Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 13:43, реферат
Культурная антропология включает в себя этнографию, собирающую материал об отдельных культурах, этнологию, теоретически обобщающую этот материал, общие антропологические теории, сведения из области лингвистики, археологии, истории общества и культуры, религиоведения. Знания о культурах различных народов и племен накапливались в течение многих веков.
Введение ……………………………………………………………………3
1. Эволюционизм и диффузионизм……………………………………….4
2. Цивилизационизм………………………………………………………..7
3. Психоаналитизм………………………………………………………..12
Заключение ……………………………………………………………….15
Список литературы……………………………………………………….16
Министерство культуры Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Челябинская
Государственная Академия культуры
и искусств»
Реферат
по дисциплине Культуралогия
на тему
«Сравнительная характеристика культура
логических школ: Эволюционизм и диффузионизм,
Цивилизационизм, Психоаналитизм
Стрельникков А.В
Челябинск 2011
Содержание
Введение ……………………………………………………………………3
1.
Эволюционизм и диффузионизм………
2.
Цивилизационизм………………………………………
3.
Психоаналитизм…………………………………………
Заключение ……………………………………………………………….15
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Культурная антропология (или культурантропология) является одним их важнейших направлений культурологических исследований. Она является частью огромной системы знаний о человеке, называемой антропологией (наукой о человеке).
В ее рамках выделяют теологическую (богословную), или религиозную, антропологию, психологическую антропологию, естественно-научную (биологическую) антропологию, когнитивную антропологию, изучающую проблемы познания человеком мира. В этом ряду нашла место и культурная антропология, исследующая культуру как форму жизни и деятельности человека, среду обитания людей.
Культурная антропология по своему происхождению тесно связанна с этнографией – наукой, исследующей культуры различных племен и народов, в основном живущих в Африке, Америке, Австралии и Океании. Культурантропология и сейчас активно использует этнографические материалы, хотя уже давно вышла за рамки этнографии.
Культурная антропология включает в себя этнографию, собирающую материал об отдельных культурах, этнологию, теоретически обобщающую этот материал, общие антропологические теории, сведения из области лингвистики, археологии, истории общества и культуры, религиоведения. Знания о культурах различных народов и племен накапливались в течение многих веков.
Они
содержатся в памятниках древней
литературы, исторической и религиозной
мысли, рассказах путешественников.
Первые попытки обобщить этот материал
предпринимались уже в XVII–XVIII вв., но как
наука антропология сформировалась лишь
ко второй половине XIX в.
1. Эволюционизм и диффузионизм
Первым направлением культурной антропологии считается эволюционистская концепция. Этот этап культурной антропологии начался приблизительно в середине XIX в. в связи с распространением представлений об исторической связи развитых цивилизаций с первобытной культурой. Основным понятием исследовательских подходов в этот период выступает термин «эволюция».
Эволюция – это особый тип последовательности необратимых изменений культурных феноменов от относительно бессвязной гомогенности к относительно более согласованной гетерогенности. Эти изменения происходят благодаря постепенной дифференциации и интеграции. Исходным положением эволюционизма является убеждение, что прошлое человечества может быть восстановлено на основе изучения существующих примитивных обществ.
Это концепция опирается на идею, что «пережитки», встречающиеся в современных культурах, способны послужить ключом к разгадке тайн исторической родословной этих современных культур. В числе основных идей и принципов эволюционистской концепции могут быть выделены следующие:
1) идея единства человеческого рода и единообразия развития культур;
2) прямая однолинейность такого развития - от простого к сложному;
3)
тезис об обязательности
4) идея общественного прогресса и исторического оптимизма.
Это
направление развивалось
Поскольку идея эволюции была воспринята культурологами и антропологами из естествознания, это послужило стимулом к более широкому привлечению естественнонаучной методологии в этнологию и антропологию. Основоположником эволюционистского направления в культурной антропологии считается английский исследователь Эдвард Барнет Тайлор (1832-1917).
Его часто называют первым профессиональным антропологом, вместе с тем он не получил специального образования. В его главном труде «Первобытная культура» была представлена развернутая картина эволюционного развития культуры. Он был убежден, что все народы и все культуры соединены между собой в непрерывный и прогрессивно развивающийся эволюционный ряд, что все культуры должны пройти примерно те же стадии в общекультурном развитии, что и цивилизованные (европейские) страны.
Эти стадии - дикость, варварство и цивилизация. Развитие культуры Э. Б. Тайлор понимал по аналогии с развитием естественных явлений и биологических видов. В частности, он ставил задачу приспособления естественно_научной классификации к потребностям этнологии. При этом единицами изучения выступали отдельные категории предметов и явлений духовной и материальной культуры, которые он уподоблял видам растений и животных. Естественнонаучный метод Э. Б. Тайлора страдал ограниченностью, поскольку не опирался на идею целостности культуры.
По его определению, культура выступает лишь как совокупность орудий труда, оружия, техники, обрядов, верований, ритуалов и т. д. Эволюция каждого из этих рядов элементов культуры английским исследователем изучается вне связи с другими рядами явлений культуры. В теории культур Э. Б. Тайлора активно используется также «метод пережитков». Он считал, что в современных обществах особым образом сохраняются следы предыдущих стадий развития. Такие элементы он сравнивал с «живыми ископаемыми» и называл их «пережитками».
В конце XIX - начале XX вв. возникает диффузионизм как реакция на ограниченность и недостатки ранних эволюционистских концепций. Диффузионизм как теоретическая модель историко-культурного процесса, методология культурно-антропологических исследований зародился в Германии и Австрии. Развитие идей диффузионизма связано с работами немецких ученых Лео Фробениуса (1873-1938), Фрица Гребнера (1877-1934), австрийских этнологов Вильгельма Шмидта (1868-1954), Вильгельма Копперса (1886-1961), английских антропологов Вильяма Реверса (1864-1922), Гордона Вира Чайлда (1892-1957) и др.
Истоки
диффузионизма лежат в
Он считал, что природные условия вызывают различия в культурах народов, однако эти различия между культурами постепенно сглаживаются, поскольку в процессе культурных контактов народов происходят пространственные перемещения этнографических предметов. Диффузионисты противопоставили понятию эволюции понятие культурной диффузии (пространственное распространение культурных достижений одних обществ в другие).
Возникнув в одном обществе, то или иное явление культуры может быть заимствовано и усвоено членами многих других обществ. То или иное явление культуры не обязательно должно было возникнуть в данном обществе в результате эволюции, оно вполне могло быть заимствовано, воспринято им извне. На основе диффузионизма была разработана теория «культурных кругов» (Лео Фробениус), согласно которой сочетание ряда признаков в определенном географическом районе позволяет выделить отдельные культурные провинции (круги).
«Культурный круг» - искусственно созданное по произвольно отобранным элементам понятие; он не развивается во времени, а лишь взаимодействует с другими кругами в географическом пространстве. Если культура перенесена в иные природные условия, ее развитие пойдет по другому пути и из взаимодействия старых культур могут возникнуть новые. Эти идеи нашли отражение в теории миграций, согласно которой культурные явления, однажды возникнув, многократно перемещаются.
Элементы одного «круга» могут распространяться путем диффузии (перемещения) и накладываться на элементы другого «круга». Сменяющие друг друга во времени культурные круги образуют культурные слои. Вся история культуры - это история перемещения нескольких «культурных кругов» и их «напластование» (взаимодействие).
Л.
Фробениус разработал концепцию
«морфологии культуры». Каждая культура
является своего рода особым организмом,
самостоятельной сущностью, проходящей
те же ступени развития, что и все живое.
Фробениус полагал, что культуры могут
быть мужскими и женскими. Культуры обладают
собственным характером, «культурной
душой» и проходят стадии рождения, взросления,
старения и смерти.
2. Цивилизационизм
Цивилизационизм в ракурсе своего проблемного поля, наоборот, видит существо исторической динамики в последовательном кумулятивном нарастании культурной специфичности локальной исторической общности (цивилизации), форм и алгоритмов ее деятельности. Причина та же самая – нарастающий конфликт общности с внешним окружением (ведь даже внутренний социальный или экологический кризис, в конечном счете, приводит к вмешательству внешних сил), что, в результате рано или поздно инициирует кризис и гибель данной общности и возникновение на ее обломках иного образования, с другими параметрами культурной специфичности.
То есть, согласно воззрениям цивилизационистов, конфликт общества с внешним окружением в его макроистории не может иметь для него позитивного исхода и однажды кончается разрушением. Культурная специфичность, по мнению цивилизационистов, – это высшая его ценность, главное историческое завоевание, но она же и причина его элиминации. Получается, что чем более специфична общность (национально своеобразна), тем менее она исторически устойчива, что подтверждается и закономерностями, выводимыми современной социальной синергетикой.
Цивилизационизм, понимающий процессы культурной динамики как процедуры кумулятивного накопления специфических местных культурных черт, что приводит ко все большей локализации культур в особых формах, называемых цивилизационными признаками.
История мыслится как процесс постепенного нарастания локальной специфичности обществ, завершающийся их гибелью (по тем или иным причинам) и образованием новых обществ, проходящих тот же цикл. Цивилизационизм, как и эволюционизм, специально сосредоточен на теории исторического развития культуры, но предполагает не линейное поступательное развитие, а циклическое, от рождения одной культуры к ее концу и рождению новой.