Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 07:43, реферат
Конфликт – это резкое обострение противоречий и столкновение двух или более участников в процессе решения проблемы, имеющей деловую или личную значимость для каждой из сторон. В основе любого конфликта лежит конфликтная ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, противоположные цели и средства их достижения, либо несовпадение интересов.
В случае, когда более высоким оказался ранг у заинтересованного оппонента, у него возникает соблазн использовать тактический прием принуждения или решения конфликта силой в свою пользу, в результате чего другой, более слабый оппонент оказывается в проигрыше. Применение такого стиля часто сопровождается недозволенными силовыми приемами, запугиванием, шантажом и т.п. Поскольку, как правило, проигравшая сторона с поражением не смиряется, конфликт в любой момент может вспыхнуть с новой силой и неизвестно чем впоследствии закончится.
Бели ранг оппонентов одинаков и они в равной степени заинтересованы в преодолении конфликта, то могут применять тактику примирения через поиск компромисса, т.е. соглашения, в рамках которого выгоды и потери делятся примерно поровну. Поскольку при этом обе стороны оказываются не в проигрыше, такой стиль широко используется на практике, но оптимального решения при этом принять, как правило, не удается, так как сама проблема остается нерешенной. Иногда на компромисс идут и оппоненты, находящиеся в разных рангах, но заинтересованные в решении одной проблемы, так как это помогает сэкономить время и силы. Компромисс позволяет, таким образом, сохранить отношения и что-то приобрести, вместо того, чтобы все потерять.
Идеальной является тактика окончательного разрешения конфликта. Суть ее состоит в поиске и устранении причин возникновения конфликта в рамках добровольного сотрудничества сторон. Такая стратегия выгодна всем. Во-первых, она превращает оппонентов в партнеров, а следовательно, улучшает ситуацию в организации. Во-вторых, проблема не «загоняется внутрь», а перестает существовать. В-третьих, приобретаемые сторонами выгоды, даже если они и распределяются неравномерно, все равно превышают те, которые могут быть получены при любой другой стратегии. В основе этой стратегии лежит отношение к конфликту как к нормальному явлению, которое, тем не менее, необходимо преодолеть и изжить.
Приведем методику разрешения конфликтов через решение проблемы, предложенную Аланом Филли.
Определите проблему в категориях целей, а не решений.
После того как проблема определена, найдите решения, которые приемлемы для обеих сторон.
Сосредоточьте внимание на проблеме, а не на личных качествах другой стороны.
Создайте атмосферу доверия, увеличив взаимное влияние и обмен информацией.
Во время общения создайте положительное отношение друг к другу» проявляя симпатию и выслушивая мнение другой стороны, а также сводя к минимуму проявления гнева и угроз.
Отдельные виды конфликтов, например склоки или интриги, требуют к себе повышенного внимания, а для их разрешения могут быть использованы иные, более специфические методы. Склоки и сплетни разрушают коллектив изнутри, порождая недоверие членов коллектива друг к другу, подогревая недовольство и разочарование руководителями, поощряя раскольнические группировки и перебежчиков. Когда разложение достигает определенной степени, внедряется новый лидер, способный прекратить конфликты и подчинить соперничающие стороны официальному руководству.
Инициаторов интриги нужно вызвать на откровенный разговор, дав понять, что могут быть приглашены все втянутые в нее лица. Не следует сразу обвинять человека, а нужно попытаться понять, что им руководит. Выяснив проблемы и поняв фактический источник их возникновения, можно попытаться применить один из описанных выше тактических приемов разрешения конфликта. Лицам, занимающимся интригами и не желающим прислушаться к разумным доводам, можно пригрозить публичным разоблачением.
При этом
основная цель руководителя – стимулирование
«самопомощи». Нельзя брать на себя
проблемы сотрудников и возвращать
им готовые решения, иначе они
лишатся возможности
адекватность
восприятия конфликта, т.е. точность в
оценке действий, намерений, позиций
и поступков как собственных,
так и оппонентов. Опасность заключается
в трудности изначально избежать
негативной установки в отношении
противной стороны и в
открытость и результативность общения. Известно, что открытое выражение взглядов и чувств закладывает основу для построения в дальнейшем доверительных отношений между оппонентами и приводит к более высокой результативности переговоров;
создание
атмосферы взаимного доверия
и сотрудничества, потому что только
доверительные отношения
определение существа конфликта, т.е. прежде, чем из брать определенную стратегию и тактику управления конфликтной ситуацией, руководитель должен проанализировать фактические причины возникновения конфликта. Для этого необходимо определить, какие интересы людей и каким образом затронуты в конфликте; установить, что является действительной причиной конфликта, а что представляет повод для его возникновения; выяснить и проанализировать предшествующие взаимоотношения участников конфликта.
Существуют
несколько эффективных способов
управления конфликтной ситуацией.
Их можно разделить на две категории:
структурные и межличностные.
Структурные методы:
Избегание
- стремление не брать на себя ответственность
за принятие решения, не видеть разногласий,
отрицать конфликт, считать его безопасным.
Стремление выйти из ситуации не уступая,
но и не настаивая на своем, воздерживаясь
от споров, дискуссий, возражений оппоненту,
высказывания своей позиции.
Уступка (приспособление) - стремление
сохранить или наладить благоприятные
отношения, обеспечить интересы партнера
путем сглаживания разногласий. Готовность
уступить, пренебрегая собственными интересами,
уйти от обсуждения спорных вопросов,
согласиться с требованиями, претензиями.
Стремление поддержать партнера, чтобы
не затронуть его чувств путем подчеркивания
общих интересов, замалчивания разногласий.
Противоборство (Соперничество)
- стремление настоять на своем путем открытой
борьбы за свои интересы, занятие жесткой
позиции непримиримого антагонизма в
случае сопротивления. Применение власти,
принуждения, давления, использование
зависимости партнера. Тенденция воспринимать
ситуацию как вопрос победы или поражения.
Компромисс - стремление урегулировать
разногласия, уступая в чем-то в обмен
на уступки другого. Поиск средних решений,
когда никто много не теряет, но и много
не выигрывает. Интересы обеих сторон
полностью не раскрываются.
Сотрудничество - поиск решений,
полностью удовлетворяющих интересы обеих
сторон в ходе открытого обсуждения. Совместный
и откровенный анализ разногласий в ходе
выработки решений. Инициатива, ответственность
и исполнение распределяются по взаимному
согласию.
Список литературы.