Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 15:08, курсовая работа
Актуальность темы обуславливается тем, что влияние ислама на мировые культурные и политические процессы становится всё более явным и ощутимым. Учитывая многонациональный состав России, проблемы нравственного возрождения, мирного сосуществования различных культур, этносов и религий приобретают особую важность. Возрождение - это, прежде всего возрождение духовности, культуры и культурных ценностей, на которых базируется любое общество.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Традиционная мусульманская картина мира: исторический аспект………...4
1.1 Характеристика религиозной картины мира………………………………..4
1.2 Традиционные образы «мира», «человека» и «общества» в мусульманском миропредставлении…………………………………………….7
2 Мусульманская картина мира в контексте современности…………………12
2.1 Отражение глобальных проблем в современных образах «мира», «человека» и «общества»………………………………………………………..12
2.2 Особенности современной мусульманской картины мира (на примере ислама в России)…………………………………………………………………16
Заключение…………
Отечественной
войны власти пошли на ослабление
запретов и преследований в отношении
верующих. После войны волна
Человек,
ступая в те годы на путь служения Исламу,
совершал подвиг. Его обрабатывали
различные идеологические органы, с
ним вели антирелигиозные беседы,
пугали потерей возможности жить
нормально для него самого и его
детей. Но, несмотря на это в России
во все времена оставались люди,
которые вставали на тернистый путь
служения Аллаху. Потому что они
осознавали свою востребованность, не
переставали приходить в
Итак, одним из важнейших факторов, которые негативно сказались на развитии мусульманской культуры в России в советский период, привели к искажению и даже утрате многих её элементов, была проводившаяся десятилетиями государственная политика «научного» атеизма. Ещё одной причиной отсталости религиозных институтов и низкого уровня знаний мусульман стала длительная оторванность российских мусульман от остального исламского мира, от ведущих центров исламского знания.
В
России постепенно формируется система
исламского среднего и высшего образования,
в настоящее время
Образ
современного российского мусульманина
отличается от образа мусульманина в
традиционной картине мира ислама.
Мусульмане в России имеют светское
образование, значительная часть тех,
кто приходит сегодня в мечеть,
имеют высшее образование. Современный
российский мусульманин вырос и
получил свое воспитание в атмосфере
светского, а еще точнее, европейского
культурно-эстетического
Российский
мусульманин, как бы сильно он ни был
привержен сегодня своей
Для российского
мусульманина целью его религиозных
исканий сегодня является поиск
в исламе ответы нате философские и мировоззренческие
вопросы, которые возникают у него в современной
жизни, в его трудовой деятельности, во
время его общения с представителями других
национальностей и последователями других
религий, во время чтения книг, просмотра
фильмов. В исламе они ищут ответы на вопросы
связанные с устройством личной жизни,
бизнесом, частным капиталом, отношением
к последователям других религий и национальностей
и т.д. При этом мусульмане не желают противопоставлять
ислам и реальность, ищут в его учении
идеи, которые позволили им быть современными
людьми, оставаясь в рамках своей религии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении отметим, что религия, религиозное мировоззрение является духовной основой любого общества. Религия помогает верующим людям преодолеть отрицательные эмоции, религия дает людям утешение. В мире раздоров и эгоизма религия содействует единению людей одной верой. Религия - это не просто феномен культуры, это необходимый элемент её высшего уровня. Истинная религия приводит человека в его борьбе с низшими качествами к добродетели, устремляя к чистоте, любви и великодушию. Она - основа на пути к самосовершенствованию, ведущая к бессмертию.
Основным содержанием и объектом мусульманской религии является образ человека, который является венцом творения Бога. Человек является рабом Божьим, инструментом воли Господа. Аллах спасает верующего от любых земных невзгод и несчастий. Стержневой момент исламского мировоззрения - значимость и ценность каждой человеческой жизни.
Истинный мусульманин терпелив, устойчив перед лицом бед и неприятностей. Как правило, терпение сопрягается с решимостью делать свое праведное дело, несмотря на невзгоды и с прощением людей за причиненное зло. Верующий готов использовать свои материальные блага в пользу общества. Мусульманин убеждён, что судьба его в руках Аллаха, что все события его жизни предопределены. Коран рассматривает каждого верующего как часть религиозной общины.
Перемены, происходящие во многих регионах планеты, вызывают не столько конфронтацию традиционных религий и раскол цивилизаций, сколько кризис стандартов и ценностей, образа и стиля жизни. Перед обществом встаёт вопрос выбора между восточными и западными ценностями. Даёт знать о себе и политика Запада, которая пытается навязать свою систему экономических, политических и правовых отношений. В ходе подобной конфронтации и возникают движения фундаменталистского толка.
В результате религиозных конфликтов, модернизации и глобализации образы мусульманского мира, общества и человека представляются в искажённом виде. Приходят в упадок духовно - нравственные характеристики человека и общественной жизни в мусульманских странах.
Многие
мусульмане пытаются вернуть себе прошлое
в совершенно новых условиях. С
одной стороны ислам предстаёт,
как собрание верований, не менявшихся
веками, с другой - современность
предлагает им систему новейших представлений,
соответствующих последним
Переход
традиционного образования и
искусства к современному, низменному
и бездуховному стал источником смятения
современного мусульманина. Современный
мусульманин вынужден вести постоянную
священную войну не только в самом
себе, но и окружающей его среде
для того, чтобы защитить великолепие
духовного и художественного
наследия своих предков и передать
их следующему поколению. Это ведёт
к повышению эмоциональной
Образ
современного российского мусульманина
сильно отличается от образа мусульманина
в традиционной картине мира. Он
находится под сильным
ЛИТЕРАТУРА
1. Абдулатипов, Р.Г. Судьбы ислама в России: история и перспективы./ Р.Г. Абдулатипов - М.: 2009
2. Авцинова, Г.И. Экстремизм политический // Политическая энциклопедия в 2 томах. - М. - 2008. - Т. 2.
3. Батунский, М.А. Россия и ислам / М.А. Батунский. - М.: 2009.
4. Васильев, Л.С. История религий востока / Л.С. Васильев. - М.: Университет, 2010. - 426 с.
5. Горелов, А.А. История мировых религий: учеб. пособие для вузов / А.А. Горелов; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. - М.: Флинта: Моск. псих.-соц. ин-т, 2005. - 355 с.
6. Горелов, А.А. Культурология: учеб. пособие / А.А. Горелов. - М.: Юрайт, 2009. - 399 с.