Субкультура и контркультура и её особенности в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 11:54, реферат

Описание работы

Субкультура – это общность людей, чьи убеждения, взгляды на жизнь и поведение отличны от общепринятых или просто скрыты от широкой публики, что отличает их от более широкого понятия культуры, ответвлением которой они являются. Молодежная субкультура появилась в науке в середине 50-х годов XX века. Поскольку традиционные общества развиваются постепенно, замедленными темпами, опираясь в основном на опыт старших поколений, постольку феномен молодежной культуры относится преимущественно к динамическим обществам, и был замечен в связи с "техногенной цивилизации".

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ........................................................................................................3
ГЛАВА 1 Молодежная субкультура.................................................................5
1.1 Понятие молодежной субкультуры.............................................................5
1.2 Разновидности молодежных субкультур....................................................8
1.3 Особенности молодежных субкультур в современной России...............12
ГЛАВА 2 Понятие и особенности контркультуры…………………………15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................22
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................................................................................23

Работа содержит 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.doc

— 102.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ ........................................................................................................3

ГЛАВА 1 Молодежная субкультура.................................................................5

1.1 Понятие молодежной субкультуры.............................................................5

1.2 Разновидности молодежных субкультур....................................................8

1.3 Особенности молодежных субкультур в современной России...............12

ГЛАВА 2 Понятие и особенности контркультуры…………………………15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................22

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................................................................................23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

      Субкультура – это общность людей, чьи убеждения, взгляды на жизнь и поведение  отличны от общепринятых или просто скрыты от широкой публики, что отличает их от более широкого понятия культуры, ответвлением которой они являются. Молодежная субкультура появилась в науке в середине 50-х годов XX века. Поскольку традиционные общества развиваются постепенно, замедленными темпами, опираясь в основном на опыт старших поколений, постольку феномен молодежной культуры относится преимущественно к динамическим обществам, и был замечен в связи с "техногенной цивилизации".

      Если  ранее культура не делилась так ярко выражено на "взрослую" и "молодежную" (независимо от возраста все пели одни и те же песни, слушали одну и ту же музыку, танцевали одни и те же танцы и т.п.), то теперь у "отцов" и "детей" появились серьезные отличия и в ценностных ориентациях, и в моде, и в способах коммуникации, и даже в образе жизни в целом.

      Контркультура (от англ. counter и culture) как феномен может рассматриваться в двух аспектах: конкретно-историческом и универсальном. Как конкретно-исторический феномен контркультура представляет комплекс молодежных субкультур, развернувшиеся со второй половины XX века в ведущих западных странах, а затем и во всем цивилизованном мире (в том числе – в Украине), и выражающих особенности молодежной социализации в условиях техногенной модернизации общества и глобальных проблем современности. Выдвинувший понятие «контркультуры» Т. Роззак, стремился посредством его выразить новые идейно-ценностные инициативы, связанные с молодежными движениями и субкультурами Запада 60–70-х гг. XX века.

В универсальном  или философском смысле понятие  «контркультуры» может быть использовано для исследования особенностей исторической динамики мирового культурно-цивилизационного процесса (и, прежде всего, – в областях философии культуры и философии истории).

Я решила выбрать  эту тему, потому что она очень  актуальна на данный момент.

Целью данной работы -  анализ молодёжной культуры.

Задачи исследования:

Провести отбор  литературы по данной тематике.

Рассмотреть неформальную молодёжную субкультуру, причины возникновения.

Проанализировать  особенности  молодёжной субкультуры  в России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. МОЛОДЁЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА.

1.1 Понятие молодежной  субкультуры.

      Субкультура — это особая сфера культуры, суверенное целостное образование  внутри господствующей культуры, которое  отличается собственной системой ценностей, обычаями, нормами, традициями. Молодежной субкультуре как специфическому, характерному для этой социальной группы способу поведения, общения, проведения досуга, представления о мире, воплощенному в особом молодежном образе жизни, принадлежит особое место в числе разнообразных субкультур современного общества.

      Молодёжная  субкультура – система ценностей  и норм поведения, вкусов, форм общения, отличная от культуры взрослых и характеризующая  жизнь молодёжи, молодёжи приблизительно от 10-12 лет.

Субкультура молодёжи получила заметное развитие в XX и начале XXI века в силу ряда причин: продление сроков обучения, вынужденная незанятость трудом, акселерация.

Молодёжная субкультура  носит развлекательно-рекреативный и потребительский характер, а  не познавательный, созидательный и  творческий. В России, как и во всем мире, она ориентируется на западные ценности: американский образ жизни в его облегченном варианте, массовую культуру, а не на ценности национальной культуры. Культуру молодёжи отличает и наличие молодёжного языка (сленга), который тоже играет неоднозначную роль в воспитании молодежи, создает барьер между ними и взрослыми.

Неформальные  объединения по характеру социальной направленности могут быть как просоциальными, так и асоциальными (стоящими в  стороне от общественных проблем, часто  объединяемые на основе общих любительских интересов, развлекательных предпочтений и пр.) и антисоциальными или дизсоциальными (противостоящими обществу и представляющими для него опасность – банды, криминальные группировки, хулиганские шайки и пр.

      Причины возникновения таких групп различны:

1) Вызов обществу, протест.

2) Вызов семье,  непонимание в семье.

3) Нежелание  быть как все.

4) Желание утвердится  в новой среде.

5) Привлечь к  себе внимание.

6) Не развитая  сфера организации досуга для  молодёжи в стране.

7) Копирование  западных структур, течений, культуры.

8) Религиозные  идейные убеждения.

9) Дань моде.

10) Отсутствие  цели в жизни.

11) Влияние криминальных  структур, хулиганство.

12) Возрастные  увлечения.

      Главным, определяющим фактором их возникновения  и развития, несомненно, стали процессы демократизации и гласности, которые не только пробудили к активной деятельности миллионы людей, но и поставили перед ними новые задачи. Результатом этого закономерно явился бурный рост числа самодеятельных общественных формирований и повышение активности их участников. В начале 70-х годов против только что возродившегося движения неформалов был предпринят ряд шумных кампаний, преследовавших молодёжную рок-музыку и самодеятельную песню, выставки художников-авангардистов и клубы любителей фантастики, начинания неофициальной педагогики – молодёжные клубы. Сам термин «молодёжная субкультура» вошел в язык в качестве примера идеологических диверсий. Между тем вопреки такому массированному, организационному давлению своеобразие даже чисто внешних проявлений молодёжной среды не исчезало, а, наоборот, увеличивалось, принимая порой действительно искаженные формы. Возникли многочисленные «тусовки» молодых людей, фанатически приверженных тому или иному музыкальному кумиру или спортивной команде. Множились разнообразные семантические средства – одежда, сленг, вся значковая атрибутика, песни, музыка, манеры и т.п., - с помощью которых подростки отгораживались от взрослого сообщества, отстаивая свое право на внутреннюю жизнь. Чем же вызван столь бурный рост самодеятельных неформальных объединений молодёжи? 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Разновидности субкультур.

Эмо

      Молодежная  субкультура, образовавшаяся на базе поклонников  одноимённого музыкального стиля называется эмо (англ. emo: от emotional — эмоциональный); представителей называют эмо-киды (emo + англ. kid — молодой человек; ребенок) или, в зависимости от пола: эмо-бой (англ. boy — мальчик, парень), эмо-гёрл (англ. girl — девочка, девушка).

Философская позиция: выражение эмоций — главное правило  для эмо-кидов (emo-kids — тех, кто относит себя к субкультуре эмо), их отличает: самовыражение, противостояние несправедливости, особенное, чувственное мироощущение, зачастую эмо-кид — ранимый и депрессивный человек, выделяется из толпы ярким внешним видом, ищет единомышленников и мечтает о счастливой любви (существует стереотипное представление об эмо как о плаксивых мальчиках и девочках); эмо характеризует основанный на эстетике прекрасного принципиально инфантильный взгляд на мир, интровертность, акцент на внутренних переживаниях. Корни: эмо-кор появился и развивался как подвид панк-рока, но ценностные ориентации этих субкультур совершенно различны — в отличие от классических панков, эмо отличает романтизм и акцент на возвышенной любви: внимание эмо чаще обращено на глубокие личные переживания, чем на общественные события; эмо-культура начисто лишена агрессивного мачизма, столь характерного для хардкора, прямого предка эмо

Готы

      Одной из разновидностей молодёжной субкультуры  являются готы — представители общности, зародившейся в конце 70-х годов XX-го века на волне пост-панка; готическая субкультура весьма разнообразна и неоднородна, однако для нее в той или иной степени характерны следующие черты: мрачный имидж, может проявляться интерес к мистицизму и эзотерике, декадансу, любовь к хоррор-литературе и фильмам, любовь к готической музыке (готик-рок, готик-метал, дэт-рок, дарквейв и т. п.), часто ошибочно причисляются к сатанистам или путаются с ними вследствии похожего образа и разных клише. Основные признаки можно этой субкультуры включают в себя ненасилие, пассивность и толерантность — средства массовой информации иногда ошибочно ассоциирую готов с насилием, ненавистью к различным меньшинствам, идеей превосходства белых и другими проявлениями нетерпимости, однако на деле это не так, с другой стороны их идеология частично сформировалась путем признания, идентификации и скорби о социальном и личном зле, о котором многие массовые культуры стараются умолчать.

Панки

      Весьма  примечательно такое явление  как панк (англ. punk) — молодёжная субкультура, возникшая в середине 70-х годов в Великобритании, США, Канаде и Австралии, характерными особенностями которой являются любовь к музыке панк-рок, критическое отношение к обществу и политике, с панк-роком тесно связано имя известного американского художника Энди Уорхола и продюссированной им группой Velvet Underground (солист Лу Рид считается отцом-основателем альтернативного рока, течения, которое тесно связано с панк-роком): любая субкультура возникает только на руинах предыдущего течения, так в семидесятых годах произошло и с пересменкой хиппи-панк — трогательные, почти воздушные, идеалы хиппи были сметены безудержной энергией разрушения, представленной панком: культура панка отличается своим собственным стилем музыки, идеологией и модой; она нашла свое отражение в изобразительном искусстве, танце, литературе и кино, но сам по себе панк состоит из множества более мелких субкультур, таких как стрит-панк, тяжелый панк и другие, поддерживает тесную взаимосвязь с другими субкультурами, такими как готика и психобилити; сторонники этого движения выступают против коммерциализации, которая является одним из основных механизмов капитализма. Получили признание как воплощение панк-идеологии первые британские панк-группами Damned и Sex Pistols. Происхождение панка: слово punk в английском языке многозначно, но до появления панк-рока в большинстве случаев использовалось как ругательство, среди значений, в зависимости от контекста, могло быть просто «подонок» или «негодяй», во всех остальных случаях как эмоциональное нецензурное выражение, а первое упоминание слова «punk» в связи с рок-музыкой относится к 1970 году, когда в газете Chicago Tribune в рецензии на альбом группы The Fugs их музыка была охарактеризована, как «панковский рок, сантименты деревенщины»; впервые как термин, а не эпитет, начали употреблять сочетание «панк-рок» критики Дэйв Марш и Ленни Кей в 1970-е; в 1976 году появился фэнзин «Punk magazine», созданный Легсом МакНилом — журнал был посвящён панк-року и родственным жанрам, уже чётко объединяя их как направление. Истоки панка в середине 60-х годов XX столетия, когда под влиянием Beatles и Rolling Stones стали появляться много молодёжных команд, исполняющих рок-н-ролл — так говорится в статье «Потерянное поколение» на в журнале Volkey. Сходное атмосферное звучание, относительно сырое и грубое, основанное всего лишь на нескольких аккордах, можно обнаружить в таких классических вещах того времени, как «You Really Got Me» группы The Kinks, а к концу 1960-х вызывающе примитивное звучание, в соединении с вульгарной манерой поведения на сцене, стала культивировать американская команда The Stooges (её лидер, Игги Поп, отвергал музыкальные утончённости, ценил в рок-н-ролле необузданный драйв, выступал на концертах вымазанным в собственной крови и заканчивал бесчинства на сцене «нырянием» в толпу зрителей). В истории панк-культуры Патти Смит представляют как связующее звено между движением панков и предыдущим поколением битников.

Ролевики

      Неформальная  общность людей, играющих в различные  ролевые игры, в первую очередь ролевые игры живого действия, получила название Движение Ролевых Игр, родственными ролевому являются движения исторических реконструкторов и толкиенистов; иногда выделяют и как хобби, и как субкультуру, для которой характерен свой жаргон, своя музыка, своя литература (в основном фэнтези) и другие характерные элементы единой культуры. Пространство актуализации помимо ролевых игр включает собрания на Ролевые Конвенты — кратковременные собрания, посвящённые информированию игроков об играх будущего сезона, обсуждению прошедших игр, неформальному общению, на конвентах проходят турниры по историческому фехтованию, фото и художественные выставки, концерты авторов-исполнителей игровой песни, театральные постановки, видеопоказы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3 Особенности молодёжных  субкультур в современном  мире.

      Изучение  молодежных субкультур составляет важное направление социологии молодежи. С 60-х годов XX в. к этой проблематике обратились ведущие социологи разных стран мира. В отечественной же социологии анализ молодежных субкультурных феноменов до конца 80-х годов велся в весьма узких рамках. В известной мере это объяснялось тем, что указанные феномены в силу утвердившихся научных парадигм воспринимались как социальная патология, а подобного рода тематика в основном носила закрытый характер и ее разработка не могла вестись по свободному выбору того или иного исследователя или исследовательского коллектива. Сказывалось и то, что субкультуры, свойственные Западу, были мало представлены в формах социальной и культурной активности молодого поколения.

      На  начальных этапах формирования молодежная субкультура и в России, и за рубежом создавалась как протест  противоречиям, возникающим в обществе, а также как протест неспособности  традиционной культуры удовлетворить интересы и потребности молодого поколения, обеспечить его самовыражение, самореализацию и право на специфическое мировоззрение. В этом аспекте молодежную субкультуру можно рассматривать как оппозиционную традиционной культуре.

      Следует отметить, что создание молодежью собственной системы ценностей не означает окончательного отказа от ценностей традиционной культуры, оно лишь отражает специфику взглядов молодых людей на окружающий мир.

Информация о работе Субкультура и контркультура и её особенности в современном мире