Средневековая культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 12:54, реферат

Описание работы

В средневековье утверждался феодализм с преимущественной сельской общиной и зависимостью человека от нее и феодала. Материальная культура определялась общинной деятельностью на земле и ремесленным производством в городах. Из-за того, что многие страны Европы самоопределились и укрепились, центром культурного совершенствования становится весь европейский регион — Испания, Франция, Голландия, Англия и другие страны.

Содержание

Введение…………………………………………………………..3

1.Средневековая культура западноевропейского региона......................3

2.Средневековая культура Византии и Восточной Европы…………… .7

3.Средневековая культура Малой Азии и Среднего Востока……………8

4.Культура Возрождения……………………………………………………9

Заключение……………………………………………………....13

Список используемой литературы…………………………....15

Работа содержит 1 файл

Культура.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

 

2.Средневековая культура Византии и  Восточной Европы.

      Византия, или Восточная Римская империя, возникла в 395 г. после раскола Римской  империи на Западную и Восточную. В 1054 г. происходит официальное разделение и христианской церкви. В Византии утверждается православие. Византия в своем развитии прошла пять этапов:

  • первый этап (IV — сер. VII в.). Уже существуют города, осуществляется строительство,  формируется власть и  военная бюрократия, основы «правильной» веры. Духовная культура достаточно тесно связана с Римом;
  • второй этап (вторая пол. VII — первая пол. IX вв.). Отражая нашествие арабов и славян, Византия охраняет оставшиеся территории. Основную этническую основу культуры составляют греки и славяне. Наблюдается отчуждение от западноримских (европейских)  элементов культуры.  Церковь одерживает победу над светской властью. Ортодоксально-консервативные устои православия усиливаются. Культура все более локализуется, приобретает самобытность, тяготеет к восточным культурам;
  • третий этап (вторая пол. IX — сер. XI в.) — «золотой век» византийской культуры. Бурно развивается материальная и духовная культура. Растут города. Возникают школы и университеты,  библиотеки,  развиваются православно-духовные элементы культуры, они распространяются среди других на родов, в том числе л в Киевской Руси;
  • четвертый период (вторая пол. XI — нач. XIII в.). Характеризуется активным развитием материальной и духовной культуры. Но в 1071 г. Византия терпит поражение от турок, а в 1204 г. ее подчиняют себе рыцари четвертого Крестового по хода. Образовавшаяся Латинская империя теряет авторитет имперско-германского властвования. Охранительную и объединительную функции берет на себя православная церковь, но культурное развитие существенно замедляется;
  • пятый этап (1261—1453 гг.). Даже после освобождения от  власти рыцарей-латинян Византия не смогла восстановить былое величие из-за внутренних смут и междоусобиц. Получают развитие в основном элементы духовной культуры: религиозно-литературное   творчество,   философия,   некоторые виды искусства, богословие. После взятия турками Константинополя в 1453 г. Византия прекратила свое существование.

      Особенностями византийской культуры можно считать, во-первых, то, что духовную ее основу составило православие как ортодоксально-консервативный вариант христианства. Во-вторых, она понесла меньше потерь от завоевателей, чем западно-римская культура. В-третьих, сложился культ императора как представителя и выразителя светской и духовной власти. Преимущественную ориентацию деятельности православной церкви составляла охрана власти императора, сохранение единства государства и духовность граждан (верующих). Меньше обращалось внимания на богатство страны и самой церкви. Пропагандировался аскетизм. В-четвертых, в византийской культуре существенную роль играл традиционализм и канон символов веры православия. В-пятых, культура Византии имела явно выраженную локальность. Она оппозиционно и отчужденно относилась к другим культурам, сохраняя свои ценности, идеалы, нормы и принципы жизни. 

3.Средневековая культура Малой Азии и Среднего Востока.

      С 622 г. сначала в Мекке, а потом  в Медине на Аравийском полуострове возникает новая религия — ислам («покорный богу»). Особенностью исламской, или арабо-мусульманской, культуры стало то, что ее этническую базу составило вначале одно арабское племя Античная и средневековая культура (курейши), а затем — многие народы арабского мира. Сегодня ислам — это одна из мировых религий и основа типа культуры. Духовные основы средневековой арабо-мусульманской культуры имеют некоторые общие черты с христианством по представлению бога и единобожию, по соотношению бога и бытия, бога и человека. Но она имеет и существенные отличия.

      В исламской культуре нераздельно  слиты религиозное и светское, что подчеркивает подчинение данной религией себе основного содержания светской жизни и нерелигиозной культуры. Поэтому для подавляющей части верующих в Аллаха характерно жесткое подчинение канонам Корана и самому Аллаху, покорность (часто слепая и фанатичная) судьбе или представителю церкви. Данное обстоятельство позволяет утверждать, что арабо-мусульманская культура еще далека от демократизма, от того понимания гражданской свободы и свободы совести, которое присуще многим другим народам и культурам.

      В Средние века, когда исламская  культура только возникала, она характеризовалась воинственностью и нетерпимостью к другим народам и культурам. Данная черта была характерна для таких периодов многим культурам. Но и сегодня агрессивно-воинственная направленность в расширении сфер влияния ислама и исламской культуры присуща некоторым лидерам арабо-мусульманского мира.

      Важной  особенностью арабо-мусульманской  культуры является ее тяготение к  сохранению этнокультурных отношений  на родо-племенном и феодально-патриархальном уровнях. Достигнув расцвета в 1Х—Х веках, арабо-мусульманская культура как тип мало изменилась. Она медленно эволюционирует в мировые социокультурные процессы и сохраняет свои черты, определяющие ее достойное место среди других типов культур.

            Таким образом, культура Средних веков в Европе развивалась под определяющем влиянием римско-католической церкви. Папство стремилось подчинить себе государственную власть в европейских странах, утверждало нравственные и другие нормы общественной жизни в своих интересах, преследовало всякое инакомыслие, насаждало католичество с помощью крестовых походов и других средств насилия. Хотя античная культура заложила основы культуры многих народов Европы и других регионов, она была слабо использована христианско-католической культурой.

        Более значительная преемственность  с античностью наблюдалась в  христианско-православной и арабо-мусульманской культурах. Утверждение христианства и ислама как монотеистических религий способствовало общему развитию культуры многих народов, формированию исторически новых типов. Но из-за реакционной роли католичества в средние века эпоха Возрождения в Европе утверждалась через противодействие многим элементам христианской культуры, через ее оттеснение с первых позиций как системообразующего фактора общества.

4.Культура Возрождения.

      Период  Возрождения, Реформации и Просвещения охватывает XV—XVIII века. Собственно Возрождение — это конец Х1V-ХV1 вв. в Европе. Возрождение не имело явно выраженной полноты и последовательности в других регионах планеты или вовсе отсутствовало.

        Европейское Возрождение новый  исторический тип культуры.

        Возрождение формировалось в Северной Италии. Наиболее развитые «города-полисы (республики) Венеция, Генуя, Милан, Пиза стали центрами ремесла, торговли, развитая искусств, научных знаний. Затем Возрождение распространилось на другие страны.

     Возрождение самоопределилось, прежде всего, в сфере художественного творчества. Как эпоха европейской истории оно отмечено множеством знаменательных вех, — в том числе укреплением экономических и общественных вольностей городов, духовным брожением, приведшим в итоге к Реформации и Контрреформации, Крестьянской войной в Германии, формированием абсолютистской монархии (наиболее масштабной во Франции), началом эпохи Великих географических открытий, изобретением европейского книгопечатания, открытием гелиоцентрической системы в космологии и т. д. Однако первым его признаком, как казалось современникам, явился «расцвет искусств» после долгих веков средневекового «упадка», расцвет, «возродивший» античную художественную мудрость, именно в этом смысле впервые употребляет слово rinascita (от которого происходит французский Renaissance и все его европейские аналоги) Дж. Вазари.

       Этапы истории искусства Италии — родины Ренессанса — долгое время служили главной точкой отсчета. Периодами являются Раннее Возрождение (14-15 века), когда новые тенденции активно взаимодействуют с готикой, преодолевая и творчески преобразуя ее; а также Среднее (или Высокое) и Позднее Возрождение, особой фазой которых стал маньеризм. Новая культура стран, расположенных к северу и западу от Альп (Франция, Нидерланды, германоязычные земли), совокупно именуется Северным Возрождением; здесь роль поздней готики (в том числе такого важнейшего ее, «средневеково-ренессансного» этапа как «интернациональная готика» или «мягкий стиль» конца 14—15 веков) была особенно значительна. Характерные черты Ренессанса ярко проявились также в странах Восточной Европы (Чехия, Венгрия, Польша и др.), сказались в Скандинавии. Самобытная ренессансная культура сложилась в Испании, Португалии и Англии.

     Само  понятие «Возрождения» имеет — в контексте церковных реформ — и второй смысл, знаменуя не только «обновление искусств», но «обновление человека», его нравственного состава.

      Задача  воспитания «нового человека» осознается как главная задача эпохи. Греческое  слово («воспитание») является самым четким аналогом латинского humanitas (откуда берет свое происхождение «гуманизм»). Humanitas в ренессансном представлении подразумевает не только овладение античной премудростью, чему придавалось огромное значение, но также самопознание и самосовершенствование.

     Закономерно, что время, придавшее центральное  значение «богоравному» человеческому  творчеству, выдвинуло в искусстве  личностей, которые — при всем обилии тогдашних талантов — стали  олицетворением целых эпох национальной культуры (личностей-«титанов», как их романтически именовали позднее). Индивидуальное, авторское творчество теперь приходит на смену средневековой анонимности.

     Олицетворением  Проторенессанса стал Джотто, поэт Данте, конструктивную строгость и задушевный лиризм выразили Мазаччо и фра Анджелико с Боттичелли. «Титаны» Среднего (или «Высокого») Возрождения Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело — это художники — символы великого рубежа Нового времени как такового. Важнейшие этапы итальянской ренессансной архитектуры — ранний, средний и поздний — монументально воплощены в творчестве Ф.Брунеллески, Д. Браманте и А. Палладио.Я. Ван Эйк, И. Босх и П. Брейгель Старший олицетворяют своим творчеством ранний, средний и поздний этапы живописи нидерландского Ренессанса. А. Дюрер, Грюневальд (М. Нитхардт), Л. Кранах Старший, Х. Хольбейн Младший утвердили принципы нового изобразительного искусства в Германии. Новшества живописи итальянских мастеров распространялись по всей Европе.

       В литературе же Ф. Петрарка, Ф. Рабле, Сервантес и У. Шекспир — если назвать лишь крупнейшие имена — не только внесли исключительный, поистине эпохальный вклад в процесс формирования национальных литературных языков, но стали основоположниками современной лирики, романа и драмы как таковых.

       Творчество деятелей Возрождения  проникнуто верой в безграничные  возможности человека, его воли  и разума, отрицанием схоластики  и аскетизма (гуманистическая  этика итальянцев Лоренцо Валлы,  Пико делла Мирандолы и др.). Пафос утверждения идеала гармонической, раскрепощенной творческой личности, красоты и гармонии действительности, обращение к человеку как к высшему началу бытия, ощущение цельности и стройной закономерности мироздания придают искусству Возрождения большую идейную значительность, величественный героический масштаб. Возникают письменные записи эпических форм. Скандинавский эпос «Старшая Эдда» — сборник древненорвежских и древнеисландских песен, сказаний мифологического и героического характера, записанный еще в XII в., приобрел особую значимость в эпоху Возрождения и Реформации. Возникает поэзия и проза романтизма. Ее литературно-художественные образцы — «Тристан и Изольда», «Песнь о Нибелунгах» и многие другие утверждали героику, глубину человеческих чувств, проявление свободы и долга.

       В архитектуре ведущую роль  стали играть светские сооружения  — общественные здания, дворцы, городские  дома. Огромное практическое значение получает теория линейной и воздушной перспективы, пропорций, проблемы анатомии и светотеневой моделировки. Центром ренессансных новаций, художественным «зеркалом эпохи» явилась иллюзорно-натуроподобная живописная картина, в религиозном искусстве она вытесняет икону, а в искусстве светском порождает самостоятельные жанры пейзажа, бытовой живописи, портрета.

     Окончательную самоценность получает искусство печатной гравюры на дереве и металле, в  период Реформации ставшее поистине массовым. Рисунок из рабочего эскиза превращается в отдельный вид  творчества; индивидуальная манера мазка, штриха, а также фактура и эффект незаконченности (нон-финито) начинают цениться как самостоятельные художественные эффекты.

     Картинной, иллюзорно-трехмерной становится и  монументальная живопись, получающая все большую зрительную независимость от массива стены. Все виды изобразительного искусства теперь, так или иначе, нарушают монолитный средневековый синтез (где главенствовала архитектура), обретая сравнительную независимость..

      В музыке, проникающейся гуманистическим  мироощущением, развивается вокальная и инструментальная полифония, появляются новые жанры светской вокальной (баллада в Англии, мадригал) и инструментальной музыки; эпоха завершается появлением таких музыкальных жанров, как сольная песня, кантата, оратория и опера, способствовавших утверждению гомофонии. 1600 год считается временем появления оперы.

Информация о работе Средневековая культура