Стиль модерн в Русской архитектуре. Формирование облика Петербурга на рубеже веков

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 20:37, реферат

Описание работы

Наступившая в XIX в. в художественном развитии стадия утраченных иллюзий включает в себя две художественные эпохи: авангардизм и реализм. Авангардистские группы художественных направлений (предмодернизм, модернизм, неомодернизм, постмодернизм) развиваются параллельно реалистическими. Художники русского авангарда ощущали себя новаторами, создающими нечто новое, что было неизвестно прежде. В значительной степени этим объясняется появление огромного количества различных манифестов, программ, в которых идеологи авангарда излагали свои взгляды. Для художественных акций русских авангардистов характерен скандал, эпатаж, который становится одним из способов привлечения внимания публики к их искусству.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…3
Стиль модерн в русской архитектуре………………………………….5
Формирование облика Петербурга на рубеже веков………………..11

Заключение………………………………………………………………...23

Список использованной литературы…………………………………….24

Работа содержит 1 файл

культурология реферат.docx

— 58.49 Кб (Скачать)

   Фасады сплошь расчерчены прямыми и изогнутыми полосами. По простенкам ползут вверх гибкие стебли, распускаясь между этажами листьями и цветами кабачка и подсолнуха. Они переходят в тройные линии с кругами или вдруг обращаются в Женские маски. Снова видим, как легки и естественны в формотворчестве модерна переходы от изобразительности к орнаментальности, от стилизации — к абстракции. Криволинейные полосы, окаймляющие окна, зрительно увеличивают их, создавая иллюзию округлых проемов. Весь плоскорельефный узор выделен светлым тоном на фоне мелкозернистой штукатурки. Он выступает на первый план, образуя самостоятельную и единую структуру. Все элементы ее неразрывны, один переходит в другой; они непрерывно разрастаются и самовоспроизводятся. Прихотливое сплетение капризных извивов создает впечатление энергетически напряженного, пружинящего каркаса.

   Таким образом, изобразительно-орнаментальная система дома Шредеров воплощает идею органического саморазвития, вегетативного роста. Переулочный выразил динамическое саморазвитие формы в уплощенном слое декора с повторяющимися звеньями. Если у многих других доходных домов искривлены, округлены сами проемы, то в здании на Пряжке этот прием лишь имитируется дополнительными оформительскими средствами. Все здесь построено на обмане глаз. Это ловкая архитектурная ложь, которая перестает быть ложью в силу своей откровенности.

   В убранстве  здания выделяются два горельефных бюста, помещенные в раковинах у срезанного угла. Какой смысл вложен в эти изображения? Может быть, их автором был сам Иван? Во всяком случае, престарелый ваятель вряд ли мог оставаться безучастным к оформлению собственного дома.13

    «Кричащие», деструктивные орнаментальные формы дома Шредеров навеяны французским ар нуво и пополнены мотивами вагнеровской школы. Это самый яркий в Петербурге образец «ложного» — с точки зрения рационалистов — модерна. Создателем его следует считать умелого техника Максима Переулочного (Пероулочного), который почти одновременно, в 1905-1906 гг., выстроил изящный дом Невской фабрики обоев М. И. Лихачевой (3-я линия, 52), уснащенный затейливыми рельефными узорами из хвои и кувшинок. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   Век модерна был очень коротким, но это была яркая полоса в истории архитектуры. В начале века его появление было встречено шквалом критики. Одни считали его «декадентским» стилем, другие – мещанским. Но модерн доказал свою жизненность и демократизм. Он имел народные корни, опирался на передовую промышленную базу и вобрал в себя достижения мировой архитектуры. Модерн не обладал строгостью классицизма. Он разделился на множество направлений и школ, которые образовали многокрасочную палитру последнего цветения архитектуры накануне великих потрясений XX века.

   Модерн оказался крайне противоречивым явлением, а его отчаянными поклонниками была узкая элитарная группа единомышленников, сумевших поделиться своим эмоционально-чувственным восприятием мира с современниками, пусть даже и не понявшими их до конца. Тем не менее, модерн воздвиг себе памятник в веках, превратившись в Большой стиль.

   За  полтора десятилетия, совпав со строительным бумом, модерн распространился по всей России. И сегодня его можно найти в любом старом городе. Стоит только присмотреться к закругленным окнам, изысканной лепнине и изогнутым балконным решеткам какого-либо особняка, гостиницы или магазина. 
 
 
 
 

   СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

   Борев Ю. Б. Художественная культура XX века (теоретическая история): учебник для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 495 с.

   Горюнов В. С., Тубли М. П. Архитектура эпохи модерна. Концепции. Направления. Мастера. СПб: Стройиздат, С.-Петербургское отд-ние, 1992. 348 с.

   Гриненко Г. В. Хрестоматия по истории мировой культуры: Учебное пособие. М.: Высшее образование, 2005. 940 с.

   Зимина  М. С. Санкт-Петербург. Архитектурные стили. СПб:  КОРОНА принт, 2005. 432 с.

   Кириков Б. М. Архитектура петербургского модерна. Особняки и доходные дома. СПб: Издательский дом «Коло», 2006. 576 с.

   Кошман Л. В. История русской культуры IX-XX веков: учеб. пособие. М.: КДУ, 2006. 490 с.

   Рябцев Ю. С. Хрестоматия по истории русской культуры: Первая половина XX в. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 384 с. 
 

Информация о работе Стиль модерн в Русской архитектуре. Формирование облика Петербурга на рубеже веков