Свадебные традиции башкир, татар, народов севера

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 19:01, реферат

Описание работы

Древний обычай сговаривать своих детей еще в колыбели до конца XIX в. сохранялся кое-где у богатых зауральских башкир. В знак заключения брачного договора родители жениха и невесты пили бата, разведенный мед или кумыс из одной чашки.

Работа содержит 1 файл

полностью.docx

— 38.43 Кб (Скачать)

Свадебные обряды ханты 

Ханты вступлению в брак уделяли огромное внимание, потому что как только женатый  человек на равных вступает в круг сородичей, успешное сватовство скреплялось  жертвоприношением.

 

У ханты не было помпезных свадебных нарядов, они ограничивались простой нарядной одеждой. Однако ханты о красоте  девушки судили по нарядности и качеству сшитой ею одеждой. Свадебное платье невесты украшено бисером. После  замужества к этому наряду добавится  платок, которым она должна закрывать  лицо от мужчин и даже от мужа. Этот обряд называется “избегание”. Невесте  расплетали косы и надевали на неё  платок, что символизировало прощание с молодостью и девичеством.

 

Во время  свадебных гуляний молодоженов  скрывали в доме от окружающих под  специальным пологом. Этот момент служил символичным обозначением “смерти- рождения”. Заключительным этапом хантыйского  обряда являлся пир в доме жениха.

 

Социальная  функция женщины, ее роль жены, матери и члена коллектива была достаточно высока. В фольклоре нередко упоминается  о девушках, самостоятельно находящих  себе мужей, там же красочно описываются  походы героев, их сражения при добывании  себе жен. Согласно историческим источникам, невесту для сына обычно находили родители, и иногда молодые до свадьбы  не видели друг друга. В невесте больше всего ценились трудолюбие, умелые руки и красота.

 Согласно  хантыйским нормам, старший сын  после женитьбы мог отделиться, поэтому нередко в жены ему  подыскивали ту, что постарше, умеющую  самостоятельно вести хозяйство.  Для младшего сына это не  имело особого значения, так как  с ним оставались жить родители, и мать могла научить неопытную  невестку. К родителям невесты  отправляли свата, и начинались  переговоры. Своеобразие их заключалось  в. том, что первые как бы  хотели принизить достоинства  своей дочери, говоря о том,  что она «грязнуля, неумеха», а второй от имени родителей жениха уверял: «Нам такую и надо». Если, в конце концов, достигалось согласие, то начинался торг о размере выкупа — вещами, деньгами, оленями. Однако семейная жизнь начиналась еще до внесения полного выкупа. Невеста приносила в дом приданое — одежду, утварь.

 Свадебный  обряд не отличался пышностью.  Он состоял из угощения в  доме невесты, а затем жениха, увоза ее от родителей и  приобщения к дому мужа. Здесь  молодая женщина вначале чувствовала  себя не очень уверенно, не  смела, например, громко разговаривать.  Однако после рождения первого  ребенка ее социальный статус  сразу повышался.

По содержанию и последовательности исполнения свадебного обряда  подразделяют их на досвадебные (сватовство, выплата калыма, окончательный сговор), непосредственно свадьбу и послесвадебные. Действия на первом этапе были направлены на заключение соглашения между двумя родственными группами о сумме и условиях выкупа невесты и определения срока свадьбы.  Наиболее сложной была обрядность при заключении брака через сватовство.  В районах, близких к церквям обязательным моментом обрядности стало венчание молодых в церкви.  Послесвадебные обряды имели целью подтверждение признания образования новой семьи обществом и укрепление родственных связей. Обязательным элементом этого этапа был обмен дарами между родными молодоженов и «одаривание» молодых.

Информация о работе Свадебные традиции башкир, татар, народов севера