1.Типология культуры
Типология культур
строится на основании нескольких критериев.
Таких критериев, или оснований
может быть много, например: связь
с религией ( культуры религиозные
и светские); региональная принадлежность
культуры (культуры Востока и Запада,
средиземноморская, латиноамериканская);
регионально-этническая особенность (русская,
французская); принадлежность к историческому
типу общества (культура традиционного,
индустриального, постиндустриального
общества); хозяйственный уклад (культура
охотников и собирателей, огородников,
земледельцев, скотоводов, индустриальная
культура); сфера общества или вид
деятельности (культура производственная,
политическая, экономическая, педагогическая,
экологическая, художественная и т.п.);
связь с территорией (сельская и
городская культура); специализация
(обыденная и специализированная
культура); этническая принадлежность
(народная, национальная, этническая культура);
уровень мастерства и тип аудитории
(высокая, или элитарная, народная, массовая
культура) и др.
Типология
культуры — от греч. “типос” (вид, форма)
и “логос” (слово, учение, наука)
— учение о видовых отличиях культур,
основных типах мировой культуры. В истории
развития мировой культуры давно были
замечены большие различия. Зачастую,
как, например, в концепции Шпенглера,
они абсолютизировались, и тогда речь
шла о различных типах культур, которые
исторически не изменялись и лишь сосуществовали
рядом друг с другом, оставаясь непроницаемыми
одна для другой. Шпенглер говорил о восьми
равноценных по зрелости культурах, охватывающих
основные части планеты: Европу, Азию,
Африку, Латинскую Америку. В то же время
при осмыслении путей исторического развития
Европы перед исследователями возникала
проблема его соотнесения и сопоставления
с историческим развитием других стран
и культур, с которыми Европа соседствовала
и взаимодействовала.
В первую очередь, это страны Востока,
свое отличие от которого уже очень остро
осознавали древние греки. В особенности
большое внимание проблеме Восток-Запад
уделяли исследователи, рассматривавшие
мировое историческое развитие в плане
встраивания все страны в единую схему
исторического движения на пути от низших,
неразвитых, к высшим, развитым формам.
Однако современные исследователи отмечают,
что понятия “Восток” и “Запад” не получили
научного статуса в культурологии и могут
употребляться весьма условно. Ведь даже
в географическом плане , деление на
Восток и Запад у разных народов истолковываются
по-разному. Нам, выросшим в европейских
традициях, более всего понятно противопоставление,
начало которому положили древние греки
(Древний Запад), столкнувшись с Древним
Востоком — персами и изумившись величественности
и стабильности культуры Древнего Египта.
Кроме того, в современном мире нет былого
противопоставления Востока и Запада
по научным, культурным и правовым основаниям:
современная Япония, Южная Корея и ряд
других стран Тихоокеанского региона
относятся к числу современных развитых
стран. Другое дело, что их пути были разными
и к современному состоянию культуры они
пришли по-разному. Только Европа создала
современную науку с ее техническими достижениями
и мощным индустриальным базисом высокого
уровня потребления. Восточные страны
“усвоили” научный опыт, произошла “трансплантация”
(пересадка) науки в иную культурную среду,
и там, где национальная культура показала
свою жизнеспособность, наука была адаптирована
и вошла в систему образования и производства.
Учитывая приведенные обстоятельства,
в исторической типологии культур можно
использовать следующие принципы:
- Географический
(локализация культур в географическом
пространстве);
- Хронологический
(выделение самостоятельных этапов в историческом
развитии, т.е. локализация во времени);
- Национальный
(изучение отличительных черт культуры
на всем протяжении ее исторического развития).
Построить типологию
мировых культур, не противопоставляя
Восток Западу, позволяет теория осевого
времени, принадлежащая немецкому
философу и культурологу Карлу Ясперсу.
Согласно Ясперсу, ось мировой истории
следует отнести ко времени 500 лет
до н.э., когда на всем протяжении от
Запада до Азии происходит резкий поворот
в историческом развитии: приходит
конец мифологической эпохе с
ее спокойной устойчивостью, начинается
борьба рационального опыта с
мифом (логоса против мифа), вырабатываются
основные понятия и категории, которыми
мы и пользуемся по настоящий день;
закладываются основы мировых религий.
В Индии зародился буддизм,
в Китае получили равитие конфуцианство
и даосизм — философские школы, во
многом определившие облик его культуры
по настоящее время.
Подобного рода процессы происходили
и на Западе (в Греции). Суть этих процессов
состояла в пробуждении индивидуального
сознания. Но не во всех странах произошло
открытие человеком самого себя. Там, где
человек не отважился искать в самом себе
меру вещей и придерживался мифологических
традиций и верований, не произошло реформирования
культуры. Эти культуры не смогли перешагнуть
осевое время и не смогли влиться в русло
духовного обновления, они изучаются как
великие культуры древности, не дожившие
до наших времен. Это относится, в частности,
к культурам Египта и Вавилона, великим
династиям восточного типа с неограниченной
властью монарха и мощным жреческим слоем,
входящим в систему централизованно-бюрократического
управления государством. Эти культуры
оказали опосредованное воздействие на
современность через дошедшие до нас культурные
традиции, литературные и археологические памятники.
Таким образом, любую национальную или
этническую культуру мы обязаны отнести
к культурным типам. Термин <тип> предполагает,
что национальные культуры - русскую, французскую
или китайскую - мы можем сравнивать и
находить в них типичные черты. К типам
культуры надо относить не только регионально-этнические
образования, но также исторические и
хозяйственные. В таком случае латиноамериканская
культура, культура постиндустриального
общества или культура охотников и собирателей
должны именоваться культурными типами.
2.Массовая и элитарная
культура.
Массовая
культура не выражает изысканных
вкусов или духовных поисков народа., средства
массовой информации (радио, печать, телевидение,
грамзаписи и магнитофоны) проникли в
большинство стран мира и стали доступны
представителям всех социальных слоев.
Массовая культура может быть интернациональной
и национальной. Эстрадная музыка яркий
пример массовой культуры. Она понятна
и доступна всем возрастам, всем слоям
населения независимо от уровня образования.
Массовой культурой называется совокупность
явлений культуру ХХ века, а так же некоторые
особенности производства культурных
ценностей в указанную эпоху. Они рассчитаны
на массовое тиражирование и потребление
культурных ценностей. Массовое производство
при этом развивается по аналогии с поточно-конвейерной
индустрией. Массовая культура мифологизирует
человеческое сознание. Массовая культура
предопределяет отказ от рационального
начала в сознании. Первоначально массовая
культура формировалась в сфере досуга
и развлечений. Ее целью должно было быть
снятие напряжения и стресса у человека
индустриального и постиндустриального
общества. Но по мере развития массовой
культуры ее основной задачей становится
стимулирование потребительского сознания
у реципиентов (зрителей, слушателей, читателей),
что в свою очередь формирует особый тип
– пассивного не критического восприятия
этой культуры у человека. Это создает
личность, которая легко поддается манипулированию.
Формируемое массой культурой сознание
многообразно в своих проявлениях. Оно
отличается консервативностью инертностью,
ограниченностью. Оно не может и не стремится
охватить процессы во всей их сложности,
взаимодействии и развитии. Массовая культура
в большей степени ориентируется не на
реалистические образы, а на искусственно
создаваемые стереотипы. Массовая культура
в художественном творчестве выполняет
специфические социальные функции. Среди
них главной является иллюзорно-компенсаторная:
приобщение человека к миру иллюзорного
опыта и несбыточных грез, в сочетании
с открытой или скрытой пропагандой господствующего
образа жизни формирует конформизм. В
рамках массовой культуры создаются упрощенные
«версии жизни», которые сводят социальное
зло к психологическим или моральным факторам. Массовая культура,
как правило, обладает меньшей художественной
ценностью, чем элитарная или народная
культура. Но у нее самая широкая аудитория
и она является авторской. Она удовлетворяет
сиюминутные запросы людей, реагирует
на любое новое событие и отражает его.
Поэтому образцы массовой культуры, в
частности шлягеры, быстро теряют актуальность,
устаревают, выходят из моды. С произведениями
элитарной и народной культуры подобного
не происходит. Высокая культура обозначает
пристрастия и привычки горожан, аристократов,
богатых, правящей элиты, а массовая культура
- культура низов. Одни и те же виды искусства
могут принадлежать высокой и массовой
культуре: классическая музыка - высокой,
а популярная музыка - массовой, фильмы
Феллини - высокой, а боевики - массовой,
картины Пикассо - высокой, а лубок - массовой.
Однако существуют такие жанры литературы,
в частности фантастика, детективы и комиксы,
которые всегда относят к популярной или
массовой культуре, но никогда к высокой.
То же самое происходит с конкретными
произведениями искусства.Органная месса
Баха относится к высокой культуре, но
если она используется в качестве музыкального
сопровождения в соревнованиях по фигурному
катанию, то автоматически зачисляется
в разряд массовой культуры, не теряя при
этом своей принадлежности высокой культуре.
Многочисленные оркестровки произведений
Баха в стиле легкой музыки, джаза или
рока вовсе не компрометируют высокой
культуры. То же самое относится и к Моне
Лизе на упаковке туалетного мыла или
ее компьютерной репродукции, висящей
в служебном офисе.
Основные
формы культуры
Формы
культуры |
Опознавательные
признаки |
Изучающие
их науки |
Элитарная
(высокая) культура |
Живопись, скульптура,
архитектура, литература, иконопись, мозаика,
собор |
Искусствоведение,
литературоведение |
Народная
культура |
Эпос, былины, предания,
сказки, ритуал, обряд, обычай |
Этнография, антропология,
фольклористика |
Массовая
культура |
Эстрада, шлягер,
китч, сленг, цирк, радио, телевидение |
Социология, философия |
|
Слово культура
обозначает прежде всего глобальную
общечеловеческую культуру, то есть культуру
всего человечества, мировую культуру
в целом. В этом смысле культура одна,
о ней можно говорить только в
единственном числе.
Понятием культура
обозначают так же для обозначения
отдельных сфер и компонентов
национальной культуры. Употребляя его
в этом смысле, говорят о культуре
труда. Быта, поведения, художественной
музыкальной, нравственной, правовой политической
культуре.
Элитарная
культура (от фр. Elite) это культура
особого слоя общества – элиты. Элита
в свою очередь это социальная группа,
наделенная особыми духовными способностями.
Она не обязательно совпадает с верхушкой
общества, каждый имущественный, или политически-значимый
слой общества может иметь свою элиту.
Ее отличительной чертой является наибольшая
по сравнению с другими способность к
духовной деятельности, наибольшие интеллектуальные,
эмоциональные и эстетические способности.
Элита является основным создателем культурных
ценностей и обеспечивает общественный
прогресс. Поэтому художественная культура
должна быть ориентирована на ее потребностей.
Концепцию элитарной культуры разрабатывали
А. Шопенгауэр и Ф. Ницше. В работе «Мир
как воля и представление» Шопенгауэр
разделяет людей на две группы «людей
гения» способных эстетическому созерцанию
и художественному творчеству и «людей
пользы» которые ориентированы исключительно
на утилитарную деятельность. Ницше в
работах «Рождение трагедии из духа музыки»,
«Человеческое слишком человеческое»,
«Так говорил Заратустра» дополнил концепцию
элитарной культуры идеей сверхчеловека,
который помимо других своих особенностей
наделен так же уникальной восприимчивостью
к эстетическим ценностям.
3.Происхождение
и взаимодействие этнической
и национальной культуры.
Важным для построения культурной типологии
является определение понятий
"этническая" и "национальная"
культура. Эти понятия нередко употребляются
как синонимы. Однако в культурологии
они имеют разное содержание. Этническая
(народная) культура - это культура людей,
связанных между собой общностью происхождения
(кровным родством) и совместно осуществляемой
хозяйственной деятельностью. Она меняется
от одной местности к другой. Местная ограниченность,
жесткая локализация, обособление в сравнительно
узком социальном пространстве - одна
из основных черт этой культуры. Этническая
культура охватывает в основном сферу
быта, обычаи, особенности одежды, народных
промыслов, фольклора. У каждого народа
есть свои этнические символы: кимоно
- у японцев, клетчатая юбка - у шотландцев,
рушник - у украинцев.
В этнической культуре господствует сила
традиции, привычки, обычаев, передающихся
от поколения к поколению на семейном
или соседском уровне. Определяющим механизмом
культурной коммуникации здесь является
непосредственное общение между поколениями
живущих рядом людей. Элементы народной
культуры - обряды, обычаи, мифы, поверья,
легенды, фольклор - сохраняются и передаются
в границах данной культуры посредством
естественных способностей каждого человека
- его памяти, устной речи и живого языка,
природного музыкального уха, органической
пластики. Это не требует никакой специальной
подготовки и особых технических средств
хранения и записи. Такая культура не нуждается
в своей трансляции и в письменности и
являются в значительной мере дописьменной
культурой. Этническую культуру можно
уподобить в какой-то мере натуральному
(но только духовному) хозяйству, имеющему
непосредственно коллективный, общинно-групповой
характер. Она самодостаточна, находится
на полном обеспечении. Этническая культура
лишена авторства, она безымянна, анонимна.
Никто не знает, кому принадлежит авторство
дошедших до нас древних мифов и произведений
устного народного творчества.
Культура этноса, с одной стороны, обеспечивает
его единство и стабильность как системы,
его выживание, т.е. выполняет интегративную
функцию. Но с другой стороны элементы
этой культуры имеют и "вторую жизнь",
так как выполняют дифференцирующую функцию,
противопоставляют один коллектив другому,
становятся основой для различения "мы"
и "они". Потребности дифференциации
приводят к тому, что один из компонентов
(язык, религия, художественная культура)
выделяется в качестве основного этнического
признака. Нередко такую роль выполняет
язык. Однако иногда статус главного этнического
признака приписывают религии. Например
сербы и хорваты говорят на одном языке
и вся специфика их культурного развития
и этнических различий выражена в принадлежности
их к разным конфессиям: сербы - православные,
хорваты - католики. Отсюда различия в
бытовой культуре и обрядах.
От этнической следует отличать национальную
культуру. Национальная
культура
объединяет людей, живущих на больших
пространствах и необязательно связанных
друг с другом кровно-родственными отношениями.
Условием существования национальной
культуры является возникновение письменности.
Именно посредством письменности идеи
и символы, необходимые для национального
объединения людей, получают возможность
широкого распространения среди грамотной
части населения. Письменная культура
как бы противостоит стихии живого разговорного
языка с его местными диалектами и семантическими
различиями. О возникновении национальной
культуры мы судим прежде всего по факту
рождения письменного языка и национальной
литературы.
Национальная
культура
лишена, как правило, культового характера
и является продуктом преимущественно
индивидуального творчества. Национальная
культура создается не этносом в целом,
а образованной частью общества - писателями,
художниками, философами, учеными. Внутренняя
организация и структура национальной
культуры гораздо сложнее, чем у этнической
культуры. Национальная культура включает
в себя наряду с традиционно-бытовой и
профессиональную культуру, наряду с обыденными
имеет и специализированные области культуры
( литература, философия, наука, право и
др.).
Кроме того, современные национальные
общества состоят из множества классовых,
профессиональных, демографических групп.
Многие нации неоднородны и по этническому
признаку, включают в себя различающиеся
по генезису и формам существования этнические
группы. Особенно неоднородны "молодые
нации" Нового Света - американская,
аргентинская, бразильская. Американская
национальная культура включает ирландскую,
итальянскую, немецкую, китайскую, японскую,
мексиканскую, русскую, еврейскую и другие
этнические культуры. В Великобритании
до сих пор существуют различия между
собственно англичанами, уэльсцами и шотландцами,
во Франции - между бретонцами и эльзасцами.
Таким образом, большинство современных
национальных культур полиэтничны. Однако
национальная культура не сводится к механической
сумме этнических культур. Она имеет нечто
сверх того. У нее есть собственно национальные
черты культуры, возникшие тогда, когда
представители всех этносов осознали
свою принадлежность к новой нации. Например,
африканцы и белые одинаково восторженно
исполняют гимн США и чтут американский
флаг, уважают законы этой страны и национальные
праздники. Осознание большими социальными
группами своей приверженности к территории
своего расселения, общенациональному
литературному языку, национальным традициям
и символам составляет содержание национальной
культуры.
Отношения между этнической и национальной
культурой весьма сложны и противоречивы.
Этническая культура является источником
народного языка, сюжетов, образов для
искусства. Но этническая культура консервативна,
ей чужды перемены, в то время как национальная
культура постоянно находится в движении.
И чем больше открыта национальная культура
для связи, диалога с другими культурами,
тем она богаче, выше развита. И если этнические
культуры стремятся сохранить различия
между локальными, местными особенностями
культуры, национальные их нивелируют.Кроме
того, до определенного времени национальная
культура может оставаться чуждой народу,
далекой от него и непонятной ему (хотя
бы в силу его неграмотности). Она может
нести на себе печать кастовой, сословной
или элитарной обособленности. Хотя творцы
национальной культуры, как правило, говорят
от имени народа и часто действительно
обращаются к сокровищнице народной мудрости
и опыта, дистанция между ними и народом
поначалу еще слишком велика. Может сложиться
такая ситуация, что национальная культура
уже формируется, а нации как таковой еще
не существует. В этих условиях нация предстает
скорее, как духовная, идеальная общность,
как лишь национальная идея (подобно, например,
русской идее), но еще не как реальная общность.Такая
ситуация имела место в русской истории.
У нас существовало противостояние интеллигенции
и народа, стихийно-бытовой культуры народных,
преимущественно крестьянских масс, замкнутых
в пределах "мира" своей деревенской
общины, и городской культуры европейски
просвещенной прослойки из среды дворянства
и разночинства. Не случайно в России возникло
такое явление, как народничество. Это
было хождение в народ русской интеллигенции
с тем, чтобы понять его жизнь, просвещать
его, улучшать его экономическое положение.
В России возникает и такое духовное явление,
как почвенничество - стремление объединить
высшие слои общества с почвой, т.е. русским
народом, который воспринимался русской
интеллигенцией как носитель религиозно-нравственных
начал. Разрыв между национальной и
этнической культурой в первую очередь
преодолевается путем образования и просвещения
народа, его всеобщей грамотности. Наряду
с образованием огромную роль в приобщении
к национальной культуре играют сегодня
средства массовой коммуникации (печать,
радио, телевидение), а также различные
учреждения культуры (музеи, библиотеки,
театры).
Нация - образование более высокого
порядка, чем этнос. В ней достигается
гораздо более высокая плотность коммуникаций.
Именно усиление интенсивности коммуникаций
приводит к формированию общего национального
языка, распространяемого как художественной
литературой, так и периодикой, школами
и академиями, словарями и энциклопедиями.
Это способствует преодолению разнородности
населения, внутренних границ, различий
между хозяйственными регионами, коренным
населением и мигрантами. Напротив, возникает
общий рынок и общее государство, а значит
- и постоянное общение, всеобщая заинтересованность
в понимании друг друга. Для этого и нужен
общий язык, достаточно разнообразный
по словарю и средствам выражения, но вместе
с тем единый для всей нации. Язык становится
важнейшим средством национальной интеграции
культуры. Из наличия специфических черт
национальной культуры неправомерно делать
однозначный вывод о том, что эти черты
уникальны. Так, английский язык является
литературным и государственным языком
для американской, австралийской и новозеландской
наций, а испанский для большинства стран
Центральной и Южной Америки. В силу взаимодействия
национальных культур некоторые их особенности
относительны и характеризуют сразу несколько
национальных образований.