Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 13:03, реферат
1. Всеобщий высокий стандарт жизни.
2.Абсолютная свобода. Отсутствие ориентиров и приоритетов.
3. Постиндустриальные ценности: компромисс и потребление.
4. Главенство простых потребностей. Неудовлетворенные потребности.
5.Средства массовой информации - главный поставщик массовой культуры
25. Средства
массовой информации и
Для того чтобы ответить на этот вопрос сначала нужно разобраться с тем, что такое постиндустриальное общество и чем оно характеризуется.
1. Всеобщий высокий стандарт жизни.
Первое, что бросается в глаза - это всеобщий высокий стандарт жизни. Постиндустриальное общество в силах обеспечить каждого своего члена жильем, едой, лечением, развлечением и т.д. Жилье может быть в дорогом районе или в дешевом, но у всех с канализацией, электричеством и телефоном. Еда может быть из дорогого ресторана или по талончикам от службы социального страхования. Развлечением может служить мыльная опера или настоящая. Уровень жизни включает так же политическую стабильность, правовую обеспеченность, хорошую экологическую обстановку, возможность получить приличное образование и многое другое, что нельзя купить в неразвитой стране и за большие деньги. Таким образом абсолютный уровень жизни безработного развитой страны выше, чем правителя банановой республики. Прежде чем речь пойдет о недостатках постиндустриального общества , хочу еще раз отметить, что такие достижения как низкая детская смертность и высокая продолжительность жизни, всеобщее среднее образование, уменьшение агрессивности и уверенность, что завтра вас без причины не посадят в тюрьму, заслуживают самой высокой оценки.
2.Абсолютная свобода. Отсутствие ориентиров и приоритетов.
Постиндустриальное общество имеет еще синоним "Свободное общество". Человек в нем предельно свободен: он не зависит ни от Бога, ни от царя, ни от природы. Не существует никакой принятой всеми системы ценностей. Постмодернистская философия настаивает на отсутствии абсолютных ценностей. Единственным ограничением для каждого служит такая же свобода его соседа, поэтому свобода, ограничена только уголовным кодексом. Религия, традиции и нравственность становятся предметом выбора: "что хочу - то и соблюдаю, чему хочу - тому поклоняюсь и подчиняюсь." Любая человеческая потребность не вступающая в противоречие с уголовным кодексом заслуживает удовлетворения.
Если ранее цивилизация занималась тем, что через воспитание навязывала человеку свою систему ценностей, то нынешнее общество скорее покупает каждого , обещая ему райское блаженство на земле. И люди охотно интегрируются в это общество. Тех, кто в принципе не хочет интегрироваться, ничтожно мало. Это, например, излюбленные антикапиталистической критикой бездомные. Они могли бы получать социальное жилье и пособие, но не хотят. Остальные, и автор в их числе, находят постиндустриальное общество достаточно привлекательным.
3. Постиндустриальные ценности: компромисс и потребление
Чтобы поддерживать высокий стандарт жизни и всеобщее удовлетворение требуется расширенное производство. Чтобы производить, нужно потреблять. Постиндустриальное общество объявляет главным принцип: "я потребляю, следовательно я существую". Средства массовой информации, реклама, общественное мнение - все активно навязывают человеку роль потребителя. ( Газета "Беседер" пародирует это заголовком: "Потребляй и властвуй!".) Общество успешно воспитывает в своих членах это основное правило. Философы, вслед за Сартром, объявляют, что не существует абсолютных ценностей и основная проблема человека - это проблема выбора, убирая провозглашаемую Сартром ответственность. Психологи, вслед за Фрейдом, объявляют основным жизненным принципом принцип удовольствия, убирая принцип подавления инстинктов обществом. Экономисты, вслед за Вебером, пытаются заинтересовать человека больше зарабатывать и больше тратить, убирая протестантскую этику бережливости. Постмодернистская философия в отсутствии общих ценностей для всех настаивает на одном: "живи сам и дай жить другим". Признанной ценностью является компромисс, то есть умение поступиться любыми идеалами ради возможности совместного существования. Во время первой и второй мировых войн человечество убедилось, что без этой ценности оно не выживет, но оно убедилось и в том, что человек не имеющий других ценностей - тоже не жилец.
4. Главенство простых потребностей. Неудовлетворенные потребности.
Когда все доступно, то главной проблемой становится проблема выбора. В первую очередь предлагается то, что может потребить любой. Таким образом провоцируются простые потребности в ущерб сложным. То есть, когда нет необходимого хлеба не может быть и учения. К сожалению обратный закон не верен: наличие удобств не порождает учения автоматически, для этого учение должно быть признано как высшая ценность, Умных книг издается ровно столько, сколько есть желающих за них заплатить. Но эти книги, в отличии, например, от йогуртов, не рекламируются по телевизору. Реклама ныне добилась таких успехов, что теоретически можно заставить каждого потребителя иметь дома томик Спинозы, но пока не стоит задача научить каждого его прочесть и понять. "Потребление" знания и умения мыслить рассматривается в чисто практических сиюминутных целях: студент готов дорого заплатить за образование, которое обеспечит его завтра высокооплачиваемой работой.
Не на каждой потребности можно заработать. Некоторые потребности навязываются, например такие как потребление "престижных" товаров. Некоторые потребности, например, в дружеском общении, находятся в загоне.
Не каждую потребность можно удовлетворить потребляя. Это относится в первую очередь к душевным потребностям. Нельзя сказать, чтобы рынок не пытается всячески их удовлетворять. Потребность, к примеру, в любви не удовлетворена потому, что здесь нельзя продать результат, а важен сам процесс. Психологи и сексологи не устают объяснять, что сосредоточенность на результате обеспечивает их и изготовителей виагры хорошим заработком, но не приносит страждущим удовлетворения.
"Ни один
беспристрастный наблюдатель
Человек, у которого
вроде бы все есть, не может объяснить
себе свое чувство неудовлетворенности.
Оно загоняется вглубь и порождает
многочисленные психические отклонения.
Отсутствие системы ценностей и
смысла жизни порождает многочисленные
депрессии и самоубийства. Можно
с гордостью отметить, что человечество
и, в особенности, Западная культура
весьма преуспели в создании рая
на земле. Однако пока в этом раю
человек не всегда ощущает себя так
комфортно, как ему бы хотелось. Причины
этого попробуем выяснить изучая
культуру постиндустриального общества.
Массовая культура.
Культура в постиндустриальное обществе подчиняется тем же законам, что и другие товары, и ориентирована на массовое потребление. Не стоит сводить массовую культуру к мыльным операм. Постиндустриальное общество вырабатывает новую культуру, которая в свою очередь влияет на потребителя. Отметим ее важнейшие отличия от культуры прежней.
1. Потребитель - король и даже Бог.
Помните гулявшую некоторое время назад по телевизору рекламу: "Покупатель - король!" Эта реклама реально отражает самочувствие потребителя в постиндустриальном обществе.
"Тот мир, что окружает нового человека с колыбели, не только не понуждает его к самообузданию, не только не ставит перед ним никаких запретов и ограничений, но, напротив, непрестанно бередит его аппетиты, которые в принципе могут расти бесконечно".
Свобода потребителя не ограничивается, а рынок спешит выполнить любую его прихоть. Бесконечные статистические опросы только и желают знать, чего ему хочется, а производитель придумывает, что он еще мог бы захотеть.
Когда дело касается потребителя культуры, то он может почувствовать себя не только королем, но и самим Господом Богом. Гуманисты поместили человека в центр мироздания и ограничили его только "общественным договором". В обществе, где на человека не давят традиции, не сковывает система приоритетов, его свобода абсолютна.
СМИ дают зрителю возможность чувствовать себя вездесущим и всеведущим, политики уверяют избирателя, что от его голосования зависят судьбы всего мира, успехи науки позволяют вывести в пробирке человека и взорвать наш земной шар несколько раз. Все это дает потребителю ощущение самодовольства.
2. Непонимание сложности и хрупкости цивилизации.
К хорошему быстро привыкаешь, поэтому современное изобилие воспринимается как должное, внимание привлекают только недостатки.
Раньше, чтобы водить машину, нужно было быть шофером, чтобы работать на компьютере - программистом, чтобы управлять - лидером. Сегодня компьютер, автомобиль и избирательные права есть у всех. Обращаться с ними стало исключительно просто - нужно нажать на кнопку с соответствующей картинкой. Эта обманчивая простота вселяет в потребителя излишнюю самоуверенность.
Сегодня человек уже не ждет милости от природы, - он осознал, что она ждет милости от него. Забота об экологии преуспела, в частности, потому, что очистные сооружения и чистый воздух - товары, которые можно выгодно продать многим. Человек существует в ноосфере - сфере его жизнедеятельности, в цивилизации. Человеку сложнее пойти и сорвать яблоко с дерева, чем купить его в магазине. При этом покупатель не задумывается, что получение яблока стало возможным благодаря взаимодействию множества систем: сельского хозяйства, торговли, банков, коммуникаций, и, наконец, государства и всей нашей цивилизации.
Чем сложнее
устроена система, тем она уязвимее
и тем более нуждается в
защите от "дурака". Ранее функцию
защиты осуществляла культура, религия,
традиции. Ставшие сегодня товаром, они
уже не могут осуществлять свою защитную
функцию, но защита ноосферы еще не осознана
как массовая потребность.
Среди основных проявлений и направлений массовой культуры нашего времени можно выделить следующие:
Средства массовой информации - главный поставщик массовой культуры.
Настоящей элитой в обществе, которое не терпит никакой элитарности, служат СМИ . Из поставщиков новостей и развлечений они превратились во властителей умов и сердец. Они заменяют общение и родственные связи, образование и мыслительный процесс.
СМИ сегодня как бы образуют параллельную виртуальную реальность. Радио, газеты и телевидение обладают тем преимуществом перед реальностью, что готовы заполнить любое количество вашего времени и предоставить вам информацию любого качества и в любом количестве: от минутного рекламного ролика до серьезного научного фильма, скажем, о нейтрино или народах Крайнего Севера. Информация никак не ранжирована по важности, как правило рассчитана на абсолютно неподготовленного зрителя. Максимум информации требуется втиснуть в ограниченные временные рамки. Выше упоминалось, что благодаря СМИ потребитель чувствует себя вездесущим и всеведущим Богом. Проблема в том, что в отличие от Всевышнего, у потребителя силы и время ограничены. Если в конечное время пытаться втиснуть как можно больше, то на каждое сообщение придется минимум времени. Из-за этого СМИ не утруждают себя длинными рассуждениями и доказательствами. "Короче!", - требует зритель (слушатель, читатель), и его забрасывают лозунгами и стереотипами.
Известна старая притча про царя, который собрал лучших мудрецов и попросил изложить мировую историю. Мудрецы старались, но царь требовал короткий отчет, который он в силах прочесть. В конце концов главный мудрец положил перед царем листочек со словами: "Люди рождались, жили и умирали."
Массовая культура
становится такой, как она есть, не
от недостатка профессионалов (она
может пригласить самых лучших),
а по требованию своего господина -
потребителя. И за это потребитель
возносит ее на место исчезнувшей
элиты, платит ей нежной любовью и
соглашается исправно функционировать
в качестве "покупателя счастья".
25. Место
и роль России в диалоге
культур.
Попытка понять закономерности мирового исторического процесса, выделить его основные направления, определить своеобразие и роль различных культурно-исторических типов в формировании единой человеческой цивилизации, ставит нас перед необходимостью осмысления отечественной истории, места России в диалоге мировых культур.
В последнее десятилетие политики, журналисты и писатели все чаще стали говорить о необходимости для России вернуться в общечеловеческую цивилизацию и с этой целью — о необходимости заменить классово разделяющие и питающие вражду и агрессивность идеологические принципы на объединяющие общечеловеческие ценности, способные побудить людей к совместному решению глобальных проблем.
Информация о работе Средства массовой информации и постиндустриальная культура