Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 20:36, реферат
Современный русский язык - один из богатейших языков мира - требует серьезного, вдумчивого изучения. Высокие достоинства русского языка создаются его огромным словарным запасом, широкой многозначностью слов, богатством синонимов, неисчерпаемой сокровищницей словообразования, многочисленностью словоформ, особенностями звуков, подвижностью ударения, четким и стройным синтаксисом, разнообразием стилистических ресурсов.
Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский
торгово-экономический
(ФГБОУ ВПО «СПбТЭИ»)
Кафедра
менеджмента
Реферат на тему:
«Стили
литературного русского языка»
Заочное отделение
Специальность: 080109
Курс 5
Группа _252_
Зачетная книжка № _27109-з_
Выполнил (ФИО) _Катмакова О.В.
Преподаватель
__________________
Санкт-Петербург, 2011г
Введение
Современный русский язык - один из богатейших языков мира - требует серьезного, вдумчивого изучения. Высокие достоинства русского языка создаются его огромным словарным запасом, широкой многозначностью слов, богатством синонимов, неисчерпаемой сокровищницей словообразования, многочисленностью словоформ, особенностями звуков, подвижностью ударения, четким и стройным синтаксисом, разнообразием стилистических ресурсов.
Следует
различать понятия русский
В наше время мы очень часто сталкиваемся с проблемой связанной со стилистикой. Стилистика - это наука о высоком уровне речевой культуры, правильном употреблении слов и связей между ними. Предметом стилистики является стиль языка. Основная стилистическая единица - слово. С этой проблемой мы сталкиваемся при устройстве на работу, сдаче экзаменов, когда хотим выразить свои мысли, знакомства с новыми людьми и так далее.
Языковые
единицы функционируют в
Прикреплённость языковых единиц (префиксов и суффиксов, слов, фразеологизмов, морфологических форм и синтаксических конструкций) к определенной стилевой системе создает их стилистическую окраску (книжную, разговорную или нейтральную). Употребление языковых единиц в соответствии с законами жанра, особенностями функционального стиля, а также в соответствии с целями и условиями общения регулируется стилистическими нормами. Немотивированное употребление в текстах слов другой стилистической окраски приводит к стилистическим ошибкам.
Язык
есть важнейшее средство человеческого
общения. Без языка человеческое
общение невозможно, а без общения
не может быть и общества, а тем самым и
человека. Без языка не может быть и мышления,
т. е. понимания человеком действительности
и себя в ней.
Сам язык изучается специальной наукой,
название которой лингвистика. Лингвистика
изучает звуковой строй языка, значение
слова, строение слов и их образование,
формы слов и сочетание слов в речи. Морфология
и синтаксис составляют один раздел лингвистики
– грамматику.
Язык – явление общественное, он создается
на протяжении длительного исторического
периода. Язык возник в глубокой древности.
Он помогал людям понимать друг друга,
трудиться сообща, а также обмениваться
накопленным опытом и знаниями.
Русский язык – это язык, созданный русским
народом, на котором он строит свою культуру;
для русского человека он – родной язык.
До XIV в. существовал древнерусский язык
как общий язык предков украинцев, белорусов
и русских. Таким образом, русский язык
принадлежит к восточной группе славянских
языков. В эту группу входят украинский
и белорусский языки. Кроме восточной
группы, среди славянских языков есть
еще и южная группа (болгарский, сербскохорватский,
словенский, македонский языки) и западная
группа языков (польский, словацкий, чешский
и некоторые другие языки). Все славянские
языки являются близкородственными языками,
имеют много общих слов, сходных по грамматике
и фонетике. В XIV в. произошло разделение
восточно-славянского языка (в связи с
формированием русской, белорусской и
украинской нации), и с этих пор существует
русский язык русского народа.
Вместе с развитием общества развивая
и изменяя сам язык. Все изменения в языке
происходят постепенно и не всегда заметны
в течение жизни одного поколения. Наиболее
устойчивым является синтаксический строй
языка, наиболее изменчивым – его лексический
состав. Именно лексика особенно быстро
откликается на все новое, что появляется
в общественной жизни, науке, технике,
искусстве, быту. Например, сравнительно
недавно вошли в нашу речь такие слова,
как атомоход, телевизор, дизайн, менеджер.
Так как язык – явление общественное,
никто по своему усмотрению не может его
изменить, исправить. И если можно назвать
несколько придуманных кем-то слов, вошедших
в обиход, то случаи эти единичны. Что же
касается грамматики, то здесь трудно
говорить о каком-либо вмешательстве в
язык, пусть даже и выдающегося деятеля.
Все это свидетельствует о языке как об
устойчивой системе со своими единицами.
Вся жизнь человека проходит в общении.
Случайная или намеренная изоляция
– тяжелейшее испытание для людей,
почему-либо лишенных возможности нормально
общаться (состояние космонавтов, ужас
одиночного заключения). Дело в том, что
общение связано с самой сущностью человека
и является одной из главных его потребностей:
человек – общественное существо.
Общение пронизывает всю нашу материальную
и духовную деятельность, поддерживает,
обеспечивает ее, вследствие своей важности
формирует даже самостоятельный вид деятельности
– деятельность общения. Несложно понять,
что любая производственная деятельность
включает в себя те или иные виды непосредственного
общения. Люди, работающие коллективно,
как и члены семьи, группы друзей и прочее,
постоянно координируют свои усилия, обмениваются
ценными знаниями, мыслями, меняются устными
и письменными сообщениями и т. д.
В общении совершается усвоение человеком
форм организации и норм коллектива, принятых
средствами связи, языка, культуры, происходит
вхождение в коллектив, социализация,
а также реализуется воздействие на коллектив.
Иными словами, средствами общения во
всех формах (от семьи до международного
содружества) человеческое сообщество
воспроизводит и организует себя. Также
в общении формируются и черты личности,
поэтому без его познания человеку очень
трудно познать самого себя, общество
в целом.
Сама культура общения включает в себя
следующее.
1. Владение необходимым набором средств
и разновидностей общения (инструментальный
принцип).
2. Способность строить общение в соответствии
со своими целями, достигая максимальной
эффективности действий (принцип целесообразности,
или эффективности).
3. Стремление учитывать в общении не только
собственную позицию, но и позиции, интересы
партнеров, общества в целом (этический
принцип).
4. Умение сосредоточиваться на самом процессе
общения, совершенстве его форм, организации
(эстетический принцип).
С точки зрения характера используемых
средств общение бывает:
1) знаковым;
2) незнаковым (например, помогая незнакомому
человеку войти в автобус, мы уже вступили
в общение с ним, хотя, возможно, еще не
прибегли к специальным знакам);
3) вербальным (словесным);
4) невербальным (с помощью жестов, мимики,
с помощью «несловесных» искусств, включая
живопись, архитектуру, музыку и т. п.).
Таким образом, общение – сложный процесс
взаимодействия между людьми, целью которого
является установление контактов в процессе
совместной деятельности. Поэтому, чтобы
общение было успешным, необходимо прежде
всего знать сам язык, хорошо владеть речью,четко
и понятно высказывать свои мысли.
Речевая культура – один из компонентов
общей культуры человека. Как и
другие слагаемые культуры, она прививается,
воспитывается и требует постоянного
совершенствования.
В начале следует определиться с таким
понятием, как «речь». Существует как минимум
три определения данного понятия.
1. Речь как деятельность, процесс.
2. Речь как продукт или текст (написанный,
устный).
3. Речь как ораторский жанр.
Сам термин «культура речи» также может
быть применен ко всем трем этим понятиям.
Во-первых, под культурой речи понимается
– свободное владение произношением,
грамотность, развитие речевого дыхания
и голоса, богатая лексикой основа речи.
Во-вторых, это понятие связано с выбором
средств языка – фонетических, лексических,
грамматических – в определенном контексте.
В третьих, культура речи как ораторское
искусство, т. е. владение законами жанра.
Здесь очевидно, что в это понятие вмещаются
предыдущие два, так как настоящий оратор
– это не только человек, который умеет
держать себя перед большим скоплением
людей, но и человек, который на высоком
уровне владеет нормами, правилами данного
языка.
Таким образом, культура речи – сложное
и многоаспектное понятие. В основе его
лежит существующее в сознании человека
представление о «речевом идеале», образец,
в соответствии с которым должна строиться
правильная речь. Культура речи – это
раздел языкознания, в котором рассматривается
два вопроса: как овладеть нормами литературного
языка, и как использовать выразительные
языковые средства в разных условиях общения.
Культуру речи иногда понимают очень узко,
только как грамотность, соблюдение норм
современного литературного языка. Понятие
«культура речи» включает в себя такие
качества речи, как чистота и краткость,
правильность и ясность. И борьба за повышение
культуры речи не может быть сведена только
к языковой культуре. Понятие «культуры
речи» более широкое. Оно включает не только
требования, предъявляемые к словарному
запасу, требования стилистики, грамматики
и орфоэпии. Культурная речь – это речь
грамотная, содержательная, выразительная,
точная, понятная, убедительная. Следовательно,
человек грамотный – это тот, кто не делает
речевых ошибок, говорит свободно и понятно,
четко выражает свои мысли и не испытывает
затруднений в передаче информации.
Сегодня филологи не относятся так строго
к понятию «грамотность», так как язык
– это структура подвижная, нормы постоянно
изменяются. Например, если сказать «мое
кофе», то это уже не будет считаться ошибкой.
Хотя недавно это считалось абсолютно
недопустимым для образованного человека.
Литературный язык – это высшая
форма национального языка, признак
национальной самобытности, носитель
и посредник культуры и цивилизации.
От других разновидностей национального
языка литературный язык отличается тем,
что его функциональное и стилистическое
расслоение гораздо сложнее и богаче.
Это вытекает из более широких задач литературного
языка, большей осознанности и обязательности
его норм, преобладания публичных и письменных
форм проявления и т. п. Существование
языковых норм не ограничивается сферой
исключительно литературного языка. И
в диалектах, и в просторечии есть свои
нормы. Однако нормы диалекта не осознаются
как обязательные и осуществляются только
косвенными средствами – негативно (сопровождаясь
оценками «так не говорят», «мы так не
скажем» и т. п.).
Проблема культуры речи в ее широком аспекте
– это проблема русского языка. В каждом
языке существуют своя специфика, свои
актуальные вопросы и аспекты его изучения
и нормирования. Для современного языка
это проблемы взаимодействия письменной
и устной форм речи, формирования различных
жанров и видов массовой информации, научной
и деловой речи, взаимодействия стилей
в пределах литературного языка с территориальными
и социальными диалектами.
Реальным воплощением литературной нормы
традиционно считались и считаются тексты
лучших национальных писателей – мастеров
художественного слова. В наше время к
ним добавляются другие жанры литературного
употребления, в первую очередь язык массовой
коммуникации – газет, радио и телевидения,
кино, устных выступлений и т. п. И совершенно
естественно в наши дни особенно актуальна
задача изучения и научной нормализации
русского литературного языка, повышения
культуры устного и письменного общения,
популяризации научных лингвистических
знаний.
Развитие литературного языка есть становление,
совершенствование и обновление его норм
в связи с новыми потребностями общества
на новых этапах его истории. Будучи в
основе своей языком русской нации, русский
литературный язык сохраняет функцию
вершины национального языка и в наши
дни.
История языка – это вместе с тем история
народа, на нем говорящего и пишущего.
И в этом смысле всякий развитой национальный
язык, накопивший в своей сокровищнице
памятники письменности, отражающие духовную
жизнь народа, представляет собой своеобразный,
самобытный стиль национального выражения.
Каждый язык отражает культуру народа
– носителя языка. В культурно-историческом
аспекте язык рассматривается как важный
элемент общенациональной самобытности.