Над прямоугольным входом в храм располагался навес, опирающийся на тонкие деревянные столбы (символы финиковых пальм), обитые медью и украшенные вкладками из перламутра, самоцветов, асфальта. Стены храма, помимо вертикальных ниш, были расчленены и по горизонтали лентами мозаичных фризов, вдавленных в асфальтовую обмазку. Их сюжеты повествовали о повседневных с\х занятиях, которые приобрели значение ритуала, - дойке коров, сбивании масла. Плоские, вырезанные из желтоватой известняковой плиты фигуры, сочетающиеся с фоном из черных шиферных пластин, сами по себе были грубоваты и приземисты, но каждое их движение, метко схваченное и точно найденное, было исполнено большой значительности и показывало, что все изображение фиксирует не случайное событие, а имеет важный смысл. Карниз храма был украшен узором из керамических гвоздиков, шляпки которых, выполненные в форме цветов с красно-белыми лепестками, служили символами богини плодородия. Верхний фриз также включал мозаичные изображения белых голубей, выполненные по шиферному фону, нижний фриз состоял из медных фигур бычков, движущихся ко входу в торжественном ритме. Сам вход был обрамлен двумя деревянными фигурами львов-охранителей. Они были покрыты медными листами, а глаза и языки инкрустированы цветными камнями, что дополняло их живость и яркость. Над входной дверью помещена медная прямоугольная пластинка на которой изображались рельефные фигуры львиноголового орла Имдугуда, прочно держащего лапами двух оленей - своеобразный символ власти божества над всеми обитателями лесистых гор и долин.
Видимо,
подобием гор с которых людям
явились боги, были и древнейшие
ступенчатые башни - зиккураты, возникшие
в Шумере в 3-м тыс. до н. э. Они состояли
из нескольких площадок. Верхняя площадка
увенчивалась небольшим святилищем
- “жилищем бога”. Строившиеся обычно
при храме почитаемого
Столь же
величественными как и
На протяжении многих веков постепенно сложились и разнообразные виды и формы скульптуры. Скульптура в виде статуй и рельефов с древнейших времен составляла неотъемлемую принадлежность храмов. Скульптурными формами были украшены каменные сосуды и музыкальные инструменты. В металле и камне были выполнены первые монументальные портретные статуи всевластных правителей государств Двуречья, а в рельефах каменных стел были запечатлены их деяния и победы. При проведении параллели с развитием скульптуры Египта, несомненно, можно увидеть сочетание наивности приемов с уверенным мастерством, грубоватости с утонченностью. Но тем не менее, мастера Шумера и Аккада стремились к совершенству. Они отбирали, подобно египтянам, из фасного и профильного положений самые выразительные и отчетливые аспекты, соединяя их воедино и составляя из плоскости многофигурные повествовательные композиции.
Повествовательный
рельеф зародился очень рано в
культуре Двуречья. Темы рельефов во втор.
пол. 3-го тыс. до н. э. воскрешают перед
нами круг основных забот древних
обитателей долины Тигра и Евфрата,
связанных с урожаем. Это, по большей
части, обряды поклонения богине плодородия
Инанне, показ тучных стад домашних
животных, налитых соками созревших
колосьев. Подобная процессия жертвователей,
идущих с дарами к богине Инанне,
запечатлена в рельефах, заполняющих
поверхность монументального
Информация о работе Убейдская цивилизация. Мировоззренческие основы культуры Древнего Шумера