Святая троица: культурное наследие

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 13:28, реферат

Описание работы

Имя Рублёва овеяно легендарной славой. Все его произведения, так же ,как и произведения его учеников и последователей, происходят из Москвы или подмосковных городов и монастырей. Троица воплощает в себе работу творческих мыслей нескольких поколений. Как и всякий другой средневековый художник, Рублёв высоко ставил значение традиции и коллективного труда. Все лучшие черты русской культуры начала 15 века соединились в Троице: внешне отвлеченная,но поразительно конкретная по содержанию форма философского обобщения, способность выражать в иконографических образах национальный характер, наконец, художественное мастерство, достигающее вершин мирового искусства.

Содержание

Содержание:
1. Введение
2. История создания иконы
3. Символика «Святой Троицы»
4. Заключение
5. Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.docx

— 25.91 Кб (Скачать)

     Министерство  сельского хозяйства Российской  Федерации

Федеральное государственное  образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Пермская государственная  сельскохозяйственная академия

имени академика Д. Н. Прянишникова»

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по дисциплине культурология

на тему: «Святая троица: культурное наследие»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                        Выполнила:студентка  курса

                                                                                        специальность:

                                                                                       

                                              

                                                                                        Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           Пермь 20 год

Содержание:

1. Введение

2. История создания иконы

3. Символика «Святой Троицы»

4. Заключение

5. Список использованной  литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение

   Имя Рублёва овеяно  легендарной славой. Все его произведения, так же ,как и произведения его учеников и последователей, происходят из Москвы или подмосковных городов  и монастырей. Троица воплощает в себе работу творческих мыслей нескольких поколений. Как и всякий другой средневековый художник, Рублёв высоко ставил значение традиции и коллективного труда. Все лучшие черты русской культуры начала 15 века соединились в Троице: внешне отвлеченная,но поразительно конкретная по содержанию форма философского обобщения, способность выражать в иконографических образах национальный характер, наконец, художественное мастерство, достигающее вершин мирового искусства.

   Тема «Святой Троицы»  актуальна сегодня, потому что  она принадлежит к таким произведениям  искусства, которые никогда не  перестанут волновать умы и  сердца людей.

   Если имя Рублёва  стало символом русской средневековой  художественной  культуры, то икона  « Святой Троицы» олицетворяет  собой наивысшее достижение этой  культуры. Актуальность культа святой  Троицы была основана не только  на его церковно-догматическом  содержании, но и на отношении  с конкретными условиями русской  политической и народной жизни.

   Цель и задачи  моего реферата : рассказать о творчестве Андрея Рублёва, изучить историю написания и символику« Святой Троицы».

   Совсем не случайно  изучением Троицы занимались  такие видные ученые,как И. Э. Грабарь, В. Н. Лазарев, М. В. Алпатов, П. П. Муратов и многие другие.

   Время обогащает  восприятие искусства, делает  нас более чуткими к разным  оттенкам его сущности, и  мы  видим и понимаем, вероятно, то, о  чем мало задумыались современники  Рублёва , но что сознательно или бессознательно воплощала кисть художника. И в этом плане не кажутся неверными, произвольными и необязательными даже самые смелые и необычные суждения о Троице, которые читатель найдет в избранных отрывках, составляющих антологию « Троица Андрея Рублева»

  

  

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

2.История создания иконы

    В одном из  залов Третьяковской галереи  висит одна из самых известных  и прославленных в мире икон  — «Троица», написанная Андреем  Рублевым в первой четверти XV века. Три ангела собрались вокруг  стола, на котором стоит жертвенная  чаша, для тихой, неспешной беседы. Хрупки и невесомы контуры  и складки их одеяний, чиста  гармония голубых, васильковых,  нежно-зеленых, золотисто-желтых красок. Кажется поначалу, что бесконечно далека эта икона от реальной жизни XV столетия с ее бурными страстями, политическими распрями, набегами врагов. Но так ли это?

   Подробности жизненного  пути Андрея Рублева почти  неизвестны. Как и всякий средневековый  мастер, он не подписывал свои  произведения, в летописях его  имя упоминалось редко. Все  же, тщательные исследования историков  древнерусского искусства позволяют  предполагать, что он был монахом  Троице-Сергиева монастыря, для  Троицкого собора которого он  и написал свой шедевр. Вспомним, что и основатель монастыря,  Сергий Радонежский, и его преемники  поддерживали объединительную политику  московских князей, их борьбу  с монголо-татарским игом. Но не  прошло и полувека после Куликовской  битвы, в которой соединенные  русские силы разбили орду  Мамая, как московская Русь  оказалась на пороге кровавой  феодальной усобицы. В «Троице», согласно богословским представлениям, три ангела символизируют единство, согласие. Рублев зримо, в совершенной  художественной форме воплощает  эту символику нерушимого единства. Композиционно ангелы вписаны  в круг, краски их одеяний дополняют  и перекликаются одна с другой. Мир, согласие, любовь — вот  к чему призывал современников  Андрей Рублев, и не было в  ту эпоху призыва более важного,  более созвучного времени.

  По общепринятой в  настоящий момент версии, основанной  на церковном предании, икона  была написана «в похвалу Сергию  Радонежскому» по заказу его  ученика и преемника игумена  Никона.

Вопрос о том, когда  именно это могло произойти, остается открытым.

В 1411 году, сразу после  нашествия Едигея, когда сгорела  первоначальная деревянная Троицкая церковь, Никон Радонежский, преемник Сергия, построил новый деревянный храм. А  к 1425 году был построен каменный Троицкий собор, сохранившийся до сегодняшнего дня.

 

Считается, что игумен Никон, ставший после смерти преподобного Сергия настоятелем, предчувствуя свою скорую кончину, пригласил артель Андрея Рублёва и Даниила Черного  завершить убранство только что  построенного белокаменного Троицкого  собора. Иконописцы должны были расписать  храм фресками, а также создать  многоярусный иконостас. Но ни в Житии  Сергия, ни в Житии Никона не сказано  ни слова об иконе «Троица» —  говорится только об украшении собора в 1425-1427 гг.

Предполагается, что приступать к росписи соборных стен, воздвигнутых благодаря заказу и средствам  князя Юрия Дмитриевича Звенигородского, можно было только через год после  его постройки, когда произойдет осадка здания. Поэтому считается, что  мастера занялись созданием икон.

Благодаря соотнесению церковного предания со сведениями о строительстве  Троицкого собора, возникли две версии о датировке «Троицы». Вопрос состоит  в том, храмовой иконой которого именно из соборов она была:

1. раннего, деревянного,  который был построен в 1411 году. В этом случае икона Троицы  была перенесена из деревянной  церкви в новый собор.

2. или второго, каменного,  построенного в 1425-27 годах, когда  был создан весь сохранившийся  до нашего времени иконостас.

Таким образом, «Троица» имеет  всего две возможные даты создания. Обычно в наиболее академических  изданиях обе даты и приводятся через  слово «или»: 1411 год или 1425-27 годы.

Эта датировка опирается  на информацию о годах строительства  соборов. Тем не менее, искусствоведы, рассматривая икону с точки зрения стиля, не считают этот вопрос окончательно решённым. И. Э. Грабарь осторожно  датировал «Троицу» 1408—1425 годами, Ю. А. Лебедева — 1422—1423, В. И. Антонова — 1420—1427 годами. Датировка иконы зависит  от того, будем ли мы её рассматривать  как произведение времени расцвета творчества Рублёва или его позднего периода. По своему стилю икона не может быть отделена большим интервалом от росписей Успенского собора 1408 года. С другой стороны, она гораздо  тверже по рисунку и совершеннее  по исполнению, чем самые лучшие из икон Троицкого собора, возникшие  между 1425 и 1427 годами, а эпоха расцвета творчества Рублёва — это 1408—1420 годы, а отнюдь не 1425—1430.

Версия Плугина

Советский историк-источниковед В. А. Плугин выдвинул другую версию о жизненном пути иконы. По его мнению, она не была написана Рублёвым для Троицкого храма по заказу Никона Радонежского, а была привезена в Лавру Иваном Грозным. По его мнению, ошибка предшествующих исследователей в том, что они, вслед за известным историком А. В. Горским, считают, что Иван Грозный только «одел» золотой ризой уже имеющийся образ. Плугин же читает запись во вкладной книге 1673 г., воспроизводящей записи отписных ризных книг 1575 г., прямо указано: «Государя ж царя и великаго князя Ивана Васильевича всеа Русии вкладу написано в отписных ризных книгах  <...> образ местной живоначальныя Троицы, обложен златом, венцы златы»и т. д. — то есть, по мнению ученого, Иван Грозный вложил не только оклад, но и всю икону целиком. Плугин считает, что царь пожертвовал монастырю, где его крестили, икону Рублёва (которому она тогда ещё не приписывалась), написанную для какого-то другого места, где она находилась предыдущие 150 лет.

Несомненно, икона написана для одного из Троицких храмов Сергиевой  обители. В 1987 году В. А. Плугиным была выдвинута  гипотеза о том, что «Троица» Рублева  появилась в Троице-Сергиевом  монастыре только в XVI веке (вторая половина 1550-х — 1560-е годы) как вклад  царя Ивана IV Грозного . Это мнение основано на прямом прочтении записи вкладной книги Троице-Сергиева монастыря 1638/1639 года, восходящей к более ранним вкладным книгам и, в конечном счете, к отписной ризной книге 1574/1575 года . До исследования В. А. Плугина считалось, что Иван Грозный вложил лишь оклад на икону. Появились новые версии происхождения «Троицы», впрочем, малоубедительные. Однако в 1998 году Б. М. Клосс обратил внимание на сведения так называемой Троицкой повести о Казанском взятии, созданной до июня 1553 года , которые определенно свидетельствуют, что икона не является вкладом Ивана Грозного, а только «украшена» царем . Таким образом, гипотеза В. А. Плугина оказалась несостоятельной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Символика « Святой  Троицы»

   Ветхозаветная Троица  была символом единения. Еще в  середине XIV века, основывая свою  обитель, Сергий Радонежский (как  сказано в одном из его житий)  «поставил храм Троицы... дабы  взиранием на святую Троицу  побеждался страх перед ненавистной  раздельностью мира». На довольно  значительной по размерам доске  Андрей Рублев изобразил ветхозаветную  Троицу — явление Аврааму Бога  в виде трех ангелов.

   «И явился ему  Господь у дубравы Мамре, когда  он сидел при входе в шатер  (свой), во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против  него. Увидев он побежал на встречу им от входа в шатер (свой) и поклонился до земли, и сказал: Владыко! Если я обрел благоволение перед очами твоими, не пройди мимо раба Твоего.

   И принесут немного  воды, и омоют ноги ваши; и отдохните  под сим деревом, А я принесу  хлеба, и вы подкрепите сердца  ваши; потом пойдите (в путь  свой); так как вы идете мимо  раба вашего. Они сказали: сделай  так, как говоришь. И поспешил  Авраам в шатер к Сарре и  сказал (ей): поскорее замеси три  саты лучшей муки и сделай  пресные хлебы. И побежал Авраам  к стаду, и взял теленка нежного  и хорошаго, и дал отроку, и  тот поспешил приготовить его.  И взял масла и молока и  теленка приготовленного и поставил  перед ними; а сам стоял подле  них под деревом. И они ели».

   Библейский рассказ  в интерпретации Андрея Рублева  утратил все те повествовательные  черты, которые традиционно включались  в композицию иконы на этот  сюжет. Нет Авраама и Сарры,  нет сцены заклания тельца, даже  атрибуты трапезы сведены к  минимуму: ангелы представлены не  вкушающими, а беседующими. Жесты  ангелов, плавные и сдержанные, свидетельствуют о возвышенном  характере их беседы.

   Содержание «Троицы»  многогранно. Идейным и композиционным  центром ее является чаша с  головой жертвенного тельца —  прообраз агнца новозаветного.  «Чаша» прошла долгий путь, и  во всей истории человечества  имела значение «чаши жизни», «чаши мудрости», «чаши бессмертного  напитка». В средние века на  основе ее христианского значения  возникло поэтическое сказание  о «Чаше Грааля», из которой  Иисус Христос пил во время  Тайной вечери. В русскую народную  поэзию чаша вошла как «смертная». Эта тема звучит в былинах  и «Слове о полку Игореве». Для Андрея Рублева и его  современников «чаша» была тесно  связана с реальной жизнью, только  на иконе трагизм этой героической  темы выражен у него светлой  печалью. В рублевской «Троице»  «чаша смертная» — «залог жизни  будущей» .

   Вокруг престола  с чашей сидят три задумчивых  ангела, которые образуют собой  как бы замкнутый круг —  символ вечности, света и любви.  Ангелы в одеяниях густого  теплого тона, склоняя с бесконечной  грацией убранные высокими прическами  головы, с какой-то спокойно-строгой  задумчивостью устремили глаза  в тихую вечность. В иконе нет  ни движения, ни действия —  это триединое и неподвижное  созерцание, словно три души, равной  полноты духа и видения, сошлись,  чтобы испытать свое смирение  и свою мудрость перед жизнью, ее страданиями и скорбью. За  каждым из трех ангелов изображена  его эмблема. За средним —  древо, которое означает не  только дуб мамрийский из библейского  повествования, но и «древо  жизни», «древо вечности», путь  к которому после изгнания  первых людей из рая заградил  «серафим с пламенным вращающимся  мечом». Согласно христианству, это  древо могло быть символом  воскресения. За вторым ангелом  возвышаются легкие, стройные палаты. В «Псалтири» палаты являются  художественным образом, который  употребляется очень часто, как  сфера радостного и вдохновенного  познания. Созидание внутреннего  мира человека в христианстве  уподоблялось труду зодчего и  называлось «домостроительством». За третьим ангелом возвышается  гора — древний символ всего  возвышенного. Таинственность и  неизведанность величественных  горних высот всегда действовали  на воображение людей. В Библии  «гора» есть образ «восхищения  духа», потому на ней и происходят  самые значительные события: на  Синае Моисей получает скрижали  завета, преображение Господне совершается  на Фаворе, Вознесение — на  горе Елеонской.

Информация о работе Святая троица: культурное наследие