Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 10:42, реферат
Типология культур строится на основании нескольких критериев. Таких критериев, или оснований может быть много, например: связь с религией ( культуры религиозные и светские); региональная принадлежность культуры (культуры Востока и Запада, средиземноморская, латиноамериканская); регионально-этническая особенность (русская, французская); принадлежность к историческому типу общества (культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества); хозяйственный уклад (культура охотников и собирателей, огородников, земледельцев, скотоводов, индустриальная культура); сфера общества или вид деятельности (культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т.п.); связь с территорией (сельская и городская культура); специализация (обыденная и специализированная культура); этническая принадлежность (народная, национальная, этническая культура); уровень мастерства и тип аудитории (высокая, или элитарная, народная, массовая культура) и др.
4.Субкультура
и контркультура.
Культура — это некая целостная система с присущей ей внутренней определенностью ценностно-иерархических взаимоотношений. В любой культуре существует ценностная доминанта, или ядро культуры, а рядом с ним ряд субкультурных образований. Возникает закономерный вопрос, что такое субкультура. Принято считать, что субкультура — это подсистема целостной системы культуры. Возникновение субкультур связано с определенным уровнем развития общества. Существует такая точка зрения, что субкультуры отсутствуют в примитивных формах общественного бытия. Иногда еще больше акцентируют этот момент, считая, что субкультура — современное порождение городского уклада жизни.
Думается, что причин для возникновения субкультур много и в определенной степени они носят общезначимый характер, но по ряду обстоятельств внимание на них стали обращать только в последнее время.
Какие характеристики присущи субкультуре вообще? Субкультура, как правило, частный случай культуры в целом. Она всегда отличается некоторой локальностью и в определенной степени замкнутостью, в той или иной степени лояльна к основным ценностным установкам господствующей культуры, хотя бывают и исключения. Субкультура — это необязательно отрицательная характеристика, важным нюансом ее содержания является момент инаковости, непохожести, немагистральности, необщности в развитии ценностных предпочтений, а также при определенной самостоятельности и даже автономности. Следует различать понятия субкультуры и контркультуры. Они близки, но не являются синонимами.
Sub по-латыни — это «под», другими словами, по смыслу содержит оттенок подчинения (субаренда, субсчет, субординация), а соntra — «против» (контрреформация, контрреволюция, контрагент, контрапункт).
Поэтому
понятие контркультуры
Главная характеристика контркультуры — это протест, несогласие, активная оппозиция. Своего рода контркультурой являлось христианство в период своего зарождения и становления.
Примечательна в этом плане смена общественного мнения по отношению к таким нетрадиционным направлениям в искусстве, как импрессионизм, авангардизм, постмодернизм.
В научной литературе эти направления нередко по-прежнему называют контркультурой по отношению масштабов.
Под субкультурой
чаще всего понимают культурно-специфическую
группу, компактную, сравнительно небольшую
и относительно изолированную от
остальных, которая отличается от базовой
культуры по ряду признаков. В качестве
таких признаков могут
Например,
особые черты присущи укладу жизни
русских камчадалов вследствие удаленности
района их проживания от центра; казаков,
которые издавна селились в приграничных
районах и создавали особый уклад
жизни, в котором ключевая роль отводилась
военной службе, защите отечества
от внешней опасности; старообрядцев,
которые выбрали сознательный изоляционизм
и пытались сохранить в неприкосновенности
древние религиозные и
Отличия субкультуры закрепляются в особых чертах поведения, сознания, языка, то есть том, что называют ментальными различиями. Эти особенности в достаточной степени осознаются теми, кто включен в эту субкультуру. В художественном фильме Георгия Данелия «Мимино» главному герою, отправляющемуся из своего горного селения в «большой мир», соседи дают наставление: «Если увидишь обидчика, не вздумай его убивать! Могут неправильно понять». В этой курьезной фразе выражено совершенно четкое понимание отличий своей культурной общности от других.
Обычно субкультура не стремится к распространению своей системы ценностей на всю культуру. Её задача - сохранить свою уникальность, культурную неповторимость внутри ограниченной группы.
В самом общем виде субкультуры можно разделить на две группы: естественные, которые возникают вследствие общих закономерностей, имеющих природный характер, и социально обусловленные, которые складываются в результате действия социально-исторических факторов.
К первой группе можно отнести субкультуры, в основе которых лежат возрастные, гендерные и этнические различия.
Таким
образом, понятие "субкультура" в
первом приближении обозначает совокупность
ценностей, убеждений, аттитьюдов и
жизненных стилей той или иной
недоминирующей социальной группы (или
подгруппы), культура которой отличается
от культуры доминирующей социальной
группы, хотя и имеет с ней нечто
общее.
Таким образом, мы говорим о культуре общества как совокупности достижений членов этого общества в производственной, общественной и духовной жизни.
Существует
в научной и публицистической
литературе еще одно понятие: контркультура,
т.е. совокупность принятых в данной
социальной группе культурных образцов,
которые противоположны образцам доминирующей
или всеобщей культуры.
Термин "контркультура" появился в западной литературе в 60-е гг. и отражал либеральную оценку ранних хиппи и битников; принадлежит американскому социологу Т. Роззаку, который попытался объединить различные духовные веяния, направленные против господствующей культуры, в некий относительно целостный феномен - контркультуру.
В конце 20 в. культурологи обратили внимание на феномен контркультуры, его роль в исторической динамике. Тема эта перестала восприниматься как периферийная, частная, затрагивающая боковые сюжеты общекультурного потока. К обсуждению проблемы присоединились не только социологи и культурологи, но и культурфилософы. Многие исследователи пришли к убеждению, что именно данный вопрос позволяет наконец приблизиться к постижению самой культуры как специфического явления, к распознаванию механизмов ее обновления и преображения.
В истории
культуры складываются такие ситуации,
когда локальные комплексы
Стойкость и возобновляемость молодежных субкультур как будто делает излишним термин контркультуры. Между тем в контексте современных исканий он обретает глубокий культурфилософский смысл. Культура вовсе не развивается путем простого приращения духовных сокровищ. Если бы процесс культурного творчества шел плавно, без поворотов и мучительных мутаций, человечество располагало бы сегодня разветвленной монокультурой. В Европе, в частности, все еще экспансионистски развертывала бы себя античная культура.
Культурный
процесс, как и научный, рождает
новые культурные эпохи, отличающиеся
друг от друга радикально. В культуре
постоянно происходят парадигмальные
сдвиги. Эти глубинные преобразования
порождает - контркультура. Культурфилософия
не располагает другим понятием, которое
указывало бы на общесоциологический
характер такого рода преображений.
В контексте
подобных исследований понятие "контркультура"
обретает совсем иной смысл, нежели понятие
"субкультура". Контркультурным
значением в современном мире обладают
не отдельные феномены, а вся совокупность
субкультур. Сохраняя и возобновляя себя,
они вместе с тем провоцировали настоящую
ценностную революцию. Контркультура,
следовательно, есть совокупный эффект
поисков нового ценностного ядра современной
культуры.
Порой
для того, чтобы занять видное место
в контркультурной среде, надо просто
активно отрицать существующую культуру,
ничего не предлагая взамен. Часто
носителями контркультурных тенденций
выступает преступный мир, активно
отрицающий господствующую культуру,
бросающий ей вызов по всем направлениям.