Средневековый театр

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 11:07, реферат

Описание работы

Одной из форм театрального искусства раннего средневековья ста-
ла церковная драма.Борясь против остатков античного театра,про-
тив сельских игрищ,церковь стремилась использовать действенность
театральной пропаганды в своих целях.Уже в IX веке театрализует-
ся месса,вырабатывается ритуал чтения в лицах эпизодов из легенд
о жизни Христа,о его погребении и воскресении.Из этих диалогов
рождается ранняя литургическая драма.

Работа содержит 1 файл

ТЕАТР СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.docx

— 26.60 Кб (Скачать)

мационного движения.                            

 Моралите. 

 Реформационное  движение (Реформация) развернулась  в  Европе  в

XVI в.Оно носило антифеодальный характер и приняло форму борьбы с

идеологической  опорой феодализма-католической церковью.  

 Реформационное  движение утверждает принцип  "личного  общения  с

Богом",принцип  личной добродетели.В руках зажиточного  бюргерства

мораль становится оружием борьбы  и  против  феодалов,  и  против

неимущих городских  масс.Стремление придать  святость  буржуазному

мировоззрению рождает театр моралите.Он вырастает  из  мистерий,в

которых нравоучительная  дидактика заключалась в религиозные  фор-

мы и  часто  теряла  смысл  из-за  соседства  бытовых  комических

сцен.Моралите освободило морализацию  как  от  религиозных  сюже-

тов,так и от бытовых  отвлечений  и,обособившись,обрело  стилевое

единство и  большую дидактическую направленность.Однако  при  этом

были утеряны  действенность постановки и жизненные  черты  персона-

жей. 

 Основным  признаком моралите являлся  аллегоризм.В  пьесах  дей-

ствуют аллегорические персонажи,каждый  из  которых  олицетворяет

какой-то человеческий порок или добродетель.Эти персонажи  лишены

индивидуальных  характеров,и даже реальные вещи в их  руках  прев-

ращаются в символы.Столкновения героев  строились  соответственно

борьбе двух начал:добра и зла,духа и тела.Этот конфликт чаще все-

го изображался  в виде противопоставления двух фигур,двух персона-

жей,олицетворяющих собой доброе и злое  начала,воздействующие  на

человека. 

 Разумные  люди идут по стезе добродетели,неразумные же становят-

ся жертвами порока-эту основную дидактическую мысль утверждали на

разные лады все моралите. 

 Авторами  некоторых моралите  были  ранние  гуманисты,профессора

средневековых школ.В Нидерландах сочинением и постановкой морали-

те занимались  патриоты,борящиеся  против  испанского  засилья.Их

пьесы были полны  современных политических намеков,за что авторы и

актеры нередко  преследовались. 

 В своем  развитии моралите частично освобождалось  от строгой ас-

кетической морали:под воздействием новых общественных сил  в  нем

проявлялось некоторое  стремление  к  реализму.Противоречия  жанра

были признаком  сближения с жизнью.В иных моралите уже можно  было

встретить мотивы социальной критики. 

 Историческое  значение аллегорического жанра  было в  том,что  он

внес в средневековую  драматургию четкость,поставил перед  театром

задачу построения типического образа.Но,будучи во власти догмати-

ческой морали,этот жанр не смог породить ничего значительного.                              

 Фарс. 

 Площадной  плебейский фарс выделяется  в  самостоятельный  теат-

ральный жанр со второй половины XV века.Однако он до  этого  про-

шел долгий путь скрытого развития.Само название происходит от ла-

тинского farta  ("начинка").И  действительно,устроители  мистерий

сплошь и рядом  писали:"Здесь вставить фарс". 

 Веселые масленичные  представления и народные спектакли  дают на-

чало "дурацким корпорациям"-объединением мелких судебных чиновни-

ков,разнообразной городской богемы,школяров,семинаристов.В XV  в.

шутовские общества распространяются по всей Европе.В Париже  были

четыре большие  организации и регулярно устраивались  смотры-пара-

ды их фарсовых представлений.В этих парадах высмеивались  выступ-

лениЯ епископов,словопрения судей,въезды королей в город.В  ответ

на это светские и духовные власти преследовали  фарсеров,изгоняли

их из горда,бросали в тюрьмы. 

 Фарс повернут  всем своим содержанием и художественным  строем  к

действительности.Он  высмеивает  солдат-мародеров,монахов-торгов-

цев индульгенциями,чванливых дворян,скаредных купцов.Остро подме-

ченные и обрисованные черты характеров несут сатирически заостре-

ный жизненный материал.  

 Главными  принципами актерского искуства для фарсеров  были  ха-

рактерность,доведенная до пародийной карикатуры,и  динамизм,выра-

жающий  активность и жизнерадостность самих исполнителей.  

 Сценической  задачей фарсеров было воссоздание  определенных  ти-

пов:ловкого городского молодчика,хвастливого солдата,хитрого слу-

ги и т.п.Но при определенности сценических типов-масок была  раз-

вита и импровизация-следствие  живого общения  фарсеров  с  шумной

ярмарочной аудиторией.  

 Судьба веселых  комических любительских корпораций  фарсеров  от

год в год  становилась  все  плачевнее.Монархическая  и  церковная

власть все  сильнее наступала на городское  вольномыслие и на  одну

из форм его-фарсовый театр.В конце XVI-начале XVII в.под  ударами

властей прекращают существование крупнейшие корпорации фарсеров. 

 Фарс оказал  большое влияние на дальнейшее  развитие  театра  За-

падной Европы.В Италии из  фарса  родилась  комедия  дель  арте;в

Испании-творчество  "отца  испанского  театра"  Лопе  де  Руэда;а

Англии по типу фарса писал свои интерлюдии Джон  Гейвуд,в  Герма-

нии-Ганс Сакс;во Франции фарсовые традиции питали  искусство  ге-

ниального Мольера.Именно фарс стал звеном между  старым  и  новым

театром.

Информация о работе Средневековый театр