Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 15:08, курсовая работа
Актуальность темы обуславливается тем, что влияние ислама на мировые культурные и политические процессы становится всё более явным и ощутимым. Учитывая многонациональный состав России, проблемы нравственного возрождения, мирного сосуществования различных культур, этносов и религий приобретают особую важность. Возрождение - это, прежде всего возрождение духовности, культуры и культурных ценностей, на которых базируется любое общество.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Традиционная мусульманская картина мира: исторический аспект………...4
1.1 Характеристика религиозной картины мира………………………………..4
1.2 Традиционные образы «мира», «человека» и «общества» в мусульманском миропредставлении…………………………………………….7
2 Мусульманская картина мира в контексте современности…………………12
2.1 Отражение глобальных проблем в современных образах «мира», «человека» и «общества»………………………………………………………..12
2.2 Особенности современной мусульманской картины мира (на примере ислама в России)…………………………………………………………………16
Заключение…………
Аллах
изображается в Коране как существо
с чисто человеческими
Принцип исповедания (шахада) - центральный в исламе. Чтобы стать мусульманином, достаточно соблюсти именно его, т.е. торжественно произнести фразу о том, что нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед пророк его.
Это
первые слова, которые мать шепчет на
ухо новорождённому младенцу, и последние,
которые произносит мусульманин
умирая. Хотя, верующий мусульманин
повторяет эти слова по нескольку
раз в день, по крайней мере, один
раз в жизни он должен произнести
символ веры правильно, вдумчиво, с
полным пониманием и с искренней
убеждённостью в его
Молитва является вторым столпом ислама. Пророк Мухаммед сравнивал ислам с головой, а молитву со столбом, на котором она стоит.
Таким
образом, молитва - это то на чём стоит
ислам, то без чего стройное здание
религии рухнет, перестанет существовать.
Молитва - обязательный каждодневный
пятикратный ритуал, от которого могут
быть освобождены лишь больные, немощные
и малые дети. Те, кто не молится пять раз
в день, - неверные. Аллах требует от правоверных
совершать молитву пять раз в день в определенное
время. И хотя точное время молитв не установлено
Кораном, но то, что их пять, ясно указано
в двух местах Откровения. Коран устанавливает:
«Воссылайте хвалу Богу в то время, когда
засыпаете. И в то время, когда пробуждаетесь.
Слава Ему на Небесах и на Земле, при наступлении
ночи и во время полудня». «Воссылай славу
Господу твоему прежде восхождения Солнца
и прежде захождения его; также хвали Его
в некоторые времена ночи и в поры дня:
может быть, будешь угоден».
2. МУСУЛЬМАНСКАЯ КАРТИНА
2.1 ОТРАЖЕНИЕ
ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗАХ
«МИРА», «ЧЕЛОВЕКА», «ОБЩЕСТВА»
В условиях физического и социального неравенства мировые религии утверждают, что все люди исходно равны, что у каждого есть возможность иной более совершенной жизни. Мировые религии содействуют духовному единению людей (одной веры). Вера в Бога видится в качестве облагораживающей и одухотворяющей силы.
«В XX в. ярко проявилась позиция человека, которому Бог уже не нужен. Мыслителями этого времени был произнесён приговор традиционной религии. XX век - это век массового сомнения в ценностях, заложенных традиционной культурой. Речь идёт не только об атеизме, но и подрыве веры в единые ценности, такие как Добро, Красота и Любовь. В советском союзе на место слепой веры в Божественное откровение ставилась слепая вера в марксистское учение. На место ожидания царства Божьего - ожидание пришествия коммунизма. В последнее десятилетие в нашей стране прослеживается движение к Возрождению религиозной веры и её ценностей.
Каждая концессия свободно исповедует свою религию».
Ни одна религия в наши дни не привлекает такого внимания и не вызывает столько споров, как ислам. Его можно назвать самой сильной и жизнеспособной религией современности. В то же время, постоянно растущая угроза, которую принято называть «исламским терроризмом», заставляет всё большее число людей во всём мире взирать на ислам со страхом и непониманием. Ни в одной другой религии нет такого количества верующих, страстно и самозабвенно преданных своей вере. Ислам ощущается ими как основа жизни и мерило всех вещей. Простота и непротиворечивость устоев этой религии, её способность дать верующим целостную и понятную картину мира, общества и устройства вселенной - всё это делает ислам притягательным для новых приверженцев.
«Религия
связывает столь разные во всех отношениях
народы, как, например, курды и индонезийцы,
марокканцы и афганцы. Весь образ
жизни мусульман основан на религии
до такой степени, что сам термин
«ислам» и «исламская цивилизация»
могут звучать почти как
Обострение
глобальных проблем на рубеже XX и XXI
веков стало отличительной
Современная
система международных
Некоторые
межнациональные и
В
силу исторических причин мусульманские
государства (к ним обычно относят
государства - члены Организации
Исламской Конференции) не принимали
участия в процессе создания международной
системы, формирование которой началось
после первой мировой войны. А
в результате деколонизации образовались
независимые государства в зоне
распространения Ислама, такие как
Пакистан, Алжир, Индонезия, Судан и
многие другие. Начиная примерно с
середины 60-х. гг. ХХ века в исламском
мире начинается процесс Возрождения.
Этот феномен уже превратился
в самостоятельную политическую
силу практически во всех мусульманских
государствах и играет все более
заметную, причем также и радикализирующую
роль на международной арене. Ряд
исследователей и политологов считают,
что Исламское Возрождение
«Исламская революция в Иране, одной из движущих сил которой были глубокие шиитские убеждения, рассматривалась ее участниками как возвращение страны к основанному на божественной воле правлению религиозных ученых, которые известны в Иране как муллы и улама (улемы).
Хотя
шииты и сунниты издавна были
не в ладах друг с другом, они,
тем не менее, сознавали, что имеют
общие исламские корни и общий
фонд верований и ритуалов. В действительности
в этом и других отношениях они
гораздо более близки друг другу,
чем такие христианские вероисповедания,
как протестантизм и
Исламское
возрождение отнюдь не везде черпает
свою силу из координированной монолитной
организации и структуры. Тенденция
мусульман духовно укрепляться
благодаря общению друг с другом
и сплачивать свои ряды ради достижения
общего блага столь же стара, как
и сама религия ислама. Высокий
уровень единообразия культа и социального
регулирования при отсутствии клира
или иерархической формы
Нельзя
уйти от сравнения былой славы
и могущества арабов с их теперешним
положением. Первопричина их бед - отступление
от принципов первоначального
2.2 ОСОБЕННОСТИ
Ислам является традиционной религией более чем тридцати коренных этносов России. Религии принадлежала значительная роль в формировании этих народов, становлении и развитии всех сторон их культуры и менталитета. «Подавляющая часть мусульманского населения России - сунниты. Самый многочисленный народ на территории России, исповедующий ислам, - татары, в нашей стране их насчитывается более 7 миллионов человек. Второй по численности народ России, исповедующий ислам, - башкиры. Их насчитывается около 2 миллионов. Много мусульман живёт на Северном Кавказе. Наиболее многочисленны среди них народ - чеченцы (более 1 миллиона человек). Очень разнообразно по своему национальному составу население Дагестана. Ислам в этой республике исповедают более 90% населения. Ислам исповедуют часть жителей Северной Осетии, Кабардинок - Балкарии, Карачаевок - Черкески, Адыгеи.
Следует учитывать также, что в последние годы набирает силу процесс обращения в ислам представителей русского и другого народов, не являющихся мусульманскими».
Для
нашей многонациональной и
«То, что сегодня мы называем Возрождением ислама в России - это во многом легализация той религиозной жизни, которая была раньше. Советское прошлое и существование в условиях подполья не могли не отразиться на характере религиозности.
Первое
десятилетие существования
В советский период человек, сохраняющий веру и исполняющий исламские обряды, становился отщепенцем. Посещение мечети могло вызвать общественное осуждение, исключение из школы и лишение возможности занять какой-либо достойный пост по производственной линии.
Среди постоянных прихожан, число которых свелось к минимуму, оставались лишь пенсионеры, иногда крестьяне и рабочие. В мечети очень редко приходила учащаяся молодежь и люди с высшим образованием, но верующие шли на всевозможные ухищрения, скрытно собирались по пятницам в частных домах, читали Коран на похоронах и поминках, в месяц Рамадан держали пост. Ислам для многих оставался исторической традицией, уважением к обычаям предков. Но главное заключается в том, что искоренить религиозные чувства людей не удалось. Может быть, поняв безуспешность попыток вырвать веру из сердец людей, осознавая, что религия дает возможность преодолевать любые испытания, в годы великой