Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 12:54, реферат
В средневековье утверждался феодализм с преимущественной сельской общиной и зависимостью человека от нее и феодала. Материальная культура определялась общинной деятельностью на земле и ремесленным производством в городах. Из-за того, что многие страны Европы самоопределились и укрепились, центром культурного совершенствования становится весь европейский регион — Испания, Франция, Голландия, Англия и другие страны.
Введение…………………………………………………………..3
1.Средневековая культура западноевропейского региона......................3
2.Средневековая культура Византии и Восточной Европы…………… .7
3.Средневековая культура Малой Азии и Среднего Востока……………8
4.Культура Возрождения……………………………………………………9
Заключение……………………………………………………....13
Список используемой литературы…………………………....15
2.Средневековая культура Византии и Восточной Европы.
Византия, или Восточная Римская империя, возникла в 395 г. после раскола Римской империи на Западную и Восточную. В 1054 г. происходит официальное разделение и христианской церкви. В Византии утверждается православие. Византия в своем развитии прошла пять этапов:
Особенностями
византийской культуры можно считать,
во-первых, то, что духовную ее основу составило
православие как ортодоксально-консервативный
вариант христианства. Во-вторых, она понесла
меньше потерь от завоевателей, чем западно-римская
культура. В-третьих, сложился культ императора
как представителя и выразителя светской
и духовной власти. Преимущественную ориентацию
деятельности православной церкви составляла
охрана власти императора, сохранение
единства государства и духовность граждан
(верующих). Меньше обращалось внимания
на богатство страны и самой церкви. Пропагандировался
аскетизм. В-четвертых, в византийской
культуре существенную роль играл традиционализм
и канон символов веры православия. В-пятых,
культура Византии имела явно выраженную
локальность. Она оппозиционно и отчужденно
относилась к другим культурам, сохраняя
свои ценности, идеалы, нормы и принципы
жизни.
3.Средневековая культура Малой Азии и Среднего Востока.
С 622 г. сначала в Мекке, а потом в Медине на Аравийском полуострове возникает новая религия — ислам («покорный богу»). Особенностью исламской, или арабо-мусульманской, культуры стало то, что ее этническую базу составило вначале одно арабское племя Античная и средневековая культура (курейши), а затем — многие народы арабского мира. Сегодня ислам — это одна из мировых религий и основа типа культуры. Духовные основы средневековой арабо-мусульманской культуры имеют некоторые общие черты с христианством по представлению бога и единобожию, по соотношению бога и бытия, бога и человека. Но она имеет и существенные отличия.
В исламской культуре нераздельно слиты религиозное и светское, что подчеркивает подчинение данной религией себе основного содержания светской жизни и нерелигиозной культуры. Поэтому для подавляющей части верующих в Аллаха характерно жесткое подчинение канонам Корана и самому Аллаху, покорность (часто слепая и фанатичная) судьбе или представителю церкви. Данное обстоятельство позволяет утверждать, что арабо-мусульманская культура еще далека от демократизма, от того понимания гражданской свободы и свободы совести, которое присуще многим другим народам и культурам.
В Средние века, когда исламская культура только возникала, она характеризовалась воинственностью и нетерпимостью к другим народам и культурам. Данная черта была характерна для таких периодов многим культурам. Но и сегодня агрессивно-воинственная направленность в расширении сфер влияния ислама и исламской культуры присуща некоторым лидерам арабо-мусульманского мира.
Важной
особенностью арабо-мусульманской
культуры является ее тяготение к
сохранению этнокультурных отношений
на родо-племенном и феодально-
Таким образом, культура Средних веков в Европе развивалась под определяющем влиянием римско-католической церкви. Папство стремилось подчинить себе государственную власть в европейских странах, утверждало нравственные и другие нормы общественной жизни в своих интересах, преследовало всякое инакомыслие, насаждало католичество с помощью крестовых походов и других средств насилия. Хотя античная культура заложила основы культуры многих народов Европы и других регионов, она была слабо использована христианско-католической культурой.
Более значительная
4.Культура Возрождения.
Период Возрождения, Реформации и Просвещения охватывает XV—XVIII века. Собственно Возрождение — это конец Х1V-ХV1 вв. в Европе. Возрождение не имело явно выраженной полноты и последовательности в других регионах планеты или вовсе отсутствовало.
Европейское Возрождение новый исторический тип культуры.
Возрождение формировалось в Северной Италии. Наиболее развитые «города-полисы (республики) Венеция, Генуя, Милан, Пиза стали центрами ремесла, торговли, развитая искусств, научных знаний. Затем Возрождение распространилось на другие страны.
Возрождение самоопределилось, прежде всего, в сфере художественного творчества. Как эпоха европейской истории оно отмечено множеством знаменательных вех, — в том числе укреплением экономических и общественных вольностей городов, духовным брожением, приведшим в итоге к Реформации и Контрреформации, Крестьянской войной в Германии, формированием абсолютистской монархии (наиболее масштабной во Франции), началом эпохи Великих географических открытий, изобретением европейского книгопечатания, открытием гелиоцентрической системы в космологии и т. д. Однако первым его признаком, как казалось современникам, явился «расцвет искусств» после долгих веков средневекового «упадка», расцвет, «возродивший» античную художественную мудрость, именно в этом смысле впервые употребляет слово rinascita (от которого происходит французский Renaissance и все его европейские аналоги) Дж. Вазари.
Этапы истории искусства Италии — родины Ренессанса — долгое время служили главной точкой отсчета. Периодами являются Раннее Возрождение (14-15 века), когда новые тенденции активно взаимодействуют с готикой, преодолевая и творчески преобразуя ее; а также Среднее (или Высокое) и Позднее Возрождение, особой фазой которых стал маньеризм. Новая культура стран, расположенных к северу и западу от Альп (Франция, Нидерланды, германоязычные земли), совокупно именуется Северным Возрождением; здесь роль поздней готики (в том числе такого важнейшего ее, «средневеково-ренессансного» этапа как «интернациональная готика» или «мягкий стиль» конца 14—15 веков) была особенно значительна. Характерные черты Ренессанса ярко проявились также в странах Восточной Европы (Чехия, Венгрия, Польша и др.), сказались в Скандинавии. Самобытная ренессансная культура сложилась в Испании, Португалии и Англии.
Само понятие «Возрождения» имеет — в контексте церковных реформ — и второй смысл, знаменуя не только «обновление искусств», но «обновление человека», его нравственного состава.
Задача воспитания «нового человека» осознается как главная задача эпохи. Греческое слово («воспитание») является самым четким аналогом латинского humanitas (откуда берет свое происхождение «гуманизм»). Humanitas в ренессансном представлении подразумевает не только овладение античной премудростью, чему придавалось огромное значение, но также самопознание и самосовершенствование.
Закономерно, что время, придавшее центральное значение «богоравному» человеческому творчеству, выдвинуло в искусстве личностей, которые — при всем обилии тогдашних талантов — стали олицетворением целых эпох национальной культуры (личностей-«титанов», как их романтически именовали позднее). Индивидуальное, авторское творчество теперь приходит на смену средневековой анонимности.
Олицетворением Проторенессанса стал Джотто, поэт Данте, конструктивную строгость и задушевный лиризм выразили Мазаччо и фра Анджелико с Боттичелли. «Титаны» Среднего (или «Высокого») Возрождения Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело — это художники — символы великого рубежа Нового времени как такового. Важнейшие этапы итальянской ренессансной архитектуры — ранний, средний и поздний — монументально воплощены в творчестве Ф.Брунеллески, Д. Браманте и А. Палладио.Я. Ван Эйк, И. Босх и П. Брейгель Старший олицетворяют своим творчеством ранний, средний и поздний этапы живописи нидерландского Ренессанса. А. Дюрер, Грюневальд (М. Нитхардт), Л. Кранах Старший, Х. Хольбейн Младший утвердили принципы нового изобразительного искусства в Германии. Новшества живописи итальянских мастеров распространялись по всей Европе.
В литературе же Ф. Петрарка, Ф. Рабле, Сервантес и У. Шекспир — если назвать лишь крупнейшие имена — не только внесли исключительный, поистине эпохальный вклад в процесс формирования национальных литературных языков, но стали основоположниками современной лирики, романа и драмы как таковых.
Творчество деятелей
В архитектуре ведущую роль
стали играть светские
Окончательную самоценность получает искусство печатной гравюры на дереве и металле, в период Реформации ставшее поистине массовым. Рисунок из рабочего эскиза превращается в отдельный вид творчества; индивидуальная манера мазка, штриха, а также фактура и эффект незаконченности (нон-финито) начинают цениться как самостоятельные художественные эффекты.
Картинной, иллюзорно-трехмерной становится и монументальная живопись, получающая все большую зрительную независимость от массива стены. Все виды изобразительного искусства теперь, так или иначе, нарушают монолитный средневековый синтез (где главенствовала архитектура), обретая сравнительную независимость..
В музыке, проникающейся гуманистическим мироощущением, развивается вокальная и инструментальная полифония, появляются новые жанры светской вокальной (баллада в Англии, мадригал) и инструментальной музыки; эпоха завершается появлением таких музыкальных жанров, как сольная песня, кантата, оратория и опера, способствовавших утверждению гомофонии. 1600 год считается временем появления оперы.