Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 17:12, контрольная работа
Трипольская культура - уникальное явление в истории человечества. Она сыграла беспрецедентную роль в становлении цивилизации на планете Земля. Это уже было не первоначальное общество, а общество с атрибутами цивилизации. Трипольская цивилизация - это, прежде всего, земледельческая экономика. Именно в Триполье состоялась полная и окончательная победа воспроизводящей экономики, что было проявлением триумфа неолитической революции. Внедрение земледелия во всей Трипольской ойкумене стало фундаментом цивилизации.
Введение ……………………………………………………………………3
Глава 1. История изучения трипольской культуры……………………...5
Глава 2. Поселения трипольской культуры ……………………………...8
Глава 3. Инвентарь ……………………………………………………….12
Глава 4. Хозяйство ……………………………………………………….15
Глава 5. Идеологические представления племен трипольской
культуры …………………………………………………………………..18
Заключение ……………………………………………………………….22
Список литературы ………………
Наличие хорошей кормовой базы животноводства и развитое свиноводство свидетельствуют о хорошем развитии оседлости и земледелия. Без последнего в данном районе создание этой базы почти невозможно.
ГЛАВА 5. ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПЛЕМЕН ТРИПОЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Трипольскую культуру относят к эпохе энеолита. В этот период первобытное земледельческое общество достигло своего наивысшего расцвета.
Энеолитмеднокаменный век, в этот период появились отдельные изделия из чистой меди, но на формах хозяйства новый материал еще не сказался. Трипольцы (как и другие ранние земледельцы) выработали тот тип комплексного хозяйства, который просуществовал в деревне вплоть до эпохи капитализма: земледелие (пшеница, ячмень, лен), скотоводство (корова, свинья, овца, коза), рыболовство и охота. Первобытные матриархальные общины, повидимому, еще не знали имущественного и социального неравенства.
Особый интерес представляет идеология трипольских племен, пронизанная идеей плодородия, что выражалось в отождествлении земли и женщины: земля, рождающая из семени новый колос хлебного злака, как бы приравнивалась к женщине, рождающей нового человека. Эта идея лежит в основе многих религий, вплоть до христианства.
К трипольской культуре многие относят глиняные статуэтки женщин, связанные с матриархальным культом плодородия. Роспись больших глиняных сосудов трипольской культуры раскрывает мировоззрение древних земледельцев, заботившихся об орошении их полей дождем, созданную ими картину мира. Мир, по их представлениям, состоял из трех зон (ярусов): зона земли с растениями, зона Среднего неба с солнцем и дождями и зоны Верхнего неба, хранящего наверху запасы небесной воды, которая может пролиться при дожде. Верховным владыкой мира было женское божество. Картина мира трипольцев очень близка к той, которая отражена в древнейших гимнах индийской «Ригведы».
Духовные ориентиры трипольцев были едины с духом Природы, целостные в своей основе, объединены высокой земледельческой культурой.
Образ Девы-Матери, Богини, Богородицы, Праматери Мира - центральный в духовном развитии трипольцев. Это есть основа их жизни и собственного роста, основа формирования материального круговорота, образного отображения Мира в символике, обозначенной и спиралями, и крестиками, и свастиками, той символики, которая сохранилась и дошла к нам в своем неприкосновенном виде на вылепленной посуде, костяной и глиняной скульптуре. Важное место тут занимает изображение змей. Разнообразно свернутые их тела не только предают динамичность движения ("рух" - укр.; в переводе на русс.- "движение")) воображения древних гончаров, но и создают спонтанность ощущения, игру линий, которая граничит с медитативным осознанием и имеет превосходную феноменальную способность подключать современного человека к "вибрационному полю" Трипольской цивилизации. Спиралеобразные волны образов Триполья, обозначены штрихами, пунктиром или сеткой, солнечные, звездные, полумесячные и узоры крестиком доносят до нас реальный отклик вибраций Галактики и ее понимание нашими предками.
Творческое искусство трипольцев - непревзойденный взлет развития человечества - постепенно открывается перед нами как живая макрокосмическая самодостаточная динамичная система существования и созидания. Все это - чистое целостное мировосприятие, непосредственная радость жизни. Форма и содержание - они буквально дышат живым пульсом жизни. Посуда, скульптура, предметы быта и ритуала не омертвели с течением времени, они и до сих пор живые, потому что каждая вещь, изготовленная руками мастера, наделена необыкновенными, неизведанными раньше, а, точнее, - забытыми звуками волшебной струны. Эта музыка имеет чудодейственную для духа силу пробуждения.
Язык носителей трипольской культуры. Путем сопоставления древних слов, содержащихся в славянских и греческом языках, с вещественными памятниками трипольской и эгейской культур была осуществлена реконструкция языка трипольской культуры. Главной его особенностью оказалось превалирование слов с открытыми слогами. Следы точно такой же языковой структуры обнаруживаются на Крите, в Малой Азии и даже в Месопотамии: древнейшее население Междуречья, у которого шумеры заимствовали земледелие, обработку металлов, строительство городов, письменность и некоторые мифологические представления, говорило также на языке только с открытыми слогами. Итак, язык носителей трипольской культуры относился к особому типу древнейших черноморско-средиземноморских языков.
Из языка трипольцев происходят, например, такие слова, как голубь, горох, орех, железо (раньше, по всей видимости, означавшее "медь"), кобыла, могила, имена божеств Купала, Лада, Марена и многие другие.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Трипольская цивилизация - это, прежде всего, земледельческая экономика. Именно в Триполье состоялась полная и окончательная победа воспроизводящей экономики, что было проявлением триумфа неолитической революции. Внедрение земледелия во всей Трипольской ойкумене стало фундаментом цивилизации. Высокой культурой земледелия человечество обязано Трипольской культуре (в Молдове и Румынии ее называют Кукутени). За всю историю ничто не имело такого существенного влияния на жизнь человека, как переход к земледелию. Без сознательного выращивания растений с помощью достаточно эффективных орудий работы, которое обеспечивало создание излишков продуктов питания, было бы невозможно появление цивилизации. Трипольцы преодолели извечный страх человека перед голодом - и это было их важнейшим достижением. В Триполье люди впервые освободились, от постоянных забот о пище, и у них появился досуг для строительства оседлых поселений, изготовления посуды, занятий искусством, развития мифологических представлений.
Осуществив переход к воспроизводящим технологиям ведения хозяйства, трипольцы соединили земледелие с животноводством. Они выращивали пшеницу, ячмень и овес, разводили большой рогатый скот, свиней, овец и коз, а быков и коней использовали как тяговую силу. Пахали трипольцы ралом, а жали серпами из дерева и рога с кремневыми вставками, на которых были иссеченные зубцы, у них были сани и телеги (являются определенные свидетельства этого).
Трипольцы первыми в истории решили продовольственную проблему, первыми начали строить настоящие дома, как правило, двухэтажные, в которых впервые появились дверь и чердак, стол, табуретки и стулья. Носители трипольской культуры изготовляли рисованную керамику, непревзойденные шедевры которой языком символов и знаков проговаривают к нам из глубины тысячелетий, зачаровывая своей могущественной первоначальной магией.
У трипольцев были кремневые, гончарные мастерские, плавильные печи и горны. Они постоянно усовершенствовали технологии обработки кремня. Высокого уровня у трипольцев достигли металлургия и металлообработка. Для изготовления инструментов и украшений из меди использовали совершенные методы ковки и литья.
Гончарство у трипольцев выделилось в отдельную область, ними был изобретен медленный гончарный круг, постоянно усовершенствовалась технология изготовления посуды. Поражает то обстоятельство, что посуда была стандартизирована: объем всей посуды был кратной мужской пригоршне (приблизительно 84 грамма).
Еще одно нововведение трипольцев ткачество. У трипольцев появился первый ткацкий станок. Одежда трипольцев была красивой и разнообразной. Мужчины носили тканую рубашку, повязку на бедрах, богато украшенный пояс, а женщины - платья из ткани, украшенные вышивкой, костяными и медными бляшками. Обувь - от сандалий до сапог - трипольцы шили из отлично изготовленной кожи.
Трипольцы изготовляли товары для внутреннего обмена и для экспорта. Наверное, эти обменные и "экспортно-импортные" операции осуществляло много людей, которое обусловило возрастание объемов товарно-торговых отношений. Носители Трипольской культуры существенно приблизились к переходу на товарно-денежные отношения. Роль денег у них могли выполнять стандартизированные кремневые и медные орудия, а также кремневая галька и большие кремневые пластины (они найдены в сокровищах и не использовались в производственных целях). Трипольцы были за шаг к созданию государства и за шаг к созданию письменности. Этот шаг сделали не они, а шумеры, египтяне и китайцы. Хотя есть определенные основания считать трипольские поселения-исполины государствами (по крайней мере, протогосударствами). Итак, если существовали протогорода (поселки-исполины), то существовали и протогосударства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бибикова В.И. Фауна раннетрипольского поселения Лука-Врублевецкая // МИА.- 1953.- № 38.- С. 411-458.
2. Дергачев В.А. Памятники позднего Триполья (опыт классификации). Кишинев, 1980. С. 54–62; ПалагутаИ.В. Керамический комплекс трипольского поселения Друцы I в Северной Молдавии // Вести. Моск. ун-та. Сер. 8. История. 1995. №5. С. 59–61.
3. Жизнь животных. Млекопитающие, или звери.-Москва: Просвещение.- 1971.- Том 6.- 627 с.
4. Журавлев О.П. Фауна поселения Черноморка-ІІ (на материалах костных остатков) // Использование методов естественных наук в археологии.- Киев: Наукова думка.- 1981.- С. 130-161.
5. Каталог млекопитющих СССР. Плиоцен-современность.- Ленинград: Наука.- 1981.- 455 с.
6. Короткевич О.Л. Фауна пізньотрипільського поселення Сандраки // Збірник праць Зоологічного музею.- Київ: АН УРСР.- 1956.- № 27.- С. ІЗ0 - 142.
7. Кузнецов Б.А. Определитель позвоночных животных фауны СССР. Часть 3. Млекопитающие.- Москва: Просвещение.- 1975.- 194 с.
8. Манзура И.В., Палагута И.В. Исследование трипольских памятников в Среднем Поднестровье // Новые исследования археологов России и СНГ. Материалы пленума ИИМК РАН 28–30 апреля 1997 г. СПб., 1997. С. 75–77.
9. Маркевич В. И. Исследования Молдавской неолитической экспедиции // АО 1977 года. М., 1978. С. 466–467; Marchevici V. Asezarea Cucuteniana Stanca lui Harascu // Tyragetia, IV–V. Chisinau, 1997. Р. 81–94; Палагута И.В. К проблеме формирования северомолдавских памятников Триполья В1 (исследование керамического комплекса поселения Старые Куконешты I) // Древности Евразии. М., 1997. С. 50–69.
10. Рындина Н.В. Раскопки поселения развитого Триполья Друцы I // АО 1982 года. М., 1984. С. 415–416; Она же. Работы Трипольской экспедиции // АО 1983 года. М., 1985. С. 459–460.
11. Справочник животновода-любителя.- Днепропетровск: Промінь. - 1982.- 204 с.
12. Флинт В.Е., Чугунов Ю.Д., Смирин В.М. Млекопитающие СССР.-Москва: Мысль.-1970.-420 с.
13. Цалкин В.И. Древнейшие домашние животные Восточной Европы // МИА.-1970.-№ 161.-266 с.
14. Цалкин В.И. Изменчивость метаподий и ее значение для изучения крупного рогатого скота древности // Бюллетень Московского общества испнтателей природн, отдел биологический.- Москва.- 1960.- Том 65.- Выпуск 1.-
С. 109-126.
15. Черныш Е.К., Массон В.М. Энеолит Правобережной Украины и Молдавии // Энеолит СССР / Археология СССР. М., 1982.
26