Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 11:07, реферат
Одной из форм театрального искусства раннего средневековья ста-
ла церковная драма.Борясь против остатков античного театра,про-
тив сельских игрищ,церковь стремилась использовать действенность
театральной пропаганды в своих целях.Уже в IX веке театрализует-
ся месса,вырабатывается ритуал чтения в лицах эпизодов из легенд
о жизни Христа,о его погребении и воскресении.Из этих диалогов
рождается ранняя литургическая драма.
ТЕАТР СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Литургическая и полулитургическая драма.
Одной из форм театрального искусства раннего средневековья ста-
ла церковная драма.Борясь против остатков античного театра,про-
тив сельских игрищ,церковь стремилась использовать действенность
театральной пропаганды в своих целях.Уже в IX веке театрализует-
ся месса,вырабатывается ритуал чтения в лицах эпизодов из легенд
о жизни Христа,о его погребении и воскресении.Из этих диалогов
рождается ранняя
литургическая драма.
кой драмы-рождественский,
хальный,передающий историю его воскресения.
В рождественской литургической драме посредине храма ставили
крест,потом его заворачивали в черную материю,что означало погре-
бение тела господнего.
В пасхальной
литургической драме
рий и ангела у гроба Христа (их изображали четверо священни-
ков).Ангел спрашивал:"Кого вы ищете в гробу,христианки?" Марии
хором отвечали:"Иисуса Назарянина,распятого,о небожитель!" И ан-
гел говорил им:"Его здесь нет,он восстал,как предсказал
раньше.Идите возвестите,что он восстал из гроба!" После этого хор
пел молитву,восхлавлявшую воскресение Христа.
Со временем
литургическая драма
тюмы "актеров",создаются "режиссерскеие инструкции" с точным ука-
занием теста и движений.Всем этим занимались сами священники.
Устроители литургических представлений накопили постановочный
опыт и стали искусно показывать народу вознесение Христа и дру-
гие евангельские чудеса.Приближаясь к жизни и используя постана-
вочные эффекты,литургическая драма уже не привлекала,а отвлекала
прихожан от службы.Развитие жанра таило в себе его самоуничтоже-
ние.
Не желая отказаться от услуг театра и не будучи в силах совла-
дать с ним,церковные власти выводят литургическую драму из-под
сводов храмов на паперти.Нарождается полулитургическая драма (се-
редина XII в.).И тут церковный театр,формально находясь во влас-
ти духовенства,подпал под влияние городской толпы.Теперь она уже
диктует ему свои вкусы,заставляет давать представления в дни яр-
марок,а не церковных праздников,полностью перейти на родной,по-
нятный толпе язык.
Заботясь об успехе,церковники стали подбирать более житейские
сюжеты,и материалом для полулитургической драмы становятся биб-
лейские сюжеты,подверженные бытовому толкованию.Библейский леген-
ды подвергаются с течением времени поэтической обработке.Вводят-
ся и технические новшества:окончательно устанавливается принцип
симультанной декорации,когда одновременно показывается несколько
мест действия; увеличивается число трюков.
Однако,несмотря на все это,церковная драма продолжала сохра-
нять тесную связь с церковью.Драма ставилась на паперти,на цер-
ковные средства,ее репертуар составлялся духовными лицами (хотя
участниками представлений,наряду со священниками и миряне).
Так,причудливо объединяя взаимоисключающие элементы,церковная
драма существовала долгое время.
Светская драматургия.
Первые ростки
нового реалистического
именем трувера (т.е.трубадура) Адама де Ла-Аль (около 1238-1287)
из французского города Арраса.Де Ла-Аль был страстно увлечен поэ-
зией,музыкой и театром.Он жил в Париже и в Италии (при дворе Кар-
ла Анжуйского) и получил довольно широкую известность как
поэт,музыкант, драматург.
В творчестве Адама де Ла-Аль народно-поэтическое начало сочета-
лось с сатирическим.В его произведениях были зачатки будущего
театра Возрождения.Но на протяжении средних веков этот драматург
не имел продолжателей.Жизнерадостность и вольная фантазия меркли
под воздействием церковных строгостей и прозаической трезвости
городов.
Сатирическое
начало народных зрелищ
нашло свое продолжение в фарсах,героями которых были то ярмароч-
ный зазывала,то врач-шарлатан,то циничный поводырь слепца.Однако
жанр фарса достиг своего расцвета позже,в XV веке.В XIII же веке
комедийная струя
заглушалась театром миракля,
темой жизненные
события,но обращенным к религии.
Миракль.
Само название
миракль происходит от
действительно,все конфликты,порой очень остро отражавшие жизнен-
ные противоречия,в этом жанре разрешались благодаря вмеща-
тельству божественных сил-святого Николая,девы Марии и т.д.С те-
чением времени эти пьесы,сохраняя религиозную морализацию,все ос-
трее показывали произвол феодалов,силу темных страстей,владевших
знатными и богатыми людьми.В первом из известных нам мирак-
лей-"Игра о святом Николае" (1200)-в центре внимания было чу-
до,совершенное святым для избавления христианина,попавшего в
языческий плен,и история в него лишь отзвуком крестовых похо-
дов.Более поздний "Миракль о Роберте-дьяволе" давал уже общую
картину кровавого века Столетней войны (1337-1453) и страшный
портрет бессердечного феодала.
Само время-XIV век,полный войн,народных волнений и бесчеловеч-
ных расправ,-объясняет развитие такого противоречивого жанра,как
миракль.С одной стороны,крестьянские массы брались за топоры,вос-
ставали,с другой-подчинялись тяжелой жизни.Отсюда и элементы кри-
тики,и религиозное чувство в мираклях.
Большинство мираклей строилось именно на бытовом материале-из
жизни города,из жизни монастыря или средневекового замка.Разобла-
чая притеснителей народа,миракль о Берте рисует в положительном
свете тех людей из их среды,которые не подвержены порокам и
страстям,присущим знати,и могут,попав в среду простых тружени-
ков,быть среди них своими людьми.
Двойственность миракля была связана с идеологической незрелос-
тью городского бюргерства того времени.Не случайно миракль,начи-
навшийся обычно с обличительного изображения действительнос-
ти,всегда заканчивался компромиссом,актом раскаяния и проще-
ния,что практически означало примирение с только что показанными
злодеяниями,ибо предполагало в каждом злодее возможного праведни-
ка.Это устраивало
и бюргерское сознание,и церковь.
Мистерия.
Время расцвета мистериального театра-XV-XVI века,время бурного
расцвета городов и обострения социальных противоречий.Город уже в
значительной мере преодолел феодальную зависимость,но еще не под-
пал под власть абсолютного монарха.Мистерия и явилась выражением
расцвета средневекового города,его культуры.Она выросла из так
называемых "мимических мистерий"-городских процессий в честь ре-
лигиозных праздников,в честь торжественных выездов королей.Из
этих празднеств постепенно складывалась площадная мистерия,ис-
пользующая ранний опыт средневекового театра.
Представления мистерий организовывались не церковью,а городски-
ми цехами и муниципалитетами.Авторами выступали деятели нового
типа-ученые-богословы,юристы,
постановками высшая буржуазия города,мистерии были массовым пло-
щадным самодеятельным искусством.В представлениях участвовали
сотни человек.
Мистериальная
драматургия разделяется на
ный",имеющий своим содержанием циклы библейских сюжетов;"новоза-
ветный",рассказывающий историю рождения и воскресения Христа,и
"апостольский",в котором сюжеты пьес были заимствованы из "Жития
святых" и частично из мираклей о святых.
Ярким примером ранней мистерии может служить огромная (50 ты-
сяч стихов,242 действующих лица) "Мистерия Ветхого завета",содер-
жавшая 38 отдельных эпизодов.Ее главными героями были Бог,ангелы,
Люцифер,Адам и Ева.В мистерии показывалось сотворение мира,вос-
стание Люцифера против Бога,библейские чудеса.
Мистерия раздвинула тематический диапозон средневекового теат-
ра,накопила огромный сценический опыт,который был использован
последующими жанрами средневековья.
Исполнителем
мистерии был городской люд.
ромного театрального представления исполнялись представителями
различных городских цехов.При этом мистерия давала возможность
каждой профессии проявить себя как можно полней.
Мистерии
развили театральную технику,
театру,подготовили некоторые особенности ренессансной драмы.Но к
1548 году мистериальным обществам,особенно широко распростране-
ным во Франции,запрещают показ мистерий:слишком ощутимой стала
критическая комедийная линия мистериального театра.Причина гибе-
ли еще и в том,что она не получила поддержки со стороны но-
вых,прогрессивных сил общества.Религиозное содержание отталкива-
ло людей гуманистически настроенных,а площадная форма и критиче-
кие элементы вызывали гонения церкви.
Историческая обреченность мистерии была предрешена внутренней
противоречивостью жанра.К тому же мистериальный театр потерял и
свою организационную почву:королевская власть искореняет все го-
родские вольности и запрещает цеховые союзы.Мистерия подвергает-
ся резкой критике со стороны как католической церкви,так и рефор-