Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 02:17, реферат
Импрессионизм, живопись импрессионистов… сегодня, в начале XXI века, одно лишь упоминание этих окрашенных эмоциями понятий неизменно вызывает теплые чувства у тех, кто знаком с творчеством представителей, быть может самого популярного направления современного искусства. Французские слова «импрессион» («впечатление») и «импрессионисты» ассоциируются с поэтической атмосферой небольших по формату пейзажей, словно наполненных солнечным светом и вибрирующим воздухом, с прекрасными женскими образами,
Введение. 3
1. Возникновение импрессионизма 3
2. Особенности творчества художников-импрессионистов. 5
3. Значение импрессионизма для мировой культуры 12
4. Заключение 13
Литература 15
Институт международных экономических связей
Факультет мировой экономики и международной торговли
РЕФЕРАТ
по дисциплине "Культурология"
на тему "Творчество импрессионистов"
Выполнила студентка 3 курса
заочного отделения
Москва
2011
Оглавление
Введение. 3
1. Возникновение импрессионизма 3
2. Особенности творчества художников-импрессионистов. 5
3. Значение импрессионизма для мировой культуры 12
4. Заключение 13
Литература 15
Введение.
Импрессионизм, живопись импрессионистов… сегодня, в начале XXI века, одно лишь упоминание этих окрашенных эмоциями понятий неизменно вызывает теплые чувства у тех, кто знаком с творчеством представителей, быть может самого популярного направления современного искусства. Французские слова «импрессион» («впечатление») и «импрессионисты» ассоциируются с поэтической атмосферой небольших по формату пейзажей, словно наполненных солнечным светом и вибрирующим воздухом, с прекрасными женскими образами, как бы материализующими встречу с «мимолетным видением», с жанровыми картинами и портретами, излучающими упоение жизнью, безмятежность, душевную и физическую красоту. И много лет спустя, творчество импрессионистов остается волнующим и притягательным, заставляя людей более чувственно воспринимать окружающий мир. Их картины неповторимы и великолепны.
Импрессионизм – явление яркое и интересное, о котором можно много писать и говорить. Актуальность выбранной темы объясняется необходимостью изучения данного направления французского искусства с целью понять культурную ценность импрессионизма и оценить его влияние на развитие мировой культуры в дальнейшем. В представленной работе будет рассмотрена тема, посвященная исследованию традиций и новаций импрессионизма, как одного из направлений искусства XIX века. Для этого необходимо решить следующие задачи: исследовать историю зарождения и развития импрессионизма; его сущность; изучить творчество основных представителей импрессионизма; понять значение импрессионизма для мировой культуры.
1. Возникновение импрессионизма.
Собственно история импрессионизма охватывает всего 12 лет: с первой выставки в 1874 г. по последнюю, восьмую, в 1886 г. Но предыстория этого направления в искусстве значительно длиннее. Родоначальником этого движения в живописи считается Эдуард Мане (1832 – 83 гг.), талантливый художник, еще 60 – начале 70 гг. выступивший с жанровыми работами, в которых переосмыслил композиционные и живописные приёмы мастеров XVI-XVIII вв. применительно к современной жизни. Э. Мане стал писать фигуры часто совсем без теней, в тонах дневного рассеянного света. В 1863 г. он и группа художников, не принятых официальным жюри на очередную выставку, устроили свой «Салон отверженных», враждебно встреченный официальными академическими кругами. Здесь Э. Мане был представлен ставший знаменитым «Завтрак на траве», картина, в которой он изображает в непривычной живописной манере одетых молодых людей и обнаженных женщин. Художник интересуется, прежде всего, проблемой солнечного света, световоздушной среды, в которой представлены как фигуры, так и предметы в ландшафте. Появление этой картины сопровождается громкими скандалами. Еще большее негодование вызвала «Олимпия» (Салон 1865 г.).
Вскоре Э. Мане становится центральной фигурой всей прогрессивной художественной интеллигенции Парижа. К нему присоединяются такие молодые художники, как Базиль, Писсарро, Сезанн, Клод Моне, Ренуар, Дега и Берта Моризо. Они собирались обычно в кафе Гербуа на улице Батиньоль, 11. Вот почему их называли художниками батиньольской школы. Но это название условно. Собственно школой они не были, у них не было единой программы. Их единство было основано на несогласии с официальным искусством, желании найти новые, свежие формы, но каждый из них шел своим путем. Общим, пожалуй, было понимание локального цвета как чистой условности, поиск передачи световой среды, воздуха, окутывающего предметы.
Весной 1874 года группа молодых художников (Моне, Ренуар, Писсаро, Сислей, Дега, Сезанн и Берта Моризо), отвергнутая официальным Салоном, устроила собственную выставку. Один из присутствующих репортёров, Луи Леруа, презрительно назвал Моне и его товарищей «импрессионистами». Впоследствии это ироничное имя закрепилось за художниками и очень быстро потеряло свой первоначальный отрицательный смысл.
Термин слова impression – «впечатление». Так назвал свою картину К. Моне – «Впечатление. Восход солнца», ставшую центральным экспонатом выставки. На полотне, написанном художником в 1872 году в его родном городе Гавре, изображена почти нереальная картина восхода солнца над водной гладью гавани. Цвета только слегка обозначены, всё подёрнуто лёгкой сероватой дымкой, сквозь которую виднеются расплывчатые силуэты судов и кранов. И только красный шар солнца пробивается сквозь утренний туман, создавая в центре картины яркое цветовое пятно. Если отойти от картины на некоторое расстояние, то резкие мазки кисти превращаются в лёгкую рябь на воде, придавая всей картине удивительную реальность и осязаемость. Впервые в истории живописи художник попытался запечатлеть не реальный объект, а своё впечатление от него.
Первая выставка, как и последующие, завершилась провалом. Выступление импрессионистов было встречено официальной буржуазной критикой грубыми насмешками и травлей. Они обвиняли художников в том, что те пишут не так, как признанные мастера, - просто для того, чтобы привлечь внимание публики. Наиболее снисходительные рассматривали их работы как насмешку, как попытку подшутить над людьми. Потребовались годы жесточайшей борьбы – противостояния и выживания, прежде, чем члены маленькой группы смогли убедить публику не только в своей искренности, но и в своём таланте. В будущем состав экспонентов немного менялся, но всегда оставались Моне, Писсарро, Ренуар, Сислей, Б. Моризо. Истинным вождем постепенно становился Клод Моне.
В 1882 г. была организована наиболее полная выставка импрессионистов. Наконец, в 1886 г. состоялась восьмая выставка, последняя, — но первая, которая имела успех. Именно в тот момент, когда, кажется, долгожданная победа была так близка, дружба художников кончилась. К этому времени обнаружились существенные разногласия между членами группы. Возможности метода импрессионизма были исчерпаны, и каждый из художников стал искать свой собственный путь в искусстве.
2. Особенности творчества импрессионистов.
В чем же сущность импрессионизма, особенности его художественного метода?
Впервые в истории мирового искусства художники сделали для себя правилом писать не в мастерской, а под открытым небом - на берегу реки, в поле, на поляне в лесу, они подняли значение этюда с натуры, почти вытеснившего традиционный тип картины, тщательно и неспешно создаваемой в мастерской. Благодаря изобретению металлических тюбиков для красок, уже готовых и пригодных к переноске, которые заменили старые краски, готовившиеся вручную из масла и порошковых пигментов, художники смогли покинуть свои мастерские, чтобы работать на пленэре.
Импрессионисты стремились передать
в своих произведениях
В противоположность
Постоянной заботой импрессионистов был цвет. Их умение манипулировать цветом внесло особый вклад в развитие европейского искусства. Они поняли, что тени, отражая окружающую среду, многоцветны, что в природе вообще не существует чистых локальных цветов, и то, что эффект вибрирующего света можно передать мелкими, дробными мазками и тому подобными техническими приемами. На принципах теории Эжена Шеврёля импрессионисты разработали свой подход к цвету, включающий применение всей гаммы красок без смешивания и расположение мельчайших точек чистого тона друг возле друга с таким расчетом, чтобы эти тона смешиваясь в глазу зрителя, создавали третий цвет. Они считали, что чисто чёрного цвета в природе нет, и в подтверждение своей теории чёрный цвет получали смешиванием основных красок (жёлтой, красной и синей).
Беспрерывная вибрация пульсирующих шероховатых мазков на картинах импрессионистов уничтожала иллюзию трёхмерного пространства, обнажая исконную двухмерность холста и заставляя зрителя расшифровывать не столько перипетии сюжета, сколько тайны самой живописи.
Очень точно охарактеризовал их творчество живописец и художественный критик Диего Мартелли (1836 – 1896), давший непревзойденный анализ импрессионизма: «Импрессионизм это не только переворот в самом мышлении, это переворот и в понимании физиологии человеческого глаза. Это новая теория, исходящая из специфического восприятия световых раздражений и, соответственно, из выражения такого восприятия. Импрессионисты не создавали сначала теорию, чтобы затем приспособить к ней свою живопись; напротив, как это как и бывает с великими открытиями, живописные произведения рождались из неосознанного, из процессов в глазу художника, которые впоследствии пробудили в нем философа. До последнего времени самой надежной, понятной, истинной основой живописи считался рисунок. Цвету отводилась роль магической непредсказуемости в области воображения. Думать так сегодня у нас нет оснований: анализ показал нам, что впечатление, которое предметы реально оставляют в человеческом глазу, это впечатление от цвета, и что мы не видим контуров форм, а только их цвет».
Импрессионисты показывали красоту реального мира, в котором каждый миг уникален. Поэтому для творческого метода импрессионистов характерна краткость, этюдность. Ведь только короткий этюд позволял точно фиксировать отдельные состояния природы. Считая, что реальность - это меняющиеся световые ощущения, художники работали над тем, чтобы уловить эти исчезающие мгновения. Они достигали совершенно не виданных до этого времени эффектов передачи бликов, мерцаний, игры светотеней, светлых, гармоничных, красочных созвучий. К 80-м, 90-м годам импрессионисты становятся исключительными мастерами передачи освещения, тумана, игры воды, неба, облаков и т.д.
Художники-импрессионисты совершили переворот и в выборе сюжетов, отказавшись от традиционных исторических, религиозных или литературных тем, и обратились к сценам повседневной жизни. Они по-новому подошли к изображению мира, уйдя из мастерских рисовать жизнь. Современную жизнь. Основная тема творчества импрессионистов – природа, город, быт, люди. Своих героев они искали и встречали на парижских бульварах, в кафешантанах, просто по соседству среди обитателей чердаков Монмартра. Они писали не вечность, а мгновение. Новый ритм жизни, ускоряющийся с каждым годом, стал ритмом их искусства. Они не убегали от современности подобно символистам. Они любили ее, жаждали открыть ее искусству.
3. Творчество импрессионистов.
В своих излюбленных жанрах (пейзаже, натюрморте, портрете, многофигурной композиции) импрессионисты изображали жизнь, полную естественной поэзии, где человек находится в единстве с окружающей средой, вечно изменчивой, поражающей богатством и сверканием чистых, ярких красок.
Настоящим откровением в полотнах художников-импрессионистов стал пейзаж. Важнейшим компонентом пейзажа они сделали вибрирующую, богатую красочными оттенками световоздушную среду, обволакивающую предметы и обеспечивающую зрительную нерасторжимость природы и человека. Они стремились уловить в своих пейзажах непосредственный трепет жизни природы и найти наиболее точные и гибкие средства ее живописного воплощения. В их картинах чувствовался ветер, влажная, после дождя, нагретая солнцем земля. (К. Моне. «Белые кувшинки» 1889 г., К. Писсарро «Осеннее утро в Эраньи» 1897 г., А. Сислей «Снежный пейзаж с охотником» 1873 г., О. Ренуар. «На берегу озера» 1880 г.).
Стремясь зафиксировать многообразную изменчивость состояний природы, художники часто создавали пейзажные серии, объединённые одним мотивом. Так, К. Моне одним из первых начинает создавать серии картин, в которых один и тот же мотив повторяется в разное время года и суток, при разном освещении и состоянии погоды. Появляются его знаменитые серии, посвященные полям цветущих маков, кувшинкам, тополям, Руанскому собору, вокзалу Сен-Лазар, лондонским мостам и др. Не все они равноценны, но лучшие полотна этих серий поражают свежестью красок, интенсивностью цвета и артистизмом передачи эффектов освещения.
Гармоничностью и лаконичностью отличаются натюрморты импрессионистов. Их характерной чертой является простота, посредством которой и достигается гармония. Весь секрет тут в очень точном наблюдении и взаимоотношении тонов, умении, чувствовать которые во всей их точности, есть совершенно особый дар, которым и определяется талант живописца.
Вот натюрморт К. Моне «Яблоки и виноград» (1880 г.). Белая скатерть играет всеми оттенками голубого. Поблескивают гладкие упругие бока сочных яблок. Налитые соком гроздья винограда живописно улеглись на изящной плетеной тарелке. Несколько прозрачных, налитых соком и светом виноградин скатились на скатерть. Чувствуется, что натюрморт существует не в пустоте. Пространство вокруг него наполнено голубоватым воздухом и светом. В этом натюрморте Моне вкладывает в предметы ту силу и динамичность, которые придают им жизнь, он одушевляет их. На его картине все живет напряженной жизнью, которую никто до него не сумел уловить, о которой никто даже не догадывался.