Субкультура и контркультура

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 12:41, реферат

Описание работы

понятия двух противоположных аспектов, в чем различия и сходство

Содержание

Введение

1. Субкультура

2. Массовая культура

3. Антикультура (контркультура)

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Субкультура и контркультура.docx

— 42.79 Кб (Скачать)

Делинквентная молодежь. Делинквнтный подросток - подросток, совершивший такой поступок, за который взрослый нес бы уголовную ответственность. В основном выходцы из рабочего класса.

Культурные бунтари. Субкультуры  этой группы находятся на периферии  литературно-артистического мира, будучи, скорее, поклонниками, чем артистами. В основном состоят из представителей среднего класса с высшим образованием.

Политически активная молодежь. Различные партии, движения и т.д.

Девиантность - в самой общей форме, отклонение от общепринятых форм поведения.

Различают субкультуры рабочего класс и среднего класса. Рабочие  субкультуры - это своего рода "почасовое" занятие - субкультурная активность проявляется только в свободное от "основной" работы время.

Период субкультурной активности при этом ограничивается несколькими годами и погружен в локальный контекст групп сверстников. Сообщество соседей оказывается важным элементом передачи и интерпретации молодежных субкультур.

Субкультуры среднего класса в этом смысле значительно менее  локализованы во времени и пространстве и, являясь более "теоретическим" и в определенных аспектах, носят  международный характер за счет непосредственной связи с определенными политическими  и культурными идеями.

Эти субкультуры оказывают  более продолжительное влияние  на стиль жизни своих членов и демонстрирует более четкое отношение к ценностям доминирующих классов, хотя ценности последнего зачастую адаптируются ("свободные" школы, нетрадиционная медицина и т.д.). Частым аспектом таких субкультур является уничтожение четких границ между "работой и игрой". "Альтернативное потребление" при этом обеспечивается получением доступных благотворительных пособий, обеспечивающих скромный минимальный уровень жизни.

Основные молодежные субкультуры  Хиппи.

Субкультура хиппи - одна из старейших молодежных субкультур в  РФ.

Движение хиппи развивалось "волнами": первая волна относится  к концу 60 - началу 70 гг., вторая - к 80 гг. Примерно с 1989 г. наблюдается резкий спад, выражавшийся в резком уменьшении числа приверженцев данного движения. Однако в середине 90 гг. неожиданно заявила о себе "третья волна" хиппи. Неофиты движения молодых (15-18 лет) и являются преимущественно  школьниками и студентами младших  курсов.

Внешний вид хиппи "третьей  волны" достаточно традиционен: длинные  распущенные волосы, джинсы или джинсовая  куртка, иногда балахон неопределенного  цвета, на шее - "ксивник" (небольшая кожаная сумочка), украшенная бисером или вышивкой. На руках - "феньки" (от англ. thing - вещь), т.е. самодельные браслеты или бусы, чаще всего из бисера, дерева или кожи.

Данный элемент атрибутики хиппи вышел за субкультурные рамки, распространившись среди молодежи: "феньки" могут украшать руки и школьницы, и преподавательницы вуза. От "классических" хиппи "третью волну" отличают такие атрибуты, как рюкзак и три-четыре колечка в ушах, реже в носу (пирсинг). Движение хиппи следует отнести к субкультурам, которым свойственно стремление к самопознанию и самоосознанию (мы назвали бы их рефлексирующими или рефлексивными).

Байкеры.

С определенными оговорками можно отнести к романтическо-эскапистским субкультурам также байкеров и хакеров. Традиционно их относят к субкультурам соответственно спортивной и интеллектуальной направленности.

Вместе с тем гонки  на мотоциклах - особый, претендующий на элитарность мир мужского братства, как и уход в виртуальный мир  Байкеры (от англ. bicycle - сокр. bike) - мотоциклисты, которых у нас часто именовали рокерами, что неточно: рокеры это любители рок-музыки.

Сообщество байкеров нельзя определять как сугубо молодежное. Первых "настоящих" байкеров называли "харлеистами" - по известной марке мотоцикла "Harley-Davidson" (основана в 1903 г. Уильямом Харли и братьями Девидсон). Подлинное признание эти мотоциклы получили в 30-х годах ХХ века в США. В 40-х годах ряды байкеров солидно пополнились за счет ветеранов Второй мировой войны. Отечественная субкультура байкеров, как и хиппи, пережила по крайней мере два подъема: один в конце 70 - начале 80 гг., другой - уже в 90 гг.

Хакеры (компьютерные фанаты). В основном это студенты технических  факультетов вузов, старшеклассники  школ с физико-математическим уклоном. Установить точно численность хакеров  затруднительно еще и потому, что  общаются они преимущественно посредством  компьютерных сетей. Кроме того, далеко не все компьютерные фанаты осознают себя некоей общностью со своими ценностями, нормами, специфическим стилем.

Гопники.

Наконец, речь зашла о  криминально-делинквентых молодежных субкультурах. В первую очередь необходимо упомянуть "гопников", "группировочников", или "мотальщиков". Расцвет данной субкультуры приходится на 80 гг. В середине 90-х появляется новое поколение "гопников", неконтролируемое организованной преступностью или контролируемое ей в меньшей степени. Они быстро проявили себя как "культурные враги" большинства молодежных субкультур: байкеров, рэйверов, роллеров и т.д. Любой подросток, заподозренный в принадлежности к той или иной субкультуре, может быть избит, подвергнут сексуальному насилию, ограблен. Противостояние молодежных банд также еще не ушло в историю, но лишь переместилось на периферию.

Панки - молодежная субкультура, возникшая в конце 60-х годов  прошлого века в Великобритании, США, Канаде и Австралии. Ее отличительными особенностями являются стремление к личной свободе и независимости, эпатажное и развязное поведение, максимализм, критическое отношение  к обществу и политике и любовь к грубоватой и энергичной музыке панк-рок.

Внешний вид панков очень  эпатажный и порой шокирующий. Самая яркая деталь внешности  панка - прическа. Выбритые виски, невероятный - например, зеленый или красный - цвет волос, прически-гребни ("ирокезы"). Одежда - рваные джинсы, культовая кожаная куртка - косуха. Украшения - металлические клепки, булавки, ошейники, напульсники, тяжелые цепи.

Субкультура панков явилась "родоначальницей" многих других современных субкультур: например, субкультуры готов и эмо.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данном реферате нами были рассмотрены вопросы которые представляют собой ежедневную актуальность, так как по сути  субкультура, массовая культура и антикультура составляют неотъемлемую часть культуры в общем, на основании этого можно сделать следующие выводы:

Субкультура является попыткой разрешения молодежью проблем, связанных  с ее маргинальным статусом в обществе, а не выражением "морального распада  и полной без духовности", как гласит традиция морализаторско-оценочного подхода. Если процессы, протекающие в молодежной среде, являются, пусть и опосредованным, но, тем не менее, отражением реальных противоречий общества, то, возможно, полезным для взрослых было бы видеть в "гримасах" девиантности черты собственного лица.

Молодежная субкультура  выступает как определенная значащая среда, создающая определенную картину  мира, и передающаяся путем социализации в ней новых членов. Область  значений этой среды, ее традиции, нормы  и ценности направлены на удовлетворение определенных потребностей. Прежде всего, потребностей, не имеющих возможности  быть удовлетворенными в рамках общей  культуры. Молодежная субкультура - это, по сути, наиболее компромиссный способ сублимации асоциальных и внесоциальных  импульсов, социокультурно не одобряемого  поведения.

Контркультура определяется как сформировавшийся в лоне культуры и передаваемый от одной исторической эпохи к другой способ сказать "нет"

любому утвердившемуся социокультурному содержанию, безотносительно к тому, будет ли такое отрицание плодотворным или губительным как для общества, так и для самой культуры, означает ли оно подъем человечества на более  высокую ступень нравственного  развития или, напротив, его нравственное разложение и деградацию. А главное, что достигается при таком повороте дела - это "мирное сосуществование" культуры и контркультуры в лоне духовной эволюции человечества, где каждому из названных моментов отводится свой аспект: первому - "социальная статика", второму - "социальная динамика" - равновесие и конфликт сменяют друг друга на протяжении всей человеческой истории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Культурология. Учебник. / Под ред. Ю.Н. Соломина. М.С.  Кагана. - М.: Высшее образование, 2005 - 566 с.

 

2. Культурология. Учебник  для Вузов. Кармин А.С., Новикова  Е.С. Издательство: Питер 2004 г.

 

3. Культурология. Автор:  Кравченко А.И. 2007г. - 288 с.

 


Информация о работе Субкультура и контркультура