В
эпоху Возрождения распространились
философские идеи неоплатонизма (Фичино)
и пантеизма (Патрици, Бруно и
др.), Появляются первые социал- утопические
теории. Они отражали надежды граждан
на создание совершенного и справедливого
общества без насилия и эксплуатации.
Английский гуманист и государственный
деятель Т. Мор стал родоначальником утопического
социализма. В диалоге «Утопия» он описал
идеальное общество, расположенное на
вымышленном острове Утопия. В нем нет
частной собственности, производство
и быт обобществлены. Трудовая деятельность
не только обязательна для всех, но и составляет
главную потребность граждан. Распределение
благ жизни осуществляется по потребностям.
итальянский философ, поэт и политический
деятель Т. Кампанелла разработал коммунистическую
утопию. В книге «Город солнца» устами
рассказчика — мореплавателя он так же
описал идеальное общество (общину). Руководство
в ней осуществлялось учено-жреческой
кастой. В общине отсутствовали частная
собственность и семья, было установлено
общее воспитание детей, обязательный
четырехчасовой рабочий день. Высокое
развитие получила наука , были сделаны
выдающиеся научные открытия в области
анатомии (Везалий). Активно изучается
солнечная система, космос (разработка
Коперником гелиоцентрической системы
мира). XV—XVI века - эпоха Великих географических
открытий и длительных морских экспедиций.
В 1492 г. X. Колумб открыл Американский континент,
а в 1513 г. П. Кабрал — Тихий океан. С
1519 по 1521год продолжалось первое кругосветное
плавание Ф. Магеллана.
Заключение.
Как
новый исторический тип культуры
эпоха Возрождения отличается от
Средневековья следующими показателями:
- Римско-католическая
церковь утрачивает географическо-территориальные
и внутриобщественные сферы влияния. От
религии «отделяются» искусство, наука,
образование, воспитание, политика, право.
Римско-католическая церковь теряет прежние
определяющие духовные позиции в ряде
центральных, северных и восточных стран
Европы.
- Утверждается
принципиально новая парадигма социальных
ценностей — гуманизм. Антропоцентризм
определил человека главным объектом
познания и целью общественного развития.
Самоценность и самодостаточность человеческой
личности были провозглашены главными
ориентирами системы общественных отношений.
Свобода человека распространялась не
только на нравственность, политику и
право, экономику, но и на духовную сферу.
Римско-католическая и иная религиозная
вера уже не признавались главным и единственным
источником формирования духовности.
Гуманизм означал утверждение человеческого
отношения к человеку независимо от его
экономического, социально-политического
и духовного положения в обществе.
- Происходит
бурное развитие ремесел, создаются первые
прообразы фабричных производств, зарождается
специализация товарного производства
в значительных размерах по объему, финансово-материальному
обеспечению, профессионально подготовленным
кадрам. В XV—XVI вв. в Европе при общем сохранении
традиционного феодально-патриархального
способа жизнедеятельности общества в
единстве с природой зарождается техногенная
культура.
- Формируются
признаки нового облика науки по объекту
исследования и решаемым проблемам, используемым
методам и средствам, глубине проработки
и достоверности получаемого знания, его
связи с практикой. Такие науки, как
математика, механика, астрономия физика,
химия, теория строительства, светская
медицина, теория мореплавания, собственно
философия, получают новый импульс развития,
обратившись к изучению реально-предметного
бытия, его элементов и признаков.
- Бурно развивается
народное художественное творчество и
искусство на основе возвращения к идеям,
принципам, средствам и формам античного
искусства. Оценки церкви античной культуры
как варварства и «града Земного», где
действует зло и сосредоточены пороки
человека, уже не действовали. Они подвергались
острой критике и отвергались.Во Франции,
Италии и других странах остро критиковали
католическую церковь за алчность, обман
и лицемерие, откровенное невежество.
В изобразительном искусстве осуществляется
переход от библейско-мифологической
тематики к отображению реального, земного
человека. Гуманистическая и антропоцентристская
направленность творчества живописцев
дополнялась новой техникой живописи,
элементами научного анализа объектов
отображения. Утверждался реалистический
стиль, способность свободного человека
к самоутверждению.
- Утверждается
светское образование при сохранении
и религиозных образовательных учреждений.
Быстро растет авторитет светских знаний
как необходимых для познания человека,
общественных отношений, развивающейся
экономики.
- Появились
новые философские воззрения. Утопические
теории контрастировали религиозным объяснениям
общественной жизни и загробного, потустороннего
мира. Они выражали абсолютные формы гуманизма
и гуманистического устроения общества,
вечный социальный идеал, который невозможно
никогда осуществить. Несмотря на фантазийный
характер социал- утопических сочинений,
они имели авторитет и получили широкое
распространение.
Вместе с тем, утопические социалистические
и коммунистические идеи как бы указывали
на несбыточность ценностных гуманистических
устремлений всей эпохи Возрождения.
Практическая жизнь оставалась несовершенной
и противоречивой, с насилием и несвободой.
Но высокий дух и оптимизм гуманистических
устремлений, несомненно, оживил духовную
жизнь европейского общества,
способствовал утверждению нерелигиозного
объяснения мира и человека. Таким образом,
признаки и особенности материальной
и духовной культуры Возрождения, утверждение
нового способа жизни «во второй природе»,
само содержание жизни европейских обществ
в XV—XVI вв. свидетельствуют о новом
историческом типе культуры.
Список используемой
литературы.
- Гуревич А.Я.
Культура и общество Средневековой
Европы глазами современников. –
М.: 1989 г.
- Гуревич А.Я.
Средневековый мир: культура безмолвствующего
большинства. – М.:1990 г.
- Каверин Б.И.,
Культурология. –М..:2005 г.
- Лосев А.Ф.
Эстетика Возрождения. – М.:2002 г.