Сущность и функции культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:56, реферат

Описание работы

Исследование культуры как системы, рассмотрение ее составляющих и функций остается актуальным вопросом научного познания. Существует ряд культурологических концепций, рассматривающих культуру с разных точек зрения: теория культуры в философии Гегеля, философия культуры Шпенглера, представление культуры в виде совокупности знаковых систем и многие другие. Фактически, каждый выдающийся мыслитель формулировал в своих трудах или выступлениях представления о культуре, ее функциях и ее роли в обществе. И до сих пор в науке нет единого определения феномена культуры.

Содержание

Введение

Глава 1. Культура как система

1.1 Материальная и духовная культура

1.2 Структурная целостность культуры

Глава 2. Основные компоненты культуры

2.1 Обычаи нормы

2.2 Духовные ценности и знание

Глава 3. Основные функции культуры и ее роль в обществе

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

культурология.docx

— 28.13 Кб (Скачать)

План

 

Введение

 

Глава 1. Культура как система

 

1.1 Материальная и духовная культура

 

1.2 Структурная целостность культуры

 

Глава 2. Основные компоненты культуры

 

2.1 Обычаи нормы

 

2.2 Духовные ценности и знание

 

Глава 3. Основные функции культуры и ее роль в обществе

 

Заключение

 

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В повседневном употреблении термин «культура» понимается как совокупный образ, включающий в себя искусство, религию, науку и т.д.

 

Исследование культуры как  системы, рассмотрение ее составляющих и функций остается актуальным вопросом научного познания. Существует ряд  культурологических концепций, рассматривающих  культуру с разных точек зрения: теория культуры в философии Гегеля, философия культуры Шпенглера, представление  культуры в виде совокупности знаковых систем и многие другие. Фактически, каждый выдающийся мыслитель формулировал в своих трудах или выступлениях представления о культуре, ее функциях и ее роли в обществе. И до сих  пор в науке нет единого  определения феномена культуры.

 

Несмотря на многообразие научных взглядов на культуру как  систему, существуют и общие (традиционные) положения, поддерживаемые большинством исследователей. Многие ученые рассматривают  культуру как сложное многокомпонентное  явление, связанное с многообразием  жизни и деятельности человека. Культура не существует вне человека, она  изначально связана с человеком  и существует неотрывно от постоянных поисков человеком смысла бытия  и своей деятельности.

 

Таким образом, в культурологии  культура – это основополагающее понятие, характеризующее сущность человеческого бытия как реализацию свободы и творчества, другими  словами, это универсальное отношение  человека к миру, посредством которого человек творит мир и себя самого. Кроме того, культура – это то, что отличает человека от других живых  существ, особый вид деятельности, итогом которой являются ценности, существующие в виде знаков.

 

Культурные процессы –  сложное и многоплановое явление, объясняемое множеством существующих концепций культуры. Для того, чтобы  иметь представление о культуре и культурных процессах, необходимое  каждому современному образованному  человеку, нужно не только определить понятие культуры, но и разобраться  в структуре этого понятия, увидеть  функции культуры. Это позволит определить роль культуры в обществе и объяснить  важность культурологии как самостоятельной  науки.

 

Именно этому и посвящена  данная работа.

 

Глава 1. Культура как система

 

Материальная и духовная культура

 

Культура включает в себя как материальные, так и духовные средства жизнедеятельности человека. Эти материальные и духовные реальности называются артефактами, то есть искусственно созданными – они задуманы и созданы  человеком как творцом.

 

Человек и сам является артефактом, так как, с одной стороны  он имеет естественное происхождение, живет и действует как материальное существо, а с другой стороны, он существо духовное и социальное, носитель и потребитель духовных ценностей. Значит, человек – не только дитя природы, но культуры. Поэтому и культуру человека можно разделить на материальную и духовную.

 

Человека можно рассматривать  как исходный системообразующий  фактор в развитии культуры. Человек  создает и использует мир вещей  и мир идей, который вращается  вокруг него. При этом его роль —  это роль творца, а место человека в культуре — это место центра культуры. Человек творит культуру, воспроизводит и использует ее как  средство для собственного развития.

 

Материальная культура включает в себя разнообразные по типам  и формам артефакты – это техника, сооружения, орудия и средства труда, производство, пути и средства сообщения, предметы быта - всё, что создается  человеком в процессе эволюции и  имеет материальное воплощение и, как  правило, практическое применение.

 

Материальная культура, в  другом понимании, — «это человеческое «Я», переодетое в вещь; это духовность человека, воплощенная в форму  вещи; это человеческая душа, осуществленная в вещах; это материализовавшийся  и опредметившийся дух человечества»1.

 

В материальную культуру входят прежде всего разнообразные средства материального производства: энергетические и сырьевые ресурсы, геологические, гидрологические или атмосферные  составляющие технологии материального  производства. Это и орудия труда — от простейших орудийных форм до сложных машинных комплексов; и разнообразные средства потребления; и продукты материального производства; и различные виды материально-предметной, практической деятельности человека.

 

Само материальное производство в культурологии изучается, в  первую очередь, с точки зрения его  гуманитарного или гуманистического совершенства (в отличие, например, от экономики, где производство интересует исследователей с точки зрения его  эффективности, величины КПД, себестоимости, прибыльности и т. п.).

 

Духовная культура включает в себя, с одной стороны, совокупность результатов духовной деятельности, а с другой — и саму духовную деятельность. Артефакты духовной культуры существуют в разнообразных формах. Это обычаи, нормы и образцы  поведения человека, сложившиеся  в конкретно-исторических условиях. Также это нравственные, эстетические, религиозные или политические идеалы и ценности, различные идеи и научные  знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Структурная  целостность культуры

 

Структурная целостность  культуры проявляется в том, что  ее ценности соотносятся в виде иерархии, то есть, существуют субординация и  ранжирование их: одни из них занимают центральное и фундаментальное  место, а другие — второстепенное и производное, одни из них имеют  общее и тотальное значение, другие — локальное и конкретное.

 

Важно отметить, что целостность  культуры опирается, как на фундамент, на целостность природы.

 

Целостность культуры, с  которой человек сталкивается в  повседневной жизни — это целостность  материальной и духовной жизни человека, целостность всех тех материальных и духовных средств, которыми он пользуется в своей жизни ежедневно, т. е. это целостность материальной и  духовной культур.

 

Культура действует как  живая система ценностей, пока активно  действует сам человек – как  творческое, созидающее начало.

 

Человек организовывает потоки ценностей по каналам культуры, он совершает обмен и распределение  их, он сохраняет, продуцирует и потребляет как материальные, так и духовные продукты культуры, а осуществляя  эту работу, он созидает и самого себя как субъекта культуры, как  социального существа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Основные компоненты культуры

 

2.1 Обычаи и  нормы

 

Основными компонентами культуры являются обычаи и нормы, а также  нравственные, эстетические, религиозные  или политические идеалы и ценности, различные идеи и научные знания. В общем, это всегда продукты интеллектуальной, духовной деятельности. Некоторые исследователи  также выделяют стереотипы, мифы и  другие элементы в качестве компонентов  культуры.

 

Обычаи – одно из древних  явлений в истории духовного  развития человека. Обычаи присутствуют в любой развитой культуре мира, хотя и играют в современном обществе уже не такую важную и обязательную роль.

 

Обычаи – это образцы  поведения, не до конца осознаваемые современным человеком. Обычаи включают в себя традиции, которые поддерживаются и практикуются через обрядовые  или ритуальные действия. Исторически  обычаи должны отшлифовываться в  той или иной социальной среде, долго  практикуются и апробируются, т. е. они  представляют собой социально-стандартизированные  образцы поведения, которые закрепляются в общественной памяти и передаются из поколения в поколение как  формы поведения в труде, быту, общении, воспитании и т. п. Обычай может  нести в себе разрешение на определенные действия, тогда он играет роль алгоритма  исполнения. Но он также может играть запретительную роль, и тогда он выполняет функцию блокировки отдельных  действий человека.

 

Обычай, как механизм норм культурного поведения, обеспечивает сотрудничество людей. Передаваясь  из поколения в поколение, он срастается с внутренними мотивами поведения  и создает потребность в его  соблюдении, что создает устойчивость отношений, обеспечивает сотрудничество с предсказуемыми результатами. В  духовной культуре человека могут действовать  нормы, которые выделяются из обычаев  или создаются для случаев  специализированного поведения  человека. Нормы бывают экономическими, политическими, технологическими, нравственными  и др.

 

В закрытых культурах обычаи и нормы требуют, как правило, неукоснительного соблюдения. А в  открытых культурах возможно существование  различных культурных норм в атмосфере лояльности. Такие условия требуют от человека выбора и более творческого подхода к избираемым мотивам поведения. Все это способствует духовному обогащению личности и росту социальной комфортности в жизни человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Духовные ценности  и знание

 

Духовные ценности – сложный  и более развитый продукт духовной культуры, который, кроме функций  обычаев и норм, включает в себя интерес и потребность, долг и  идеал, побуждение и мотивацию. Ценность, как наиболее сложный регулятив  поведения, допускает возможность  выбора – в этом двойственная природа  ценности. В разных ситуациях в  качестве доминирующего основания  для выбора могут выступать различные  составляющие ценности. Так, если взять  такую ценность как , то на первом месте  в некоторых случаях стоит , а  в других - .

 

Некоторые исследователи  выделяют различные типы ценностей: ценности витальные, связанные с  идеалами здоровой жизни, физического  и духовного здоровья; ценности социальные, связанные с социальным благополучием, должностью, благосостоянием; ценности политические, связанные с идеалами свободы, правопорядка и социальной безопасности, гарантий гражданского равенства; ценности нравственные, связанные  с идеалами справедливости, добра  и т.д.; религиозные и идеологические ценности, связанные с идеалом  смысла жизни; художественно-эстетические ценности, связанные с идеалами прекрасного, гармонии, возвышенным смыслом и  идеалами чистой красоты и мн. др ценности.

 

Ценности в духовной жизни  общества создают смысловые поля. Человек, в поисках смысла своих  действий, находится либо в оппозиции  к существующим смыслам, либо принимает  их. Чем выше уровень духовной культуры, тем разнообразнее ценности и  смыслы. Чтобы культура могла обогащаться, она должна быть способной ассимилировать и синтезировать ценности; все  развитые культуры – полиморфны. Развитая культура способна создать подвижную  систему ценностей и регулятивов. Эта подвижность проявляется  в том, что ценность на одном уровне бесспорна, а на другом уровне она  изменяется. Культура должна иметь  иерархию ценностей, чтобы они функционировали  согласованно.

 

Овладев всеми подсистемами культуры, человек может предпринимать  усилия по ее освоению, по ее использованию  и воссозданию, т. е. он становится субъектом  культуры. Чтобы действительно быть субъектом культуры, человек должен действовать сознательно, исходя из знаний о культуре.

 

Знание, в культурологическом смысле – это не только научное  знание. Знание для культурологии  — объем сведений или информации, проверенной общественно-исторической практикой и зафиксированной  средствами культуры в форме представлений, текстов, суждений или теорий. В культуре всякое знание сопряжено и сопоставимо с определенным видом или уровнем жизнедеятельности человека. Знание может быть житейским, духовным, художественно-эстетическим. способно, следовательно, усиливать продуктивность творчества человека, повышать эффективность усилий человека в поиске и создании новых материальных или духовных средств жизнедеятельности. 
Таковы основные компоненты культуры.

 

Чем выше уровень культуры человека, тем продуктивней действует  он как создатель, носитель и потребитель  ценностей, и тем богаче и совершеннее  сама культура - как ресурс и источник развития человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Основные функции культуры и ее роль в обществе

 

Сложная структура культуры определяет и разнообразие ее функций  в жизни общества и человека.

 

Главная функция культуры – «сохранять и воспроизводить совокупный духовный опыт человечества, передавать его из поколения в поколение  и обогащать его»2. Кроме нее, существует еще несколько основных функций  культуры (разными исследователями  они могут по-разному называться, но, по сути, обозначают примерно одинаковые понятия), это:

 

Нормативная (или регулятивная) функция. Эта функция осуществляет нормативизацию (регулирование) действий, средств и целей жизнедеятельности  человека. Культура подразделяет действия человека на положительные и отрицательные, прогрессивные и консервативные и т.д. Кроме того, культура формирует  ценности и вырабатывает идеалы, которые  выполняют роль стимулов и целеполагания  – ориентируясь на эти идеалы, человек  определяет приемлемые для себя жизненные  цели.

Информация о работе Сущность и функции культуры