Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 13:28, реферат
Имя Рублёва овеяно легендарной славой. Все его произведения, так же ,как и произведения его учеников и последователей, происходят из Москвы или подмосковных городов и монастырей. Троица воплощает в себе работу творческих мыслей нескольких поколений. Как и всякий другой средневековый художник, Рублёв высоко ставил значение традиции и коллективного труда. Все лучшие черты русской культуры начала 15 века соединились в Троице: внешне отвлеченная,но поразительно конкретная по содержанию форма философского обобщения, способность выражать в иконографических образах национальный характер, наконец, художественное мастерство, достигающее вершин мирового искусства.
Содержание:
1. Введение
2. История создания иконы
3. Символика «Святой Троицы»
4. Заключение
5. Список использованной литературы
Министерство
сельского хозяйства
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Пермская государственная сельскохозяйственная академия
имени академика Д. Н. Прянишникова»
Реферат по дисциплине культурология
на тему: «Святая троица: культурное наследие»
Содержание:
1. Введение
2. История создания иконы
3. Символика «Святой Троицы»
4. Заключение
5. Список использованной литературы
1. Введение
Имя Рублёва овеяно легендарной славой. Все его произведения, так же ,как и произведения его учеников и последователей, происходят из Москвы или подмосковных городов и монастырей. Троица воплощает в себе работу творческих мыслей нескольких поколений. Как и всякий другой средневековый художник, Рублёв высоко ставил значение традиции и коллективного труда. Все лучшие черты русской культуры начала 15 века соединились в Троице: внешне отвлеченная,но поразительно конкретная по содержанию форма философского обобщения, способность выражать в иконографических образах национальный характер, наконец, художественное мастерство, достигающее вершин мирового искусства.
Тема «Святой Троицы»
актуальна сегодня, потому что
она принадлежит к таким
Если имя Рублёва
стало символом русской
Цель и задачи моего реферата : рассказать о творчестве Андрея Рублёва, изучить историю написания и символику« Святой Троицы».
Совсем не случайно изучением Троицы занимались такие видные ученые,как И. Э. Грабарь, В. Н. Лазарев, М. В. Алпатов, П. П. Муратов и многие другие.
Время обогащает
восприятие искусства, делает
нас более чуткими к разным
оттенкам его сущности, и мы
видим и понимаем, вероятно, то, о
чем мало задумыались
2.История создания иконы
В одном из
залов Третьяковской галереи
висит одна из самых известных
и прославленных в мире икон
— «Троица», написанная Андреем
Рублевым в первой четверти XV
века. Три ангела собрались вокруг
стола, на котором стоит
Подробности жизненного
пути Андрея Рублева почти
неизвестны. Как и всякий средневековый
мастер, он не подписывал свои
произведения, в летописях его
имя упоминалось редко. Все
же, тщательные исследования
По общепринятой в
настоящий момент версии, основанной
на церковном предании, икона
была написана «в похвалу
Вопрос о том, когда именно это могло произойти, остается открытым.
В 1411 году, сразу после нашествия Едигея, когда сгорела первоначальная деревянная Троицкая церковь, Никон Радонежский, преемник Сергия, построил новый деревянный храм. А к 1425 году был построен каменный Троицкий собор, сохранившийся до сегодняшнего дня.
Считается, что игумен Никон, ставший после смерти преподобного Сергия настоятелем, предчувствуя свою скорую кончину, пригласил артель Андрея Рублёва и Даниила Черного завершить убранство только что построенного белокаменного Троицкого собора. Иконописцы должны были расписать храм фресками, а также создать многоярусный иконостас. Но ни в Житии Сергия, ни в Житии Никона не сказано ни слова об иконе «Троица» — говорится только об украшении собора в 1425-1427 гг.
Предполагается, что приступать к росписи соборных стен, воздвигнутых благодаря заказу и средствам князя Юрия Дмитриевича Звенигородского, можно было только через год после его постройки, когда произойдет осадка здания. Поэтому считается, что мастера занялись созданием икон.
Благодаря соотнесению церковного предания со сведениями о строительстве Троицкого собора, возникли две версии о датировке «Троицы». Вопрос состоит в том, храмовой иконой которого именно из соборов она была:
1. раннего, деревянного, который был построен в 1411 году. В этом случае икона Троицы была перенесена из деревянной церкви в новый собор.
2. или второго, каменного, построенного в 1425-27 годах, когда был создан весь сохранившийся до нашего времени иконостас.
Таким образом, «Троица» имеет всего две возможные даты создания. Обычно в наиболее академических изданиях обе даты и приводятся через слово «или»: 1411 год или 1425-27 годы.
Эта датировка опирается на информацию о годах строительства соборов. Тем не менее, искусствоведы, рассматривая икону с точки зрения стиля, не считают этот вопрос окончательно решённым. И. Э. Грабарь осторожно датировал «Троицу» 1408—1425 годами, Ю. А. Лебедева — 1422—1423, В. И. Антонова — 1420—1427 годами. Датировка иконы зависит от того, будем ли мы её рассматривать как произведение времени расцвета творчества Рублёва или его позднего периода. По своему стилю икона не может быть отделена большим интервалом от росписей Успенского собора 1408 года. С другой стороны, она гораздо тверже по рисунку и совершеннее по исполнению, чем самые лучшие из икон Троицкого собора, возникшие между 1425 и 1427 годами, а эпоха расцвета творчества Рублёва — это 1408—1420 годы, а отнюдь не 1425—1430.
Версия Плугина
Советский историк-источниковед В. А. Плугин выдвинул другую версию о жизненном пути иконы. По его мнению, она не была написана Рублёвым для Троицкого храма по заказу Никона Радонежского, а была привезена в Лавру Иваном Грозным. По его мнению, ошибка предшествующих исследователей в том, что они, вслед за известным историком А. В. Горским, считают, что Иван Грозный только «одел» золотой ризой уже имеющийся образ. Плугин же читает запись во вкладной книге 1673 г., воспроизводящей записи отписных ризных книг 1575 г., прямо указано: «Государя ж царя и великаго князя Ивана Васильевича всеа Русии вкладу написано в отписных ризных книгах <...> образ местной живоначальныя Троицы, обложен златом, венцы златы»и т. д. — то есть, по мнению ученого, Иван Грозный вложил не только оклад, но и всю икону целиком. Плугин считает, что царь пожертвовал монастырю, где его крестили, икону Рублёва (которому она тогда ещё не приписывалась), написанную для какого-то другого места, где она находилась предыдущие 150 лет.
Несомненно, икона написана для одного из Троицких храмов Сергиевой обители. В 1987 году В. А. Плугиным была выдвинута гипотеза о том, что «Троица» Рублева появилась в Троице-Сергиевом монастыре только в XVI веке (вторая половина 1550-х — 1560-е годы) как вклад царя Ивана IV Грозного . Это мнение основано на прямом прочтении записи вкладной книги Троице-Сергиева монастыря 1638/1639 года, восходящей к более ранним вкладным книгам и, в конечном счете, к отписной ризной книге 1574/1575 года . До исследования В. А. Плугина считалось, что Иван Грозный вложил лишь оклад на икону. Появились новые версии происхождения «Троицы», впрочем, малоубедительные. Однако в 1998 году Б. М. Клосс обратил внимание на сведения так называемой Троицкой повести о Казанском взятии, созданной до июня 1553 года , которые определенно свидетельствуют, что икона не является вкладом Ивана Грозного, а только «украшена» царем . Таким образом, гипотеза В. А. Плугина оказалась несостоятельной
3.Символика « Святой Троицы»
Ветхозаветная Троица
была символом единения. Еще в
середине XIV века, основывая свою
обитель, Сергий Радонежский (
«И явился ему
Господь у дубравы Мамре,
И принесут немного
воды, и омоют ноги ваши; и отдохните
под сим деревом, А я принесу
хлеба, и вы подкрепите сердца
ваши; потом пойдите (в путь
свой); так как вы идете мимо
раба вашего. Они сказали: сделай
так, как говоришь. И поспешил
Авраам в шатер к Сарре и
сказал (ей): поскорее замеси три
саты лучшей муки и сделай
пресные хлебы. И побежал
Библейский рассказ
в интерпретации Андрея
Содержание «Троицы»
многогранно. Идейным и
Вокруг престола
с чашей сидят три задумчивых
ангела, которые образуют собой
как бы замкнутый круг —
символ вечности, света и любви.
Ангелы в одеяниях густого
теплого тона, склоняя с бесконечной
грацией убранные высокими