Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 11:54, реферат
Субкультура – это общность людей, чьи убеждения, взгляды на жизнь и поведение отличны от общепринятых или просто скрыты от широкой публики, что отличает их от более широкого понятия культуры, ответвлением которой они являются. Молодежная субкультура появилась в науке в середине 50-х годов XX века. Поскольку традиционные общества развиваются постепенно, замедленными темпами, опираясь в основном на опыт старших поколений, постольку феномен молодежной культуры относится преимущественно к динамическим обществам, и был замечен в связи с "техногенной цивилизации".
ВВЕДЕНИЕ ........................................................................................................3
ГЛАВА 1 Молодежная субкультура.................................................................5
1.1 Понятие молодежной субкультуры.............................................................5
1.2 Разновидности молодежных субкультур....................................................8
1.3 Особенности молодежных субкультур в современной России...............12
ГЛАВА 2 Понятие и особенности контркультуры…………………………15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................22
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................................................................................23
Например, идеи и ценности контркультуры оказали большое влияние на западную художественную культуру второй половины XX века. Они воплотились в романах Д. Сэлинджера, Д. Керуака, У. Берроуза, Н. Мейлера, К. Кизи, в поэмах А. Гинзберга, Г. Снайдера, в английской драматургии «рассерженного поколения» – пьесах Озборна, Ардена, Болта, Шеффера. Не остались в стороне также и кинематограф (фильмы М. Формана, О. Стоуна, Д. Кроненберга, И. Мекаса, Ш. Кларк, М. Антониони, А. Паркера, Ж.-Л. Годара) и музыка (экспериментальная музыка Э. Вареза, Д. Кейджа, Ф. Гласа, К.-Х. Штокгаузена) и живопись (современное сюрреалистическое направление). Присущая контркультуре интенция активной социальной пропаганды своих идеологем, привела к возникновению многих видов искусства (рок-музыка, песня протеста и бардовская песня, хэппенинг, граффити, перфоманс и др.).
Развертывание
контркультуры в ходе молодежных
движений указывает на то, что этот
феномен представляет собой мощный
катализатор культурно-
Например, черты контркультуры имели: древнеиндийский монашеский буддизм, движение эллинистических киников, апостольское христианство, средневековый христианский мистицизм, богемный гуманизм эпохи Возрождения, движение Реформации, романтизм эпохи Просвещения, богемный модернизм Новейшего времени. Как универсальный феномен, контркультура обладает огромным креативным потенциалом выработки ценностно-смысловых моделей развития цивилизации, стимулируя ход человеческой истории на ее переломных – судьбоносных этапах. Это значит, что контркультура постоянно проявляет себя в истории цивилизации в качестве диалектического механизма ценностно-мировоззренческих новаций.
Рождение новых культурных моделей, стимулирующих исторический прогресс цивилизации невозможно без феномена контркультуры, который рождается как результат утраты прежней культурной моделью своего значения и в то же самое время как результат поиска новых ценностно-смысловых ориентиров как адекватного «ответа» на «вызовы» тех обстоятельств, которые связаны с условиями, результатами и перспективами человеческой жизнедеятельности. Все значимые для человеческой истории культурные модели проходят через этап контркультурного утверждения, когда прежняя ценностная система уже утратила свое значение, а новая еще не стала доминирующей, начиная развертываться в субкультурных рамках.
Рассматривая контркультуру в качестве универсального феномена можно проследить историческую динамику развития цивилизации в виде культурно-контркультурной диалектики, в русле которой господствующему типу культуры отводится роль стабилизирующего – синхронического начала, а контркультуре – роль динамически-обновляющего начала, с которым связаны культурные новации, прежде всего, – ценностно-смысловые. При этом креативный (динамический) потенциал контркультуры знаменует собой ход социокультурных перемен, а стабилизирующее начало культуры – адаптацию позитивных итогов контркультурных новаций. При завершении определенных исторических этапов развития цивилизации, этот диалектический механизм контркультуры вновь и вновь воспроизводит себя.
Наиболее
восприимчивой к
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, молодёжная субкультура – это система ценностей и норм поведения, вкусов, форм общения, отличная от культуры взрослых и характеризующая жизнь молодёжи, молодежи приблизительно от 10-12. Субкультура молодёжи получила заметное развитие в XX веке в силу ряда причин: продление сроков обучения, вынужденная незанятость трудом, акселерация. Существует множество классификаций самодеятельных групп. Делят их на любительские и неформальные, официальные и альтернативные, по возрастному принципу, социально-правовому, по направленности интересов и т.д.
Большинство участников этого движения – обыкновенная молодежь.
Современная неформальная молодёжная субкультура характеризуется своими специфическими особенностями. Экстремизм и агрессивное поведение молодежных группировок специалисты объясняют продолжающимся экономическим и моральным кризисом в стране. И сейчас ряды неформалов пополняют те, кто воспитывался уже в условиях строительства капиталистического общества.
Контркультура — это течение, которое отрицает ценности доминирующей культуры. Помимо прочего, контркультура противопоставляет себя тем, что ставит во главу угла чувственно-эмоциональное переживание бытия, находящееся за рамками умозрительно-логических методов познания.
Контркультура,
как правило, не просто имеет парадигму,
отличающуюся от парадигмы доминирующей
культуры, но и явным образом
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Субкультура и контркультура и её особенности в современном мире