Творчество импрессионистов

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 02:17, реферат

Описание работы

Импрессионизм, живопись импрессионистов… сегодня, в начале XXI века, одно лишь упоминание этих окрашенных эмоциями понятий неизменно вызывает теплые чувства у тех, кто знаком с творчеством представителей, быть может самого популярного направления современного искусства. Французские слова «импрессион» («впечатление») и «импрессионисты» ассоциируются с поэтической атмосферой небольших по формату пейзажей, словно наполненных солнечным светом и вибрирующим воздухом, с прекрасными женскими образами,

Содержание

Введение. 3
1. Возникновение импрессионизма 3
2. Особенности творчества художников-импрессионистов. 5
3. Значение импрессионизма для мировой культуры 12
4. Заключение 13
Литература 15

Работа содержит 1 файл

творчество импрессионистов.docx

— 50.00 Кб (Скачать)

Клод Моне берется за рисование  всего, что поражает его взгляд: луг, уголок сада, вокзал, интерьер квартиры, фрукты на столе - все одинаково его  интересует. Все его картины свидетельствуют  о наблюдательности искренности  большого художника.

Нельзя не отметить новаторские  устремления импрессионистов в создании реалистического городского пейзажа. В их работах отразилась  динамика современной городской жизни, благодаря чему городской  пейзаж  обрёл равные права с изображениями природы. (К. Писсарро. «Бульвар Монмартр» 1879 г., «Площадь Французского театра в Париже» 1898 г., К. Моне «Бульвар Капуцинок» 1873 г., О. Ренуар. «Отлив в Ипоре» 1883 г.). Импрессионисты совершенствовали свое мастерство мгновенного и острого схватывания беспокойно-калейдоскопического ритма жизни большого города, точной фиксации характерных для него персонажей, типов и ситуаций. Они неизмеримо расширили возможности изобразительного искусства, открыв не только мир солнца, света и воздуха, но также красоту лондонских туманов, беспокойную атмосферу жизни большого города, россыпь его ночных огней и ритм непрестанного движения.

Так, городской пейзаж стал главным жанром в творчестве выдающегося импрессиониста - «певца Парижа», - К. Писсаро. Он любил рисовать город, который пленил его своим бесконечным движением, течением потоков воздуха и игрой света. К. Писсаро воспринимал его как живой, беспокойный организм, способный изменяться в зависимости от времени года, степени освещенности. В картинах «Бульвар Монмартр в Париже» мастер виртуозно передал богатство атмосферных эффектов, красочную сложность и тонкость пасмурного дня. Динамика городской жизни, столь убедительно воплощенная быстрой кистью живописца, создает образ современного города - не парадного, не официального, а возбужденного и живого.

Не следует, однако, полагать, что  живописи импрессионистов было свойственно только «пейзажное» восприятие действительности, в чем их нередко упрекали. Тематический и сюжетный диапазон их творчества был достаточно широк. Интерес к человеку, и в особенности к современной жизни Франции, в широком смысле был присущ ряду представителей этого направления. Именно городские служили основным источником вдохновения для импрессионистов.  У лучших из них мы находим немало реалистических мотивов:  Э. Дега «Модистка» 1885 г., О. Ренуар «Завтрак гребцов» 1881 г., Э. Дега «Жокеи перед трибуной» 1869 - 1872 гг., «Гладильщицы» 1884 г., «Танцовщица, завязывающая ленту туфельки» 1880 г.

Значительное место в  творчестве   импрессионистов  занимает портретная живопись, в частности, изображение женских образов.

Наиболее ярким представителем этого направления импрессионизма является Огюст Ренуар (1841-1919). Жизнерадостное восприятие мира, присуще в целом  всему импрессионизму, особенно отчетливо  проявилось в его творчестве. Ренуара  привлекает повседневная жизнь человека сцены, увиденные в парке, кафе, на улице, на берегу реки, в купальне. Его модели далеки от классического идеала красоты. Он отдавал предпочтение круглолицым миловидным женщинам с пышными формами, сильным торсом, крепкими руками, часто это были деревенские девушки служанки, няни. Ренуара привлекали молодые свежие лица, естественные, непринужденные позы. Особое место в его творчестве занимают женские образы, отличающиеся поэтическим обаянием. Внутренне различные, но внешне сходные между собой, они словно отмечены печатью общей эпохи и среды. В сделанных им портретах нет психологической глубины, но сходство с оригиналом в них установлено тонко, привлекает живой блеск глаз, нежные отсветы окружающих красочных тонов на коже лица. Он, как и другие  импрессионисты, отказался от тщательного выписывания формы каждого предмета, сосредоточив внимание на передаче этой формы в трепетных бликах того или иного освещения. Женщины Ренуара, похожие на цветы, нежнокожие и ясноглазые, грациозные и непринужденные, сидят за столиками кафе, танцуют, качаются на качелях; в их движениях - легкость, свет, проходящий сквозь листву, или свет ламп в театральных ложах придает им очарование. («Алжирская женщина» 1870 г.,  «Обнажённая» 1878 г., «Портрет актрисы Жанны Самари» 1877 – 1878 гг. и др.)

Импрессионисты существенно расширили круг сюжетов живописи. Темы, раньше считавшимися недостойными внимания: народные гулянья, скачки, пикники, закулисной жизни театров и т. д., получили воплощение в их картинах. Однако развёрнутый сюжет и подробного повествования отсутствует: жизнь человека растворена в природе или в атмосфере города. Они писали не события, а настроения, оттенки чувств. Художники принципиально отвергали исторические и литературные темы, избегали изображать драматические, тёмные стороны жизни (войны, бедствия и т. п.). Они стремились освободить искусство от выполнения социальных, политических и нравственных задач, от обязанности давать оценку изображённым явлениям. Художники воспевали красоту мира, умея превратить самый будничный мотив (ремонт комнаты, серый лондонский туман, дым паровозов и т. д.) в феерическое зрелище (Г. Кайботт «Паркетчики», 1875 г.,  К. Моне «Вокзал Сен-Лазар», 1877 г.).

Но не всем представителям импрессионизма присуще жизнерадостное восприятие мира. Ряд новых творческих задач  поставил перед собой Эдгар Дега (1834-1917). Он примыкал к направлению  импрессионистов, хотя его живописные приемы были иными. В центре искусства  этого художника стоит изображение  человека. Он писал людей различных  общественных слоев: модисток, прачек и гладильщиц за работой, балерин  в минуты отдыха, на репетициях или  во время выступлений на сцене; бытовые  сценки - в кафе, на улице, на скачках.

Цель своего творчества французский  художник видел в воплощении правды жизни, которая была для него слишком  значительной, чтобы нуждаться в  приукрашивании. Каждое его произведение - итог длительных наблюдений и такой  же упорной работы по их претворению  в законченный образ. Дега умел подметить необычный выразительный жест, найти редкий угол зрения (сверху или сбоку), сообщающий изображению остроту и новизну. При первом взгляде на его полотна кажется, что это случайно увиденный, как бы выхваченный кусок действительности. На самом деле в них всё тщательно продумано. Вот этой четкой композицией, а также вниманием к определенности и четкости линий произведения Дега отличаются от работ других импрессионистов.

Тематика картин Дега, типичная для  импрессионистов, довольно ограничена, изображение будней театра, в основном балета, и ипподрома перемежается с изображением женщины за туалетом и сцен труда — прачек, гладильщиц, модисток. В картинах Дега нет той трепетной воздушной дымки, окутывающей предметы, которая присутствует во всех чисто импрессионистских вещах.

В свои произведения Дега вносит остроту ироничного, даже саркастического  ума, его картины овеяны грустным настроением. Будни балета, подчеркивает Дега, скучны, а танцовщицы некрасивы, жокеи устали, прачки и гладильщицы  изнурены трудом, люди отчуждены друг от друга и бесконечно одиноки («Урок  танцев», 1874, «Проездка скаковых лошадей», 1880, «У фотографа», «Танцовщицы на репетиции», «Голубые танцовщицы», 1897, «Гладильщицы», 1882, «Прачки», 1876—1878, «Абсент», 1876). Но сцены Дега полны острого ощущения современности. Он порицал  импрессионистов  за принцип мимолетности, за то, что они стремились фиксировать увиденное, ничего не отбрасывая и не добавляя. Дега старался схватить и запомнить своим острым «внутренним взором» характерное и выразительное и, когда садился рисовать, умел передать самое главное, отбросив случайное. 
Столь же выразителен и колорит произведений Дега, достигающий пронзительной звучности. Это относится и к тем произведениям, которые исполнены в масляной технике, но еще больше — к его этюдам пастелью, которой Дега много работал всегда, особенно в последние годы жизни («После ванны», 1883; «Женщина в тазу», 1866; «Женщина перед туалетом», 1894). 

Значение импрессионизма для мировой культуры.

Эпоха импрессионизма стала дальнейшим шагом в истории развития мировой культуры XIX - XX столетия, она одарила нас такими великими мастерами как Клод Моне Эдгар Дега, Эдуард, Огюст Ренуар, Альфред Сислей, Камиль Писсаро, Поль Сезанн, Анри Тулуз-Лотрек и многие другие.

Следует отметить, что  импрессионизм  стал этапом, когда произошел коренной перелом, который положил рубеж между искусством Нового и Новейшего времени. Он завершает развитие всего после ренессансного искусства, ведущим принципом которого было отражение окружающего мира в зрительно достоверных формах самой действительности, и является началом крупнейшего после Ренессанса переворота в истории изобразительного искусства, заложившего основы качественно нового его этапа - искусства ХХ века.

Импрессионизм  - это достигшее невиданной утонченности искусство наблюдения реальной действительности, в которой каждый миг уникален. Импрессионисты неизмеримо расширили возможности изобразительного искусства. Великая эпоха импрессионизма длилась чуть больше десятилетия. Но, не смотря на короткий срок своего существования, впоследствии импрессионизм завоевал весь мир искусства, распространился в США, Британии, Германии, Италии, Англии, Скандинавии, где существовал еще долгие годы. Популярными импрессионисты становятся и в России. К концу XIX века он утвердился в качестве «стиля». Почти все художники, которые доминировали в европейской живописи первой половины XX века, начинали свой творческий путь под сенью импрессионизма (Пабло Пикассо, Эдвард Мунк, Малевич, Кандинский). Опыт импрессионизма был успешно освоен в других видах искусства: в скульптуре, где формы отличались нарочитой пластической незавершенностью, передачей мгновенного эффекта движения (М. Россо, О. Роден, П. Трубецкой, А. Голубкина) ;в музыке (К. Дебюсси) и в литературе  (Ж. И Э. Гонкуры, Ж. Гюисманс, Г. де Мопассан); в поэзии (Анненский и К. Бальмонт). В целом, импрессионизм не оставил единой школы, особого художественного стиля, хотя многие его художественные открытия вошли в современную эстетическую культуру.

В истории мировой культуры импрессионизм оставил яркий, неповторимый след, оказав глубокое воздействие  на обогащение чувства прекрасного. Для человека XIX столетия осмысление импрессионистических открытий равнозначно, прежде всего, приобщению к тайне  мгновения, и к многоликому сиянию уникальных проявлений бытия.

Творчество импрессионистов получило признание  публики, художественной критики, появились многочисленные поклонники их искусства - покупатели, коллекционеры. Их произведения в настоящее время оцениваются очень высоко. Где сегодня можно встретить картины и полотна великих художников импрессионизма? Почти во всех крупных художественных музеях мира: в Париже – Музей Орсе и Музей Мармоттан,  в Нью-Йорке - Метрополитен музей, в Лондоне – Национальная галерея. В России познакомится с картинами  импрессионистов  можно в Эрмитаже в Петербурге и в Галерее  искусства  стран Европы и Америки XIX-ХХ веков в Москве.

Созданные  импрессионистами  произведения искусства являются для нас и будущих поколений нетленными. Они стоят как бы вне времени, не устаревают и продолжают жить своей внутренней жизнью на продолжении существования человечества. Искусство вечно, к нашему счастью.

 

Заключение.

С импрессионистов началась новая эпоха в живописи, их нельзя спутать с предшественниками. Они совершили перелом в искусстве (намечавшийся уже давно), разрушив строгую иерархию живописных жанров. Художники были уверены, что темой и сюжетом картины может быть непосредственное впечатление от увиденного. И они доказали это своим творчеством. Импрессионизм - это не философия и не техника, это новое художественное видение мира. Правдивость искусства импрессионисты видели не в тождестве с реальностью, а в том, что живопись должна воссоздавать момент, когда человек смотрит на мир непредвзятым взглядом, словно впервые. В этом неповторимом мгновении человеку раскрывается та сущность природы, которая не может быть постигнута с помощью разума. В импрессионизме раскрывается способность человека видеть мир непосредственно, интуитивно, инстинктивно; способность образного, а не понятийного мышления.

Импрессионизм не имел и не мог иметь строгой доктрины и канонизированных норм. Это, прежде всего, - индивидуальные искания. Импрессионистов упрекали в субъективном и непонятном для остальных взгляде на мир. Но их цветовое видение мира не было чисто субъективным. Оно отражало реально существующие природные законы, не понятные современникам, но не представляющие загадок для сегодняшнего зрителя.

Импрессионисты  резко и бескомпромиссно противопоставили себя академическому и салонному искусству, но они с глубочайшим уважением относились к освоению опыта великих мастеров прошлого. Исходной точкой для самостоятельных исканий был опыт барбизонцев, Курбе, Домье.  Импрессионисты  явно сознавали свое глубинное родство с главнейшими художественными явлениями европейской культуры.  Публика, привыкшая к помпезной и приглаженной салонной  живописи, не принимала ни сюжетов художников, отказавшихся от подражания вечным канонам красоты, ни их живописной манеры.  Импрессионистов  упрекали в неумении рисовать и незаконченности работ. Потребовалось около полутора десятилетий, чтобы новое течение в  живописи  получило общественное признание.

Во второй половине 80-х годов  импрессионизм  перестал быть полем сражений и получил широкое распространение во всех крупных художественных центрах Европы, так и не развившись вне Франции и не получив самостоятельных оригинальных течений в других странах. Повсеместно наблюдалось варьирование того, что было открыто французскими мастерами. Понимание  импрессионизма  способствовало появлению постимпрессионизма - разных течений французской  живописи , получивших общее название «те, кто пришел после». Постимпрессионизм повысил интерес к символическим  началам  искусства, к декоративной стилизации, построению пространства и объема. Никто из столпов  живописи  следующего поколения не миновал импрессионистического этапа в своем творчестве.

 

Литература.

  1. Андреев Л.Г. «Импрессионизм». – М.: «'Московский университет»,1980.
  2. Бернард Денвир. Импрессионизм. Художники и картины. Издательство «Искусство», Москва, 1994.
  3. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство: Учеб. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 2000.
  4. Дж. Ревальд. История импрессионизма. – М.: «Искусство», 1999.
  5. Интернет-ресурсы: http://www.impressionism.ru; http://www.bibliofond.ru; http://www.gumer.info.

 


Информация о работе Творчество импрессионистов