Сравнительная характеристика русского и английского менталитета

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 23:49, реферат

Описание работы

С первого взгляда англичане кажутся людьми сдержанными и невозмутимыми. Со своими застёгнутыми на все пуговицы эмоциями и непоколебимым самообладанием они представляются на редкость надёжными и последовательными - как друг для друга, так и для всего мира. На самом деле в глубине души каждого англичанина кипят необузданные примитивные страсти, которые ему так и не удалось до конца подчинить. Этой «тёмной» стороны своего характера англичане стараются не замечать и всячески скрывают её от чужих глаз. Буквально с рождения английских детей учат не проявлять своих истинных чувств и подавлять любую несдержанность, дабы случайно кого-нибудь не обидеть. Внешний вид, видимость приличия - вот что для англичанина важнее всего.

Работа содержит 1 файл

Культурология.docx

— 38.56 Кб (Скачать)

     ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СМЕРТИ.

     Православный  обряд похорон базируется в первую очередь на особом понимании Церковью тела человека. Она видит в нем  временное пристанище души человеческой, весь земной путь которого лишь приготовление  к жизни будущей, вечной. Собственно, смерть в этом ракурсе не является чем-то чрезвычайно скорбным. Она  есть неизбежный итог всего сущего, после чего душа человека предстает  пред Господом. Православный обряд  похорон, если уместно так выразится, начинается ещё за некоторое время  до того, как душа человека расстанется  с телом. Человеку верующем важно успеть покаяться в грехах, покуда он ещё не перешел в ином миром, во избежание лишних тягот в жизни вечной. Поэтому обряд похорон христианина начинался с подготовки. К лежачим больным вызывали священнослужителя, который исповедовал умирающего, причащал и соборовал. Русские народные обряды опирались на веру в то, что по выходе из тела душа сразу столкнется с Ангелом-хранителем и с роем бесов, внушающих ужас. Чтобы облегчить разлучение души и тела читалась отходная, дающая отпущение грехов, упокоение в святых местах. Обряды похорон в России, исполненные торжества, заключают в себе глубинный смысл и опираются на сведения, бережно переданные апостолами, учениками Иисуса Христа. Ритуальные обряды русского народа символизируют дальнейший путь бессмертной души человека.

     Обряд похорон принято начинать с омовения тела, дабы подчеркнуть чистоту духа умершего и дать ему возможность  чистым и непорочным предстать пред Вседержителем. По омовении покойника облачают в чистое белье и одежды – символ новой, чистой жизни. Далее по православному обряду похорон следует положение во гроб, окропив его прежде святой водой. Если в момент кончины на покойном не было креста, его сразу нужно надеть. Руки покойного скрещивают на груди таким образом, чтобы правая оказалась сверху. В левой руке помещается крест, в правой – икона. Для мужчин предназначен лик Спасителя, женщинам кладут образ Богоматери. Эти действия символизируют веру усопшего в Иисуса Христа. На лоб покойнику кладут венчик, который является символ победного венца. Этот ритуал показывает, что умерший одержал победу в борьбе с земными пороками, и теперь его ждет награда за это. Далее обряд похорон у христиан первого дня требует положения тела в гроб и укрытия его белым саваном – символом того, что усопший теперь под покровом и покровительством Господа. Гроб ставится в центре помещения пред иконами. Зажигаются свечи, которые должны гореть до тех пор, пока не вынесут тело. Также свечи горят в изголовье, у ног и по бокам гроба, символизируя незаходимый свет и переход души умершего в вечную жизнь. Издревле обряд похорон у христиан, в отличие от похорон в древней Греции и др. исключал помещения в гроб посторонних предметов: пищи, одежд, денег. Следует класть в гроб лишь цветы, благоухание которых является Божественным Фимиамом. Цветы же символизируют сады Эдема, соцветья райского сада, украшающие Божий престол. После этих обрядов над телом читают Псалтирь. До предания тела земле её читают постоянно, кроме времени, отпущенного на панихиды. Православные традиции похорон рассчитаны на то, что по расставании с телом душа должна преодолеть многие преграды, прежде, чем попасть на суд Божий. Для облегчения пути и служат панихиды. Помимо панихид служат Литии (заключительная часть панихиды). Во время чтения родные и близкие покойного стоят с зажженными свечами, символизирующими тепло и искренность возносимых молитв. Плач и воздыхания родных являются упованием на Господа и мольбой об облегчении участи умершего.

     Обряд похорон в России совершается  на третий, следующий за кончиной день. Отсчет времени ведется с самого дня смерти. Гроб с телом покойного  приносят в храм для церемонии  отпевания. Не возбраняется производить  отпевание и дома. Прежде, чем  вынести тело должно отслужить литию  и кадить умершего. Каждение является символом честной жизни почившего, которая подобно кадильным благовониям возносится к Господу. В чинопоследовании отпевания заключается больше торжества, нежели скорби, именно поэтому священник при отпевании облачен в светлые одежды. Родственники и близкие также стоят с зажженными свечами. Отпевание осуществляется единожды. На отдельном столе ставят кутью – поминальное блюдо из зерен риса или пшеницы, сдобренное медом, сахаром и украшенное плодами или ягодами. Зерна символизируют вечную жизнь. Ведь чтобы они дали плоды, они прежде должны быть положены в землю, так и тело покойного кладут в землю, чтобы дать новую жизнь его душе. Гроб же во время церемонии остается открытым, если тому нет препятствий. По завершении песнопений священнослужитель читает разрешительную молитву, после чего текст этой молитвы вкладывают в руку покойному. После этого начинается церемония прощания с покойным. Церемония прощания заключается в том, что под пение «Приидите, последнее целование дадим…» гроб с телом покойного обходят родные и близкие и прикладываются губами к венчику и иконе на груди. Наклоняясь к покойному, прощающиеся просят прощения у него за обиды вольные и невольные. Если церемония прощания происходит при закрытом гробе, то целуют крест на гробе или длань священника. По окончании отпевания и прощания гроб с телом покойного под пение Трисвятого сопровождается на погост. Покойный полностью укрывается саваном, на который в форме креста посыпается земля и оставшееся священное масло, если совершалась церемония соборования. Если гроб не сопровождается священником до места погребения, похороны совершаются там, где происходило отпевание.

     Представление о правде

     Сопоставляя русских и англичан, лучше всего, пожалуй,  и начать с вопроса  о "правде".  У  англичанина  есть  то,  что  можно  назвать  страстью к букве правды: он хозяин  своего  слова...  почти  всегда;  он  не лжет...  почти  никогда;  честность,  по  английской  поговорке,  -   лучшая политика. Но самый дух  правды он  не  особенно  уважает.  Он  бессознательно занимается самообманом, отказываясь видеть и слышать  то, что может  помешать ему "преуспеть". Им движет дух соревнования, он хочет  не столько жить полной жизнью, не столько  понять, сколько победить. А  для  того,  чтобы  победить, или, скажем,  создать  себе  иллюзию  победы,  надо  на  многое  старательно  закрывать глаза.

     Русский,  сколько  я  понимаю,  легче  относится  к  букве   правды,  но упивается самопознанием  и самораскрытием, любит  исследовать   глубины  своих мыслей и  чувств, даже самых мрачных. Русский  -  так  мне  по  крайней мере представляется - жадно накидывается на жизнь, пьет чашу до дна, потом честно признает, что обнаружил на дне мутный  осадок,  и как-то  мирится с этим разочарованием. Англичанин берет чашу осторожно и прихлебывает  маленькими глотками, в твердой решимости растянуть удовольствие, не взмутить  осадка  и умереть, не добравшись до дна.

     О русском характере написано очень  много: заметок, наблюдений, эссе и толстых  работ; о нем писали с умилением  и осуждением, с восторгом и  презрением, снисходительно и зло.— писали по-разному и писали различные люди. Словосочетание «русский характер», «русская душа» ассоциируется в нашем сознании с чем-то загадочным, неуловимым, таинственным и грандиозным,— и до сих пор продолжает волновать наши чувства. 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Гачев Г. «Национальные образы мира» Курс лекций М., 1998 г.
  2. Ключевский В.О. Русская история: Полный курс лекций. В 3 тт. - М., 1996.
  3. Культурология: Курс лекций /Под ред. А.А. Радугина. - М.: Центр, 1999.
  4. Культурология: История и теория культуры. - Учебное пособие. - М., 1996.
  5. Левяш С.В. Культурология, Курс лекций, Минск 1998 г.
  6. Лосский Н.О. Характер русского народа. Условия абсолютного добра, М., 1991 г.
  7. Народы мира. Историко-этнографический справочник. М: Мысль, 1988.
  8. Немировская Л.З. Культурология. История и теория культуры. - М.: Кадры, 1991.
  9. Полищук В.И. Культурология: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 1999.

Информация о работе Сравнительная характеристика русского и английского менталитета