Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 20:37, реферат
Наступившая в XIX в. в художественном развитии стадия утраченных иллюзий включает в себя две художественные эпохи: авангардизм и реализм. Авангардистские группы художественных направлений (предмодернизм, модернизм, неомодернизм, постмодернизм) развиваются параллельно реалистическими. Художники русского авангарда ощущали себя новаторами, создающими нечто новое, что было неизвестно прежде. В значительной степени этим объясняется появление огромного количества различных манифестов, программ, в которых идеологи авангарда излагали свои взгляды. Для художественных акций русских авангардистов характерен скандал, эпатаж, который становится одним из способов привлечения внимания публики к их искусству.
Введение………………………………………………………………….…3
Стиль модерн в русской архитектуре………………………………….5
Формирование облика Петербурга на рубеже веков………………..11
Заключение………………………………………………………………...23
Список использованной литературы…………………………………….24
Поиски стиля
Основной чертой Петербурга 2-й половины XIX в. по-прежнему оставалось многостилье. Поиски системы способной прийти на смену классицизму продолжались. Однако они приняли несколько иной характер. Период копирования первоисточника закончился. Теперь архитекторы соединяли в одном строении черты разных стилей, использовали детали и приемы разного времени.
В своих поисках лучшие зодчие двигались в основном по двум направлениям – рационалистическому и романтическому. Рационализм стилистических решений проявлялся в промышленной архитектуре. Конец века характеризуется ее бурным развитием. В романтическом направлении продолжала развиваться гражданская и культовая архитектура.7
Достижения
инженерно-технической мысли, социальные
потребности, неудовлетворенность
эстетическими концепциями
Промышленная архитектура XIX в.
Промышленное строительство с Петербурге с самого основания города играло важную роль в формировании образа столицы (Адмиралтейство, Арсенал на Литейном пр., «Новая Голландия»). По сравнению с гражданским строительством ему была свойственна некоторая стилистическая самостоятельность. В «Указе сводов строительных» (1836 г.) говорилось: «строения городские и фабричные не подлежат никаким правилам относительно фасадов, высоты крыш и других архитектурных правильностей… Ибо наружный вид их строения должен соответствовать внутреннему их расположению, приспособленному к потребностям здания».
Самым крупным промышленным центром России в это время был Петербург. На его долю приходится 90% всех занятых в крупной промышленности рабочих и около 85% всей промышленной продукции.8
Успешное применение в промышленной архитектуре металлических колон и балок привело к созданию новой конструктивной системы - каркасной. Эта система, широко используемая при строительстве производственных зданий, стала постепенно проникать в гражданскую архитектуру. Промышленная архитектура Петербурга конца XIX в. демонстрировала богатые возможности для развития новых архитектурно-пространственных форм.
«Кирпичный стиль»
Вторая половина XIX в. характеризуется стилевым многообразием и расцветом «зрелой эклектики». Промышленная архитектура сделала свой «умный выбор» и остановилась на так называемом «кирпичном стиле». «Кирпичный стиль» сформировался в промышленной архитектуре гораздо раньше, чем в гражданской. Причиной этого был, во-первых, ранний отказ от внешних форм классицизма (1836 г.), а во-вторых, существовавшая еще с петровских времен тенденция к простоте строительства и экономичности при эксплуатации.
Кирпичные здания фабрик с неоштукатуренными фасадами, построенные в 1830-1840 гг. еще не являются образцами стиля. Это были лишь образцы экономии. Вскоре простой и практичный способ отделки фасадов, в отличие от недолговременной штукатурки привлек внимание талантливых архитекторов. «Кирпичный стиль» позволял удешевить строительство больниц, школ, жилых домов при полноценном эстетическом решении.
При возведении здания поверхность кладки стали все чаще оставлять обнаженной. Чтобы обогатить художественные возможности этого приема, кирпичную стену облицовывали керамическими плитками, полихромным кирпичом, изразцами, терракотовыми вставками, природным камнем. Одним из выразительных средств стала рельефная кладка, которая представляла порой богатейшие узоры.
Яркими представителями этого стиля последней четверти XIX в. стали архитекторы В. А. Шретер и И. С. Китнер. Шретер был убежден, что кирпичная облицовка в петербургском климате обладает большей прочностью и на строительство требуется меньше времени. Благодаря Шретеру «кирпичная архитектура» перестала быть исключительно утилитарной и получила широкое распространение.
«Русский стиль» конца XIX в.
Во 2-й половине XIX в. поиски новых выразительных средств в архитектуре продолжались. Интерес к готике, итальянскому Возрождению, барокко немного поутих, и внимание архитекторов привлекло древнерусское зодчество. Началось массовое увлечение декоративно-прикладным искусством.9 Дома в русском стиле оживили улицы. Каменное «узорочье» с кокошниками, шатровые завершения, арочные галереи, декоративные пятиглавия украсили сооружения различного назначения.
Идеи «русского стиля» отчетливее всего видны на церковных сооружениях. Внимание архитекторов привлекло также русское деревянное зодчество. Однако попытки возродить прошлое не удались. Стилизаторство вылилось в использование различных мелких деталей, естественных для сооружений Древней Руси, но чужеродных для зданий крупного капиталистического города. Ярким произведением, воплотившим идеею возрождения древнерусского зодчества в новых условиях, стал храм Воскресения Христова («Спас на Крови»).
Жилые дома XIX-XX в.
Богатые
заказчики предъявляли к
Население Петербурга продолжало увеличиваться в основном за счет притока рабочей силы на промышленные предприятия города. Рост численности граждан сопровождался ростом цен на землю. Жилье дорожало. Самым выгодным вложением капитала становилось строительство домов. С начала XX в. свободные территории в центре города застраивались все плотнее и плотнее. Архитекторы должны были порой решать головоломные задачи, вписывая постройку в неудобные, узкие, неправильные формы участки. Старые 2-3-этажные дома сносили или полностью перестраивали, увеличивая поэтажность. В 1908-1910 гг. действующий с 1880 г. Проект урегулирования Санкт-Петербурга был уточнен. Коррективы касались преимущественно красных линий вновь прокладываемых и уже существующих проспектов, улиц, переулков и площадей. Продолжалась застройка дворов корпусами и флигелями, надстройка мансардных этажей. Развивалась система крупных дворовых ансамблей, охватывающих несколько участков.
Застройку
отдельных частей города ускорило проведение
трамвайных линий. Быстрее всего
застраивалась Петербургская
Л. Н. Бенуа предлагал строить улицы в центре города параллельно главным магистралям, перенести фабрики на окраины, развить водное сообщение, активно озеленять город и многое другое. Но разработка генерального плана строительства шла медленно. Архитекторы создавали проекты реконструкции лишь отдельных районов города.10 Господствующими стилевыми направлениями этого периода стали модерн и неоклассицизм.
Модерн в петербургской архитектуре 1900 – начала 1910-х гг.
К началу XX в. возможности ретростроителей были исчерпаны. Русская архитектура переживала кризис. При этом был накоплен большой опыт сооружения зданий новейших типов – вокзалов, банков, торговых и выставочных помещений, промышленных сооружений, освоены новые материалы и конструкции. Но декоративное украшение зданий в разных стилях теперь, в отличие от 2-й половины XIX в., удовлетворяло вкусы уже только непритязательных заказчиков.
Сложная и необычайно напряженная духовная жизнь русского общества в начале XX в. заставляла зодчих, художников, музыкантов, актеров, поэтов упорно искать новые формы выражения, новые приемы синтеза искусств. Так появился модерн. Построенные в стиле модерн здания поражали современников необычностью пространственного и планировочного решения, новизной декора.
Наиболее ярко принципы модерна отражают частные дома и особняки, среди которых нет двух одинаковых. Свободно стоящие особняки позволяли выразить идею равноценности образа здания со всех точек зрения с помощью оригинальной планировки и асимметричной компоновки объемов.
Широкое распространение в раннем петербургском модерне получило флореалъное направление (от лат. floris — цветок, florealis — растительный). На фасадах новых домов водоросли переплетались с длинными волосами русалок, болотные камыши передавали движение ветра. В растительный орнамент вплетались звери, птицы, рыбы. Стебли диковинных растений изгибались, оплетали фасады, зацветали необыкновенными цветами. Кривая линия, изгиб, которым придавалось так много значения в модерне, символизировали живой и изменчивый поток жизни. Они противопоставлялись прямой линии — застывшей неподвижности и смерти.
Архитекторы использовали в орнаменте язык распространенных символов: подсолнух, напоминавший о солнце, означал жажду жизни; колокольчик — желание; тюльпан, орхидея, лилия — трагедию, гибель; роза и нарцисс — чистую красоту; маки — сон; дерево — знак рая; лебедь — аллегория обреченности; павлин воплощал экзотику. Орнамент не просто украшал новые здания, он становился их органической частью и перетекал в интерьер, превращаясь в узоры на витражах, стенах и мебели.11
Наиболее видными представителями модерна в Петербурге были архитекторы II. Ю. Сюзор, А. И. фон Гоген, Г. В. Барановский, Р. Ф. Мельцер, В. II. Апышков и др.
На формирование нового стиля большое влияние оказала архитектура скандинавских стран, в частности, шведский и финский национальный романтизм. «Северный модерн» воссоздавал романтические образы суровой северной природы. В этом направлении работали архитекторы Ф. И. Лидваль, И. В. Васильев, А. Ф. Бубырь. 12
Характерной чертой «северного модерна» было использование камня для облицовки фасада. Почти не обработанный камень так называемой «скальной фактуры» хорошо смотрелся под серым питерским небом, словно сливаясь с окружающим ландшафтом. Дома напоминали средневековые замки: тяжелые грубоватые, они устремлялись ввысь шпилями, башенками, островерхими кровлями. Интересный образец «северного модерна» — дом Е. К. Барсовой (Кронверкский пр., 23) архитектора Е. Л. Морозова. Нижний этаж дома выложен серым гранитом. Порталы и арка кажутся выломанными в скале. Связь со стихийными силами природы подчеркнута разной высотой «скальной» кладки.
Декоративность модерна требовала применения в строительстве самых разнообразных материалов. Для декора домов применялась различная техника: лепка, резьба по камню, керамика, майолика, мозаика, витражи. Балконные решетки и ограды делались из кованого и гнутого металла.
Архитектурные памятники модерна
Эпоха модерна очень коротка — конец 1890-х — начало 1910-х гг. Тем не менее, модерн столь ярко блеснул в Петербурге, что десять-пятнадцать лет его господства называют веком.
Дань этому стилю отдали многие архитекторы, работавшие в Петербурге. В этом стиле строили в это время почти все виды сооружений — культовые, промышленные, жилые. Однако ярче всего принципы и идеи модерна проявились в строительстве жилых домов, особняков, дач.
Доходный дом Лидвалей (Каменноостровский пр., 1-3, Малая Посадская ул., 5)
Этот дом можно назвать эталоном петербургского модерна. Архитектор Ф. И. Лидваль получил заказ на строительство от своей матери. Он возводил его пять лет (1899-1904). В результате получился сложный комплекс корпусов, различных по высоте, несимметричных, с курдонером — открытым парадным двором, обращенным к Каменноостровскому проспекту.
Дом украшают эркеры, балконы, окна-фонарики. В обработке фасадов чередуются шероховатая и гладкая штукатурка, которая в свою очередь сочетается с каменной облицовкой. На фасаде этого огромного дома можно найти самых разных представителей флоры и фауны: тюльпаны, ягоды, листья, грибы, дельфина, рысь, ящерицу, сову, филина и др.
Однако главное достижение архитектора не замысловатый декор, а новаторское пространственно-планировочное решение дома. Особенности несимметричного участка он превратил в достоинства. Курдонер не только связал разные корпуса в единое целое, но и позволил повысить их комфортность.
Доходный дом Л. Р. Шредер (наб. р. Пряжки, 346 – ул. Володи Ермакова)
Официальная владелица четырехэтажного с мансардой дома на углу набережной Пряжки и бывшего Упраздненного переулка Лидия Шредер вместе с мужем, академиком скульптуры И. Н. Шредером пожелали сделать облик дома более стильным и привлекательным. Новое оформление дома осуществил, очевидно, техник-строитель М. Ф. Переулочный. Скованный монотонной структурой существовавшего здания, автор фасадов вынужден был прибегнуть к помощи чисто декоративных средств. Он привлек броские, претенциозные формы нового стиля и сумел преобразить заурядный облик дома, но только на внешнем, изобразительном уровне.
Крупномасштабный лепной орнамент, оплетающий стены, соотносится с самой постройкой как аппликация с ее основой. Нарочито гипертрофированный, самодовлеющий декор берет на себя формо- и стилеобразующую роль, стремясь с безудержной агрессивностью замаскировать и перекроить реальную архитектонику.