Сравнительная характеристика культура логических школ: Эволюционизм и диффузионизм, Цивилизационизм, Психоаналитизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 13:43, реферат

Описание работы

Культурная антропология включает в себя этнографию, собирающую материал об отдельных культурах, этнологию, теоретически обобщающую этот материал, общие антропологические теории, сведения из области лингвистики, археологии, истории общества и культуры, религиоведения. Знания о культурах различных народов и племен накапливались в течение многих веков.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………3
1. Эволюционизм и диффузионизм……………………………………….4
2. Цивилизационизм………………………………………………………..7
3. Психоаналитизм………………………………………………………..12
Заключение ……………………………………………………………….15
Список литературы……………………………………………………….16

Работа содержит 1 файл

культурология.doc

— 88.00 Кб (Скачать)

Министерство  культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Челябинская  Государственная Академия культуры и искусств» 
 
 
 
 
 
 

Реферат

по дисциплине Культуралогия

на тему «Сравнительная характеристика культура логических школ: Эволюционизм и диффузионизм, Цивилизационизм, Психоаналитизм 
 
 
 
 
 
 

                                                              Выполнила:   

                                                                                      студентка группы 301Доу

                                                                 Козлюк Ю.А 

                                                                                        Проверил:

                                                                           Стрельникков А.В 
 

Челябинск 2011

Содержание  

      Введение  ……………………………………………………………………3

     1. Эволюционизм и диффузионизм……………………………………….4

     2. Цивилизационизм………………………………………………………..7

     3. Психоаналитизм………………………………………………………..12

     Заключение  ……………………………………………………………….15

     Список  литературы……………………………………………………….16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Культурная  антропология (или культурантропология) является одним их важнейших направлений  культурологических исследований. Она  является частью огромной системы знаний о человеке, называемой антропологией (наукой о человеке).

     В ее рамках выделяют теологическую (богословную), или религиозную, антропологию, психологическую  антропологию, естественно-научную (биологическую) антропологию, когнитивную антропологию, изучающую проблемы познания человеком мира. В этом ряду нашла место и культурная антропология, исследующая культуру как форму жизни и деятельности человека, среду обитания людей.

     Культурная  антропология по своему происхождению тесно связанна с этнографией – наукой, исследующей культуры различных племен и народов, в основном живущих в Африке, Америке, Австралии и Океании. Культурантропология и сейчас активно использует этнографические материалы, хотя уже давно вышла за рамки этнографии.

     Культурная  антропология включает в себя этнографию, собирающую материал об отдельных культурах, этнологию, теоретически обобщающую этот материал, общие антропологические  теории, сведения из области лингвистики, археологии, истории общества и культуры, религиоведения. Знания о культурах различных народов и племен накапливались в течение многих веков.

     Они содержатся в памятниках древней  литературы, исторической и религиозной  мысли, рассказах путешественников. Первые попытки обобщить этот материал предпринимались уже в XVII–XVIII вв., но как наука антропология сформировалась лишь ко второй половине XIX в. 
 
 
 

     1. Эволюционизм и  диффузионизм

     Первым  направлением культурной антропологии считается эволюционистская концепция. Этот этап культурной антропологии начался приблизительно в середине XIX в. в связи с распространением представлений об исторической связи развитых цивилизаций с первобытной культурой. Основным понятием исследовательских подходов в этот период выступает термин «эволюция».

     Эволюция  – это особый тип последовательности необратимых изменений культурных феноменов от относительно бессвязной гомогенности к относительно более согласованной гетерогенности. Эти изменения происходят благодаря постепенной дифференциации и интеграции. Исходным положением эволюционизма является убеждение, что прошлое человечества может быть восстановлено на основе изучения существующих примитивных обществ.

     Это концепция опирается на идею, что «пережитки», встречающиеся в современных культурах, способны послужить ключом к разгадке тайн исторической родословной этих современных культур. В числе основных идей и принципов эволюционистской концепции могут быть выделены следующие:

     1) идея единства человеческого  рода и единообразия развития  культур;

     2) прямая однолинейность такого развития - от простого к сложному;

     3) тезис об обязательности выделенных  стадий развития для всех обществ;

     4) идея общественного прогресса  и исторического оптимизма.

     Это направление развивалось многими  исследователями в Европе и Америке. Среди них: в Англии - Г. Спенсер, Дж. Мак-Леннан, Дж. Лебок, Э. Тайлор, Дж. Фрезер; в Германии - А. Бастиан, Т. Вайц, Ю. Липперт; во Франции - Ш. Летурно; в США - Л. Г. Морган. Основной методологический вопрос, с которым столкнулся эволюционизм, - это вопрос о применимости принципов дарвинизма к развитию человеческого общества. В самом деле, если строго следовать этим принципам, то эволюция выступает лишь как некоторый регулятор таких процессов причинности, у которых важнейшую роль играет случай.

     Поскольку идея эволюции была воспринята культурологами и антропологами из естествознания, это послужило стимулом к более широкому привлечению естественнонаучной методологии в этнологию и антропологию. Основоположником эволюционистского направления в культурной антропологии считается английский исследователь Эдвард Барнет Тайлор (1832-1917).

     Его часто называют первым профессиональным антропологом, вместе с тем он не получил специального образования. В его главном труде «Первобытная культура» была представлена развернутая картина эволюционного развития культуры. Он был убежден, что все народы и все культуры соединены между собой в непрерывный и прогрессивно развивающийся эволюционный ряд, что все культуры должны пройти примерно те же стадии в общекультурном развитии, что и цивилизованные (европейские) страны.

     Эти стадии - дикость, варварство и цивилизация. Развитие культуры Э. Б. Тайлор понимал по аналогии с развитием естественных явлений и биологических видов. В частности, он ставил задачу приспособления естественно_научной классификации к потребностям этнологии. При этом единицами изучения выступали отдельные категории предметов и явлений духовной и материальной культуры, которые он уподоблял видам растений и животных. Естественнонаучный метод Э. Б. Тайлора страдал ограниченностью, поскольку не опирался на идею целостности культуры.

     По  его определению, культура выступает  лишь как совокупность орудий труда, оружия, техники, обрядов, верований, ритуалов и т. д. Эволюция каждого из этих рядов элементов культуры английским исследователем изучается вне связи с другими рядами явлений культуры. В теории культур Э. Б. Тайлора активно используется также «метод пережитков». Он считал, что в современных обществах особым образом сохраняются следы предыдущих стадий развития. Такие элементы он сравнивал с «живыми ископаемыми» и называл их «пережитками».

     В конце XIX - начале XX вв. возникает диффузионизм как реакция на ограниченность и недостатки ранних эволюционистских концепций. Диффузионизм как теоретическая модель историко-культурного процесса, методология культурно-антропологических исследований зародился в Германии и Австрии. Развитие идей диффузионизма связано с работами немецких ученых Лео Фробениуса (1873-1938), Фрица Гребнера (1877-1934), австрийских этнологов Вильгельма Шмидта (1868-1954), Вильгельма Копперса (1886-1961), английских антропологов Вильяма Реверса (1864-1922), Гордона Вира Чайлда (1892-1957) и др.

     Истоки  диффузионизма лежат в антропогеографических  учениях немецкого географа и  этнографа Фридриха Ратцеля. В отличие  от эволюционистов, которые рассматривали каждое явление культуры как звено в цепи эволюции, Ф. Ратцель стремился изучать явления культуры в связи с конкретными условиями, прежде всего географическими. Свою концепцию культуры он изложил в многотомных исследованиях «Антропогеография» (1882-1891 гг.), «Народоведение» (1885-1895 гг.), «Земля и жизнь» (1891 г.). Главные идеи своей концепции культуры немецкий исследователь сформулировал в «Антропогеографии».

     Он  считал, что природные условия  вызывают различия в культурах народов, однако эти различия между культурами постепенно сглаживаются, поскольку в процессе культурных контактов народов происходят пространственные перемещения этнографических предметов. Диффузионисты противопоставили понятию эволюции понятие культурной диффузии (пространственное распространение культурных достижений одних обществ в другие).

     Возникнув в одном обществе, то или иное явление культуры может быть заимствовано и усвоено членами многих других обществ. То или иное явление культуры не обязательно должно было возникнуть в данном обществе в результате эволюции, оно вполне могло быть заимствовано, воспринято им извне. На основе диффузионизма была разработана теория «культурных кругов» (Лео Фробениус), согласно которой сочетание ряда признаков в определенном географическом районе позволяет выделить отдельные культурные провинции (круги).

     «Культурный круг» - искусственно созданное по произвольно отобранным элементам понятие; он не развивается во времени, а лишь взаимодействует с другими кругами в географическом пространстве. Если культура перенесена в иные природные условия, ее развитие пойдет по другому пути и из взаимодействия старых культур могут возникнуть новые. Эти идеи нашли отражение в теории миграций, согласно которой культурные явления, однажды возникнув, многократно перемещаются.

     Элементы  одного «круга» могут распространяться путем диффузии (перемещения) и накладываться на элементы другого «круга». Сменяющие друг друга во времени культурные круги образуют культурные слои. Вся история культуры - это история перемещения нескольких «культурных кругов» и их «напластование» (взаимодействие).

     Л. Фробениус разработал концепцию  «морфологии культуры». Каждая культура является своего рода особым организмом, самостоятельной сущностью, проходящей те же ступени развития, что и все живое. Фробениус полагал, что культуры могут быть мужскими и женскими. Культуры обладают собственным характером, «культурной душой» и проходят стадии рождения, взросления, старения и смерти. 

     2. Цивилизационизм

     Цивилизационизм в ракурсе своего проблемного поля, наоборот, видит существо исторической динамики в последовательном кумулятивном нарастании культурной специфичности локальной исторической общности (цивилизации), форм и алгоритмов ее деятельности. Причина та же самая – нарастающий конфликт общности с внешним окружением (ведь даже внутренний социальный или экологический кризис, в конечном счете, приводит к вмешательству внешних сил), что, в результате рано или поздно инициирует кризис и гибель данной общности и возникновение на ее обломках иного образования, с другими параметрами культурной специфичности.

     То  есть, согласно воззрениям цивилизационистов, конфликт общества с внешним окружением в его макроистории не может иметь  для него позитивного исхода и  однажды кончается разрушением. Культурная специфичность, по мнению цивилизационистов, – это высшая его ценность, главное историческое завоевание, но она же и причина его элиминации. Получается, что чем более специфична общность (национально своеобразна), тем менее она исторически устойчива, что подтверждается и закономерностями, выводимыми современной социальной синергетикой.

     Цивилизационизм, понимающий процессы культурной динамики как процедуры кумулятивного  накопления специфических местных  культурных черт, что приводит ко все большей локализации культур в особых формах, называемых цивилизационными признаками.

     История мыслится как процесс постепенного нарастания локальной специфичности  обществ, завершающийся их гибелью (по тем или иным причинам) и образованием новых обществ, проходящих тот же цикл. Цивилизационизм, как и эволюционизм, специально сосредоточен на теории исторического развития культуры, но предполагает не линейное поступательное развитие, а циклическое, от рождения одной культуры к ее концу и рождению новой.

Информация о работе Сравнительная характеристика культура логических школ: Эволюционизм и диффузионизм, Цивилизационизм, Психоаналитизм