Средневековая культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 12:54, реферат

Описание работы

В средневековье утверждался феодализм с преимущественной сельской общиной и зависимостью человека от нее и феодала. Материальная культура определялась общинной деятельностью на земле и ремесленным производством в городах. Из-за того, что многие страны Европы самоопределились и укрепились, центром культурного совершенствования становится весь европейский регион — Испания, Франция, Голландия, Англия и другие страны.

Содержание

Введение…………………………………………………………..3

1.Средневековая культура западноевропейского региона......................3

2.Средневековая культура Византии и Восточной Европы…………… .7

3.Средневековая культура Малой Азии и Среднего Востока……………8

4.Культура Возрождения……………………………………………………9

Заключение……………………………………………………....13

Список используемой литературы…………………………....15

Работа содержит 1 файл

Культура.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

      В эпоху Возрождения распространились философские идеи неоплатонизма (Фичино) и пантеизма (Патрици, Бруно и  др.), Появляются первые социал- утопические теории. Они отражали надежды граждан на создание совершенного и справедливого общества без насилия и эксплуатации. Английский гуманист и государственный деятель Т. Мор стал родоначальником утопического социализма. В диалоге «Утопия» он описал идеальное общество, расположенное на вымышленном острове Утопия. В нем нет частной собственности, производство и быт обобществлены. Трудовая деятельность не только обязательна для всех, но и составляет главную потребность граждан. Распределение благ жизни осуществляется по потребностям. итальянский философ, поэт и политический деятель Т. Кампанелла разработал коммунистическую утопию. В книге «Город солнца» устами  рассказчика — мореплавателя он так же описал идеальное общество (общину). Руководство в ней осуществлялось учено-жреческой кастой. В общине отсутствовали частная собственность и семья, было установлено общее воспитание детей, обязательный четырехчасовой рабочий день. Высокое развитие получила наука , были сделаны выдающиеся научные открытия в области анатомии (Везалий). Активно изучается солнечная система, космос (разработка Коперником гелиоцентрической системы мира). XV—XVI века - эпоха Великих географических открытий и длительных морских экспедиций. В 1492 г. X. Колумб открыл Американский континент, а в 1513 г.  П. Кабрал — Тихий океан. С 1519 по 1521год продолжалось первое кругосветное плавание Ф. Магеллана.

                                             

                                          Заключение.

      Как новый исторический тип культуры эпоха Возрождения отличается от Средневековья следующими показателями:

  1. Римско-католическая церковь утрачивает географическо-территориальные и внутриобщественные сферы влияния. От религии «отделяются» искусство, наука, образование, воспитание, политика, право. Римско-католическая церковь теряет прежние определяющие духовные позиции в ряде центральных, северных и восточных стран Европы.
  2. Утверждается принципиально новая парадигма социальных ценностей — гуманизм. Антропоцентризм определил человека главным объектом познания и целью общественного развития. Самоценность и самодостаточность человеческой личности были провозглашены главными ориентирами системы общественных отношений. Свобода человека распространялась не только на нравственность, политику и право, экономику, но и на духовную сферу. Римско-католическая и иная религиозная вера уже не признавались главным и единственным источником формирования духовности. Гуманизм означал утверждение человеческого отношения к человеку независимо от его экономического, социально-политического и духовного положения в обществе.
  3. Происходит бурное развитие ремесел, создаются первые прообразы фабричных производств, зарождается специализация товарного производства в значительных размерах по объему, финансово-материальному обеспечению, профессионально подготовленным кадрам. В XV—XVI вв. в Европе при общем сохранении традиционного феодально-патриархального способа жизнедеятельности общества в единстве с природой зарождается техногенная культура. 
  4. Формируются признаки нового облика науки по объекту исследования и решаемым проблемам, используемым методам и средствам, глубине проработки и достоверности получаемого знания, его связи с практикой. Такие науки,  как математика, механика, астрономия физика, химия, теория строительства, светская медицина, теория мореплавания, собственно философия, получают новый импульс развития, обратившись к изучению реально-предметного бытия, его элементов и признаков.  
  5. Бурно развивается народное художественное творчество и искусство на основе возвращения к идеям, принципам, средствам и формам античного искусства. Оценки церкви античной культуры как варварства и «града Земного», где действует зло и сосредоточены пороки человека, уже не действовали. Они подвергались острой критике и отвергались.Во Франции, Италии и других странах остро критиковали католическую церковь за алчность, обман и лицемерие, откровенное невежество. В изобразительном искусстве осуществляется переход от библейско-мифологической тематики к отображению реального, земного человека. Гуманистическая и антропоцентристская направленность творчества живописцев дополнялась новой техникой живописи, элементами научного анализа объектов отображения. Утверждался реалистический стиль, способность свободного человека к самоутверждению.
  6. Утверждается светское образование при сохранении и религиозных образовательных учреждений. Быстро растет авторитет светских знаний как необходимых для познания человека, общественных отношений, развивающейся экономики.
  7. Появились новые философские воззрения. Утопические теории контрастировали религиозным объяснениям общественной жизни и загробного, потустороннего мира. Они выражали абсолютные формы гуманизма и гуманистического устроения общества, вечный социальный идеал, который невозможно никогда осуществить. Несмотря на фантазийный характер социал- утопических сочинений, они имели авторитет и получили широкое распространение.

        Вместе с тем, утопические социалистические  и коммунистические идеи как бы указывали на несбыточность ценностных гуманистических устремлений всей эпохи  Возрождения. Практическая жизнь оставалась несовершенной и противоречивой,  с насилием и несвободой. Но высокий дух и оптимизм гуманистических устремлений, несомненно, оживил духовную жизнь европейского  общества,   способствовал утверждению   нерелигиозного объяснения мира и человека. Таким образом, признаки и особенности материальной и духовной культуры Возрождения, утверждение нового способа жизни «во второй природе», само содержание жизни европейских обществ в  XV—XVI вв. свидетельствуют о новом историческом типе культуры.

                              
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                      Список используемой литературы. 

  1. Гуревич А.Я. Культура и общество Средневековой  Европы глазами современников. –  М.: 1989 г.
  2. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. –  М.:1990 г.
  3. Каверин Б.И., Культурология. –М..:2005 г.
  4. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М.:2002 г.

Информация о работе Средневековая культура