Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 12:41, реферат
понятия двух противоположных аспектов, в чем различия и сходство
Введение
1. Субкультура
2. Массовая культура
3. Антикультура (контркультура)
Заключение
Список литературы
Полное подчинение произведения массовой культуры диктату потребителя обуславливает традиционный "happy end" вне зависимости от реалистичности и жизненности ситуации. Эти издержки компенсируются азартным действием:
ни минуты экранного времени на размышления, созерцание, проникновение.
Очень важно не дать заскучать потребителю. Action, action, action;
триллеры, остросюжетные ленты, бесконечные спонтанные и срежессированные скандалы, взлеты и падения новых "звезд" и "идолов".
Пиком примитивизации в литературе можно считать комиксы - книги для не умеющих читать. Яркие забавные комиксы преследуют одну цель - развлечение без малейших усилий.
Чаще всего произведения массовой культуры ориентированы на подсознание, инстинкты - жажда обладания, чувство собственности, национальные и расовые предрассудки, культ успеха, культ сильной личности - вот что питает их, диктует содержание и форму. И в то же время, в ней присутствует культ посредственности, примитивная символика и условность.
Восприятие объектов массовой культуры, как правило, пассивное, вся информация подается в "разжеванном" и даже "полупереваренном" виде, комментаторы все объяснят, сформируют твое собственное мнение.
Нет необходимости критически осмысливать увиденное и услышанное, напрягаться, задумываться.
Массовая культура существенно изменила логику общественного сознания: на фоне бурного развития научно-технического прогресса сформировалась вера во всемогущество науки, в то, что наука может изменить мир людей. Человек ощущает себя лишь малой частицей технократического общества, подчиняющейся математическим законам. Духовность отошла на второй план. Как следствие этого наступает кризис религии и религиозной нравственности. Если прежде жизненным руководством для индивида был внутренний закон, сформированный не одним поколением искренне верующих предков, то теперь он рухнул, лишив человека поддержки и уверенности. Но человеку необходимо во что-то верить, чтобы обрести устойчивость в постоянно меняющемся мире. Вот и появляются всевозможные суррогаты веры: поклонение вождям, политическим партиям и движениям, НЛО, национальным идеям, звучным лозунгам, кумирам. Лишенная индивидуальности, стандартизованная массовым обществом личность, стремясь сохранить себя, погружается в эгоизм, подменяя им индивидуальные черты. Человек растворяется в массе, в толпе и начинает жить по ее законам, становится ее частью.
Харизматический лидер Кумир или лидер должен выражать определенные идеи и чаяния, близкие и понятные массам. Он олицетворяет собой идеал толпы, ожившую сказку, или обладает, хотя бы гипотетически, какими-то экстраординарными способностями. Так появляются харизматические лидеры - новые пророки и мессии, провидцы, основатели сект, вожди нации и т.д. Явление это достаточно распространенное, варьируется только масштабность лидера, а исступленное, безоглядное поклонение толпы фанатиков присутствует во всех случаях.
3. АНТИКУЛЬТУРА(КОНТРКУЛЬТУРА)
Антикультура - понятие в
современной культурологии и
социологии, используется для обозначения
социокультурных установок, противостоящих
фундаментальным принципам, господствующим
в конкретной культуре, а также
отождествляется с молодежными
субкультурами 60х гг., отражающих критическое
отношение к современной
Термин "контркультура" появился в западной литературе в 60 гг. и отражал либеральную оценку ранних хиппи и битников; принадлежал американскому Т. Роззаку, который попытался объединить различные духовные веяния, направленные против господствующей культуры, в некий относительно целостный феномен - Контркультуру.
В конце 20 века культурологи обратили внимание на феномен контркультуры, его роль в исторической динамике; тема эта перестала восприниматься как периферийная, частная, затрагивающая боковые сюжеты общекультурного потока. К обсуждению проблемы присоединились не только социологи и культурологи, но и культурфилософы. Многие исследователи пришли к убеждению, что именно данный вопрос позволяет приблизиться к постижению самой культуры как специфического явления, к распознаванию механизма ее обновления и преображения.
В истории культуры складывались такие ситуации, когда локальные комплексы ценностей начинали претендовать на некоторую универсальность.
Они выходят за рамки собственной культурной среды, возвещая новые ценностные и практические установки для широких социальных общностей. В этом случае это уже не субкультура, а скорее контркультурные тенденции.
Стойкость и возобновляемость молодежных субкультур как будто делает излишним термин контркультура. Между тем в контексте современных исканий он обретает глубокий культурфилософский смысл. Культура вовсе не развивается путем простого приращения духовных сокровищ. Если бы процесс культурного творчества шел плавно, без поворотов и мучительных мутаций, человечество располагало бы сегодня разветвленной монокультурой.
В культуре постоянно происходят сдвиги. Это глубинные преобразования порождают контркультуру. Культурфилософия не располагает другим понятием, которое указывало бы на общесоциальный характер такого рода преобразований.
В истории постоянно меняются
социальные реалии, рождаются новые
духовные ценности. Распад старых форм
жизни и появление новых
Контркультура, в культурфилософском истолковании, постоянно проявляет себя в виде механизма культурных новаций. Она, следовательно, обладает огромным потенциалом обновления. Рождение новых ценностных ориентиров есть провозвестие новой культуры. Общим местом стало повторение мысли, что контркультура - уже исторический факт. Официальная, господствующая культура устояла, сумев вобрать в себя элементы контркультурных тенденций и сохранив собственное ядро, натиск новых ценностных ориентаций оказался недолговечным.
В современном мире произошла радикальная переоценка этики труда, смысла жизни, отношений между полами, традиций. Д. Белл, например, отметил, что традиционная протестантская культура замещена теперь новой культурой, которую он, в соответствии со своими консервативными убеждениями, называет модернистской.
В контексте подобных исследований, понятие "контркультура" обретает совсем иной смысл, нежели понятие "субкультура". Контркультурным значением в современном мире обладают не отдельные феномены, а вся совокупность субкультур. Сохраняя и возобновляя себя, они вместе с тем провоцировали настоящие ценностные революции. Контркультура, следовательно, есть совокупность эффективных поисков нового ценностного ядра современной культуры.
Противостояние господствующей культуре, рождение новых ценностных и практических установок - процесс, постоянно воспроизводящий себя в мировой культуре. Рождение христианства есть по сути своей контркультурный феномен в столкновении нарождающейся христианской Церкви с Римской империей.
История христианства в Европе
начинает противостояния господствующей
культуре, с провозглашения новых
святынь и жизненных
Э. Тирьякян (Канада) еще в середине 70 гг. разглядел в контркультурных феноменах мощные катализаторы культурно-исторического процесса.
Зарубежные публикации конца 80 - начала 90 гг. свидетельствуют о том, что в современном мире происходит "революция сознания". Она знаменует собой рождение новой культуры. Понимание контркультуры как ядра будущей культурной парадигмы становится в западной культурологии традиционным.
Российское общество находится сейчас в процессе контрультурного размежевания. Рождается новая социокультурная группа, имеющая специфический менталитет, образ жизни, ценностные установки. Несомненно одно: становление новой культуры в нашей стране невозможно без длительной полосы контркультурных феноменов.
Западные молодежные субкультуры
Молодежь как социальная группа появляется
в Европе и США примерно со времени
Индустриальной революции, причем основной
причиной ее утверждения в этом качестве
является увеличение переходного периода
от детства к взрослости, что, в
свою очередь связано с усложнением
разделения труда и производственных
процессов. Другим важным фактором появления
молодежи оказалось обусловленное
фабричной системой разделение дома
и работы, приведшее к тому, что
переход в статус взрослого в
ситуации бурного развития промышленного
производства становится, связано для
молодого человека, во-первых, с оставлением
дома и достижением независимой
позиции на рынке труда; во-вторых,
с обретением формальных навыков
и квалификации. Таким образом, в
рассматриваемый период времени
образовательные функции
Функционалистский подход. Функционалистский подход в социологии молодежи связан, прежде всего, с представлением о молодости как о переходном периоде от детства к взрослости.
В примитивных обществах переход к взрослому статусу не является особо проблематичным - знания и навыки приобретаются "естественным" образом в качестве одного из моментов взросления. Сам переход во взрослое состояние чаще всего носит ритуальный характер (обряд инициации и т.д.) и "молодежь" как таковая просто не существует.
Наоборот, в современном
индустриальном обществе наблюдается
значительный структурный разрыв между
семьей, в которой воспитываются
дети, и социально-экономической
системой, в которой они должны
занять свое место, став взрослыми. Изменение
статуса от ребенка к взрослому
не является при этом ни быстрым, ни
легким, так что переходный период
оказывается достаточно длинным, а
молодежь при этом занимает достаточно
важную структурную позицию. Развиваясь,
общество становится все более сложным,
и для поддержания его
Молодежные культуры понимаются
как феномен, связанный с процессами,
посредством которых
Критики функционализма отмечают, что посвященные социологии молодежи работы известного представителя функционализма Т. Парсона, вышедшие в середине 60 гг., рисовали молодого человека, как, в общем индивида, сравнительно легко социализирующегося молодежной культурой в полноправном человеческом обществе. Развернувшиеся именно в это время в Европе и США события, которые получили название "молодежная революция" и приведшие к достаточно широкому альтернативному движению - "контркультура", наглядно подтвердившему ограниченность функционалистского понимания молодежи.
Подход в рамках "теории
конфликта". Представители
Традиционно выделяются два типа субкультур: "прошкольные", ориентированные на интенсивную учебу, и "антишкольные". Последние представлены двумя разновидностями. "Уличная культура" подростков из среды рабочего класса, интересующихся футболом, посещающих кафе, бары, просто проводящие время с друзьями. "Субкультура поп-медиа", основанная на ценностях, ролях и видах деятельности, предлагаемых для молодежного потребления средствами поп-медиа. Главные объекты потребления: музыка, мода, молодежная пресса, TV и кино. В эту субкультуру вовлечены, как правило, подростки из среды среднего класса.
Девиантные молодежные субкультуры являясь бесспорно нонконформистскими по отношению к доминирующей системе ценностей, оказываются, таким образом, не просто протестом против родителей, но, что очень важно, моментом конфронтации с "властью" среднего класса посредством утверждения ценностей рабочего класса.
“Нормальная" молодежь. Подавляющее
большинство молодых людей