Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 08:21, контрольная работа
Система обычаев и обрядов формировалась на ранних ступенях развития человеческого общества. В «примитивных» обществах она выполняла функции управления, интеграции и передачи социального опыта и была одной из форм трансляции культуры и социального контроля. По мере усложнения социальной организации общества и с появлением государственного управления система обычаев постепенно утрачивала свое монопольное положение. Однако ее функции продолжают сохранять известное значение и в высокоорганизованных формациях.
Введение………………………………………………………………......
Основная часть……………………………………………………………
Заключение………………………………………………………...……...
Список литературы……………………………………..…..…………….
Затем невеста вместе со своими родными, подругами под музыку скрипок, барабанов и шăпăра с песнями и танцами отправлялась в гости к родственникам.
В свой черед от Турикаса
Свадьба девичья гудит…
Когда невеста возвращалась домой, в родительском доме ее благословляли, отец с матерью говорили напутственные слова:
«Пусть господь тебе поможет
Мужу честной быть женой,
Пусть весь век твой будет прожит
С ним под кровлею одной.
Будь ты с ним кротка, покорна,
Дом блюди, детей носи.
Знай работай, от зазорной
Лени - бог нас упаси!..»
Глава III. Вечер перед Симеком, стр. 33,37
В день свадьбы в доме жениха тоже собирались его родственники и друзья, которые составляли свадебный поезд. Жениха наряжали, обязательными атрибутами были серебряное ожерелье, сложенный по диагонали свадебный платок, в руке - плетеная нагайка. Жених объезжал всю деревню вместе с музыкантами и друзьями. По возвращении домой, родители жениха благословляли сына, и свадебный поезд отправлялся в дом невесты:
Лихо выскакал из леса
Зять- богатый Тохтаман.
Шапка желтая с монетой!
А онучи! А кафтан!
Впрямь по-барски разодетый
Едет
к тестю Тохтаман.
Шумно, с песнями идет.
Вон и сватова усадьба,
Сват
выходит из ворот.
У околицы ребята
Жениховский поезд ждут.
Чуть успели кликнуть свата,-
Глядь - жених уж тут как тут.
Там, где легкою завесой
Пыль нависла, как туман,
И на небе сытно вам.
Ну а вы невесте нашей
Посулите долгих дней,
Да чтоб дом был полной чашей,
Да чтоб радость зналась в ней».
Помянули предков честью…
По заветам старины,
И отправились к невесте,
Для
начала - чуть хмельны.
Родственники невесты к приходу свадебного кортежа жениха отправлялись в дом невесты нарядные. Перед этим они дома проводили моление. Вот как описывает этот момент автор «Нарспи»:
«Прежде мертвых предков купно
И раздельно помянув,
Хлеб посыплем солью крупной,
Как водилось в старину:
Не пуста была б могила,
Хлеб да соль стояли там,
Чтоб посмертно, предки
было,
По старинному обряду
Помянули мертвых тут.
И выходят за ограду,
И отъезда свадьбы ждут.
Родственники встречали гостей со стороны жениха. Перед воротами дома невесты могли петь песню-диалог. Вперед выступал мăн кĕрÿ ( посаженый отец) и произносил длинную свадебную песню-речь. После такого приветствия гостей приглашали в дом. Начиналось свадебное веселье: люди угощались, пели и плясали. В это время пока невеста сидела со своими подругами в амбаре или в другом доме какого-нибудь родственника. Там тоже шло веселье. Затем, к утру, ее приводили в дом и благословляли. Невесту выводили во двор и сажали верхом на лошадь, которую вел хăйматлăх (свидетель) за повод, сделанный из полотенца. За ней следовал весь свадебный поезд жениха и повозки с приданым невесты.Почти вся деревня провожала невесту за околицу. Около кладбища обязательно останавливались для того, чтобы помянуть усопших. То же мы видим и в поэме:
На дороге у погоста
Поезд тесть остановил,
Человек, наверно, со сто
Сбилось в кучу средь могил.
При выезде их деревни жених три раза ударял плетью свою невесту, изгоняя злых духов, которые могли прийти в деревню. Теперь свадьба начиналась в доме жениха.
Нагулялся у невесты
С хужалгинскими жених,
А сегодня- честь и место
Свадьбе девичьей у них.
Невесту жених вносил на руках, чтобы пока на земле не оставалось следа от чужого для этого рода человека. После выполнения ряда обрядов и принятия «общей еды» -салмы невеста становилась родственником жениху и его родне.
Чуть попозже приезжали к
Скачут кони, рассыпая
Звон веселый на бегу,
Свадьба девичья большая
С шумом едет в Хужалгу.
Первую брачную ночь молодые проводили в клети, амбаре или в другом нежило помещении.
Как приедут, на ночь нужно
Молодых в амбар свести,
Чтобы там женою мужней
Стать невесте взаперти.
Последним свадебным обрядом был обряд хождения невесты за водой - шыв çулĕ. К роднику ее сопровождали родственники мужа. Требовалось, чтобы дух воды не настлал порчу на молодую. В воду бросали монетки, произносили необходимые слова. На принесенной воде она варила блюдо для угощения во второй день.
Современная свадьба у чувашей проходит с включением в той или иной мере традиционных элементов. В чувашских селениях развернутый традиционный обряд занимает значительное место, поэтому свадьба занимает несколько дней.
Основные элементы свадебного обряда сохранились в наши дни и в городе. По-прежнему остаются: сватовство, устройство свадебного поезда, одаривание подарками невестой родственников жениха, благословение родителей, прятанье невесты, встреча молодых родителями жениха (встречают с хлебом с солью, невесту жених или несёт на руках или ведёт в дом по специально выстеленному ковру); танец жениха и невесты, сопровождающийся обсыпанием монет, зерна, показ молодухе колодца на второй день свадьбы. А в чувашских селениях невесту переодевают в чувашский женский костюм.
Обряды гадания у чувашей были широко
распространены так же, как и у многих
народов-язычников. Многие стремились
предугадать будущее, узнать, что ожидает
их в дальнейшем. И способов гадания было
великое множество. Например, чтобы узнать
суженого, девушки в праздник Сурхури
ровно в полночь отправлялись в баню, ставили
перед собой зеркальце, зажигали свечку,
укрывались покрывалом и вглядывались
в зеркало. При этом считалось, что ровно
в полночь в зеркале появится личность
жениха. Если молодежь в основном гадала
на суженого, взрослых же интересовали
виды на урожай, судьбы близких. В этот
же праздник Сурхури взрослые ходили
на гумно к стогам. Вставали спиной к стогу
и, изгибаясь назад, зубами вытаскивали
из стогов несколько стеблей с колосьями.
Бережно приносили эти колосья домой.
Дома шелушили и считали зерна, приговаривая:
«Амбар..Мешок..Сусек..Пусто». Если последнее
зернышко приходилось к слову «амбар»,
радовались, что год будет урожайным. Много
было в чувашских деревнях знахарей,
гадалок, юмçă- людей, которые определенно
занимались этим ремеслом. За работу они
брали монетами, вещами. Чтобы узнать,
что же уготовила судьба сыну, мать Сетнера
тоже отправляется к знахарю. Как и полагается,
она принесла старику-знахарю вознаграждение
за работу: рубаху и пару шерстяных чулок.
С трудом старик согласился рассказать
все о парне молодом:
Поглядел подслеповато
На монету на столе.
И, уставясь на старуху,
Распрямившись кое-как,
С расстановкой, тихо, глухо
Начал
он примерно так…
В шубу теплую одетый,
Шапку он под мышку взял,
Положил на стол монету,
На чесалку молча встал;
Бородой, как шерсть косматой
Тяжело склоняясь к земле,
Стул, скачи, чтоб в черной яме
Тохтаман навек уснул.
На укрытый черным чадом
Тридцати одной горе,
Суп, кипи змеиным ядом,
Чтобы муж в аду горел!»
Распространено было колдовство с целью порчи или наоборот излечивания от болезней, приворота. Гадалки и знахари могли заниматься и этой деятельностью. Для наведывания порчи надо было приговаривать определенные слова. Замученная жизнью с нелюбимым человеком, Нарспи решается отравить Тăхтамана. Добыв наркăмăш, она готовит ему суп-отраву, приговаривая словами:
«Из-за моря – океана
Едет бабка Шабадан*
Суп варить для Тохтамана
Чтобы сгинул Тохтаман.
За горами, за морями
Стоя скачет медный
стул.
В наше время гадание,
Проведение обрядов было обязательным для каждого жителя деревни. Нарушителям сельских обрядов не будет житья. Все верили в силу обряда, думали, таким образом обеспечат себе достойную жизнь без бед и несчастий. Игнорирование традиций, по представлению чувашей, навлекало беду на сельское общество, могло вызвать засуху, холода или градобитие.
Информация о работе Традиционные чувашские праздники и их воплощение в современной культуре