Стекло эпохи Ар Нуво

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 20:34, курсовая работа

Описание работы

АР НУВО - (франц. L'Art Nouveau - Новое искусство) - французское название искусства периода Модерна рубежа XIX-XX веков. Однако, правильнее относить этот термин не в целом к искусству Модерна, включающему различные течения и стили, а лишь к одному из них - «флореалъному», или декоративно-орнаментальному, течению и стилю, зародившемуся в Бельгии и Франции.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 107.50 Кб (Скачать)

       Крупнейший из  современников Галле  во Франции по  новаторству и смелым экспериментам – Эжен Руссо. Он начинал как торговец произведениями искусства, а затем сам стал художником-прикладником. В том же году, когда Галле показал свое «опаловое» стекло, Руссо применил аналогичный эффект в изделиях из стекла в японском стиле. В дальнейшем он стал первопроходцем в области технологии; как и Галле он использовал рельефы, надписи, трещинки на поверхности стекла, позолоту и блестки. В самых оригинальных своих работах он использовал стекло для имитации фактуры и окраски драгоценных камней. Казалось, что камни вплавлены в стеклянный сосуд, тогда как на самом деле они и сами сделаны из стекла.

       Великий маэстро  Рене Лалик обратился  к стеклоделию  в начале 20 века. Он  работал со стеклом в продолжении всей своей творческой жизни и стал ведущим художником стиля Ар Деко, сложившегося в период между двумя мировыми войнами.

       Подход Лалика  был прямой противоположностью  подходу Галле,  опиравшегося на  ручную отделку  предметов. Лалик  с самого начала  ориентировался на  массовое производство. Этой основной задаче он и подчинил всю свою технологию. Начиная с 1907 года он стал выпускать свои знаменитые флакончики для духов, используя технологию окрашивания стекла, разработанную его коллегами из Ар Нуво.

       Луис Комфорт Тиффани  – американский  дизайнер, в работе со стеклом не уступавший Галле. Тиффани вырос в семье ювелиров и золотых дел мастеров и работал в обоих жанрах, но после учебы в Париже обратился к стеклоделию. Фирма «Tiffani Glass & Decoration Company»(известную еще как «Луис Комфорт Тиффани и Ассошиэйтед Артистс»), основанная в 1879 году, быстро стала преуспевать. Самый престижный ее заказ – отделка комнат Белого Дома. С открытием нового стекольного завода в Короне Тиффани стал производить предметы из стекла ручной работы, которое он называл «фавриль». При изготовлении этого стекла он использовал химические примеси или пары для получения поверхностей различной фактуры, то матовых, то отшлифованных до блеска, и богатейшего разнообразия оттенков. Стекло Тиффани редко отличается пластичностью творений Галле или братьев Дом; декор, обычно состоящий из абстрактных изображений природных форм, чаще всего наплавляется на изделие. Поэтому вазы Тиффани сохраняли простой, элегантный силуэт, хотя, в качестве компенсации за упрощенный декор, сама форма изделия становилась все более смелой, часто ваза как бы тянется вверх на тонком стебле или имеет перекрученное горлышко, навеянное работой древних персидских мастеров. В отличие от художников Школы Нанси Тиффани никогда не пытался имитировать драгоценные камни, воду, лепестки и другие природные объекты.

       Декоративные изделия из стекла эпохи модерна – это не только удивительной красоты вазы. Большую роль в интерьерах стиля модерн играло освещение и осветительные приборы. Изобретение Томасом Эдисоном лампочки накаливания в 1880 году поставило перед дизайнерами новую проблему. Тиффани один из первых заметил, какие возможности дает электрическое освещение стилю Ар Нуво, и вскоре его имя стало синонимом определенного типа ламп с абажуром из цветного стекла, оправленного в свинец, точно так же, как традиционные оконные витражи. Стеклянные абажуры имели или традиционную форму цветов, или, как в лампе «Глицинии», каждое стеклышко представляло собой листок, а сама лампа имела форму дерева с металлическими литыми ножкой и цоколем в виде ствола и корней. Возможность работы в смешанной технике с металлом, керамикой и стеклом делала электрические лампы очень привлекательными для художников стиля Ар Нуво, не говоря уже о том, что яркий, ровный электрический свет тоже мог служить составной частью композиции. Очень типичен для Ар Нуво тот факт, что многие художники полностью игнорировали высокую технологичность электрического света – предвестника новой эпохи. Просачиваясь сквозь цветное стекло, он превращался в мягкое сияние, гармонирующее с идиллическими лилиями, лебедями и бабочками, оберегающими фантастические интерьеры в стиле Ар Нуво от вторжения грубой технологии. Трактовка электрической лампы у Тиффани или Галле в точности аналогична использованию чугуна в архитектуре Орта или Гимара: они охотно используют его, но маскируют промышленную природу этого материала, включая его в органический мир Ар Нуво.

       И Галле, и братья  Дом создавали  лампы в том  же стиле, что  и другие их  изделия из стекла. Стекло присутствует  и в абажуре,  и в ножке, и в цоколе. Характерно, что они оба скоро пришли к форме гриба как самой близкой к природным формам. В других настольных, напольных и настенных лампах использовалось больше металла, но растительная форма, естественно, сохранялась. В лампах, спроектированных Мажорелем, Гимаром, Галле или Валленом, «гибкие» металлические растения расцветают лампочками. Электрический свет используется здесь так же, как драгоценные камни в ювелирных украшениях в стиле Ар Нуво: основную часть произведения составляет оправа в виде виноградной лозы, куста чертополоха, веточки омелы или, скажем, лилии, а лампочки рассеяны среди металла световыми точками.

     Было сохранено также производство масляных ламп с достижением любопытного эффекта от разнообразных причудливых вариантов отражения колеблющегося света. Разделив изделие на 2 части, корпус и стеклянный колпак, можно было разнообразить типы украшения. Корпус - растительный орнамент (мох, лесная чаща), несколько ползущих улиток, в верхней части - смягчая приглушенный свет, помещалось украшение упрощенной формы в виде цветов и насекомых (бабочек, майских жуков, в ослеплении летящих на свет, распахнув крылья). У электрических ламп формы были еще оригинальнее, т.к. оформитель освобождался от необходимости установки масляного резервуара при помощи сборочного ключа. Лампы в виде орхидей, водяных лилий, опунций, одуванчиков, выполненные в бронзовом оформлении от фирмы Мажорель. В последствии от металлических подпорок и оправ отказались, заменив их стеклом и установив осветительный элемент прямо в корпус лампы, не нарушая источника света, исходящего из абажура.

        Еще один вид  изделий из стекла эпохи Ар Нуво – витражи. Обращение к готике сопровождалось всплеском интереса к витражам. Дизайнеры нередко стремились управлять освещением созданного ими интерьера, чтобы оно гармонировало с рисунками обоев, плавными растительными формами мебели и настольных украшений. Тиффани придавал витражам большое социальное значение. В эпоху, когда многие горожане, выглянув в окно, видят перед собой лишь глухие каменные стены, витраж, считал он, может избавить своего владельца от столь безрадостного зрелища, подарив ему вместо этого идиллический мир цветов, птичек и бабочек.

        В тот период  витражей производилось  очень много, они  встречались практически  в каждом богатом доме. Однако большая часть витражей в стиле Ар Нуво не отличалась высоким уровнем исполнения и состояла из расписных и покрытых эмалью стекол правильной формы, которые легко было изготавливать и монтировать. Лишь в лучших образцах сохранялся традиционный способ производства, когда контур каждого рисунка тщательно обводился свинцом и использовались стекла различной формы и размера. В Нанси Жак Грюбер создал таким способом витражи с изящными растениями, цветами и птицами, так же как Гимар в Париже. Витражи Гимара, как и его металлические произведения, являлись неотъемлемой частью архитектурного целого. В его окнах можно увидеть те же абстрактные арки, изгибы и переплетения, что и в его чугунных воротах. Швейцарец Эжен Грассе, также работавший в Париже, создавал витражи более традиционные по сюжету, тесно связанные с графикой того времени, в которых девушки, изображенные в стиле Ар Нуво, нежатся на фоне прекрасных летних пейзажей.

   

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Начинать эту работу нужно с подборки эскизов, размеров и материалов.

Когда все это выполнено, то можно приступать к изготовлению.

Вначале мы берем металлическую  трубку диаметром 20 мм и с помощью  молотка изгибаем по нужной нам дуге. Затем берем вторую трубку такого же размера  и сгибаем ее таким же способом в круг. Это будет подставка. Затем обе трубки скрепляются посредством клепания. Затем из листа оцинкованного железа мы вырезаем ножницами по металлу листья двух видов, по три каждого. Листья нужно отчеканить, чтобы видны были прожилки. Затем мы припаиваем к ним проволоку, чтобы потом закрепить их на основании. Круг основания необходимо декорировать металлопластилином, придав ему форму как на эскизе. Затем нам понадобиться мастика, которую мы делаем из кнопа(тертого картона), столярного клея, немного гипса и олифы. Эту массу мы разделяем на кусочки и лепим виноградины, которые так же будут украшением стойки лампы. В каждую виноградину, пока мастика не засохла, нужно вставить проволоку с крючочком на конце, чтобы ягоды не оторвались. Листья побольше и виноградины мы закрепляем на стойке лампы, посредством просверливания отверстия и продевания туда проволоки. Все неровности сглаживаем металлопластилином. Далее на токарном станке нам нужно выпилить из дерева цоколь плафона. К  плафону будут крепиться листья поменьше и кольцо, за которое плафон подвешивается на стойку лампы. Следующим этапом мы лепим из глины сам плафон. Затем мы его должны отформовать: заливаем гипсом или алебастром, дожидаемся полного высыхания, вынимаем из полученной негативной формы глину, промываем и ставим в духовку, чтобы форма нагрелась. В этот момент на плите в железной посудине на паровой ванне растопляем парафин. Когда парафин стал жидким, достаем форму из духовки, и покрываем ее внутри парафином, слоев 5-6. Затем берем эпоксидную смолу, смешиваем ее компоненты, добавляем колер из масляных красок, и заливаем в нашу форму. Сохнуть она будет несколько часов. Когда эпоксидная смола застыла, можно аккуратно разбивать гипсовую форму и доставать отлитую. Теперь дело за малым. Мы прикрепляем плафон к цоколю на саморезы, прикручиваем проволокой кольцо, и за него вешаем на стойку лампы. Можно расписывать! А потом дарить такую красоту близкому и любимому человеку! 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1) Мидан Жан-Поль. Модерн. М., 1999.

2) Лотарингские орхидеи. Искусство Э. Галле и братьев Дом. АО «Сильвия» С-Пб.

3) Стерноу С. «Арт Нуво», Минск, 1997.

4) Харди У. Путеводитель по стилю Ар Нуво. М, 1998.

5) http://1900.art.nouveau.free.fr/

6) «Treasures of art nouveau» Michel Draguet. Skira 1999. 
 
 
 

Информация о работе Стекло эпохи Ар Нуво