Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:56, реферат
Исследование культуры как системы, рассмотрение ее составляющих и функций остается актуальным вопросом научного познания. Существует ряд культурологических концепций, рассматривающих культуру с разных точек зрения: теория культуры в философии Гегеля, философия культуры Шпенглера, представление культуры в виде совокупности знаковых систем и многие другие. Фактически, каждый выдающийся мыслитель формулировал в своих трудах или выступлениях представления о культуре, ее функциях и ее роли в обществе. И до сих пор в науке нет единого определения феномена культуры.
Введение
Глава 1. Культура как система
1.1 Материальная и духовная культура
1.2 Структурная целостность культуры
Глава 2. Основные компоненты культуры
2.1 Обычаи нормы
2.2 Духовные ценности и знание
Глава 3. Основные функции культуры и ее роль в обществе
Заключение
Список литературы
План
Введение
Глава 1. Культура как система
1.1 Материальная и духовная культура
1.2 Структурная целостность культуры
Глава 2. Основные компоненты культуры
2.1 Обычаи нормы
2.2 Духовные ценности и знание
Глава 3. Основные функции культуры и ее роль в обществе
Заключение
Список литературы
Введение
В повседневном употреблении термин «культура» понимается как совокупный образ, включающий в себя искусство, религию, науку и т.д.
Исследование культуры как системы, рассмотрение ее составляющих и функций остается актуальным вопросом научного познания. Существует ряд культурологических концепций, рассматривающих культуру с разных точек зрения: теория культуры в философии Гегеля, философия культуры Шпенглера, представление культуры в виде совокупности знаковых систем и многие другие. Фактически, каждый выдающийся мыслитель формулировал в своих трудах или выступлениях представления о культуре, ее функциях и ее роли в обществе. И до сих пор в науке нет единого определения феномена культуры.
Несмотря на многообразие научных взглядов на культуру как систему, существуют и общие (традиционные) положения, поддерживаемые большинством исследователей. Многие ученые рассматривают культуру как сложное многокомпонентное явление, связанное с многообразием жизни и деятельности человека. Культура не существует вне человека, она изначально связана с человеком и существует неотрывно от постоянных поисков человеком смысла бытия и своей деятельности.
Таким образом, в культурологии
культура – это основополагающее
понятие, характеризующее сущность
человеческого бытия как
Культурные процессы –
сложное и многоплановое
Именно этому и посвящена данная работа.
Глава 1. Культура как система
Материальная и духовная культура
Культура включает в себя как материальные, так и духовные средства жизнедеятельности человека. Эти материальные и духовные реальности называются артефактами, то есть искусственно созданными – они задуманы и созданы человеком как творцом.
Человек и сам является
артефактом, так как, с одной стороны
он имеет естественное происхождение,
живет и действует как
Человека можно рассматривать как исходный системообразующий фактор в развитии культуры. Человек создает и использует мир вещей и мир идей, который вращается вокруг него. При этом его роль — это роль творца, а место человека в культуре — это место центра культуры. Человек творит культуру, воспроизводит и использует ее как средство для собственного развития.
Материальная культура включает в себя разнообразные по типам и формам артефакты – это техника, сооружения, орудия и средства труда, производство, пути и средства сообщения, предметы быта - всё, что создается человеком в процессе эволюции и имеет материальное воплощение и, как правило, практическое применение.
Материальная культура, в
другом понимании, — «это человеческое
«Я», переодетое в вещь; это духовность
человека, воплощенная в форму
вещи; это человеческая душа, осуществленная
в вещах; это материализовавшийся
и опредметившийся дух
В материальную культуру входят
прежде всего разнообразные средства
материального производства: энергетические
и сырьевые ресурсы, геологические,
гидрологические или
Само материальное производство
в культурологии изучается, в
первую очередь, с точки зрения его
гуманитарного или
Духовная культура включает в себя, с одной стороны, совокупность результатов духовной деятельности, а с другой — и саму духовную деятельность. Артефакты духовной культуры существуют в разнообразных формах. Это обычаи, нормы и образцы поведения человека, сложившиеся в конкретно-исторических условиях. Также это нравственные, эстетические, религиозные или политические идеалы и ценности, различные идеи и научные знания.
1.2 Структурная целостность культуры
Структурная целостность культуры проявляется в том, что ее ценности соотносятся в виде иерархии, то есть, существуют субординация и ранжирование их: одни из них занимают центральное и фундаментальное место, а другие — второстепенное и производное, одни из них имеют общее и тотальное значение, другие — локальное и конкретное.
Важно отметить, что целостность культуры опирается, как на фундамент, на целостность природы.
Целостность культуры, с которой человек сталкивается в повседневной жизни — это целостность материальной и духовной жизни человека, целостность всех тех материальных и духовных средств, которыми он пользуется в своей жизни ежедневно, т. е. это целостность материальной и духовной культур.
Культура действует как живая система ценностей, пока активно действует сам человек – как творческое, созидающее начало.
Человек организовывает потоки
ценностей по каналам культуры, он
совершает обмен и
Глава 2. Основные компоненты культуры
2.1 Обычаи и нормы
Основными компонентами культуры являются обычаи и нормы, а также нравственные, эстетические, религиозные или политические идеалы и ценности, различные идеи и научные знания. В общем, это всегда продукты интеллектуальной, духовной деятельности. Некоторые исследователи также выделяют стереотипы, мифы и другие элементы в качестве компонентов культуры.
Обычаи – одно из древних явлений в истории духовного развития человека. Обычаи присутствуют в любой развитой культуре мира, хотя и играют в современном обществе уже не такую важную и обязательную роль.
Обычаи – это образцы
поведения, не до конца осознаваемые
современным человеком. Обычаи включают
в себя традиции, которые поддерживаются
и практикуются через обрядовые
или ритуальные действия. Исторически
обычаи должны отшлифовываться в
той или иной социальной среде, долго
практикуются и апробируются, т. е. они
представляют собой социально-
Обычай, как механизм норм культурного поведения, обеспечивает сотрудничество людей. Передаваясь из поколения в поколение, он срастается с внутренними мотивами поведения и создает потребность в его соблюдении, что создает устойчивость отношений, обеспечивает сотрудничество с предсказуемыми результатами. В духовной культуре человека могут действовать нормы, которые выделяются из обычаев или создаются для случаев специализированного поведения человека. Нормы бывают экономическими, политическими, технологическими, нравственными и др.
В закрытых культурах обычаи и нормы требуют, как правило, неукоснительного соблюдения. А в открытых культурах возможно существование различных культурных норм в атмосфере лояльности. Такие условия требуют от человека выбора и более творческого подхода к избираемым мотивам поведения. Все это способствует духовному обогащению личности и росту социальной комфортности в жизни человека.
2.2 Духовные ценности и знание
Духовные ценности – сложный и более развитый продукт духовной культуры, который, кроме функций обычаев и норм, включает в себя интерес и потребность, долг и идеал, побуждение и мотивацию. Ценность, как наиболее сложный регулятив поведения, допускает возможность выбора – в этом двойственная природа ценности. В разных ситуациях в качестве доминирующего основания для выбора могут выступать различные составляющие ценности. Так, если взять такую ценность как , то на первом месте в некоторых случаях стоит , а в других - .
Некоторые исследователи выделяют различные типы ценностей: ценности витальные, связанные с идеалами здоровой жизни, физического и духовного здоровья; ценности социальные, связанные с социальным благополучием, должностью, благосостоянием; ценности политические, связанные с идеалами свободы, правопорядка и социальной безопасности, гарантий гражданского равенства; ценности нравственные, связанные с идеалами справедливости, добра и т.д.; религиозные и идеологические ценности, связанные с идеалом смысла жизни; художественно-эстетические ценности, связанные с идеалами прекрасного, гармонии, возвышенным смыслом и идеалами чистой красоты и мн. др ценности.
Ценности в духовной жизни
общества создают смысловые поля.
Человек, в поисках смысла своих
действий, находится либо в оппозиции
к существующим смыслам, либо принимает
их. Чем выше уровень духовной культуры,
тем разнообразнее ценности и
смыслы. Чтобы культура могла обогащаться,
она должна быть способной ассимилировать
и синтезировать ценности; все
развитые культуры – полиморфны. Развитая
культура способна создать подвижную
систему ценностей и
Овладев всеми подсистемами культуры, человек может предпринимать усилия по ее освоению, по ее использованию и воссозданию, т. е. он становится субъектом культуры. Чтобы действительно быть субъектом культуры, человек должен действовать сознательно, исходя из знаний о культуре.
Знание, в культурологическом
смысле – это не только научное
знание. Знание для культурологии
— объем сведений или информации,
проверенной общественно-
Таковы основные компоненты культуры.
Чем выше уровень культуры человека, тем продуктивней действует он как создатель, носитель и потребитель ценностей, и тем богаче и совершеннее сама культура - как ресурс и источник развития человека.
Глава 3. Основные функции культуры и ее роль в обществе
Сложная структура культуры определяет и разнообразие ее функций в жизни общества и человека.
Главная функция культуры
– «сохранять и воспроизводить совокупный
духовный опыт человечества, передавать
его из поколения в поколение
и обогащать его»2. Кроме нее, существует
еще несколько основных функций
культуры (разными исследователями
они могут по-разному
Нормативная (или регулятивная)
функция. Эта функция осуществляет
нормативизацию (регулирование) действий,
средств и целей