Стекло эпохи Ар Нуво

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 20:34, курсовая работа

Описание работы

АР НУВО - (франц. L'Art Nouveau - Новое искусство) - французское название искусства периода Модерна рубежа XIX-XX веков. Однако, правильнее относить этот термин не в целом к искусству Модерна, включающему различные течения и стили, а лишь к одному из них - «флореалъному», или декоративно-орнаментальному, течению и стилю, зародившемуся в Бельгии и Франции.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 107.50 Кб (Скачать)

       Страстные поклонники модерна всегда имели особый склад характера – легкое декадентство на фоне общей мечтательности. Дама в стиле модерн – загадочная ундина с бледным лицом и талией, утянутой с помощью корсета до тридцати восьми сантиметров.

       Образ эпохи – Айседора Дункан, танцующая босиком под Шопена и Вагнера. А главным источником большинства символов и линий модерна

       оказалась…  Япония. Именно Страной  Восходящего солнца переболели все европейские  художники, чтобы  подготовить образную почву для нового стиля. В эту эпоху Ван Гог бесконечно копирует «Ирисы» Огаты Корина – главный цветок модерна. Уильям Моррис рисует чисто японские хризантемы. Тулуз-Лотрек пишет «Диван Жапоне». Самая большая коллекция японских гравюр – у Обри Бердслея, заразившего своей черно-белой

       стилистикой всю последующую графику. У Климта – орнамент мантий буддийских монахов. И у всех без исключения – волнистая S-образная линия, так называемый удар бича, символ модерна, взятый с гравюры Утагавы Хиросиге.

       Известно  также, что изначально Ар Нуво – это  название магазина в Париже, который открыл Зигфрид Бинг в 1895, и где в одной из секций было представлено современное искусство: проекты витражей и цветное стекло известных мастеров. Концепции Ар Нуво находили отражение и в художественных журналах (в венском Ver Sacrum, мюнхенском – Jugend). По названию этого журнала Ар Нуво в Германии и называют «югендстилем». Конечно же, этот стиль известен и в России, но больше под названием модерн.

       Практически во всех крупных городах  Европы сохранились  прекрасные образчики  этого стиля: это и решетки парижского метро, и особняк Рябушинского в Москве, и отель "Ритц" в Лондоне. В Испании в стиле модерн работал Гауди, в Бельгии – Виктор Орта, в Германии – де Вельде, во Франции непревзойденным мэтром Ар Нуво был Эктор Гимар, в России – Шехтель.

       Ар  Нуво проявился во всем, к чему было приложимо понятие  дизайна – мода, ювелирные украшения, мебель, посуда, вазы –вспомним вазы знаменитого французского дизайнера Эмиля Галле, Л.К.Тиффани. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Для мастера-художника  стиля Ар Нуво стекло было на свой лад не менее податливым материалом, чем металл. Плавные контуры Ар Нуво могли быть выражены в силуэте стеклянной вазы не хуже, чем серебряной или бронзовой, но прозрачность стекла особенно соответствовала этому стилю, где такое внимание уделялось созданию эффекта легкости и хрупкой утонченности. В интерьерах Ар Нуво главенствовала тема открытости  и воздушности, здесь не оставалось ничего лишнего, и все было пронизано светом. Изделия из стекла развивали эту тему, поскольку это самый легкий и как бы невещественный из материалов для прикладных изделий. К тому же цветное стекло может определять тон всего интерьера, если оно вставлено в окна в виде витража, или одного угла комнаты, если оно используется для абажура. Манипулируя цветовыми эффектами стекла, дизайнер может расписывать интерьер нежными, словно акварельными, красками.

       Великими новаторами  в стеклоделии  Ар Нуво были  французы и американцы. Француз Жозеф  Брокар изучал  мусульманское искусство  и реставрировал  арабские изделия  из стекла, чтобы понять, как они делались. Особенно его интересовали цветовые эффекты, которых мусульманские стеклоделы добивались, нанося на поверхность изделия цветные эмали. Это направление развил своими блестящими техническими новшествами Эмиль Галле, величайший художник по стеклу стиля Ар Нуво.

     Хотя  школа Нанси и  ее главный художник Эмиль Галле производили мебель, керамику, изделия из металла и текстиля, прославило их производство стекла стиля Ар Нуво. Стекло традиционно изготовлялось в Нанси. Галле унаследовал от отца стеклодувную мастерскую. Помимо занятий ботаникой и литературой, он в течение года обучался на стекольном заводе Мейзенталя и в 1874 году открыл собственную мастерскую. В своих работах Галле-художник вдохновлялся отчасти своими обширными познаниями в области ботаники и естествознания, а отчасти – своими исследованиями восточного стекла и фарфора, начатыми еще в Лондоне. В целом ряде работ Галле используются изображения цветов и растений. Цветы исторически входили в эмблематику Франции, приобретая значение национального символа - вспомним бурбонскую лилию. В конце XIX-начале XX века своеобразным символом стиля модерн становится орхидея, этот удивительный, изощренный по силуэту цветок с «неповторимой странностью форм, своеобразным запахом, колоритом, грациозностью, и возбуждающей таинственностью». Галле тоже выбирает орхидею как основной мотив своего творчества, но орхидею родной провинции. Он всегда остается патриотом своего края, подчеркивая особый характер развития Ар Нуво в Нанси. Хотя над входом в его мастерскую был начертан девиз: «Корни мои – в лесной чаще», именно изучение технологии японского и китайского стеклоделия помогло ему воплотить в вещественной форме свое тонкое видение мира природы. Два его крупнейших изобретения демонстрировались на Всемирных выставках в Париже в 1878 и 1889 гг. И его «опаловое» стекло с нежным сапфировым оттенком, и его рельефное литое стекло в технике cameo, восходят к японской и китайской технологиям.

       Галле постепенно начал понимать, какие богатые возможности предоставляет стекло. Он стал экспериментировать с цветом, вначале просвечивающем, как в «опаловом» стекле, а затем, в 1889 г., - с цветным опаковым стеклом, позволявшим использовать более широкую цветовую гамму. Цвет и прозрачность варьируются при изменении технологии, при этом возникают очень красивые побочные эффекты, создающие впечатление воды или воздуха. Другие поверхностные эффекты достигаются за счет оксидизации изделия в кислотной ванне или за счет использования кислоты при гравировании.

     Особенно  прославили мастера вазы, выполненные из многослойного стекла. Именно эти изделия мастерской Э. Галле стали впоследствии его визитной карточкой и символом художественного направления Школы Нанси. Многослойное стекло техника известная с античных времен, появляется в производстве Галле под влиянием вошедшего в моду в последней четверти XIX века восточного искусства, в частности китайских ваз XVIII века из цветного многослойного стекла. Но основным прототипом для его творчества были английские «камейные» вазы. Подтверждением этому служит выполненная в художественной мастерской Галле для всемирной выставки 1889г ваза, « Орфей». Ваза единственная вещь, на которой воспроизводится сюжетная сцена из античной мифологии. Благодаря гравированной на корпусе строке из Вергилия, ваза является одним из первых образцов так называемых « verreries parlantes»- говорящего стекла. Первоначально, восхищаясь формой и композицией, современники не придали должного значения этой особенности - сочетанию стекла и стихов. Впоследствии именно «говорящие вазы» имели большой успех, благодаря их символическому звучанию: «никто не уловил первого шага туманного символизма, которые он сконцентрировал в чистоте  своего роскошно разукрашенного стекла».

     Для получения рельефного рисунка Галле стал использовать формы для отливки стекла, покрывал изделия дополнительными слоями стекла, использовал кислоту для протравления верхних слоев стекла. В сочетании с цветовыми эффектами и разными степенями прозрачности это позволяло создавать удивительные образы подводных существ на фоне развевающихся водорослей, жучков, ползающих в густой траве, или севших на цветок бабочек. Галле пробовал также вплавлять в самую толщу стекла другие элементы, такие, как листики металла, золотой порошок или эмаль, наподобие того, как живописец создает картину наложением нескольких слоев просвечивающих красок нежных оттенков. Для получения нужного результата приходилось строго следить за температурой и химическим составом смеси на всем протяжении технологического процесса. Мастерство Галле было таково, что он мог использовать производственный процесс для отделки предметов, например, намеренно создавая мелкую сеть трещинок на поверхности изделия, которая из дефекта превращалась в декоративный элемент. Использовал он и сочетания различных ингредиентов, как в технике перегородчатой эмали, когда углубления в стекле покрывают позолотой, а затем заполняют просвечивающей эмалью, блеск которой усиливается подкладкой. Использование эмали в сочетании со стеклом позволяло Галле получать более интенсивные и разнообразные цвета.

        На рубеже XX века  стиль Галле претерпевает  значительные изменения,  основываясь на  открытии новых  возможностей  в  обработке многослойного  стекла. К технике  сложного многопланового  травления (используется  Галле в работах 1880-х годов), добавляется разработанная в 1898 г. техника маркетри.

      В 1898 году Галле патентует  два новых способа  украшения стекла-маркетри и техническую  патину. Маркетри - способ декорировки, ранее известный в мебельном производстве и впервые примененный Галле для стекла. Заключается во вдавливании в горячем виде в изделие кусочков стекла иного цвета. Линии декора становятся мягче, в некоторых случаях слегка расплывчатыми, а формы при этом продолжают оставаться традиционными.  Техника маркетри де вер, когда не отвердевший слой стекла наплавляется на не отвердевшее изделие, давала возможность управлять формой, подобно скульптору.

        Стекло было естественным  материалом для  Галле. То, что в его предметах мебели могло показаться чрезмерным, в стекле становилось хрупким и воздушным. Его знание природы лучше всего проявлялось в бокалах, стаканах и вазах. Здесь он мог создать естественный микрокосмос, когда крылышко насекомого или лепесток цветка становились основным элементом композиции. В лучших традициях Ар Нуво его изделия из стекла имели не столько утилитарную, сколько художественную ценность, их собирали писатели и эстеты.

        Восхищение было  взаимным, поскольку  Галле часто черпал  вдохновение в  поэзии, воспевающей  утонченные чувства.  Он отдавал дань  литературе, разрабатывая verrerie parlante – говорящее стекло. Нанесенные на изделия из стекла цитаты из его любимых авторов - Малларме, Рембо, Верлена, Бодлера, Гюго и других – усиливали впечатление от произведения. Галле, как и поэты-символисты, придавал большое значение передаче оттенков чувства или ощущения, чем практическим задачам. В авторских вещах, часто снабженных подписью мастера, иногда с указанием даты и цели изготовления, главную роль, по замыслу Галле,  играли не удивлявшие своей сложностью технологии и украшающие вазу рисунок с тонкой цветовой нюансировкой, а философское содержание, вкладываемое им в каждое изделие. Поэтические строки, взятые из произведений его любимых поэтов Бодлера, Верлена, Гюго, Метерлинка, Хинцелена, не только служат изысканным декоративным дополнением. Именно стихи, выполненные гравировкой иглой и часто почти незаметные невнимательному взгляду, позволяют понять замысел автора.

        Чаще всего Галле  добивался нужного  эффекта за счет  обработки поверхности  стекла: гравирования, окрашивания, травления кислотой или инкрустации другими материалами. Но пластичность его маркетри де вер подталкивала к подчеркнутой объемности. Его рельефные вазы обрели более живой силуэт. В своих поздних работах Галле начал, наконец, экспериментировать с формой самих сосудов, создавая совершенно новые формы в стиле Ар Нуво.

      Успех Галле повлек за собой  определенные трудности  для производства. Его репутация  основывалась на том, что он изготавливал очень ограниченное число изделий, затрачивая на их создание чудовищно много времени. Увеличение спроса вынуждало Галле увеличить объемы производства, выпуская более массовую продукцию, но сохраняя в то же время эксклюзивные ручные изделия. Дизайн массовой продукции, естественно, был не таким утонченным, как его ранние работы, но с расширением производства Галле смог расширить рынки сбыта, открыть демонстрационные залы во Франкфурте и в Лондоне, и под конец его карьеры у него работало триста человек.

       Галле возглавил  возрождение стеклоделия  в Нанси. Братья  Огюст и Антуан Дом, как и Галле, унаследовали мастерскую от своего отца и стали экспериментировать с новыми технологиями, выпуская изделия в стиле Ар Нуво. Братья Дом наняли несколько талантливых художников-дизайнеров, работавших в Нанси, таких, как разносторонний Жак Грюбер; они создавали вещи в манере, близкой манере Галле. Они также интересовались прозрачностью, цветом и рельефом, использовали кислоту для протравливания внешних слоев стекла, чтобы стал виден цвет скрытых внутренних слоев – фон для рельефного рисунка, и создавали разноцветную, мерцающую поверхность, наплавляя в печи на изделие порошкообразную эмаль. Галле не стремился показать технологию изготовления изделия, даже старался сделать ее невидимой. Братья Дом же наоборот, выставляли работу мастера на показ. В растительном орнаменте должно быть видно, какой способ выполнения применялся: дутье, литье, наложение слоев, травление кислотой, гравировка, шлифовка, нанесение аппликаций.

       Братья Дом применяли  также более длительный  процесс изготовления  стекла из готового стекла, истолченного в порошок. Таким способом, с добавлением окисей металлов для получения нужного цвета, производили особое матовое опаковое стекло, p^ate-de-verre, напоминающее алебастр. Эта технология была известна еще в Древней Греции и Риме, но затем была утеряна. Заново открывший ее Анри Кросс использовал p^ate-de-verre в качестве заменителя мрамора, создавая рельефы и скульптуры небольшого размера, в неопределенно классическом стиле.

Информация о работе Стекло эпохи Ар Нуво