Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 20:54, доклад
равнение ценностно-смыслового комплекса массовой культуры применительно к различным
национальным культурам позволяет выявить как универсальные характеристики массовой культу-
ры, так и уникальное своеобразие ее различных проявлений. Так, Япония и Россия с чисто внешней
точки зрения имеют ряд общих черт. Обе страны прошли через череду культурных заимствований,
резких, ударных и травматичных рецепций опыта западной цивилизации. Стоит подчеркнуть и очевидное влияние российской культуры, особенно литературы на культуру Японии. Обе страны пережили в начале ХХ в. довольно энергичное развитие пролетарской культуры, в том числе – литературы. Различие состояло в активной поддержке этой культуры советским государством, тогда как японское государство эту тенденцию не поддерживало. Массовая культура инициирована сложной комбинацией интересов государства, бизнеса и СМИ.В Японии, как и в России, как и в большинстве развитых стран мира для рубежа XIX–XX вв. стала характерна всеобъемлющая массовизация жизни. Она затронула все сферы: экономику, политику, управление, общение между людьми. Роль людских масс в различных социальных сферах заметно возросла. Для появления массовой литературы существовали серьезные экономические предпосылки. Истоки широкого распространения массовой литературы и массовой культуры кроются в индустриальном производстве, урбанистическом образе жизни, развитии средств массовой коммуникации и маркетизации практически всех форм обще
Похоже, что в японской культуре более акцентированы гендерные роли слабо или мало социально-культурно артикулированные в других странах. Например, бесполые – дети и старики. В Японии сложился настоящий культ такой «дополовой бесполости» – как у мальчиков, так и у девочек. Этот вывод подтверждает стилистика манга. Да и оглушительный успех российского дуэта «Тату» именно в Японии говорит о многом. К этому можно добавить и уважительное, эстетизированное отношение к старости, просто немыслимое в России. С точки зрения теории информации и организации японское общество более структурировано, а значит, – более разнообразное и информативное, чем
российское. Отсюда, кстати, и японская терпимость, способность к рецепции любого иного опыта, несмотря на отмечавшуюся эстетизацию агрессивной эротики и насилия.
Массовая культура, таким образом, – это состояние, а еще точнее – культурная ситуация, стадия развития человеческой цивилизации в целом. И о ней, похоже, можно говорить только с неких мета-позиций некоего out’а по отношению к современности.
Если в эпоху массовой культуры еще и сохранилось что-то, чему можно ее противопоставлять, то оппозицией массовой культуре является отнюдь не культура элитарная, народная, «подлинная» или «настоящая». В настоящее время все они являются только секторами, личинами самой массовой культуры, которая очерчивает практически весь горизонт современной цивилизации. Если ей что-то и противостоит, то это культура «нефиктивная», онтологически предзаданная в том примерно смысле, в каком И. Кант говорил об априорных формах апперцепции. Но даже сам человеческий,антропологически предзаданный характер освоения и осмысления действительности, вплоть до телесности, – в наши дни испытывает серьезные испытания.
Массовая культура в условиях глобализации и постинформационного общества предполагает ясное и внятное самоопределение, осознание содержания и возможностей собственной уникальности.
Только в этом случае любое общество имеет шанс достойно войти во всемирное экономическое, информационное и культурное пространство.
Информация о работе Сравнительный анализ культур России и Африки