Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 13:56, курсовая работа
Санкт-Петербург называют культурной столицей России. И он оправдывает это название. Здесь располагается большая часть всего культурного наследия нашей Родины: музеи, памятники, театры, парки, великолепные образцы архитектурного творчества ну и конечно храмы.
Я посвящаю свою работу храмам, церквям и соборам Санкт-Петербурга. Потому, что они являются неотъемлемой частью ансамбля города. Трудно представить себе Петербург без его храмов и также трудно переоценить вклад церкви в становление города на Неве и России в целом.
Содержание
Введение………………………………………………………………......................3
1.Казанский собор……………………………...……………………………………4
2.Алексндро –Невская лавра и её святыни…………………………..... ………...9
2.1.Никольская кладбищенская церковь…………………………….....................11
2.2. Рака с мощами Святого кн. Александра Невского……………......................11
2.3.Икона преподобного Серафима Саровского Чудотворца…………………...12
2.4.Икона Божией Матери "Скоропослушница"……………………....................12
3.Исаакиевский собор…………………………………………………..................14
Заключение………………………………………………………….......................17
Список использованной литературы…………………………………………..18
..
С 1922 г. в Лавре были закрыты все церкви. Монастырь упразднен. Но, по неизреченной милости Господа нашего Иисуса Христа, по Святой Его воле сегодня монастырь постепенно возрождается к жизни. Вновь идет строительство. С каждым днем увеличивается количество братии, открываются мастерские: швейная, столярная, иконописная. Официальная дата возрождения монастыря — 5 апреля 1996 г. С 1956 г. Русской Православной Церкви был возвращен Троицкий собор, с 1987 г. открыта Никольская (кладбищенская) церковь, ныне переданная монастырю. В обеих церквах совершаются службы, согласно церковному чину. Главными праздниками Александро-Невской Лавры являются: День Святой Троицы Пятидесятницы, праздник Покрова Пресвятой Богородицы — 1/14 октября; праздник иконы Божией Матери "Скоропослушница" 9/22 ноября; 23 ноября/6 декабря—день преставления блгв. вел. кн. Александра Невского (1263 г.), а также 30 августа/12 сентября (1724 г.) — первое и 21 мая/3 июня (1989г.) — второе перенесение его мощей.
2.1 Никольская кладбищенская церковь
В 1861 году Духовный Собор Лавры во главе с наместником монастыря архимандритом Никанором обратился к митрополиту с докладом об устройстве на этом месте кладбища. 27.03.1861 г. доклад был утвержден. Кладбище было устроено по плану известного петербургского архитектора Г.Карпова между рекой Невой и восточным фасадом Свято-Троицкого собора Александро-Невской Лавры. Позже, в 1868 г. на новом засоборном кладбище была заложена церковь. Строил ее купец Николай Иванович Русанов, которому на кладбище принадлежат 22 места. Церковь была освящена в 1871 г. в честь свт. Николая Чудотворца. По церкви получило свое название и кладбище.
2.2 Рака с мощами Святого кн. Александра Невского
Великий
кн. Александр Ярославич Невский
скончался в схиме с именем
Алексий 14 ноября 1263 г. в Городце на Волге,
на пути из орды. В 1723-1724 гг. мощи Блгв. вел.
князя были перенесены из Владимирского
Рождественского собора в Санкт-Петербург
в Александро-Невский монастырь. 30 авг.
1724 г. в присутствии императора Петра II
состоялась торжественная церемония освящения
первой каменной церкви монастыря (Благовещенской—Александро-
2.3 Икона преп. Серафима Саровского Чудотворца
Преподобный Серафим Саровский чудотворец причислен к лику святых в 1903г. Преп. Серафим Саровский (в миру Прохор Мошкин) родился в Курске 19 июля 1759 г. В 18 лет ушел в монастырь. По благословению старца Киево – Печерской Лавры Досифея в 1778 г. пришел в Саровскую пустынь, где был пострижен в иноки с именем Серафим (13 авг. 1786 г.), где и нес свое послушание до самой своей кончины (2 янв. 1833 г.). Постоянная литургическая жизнь, неустанность в молитвах и смирение способствовали развитию у него Божественного дара — прозорливости, благодаря чему братия почитала его как старца. С 1794 г. старец начал отшельническое житие в пяти верстах от монастыря. С 1807 г., после смерти строителя монастыря Исаии ушел в полное безмолвие. И только с 1815 г. начал принимать богомольцев, которые со всех концов России притекали к старцу, прозорливому подвижнику благочестия, за духовными советами и наставлениями.
2.4 Икона Божией Матери "Скоропослушница"
Праздник
9 (22) ноября. Первообраз этой иконы, находящейся
на Афонской горе, в монастыре Дохиар,
написан в Х веке. Сохранилось
предание о первых чудесах, явленных
от этой иконы. Один из монахов, трапезарий
Нил, слышал голос от этой иконы, но
не внял ему, не уверовав в возможность
чуда, явленного Божией Матерью, за
что был ослеплен. Но после усердных молений,
Божия Матерь вернула ему зрение, возвестив:
"Передай братии, с этих пор я — их покров
и защита монастыря. Пусть они и все православные
прибегают ко мне в нуждах и никого я не
оставлю. И будет икона моя именоваться
"Скоропослушница", потому что всем
притекающим к ней буду являть я милость
и услышание скорое". С тех пор множество
чудес явила Богородица через этот образ.
Прозревали слепые, начинали ходить хромые,
спасались от плена, и совершались многие
другие чудесные явления и исцеления притекающих
к этому образу. Списки с афонской иконы
"Скоропослушницы" распространены
по всей России, и многие из них прославились
чудотворениями, один из них находится
в Свято-Троицком соборе Александро-Невской
Лавры, который особенно почитается верующими
града святого апостола Петра.
Собор является
одной из самых заметных достопримечательностей
С.-
Петербурга. Его особые величие и роскошь,
выраженные и в размерах здания, и в богатстве
каменного убранства, определились тем
значением, которое ему предавал дом Романовых:
собор посвящен Петру I и назван в честь
св. Исаакия Далматского, в день памяти
которого родился Петр I.
Сменяя друг друга, до нынешнего Исаакиевского
собора были возведены три
Исаакиевские церкви, все более дорогие.
1-я
церковь: При закладке
Адмиралтейском лугу, примерно на месте
нынешнего фонтана с бюстами выдающихся
деятелей России, срубили бревенчатый
амбар, в котором изготовлялись чертежи
для разных корабельных сооружений. Но
вскоре на внутреннем дворе верфи построили
новую, более просторную чертежную
«камору», а старый амбар перестроили
под приходскую церковь, которая была
освящена в 1710 году во имя Исаакия Далматского.
Это было длинное бревенчатое, с широкими
окнами строение, крытое двускатной тесовой
крышей. Над алтарем возвышался купол
с крестом, а над западной стороной – одноярусная
со шпицем колокольня.
2-церковь:
6 августа 1719 года была заложена
новая каменная церковь во
имя того же святого,
Нева в этом месте была шире, а берег низменный
болотистый. Церковь в плане имела форму
греческого равноконечного креста и завершалась
высокой стройной башней с золоченым шпилем;
внешне она несколько походила на возводимый
в крепости Петропавловский собор, и к
тому же на обоих храмах были установлены
часы-куранты, доставленные из Амстердама.
В 1735 году в шпиль ударила молния, и возник
пожар – церковь пришлось восстанавливать
чуть ли не заново.
3-церковь: Вступившая на престол в 1761 году Екатерина 2, особенно чтившая память великого предшественника, сочла, что старинная и обветшалая церковь не гармонирует с архитектурным ансамблем центральной части столицы, и повелела А. Ринальди возвести на новом месте мраморный величественный Исаакиевский собор. Работы начались в 60-х годах 18 века, но велись очень медленно и второпях были закончены лишь при Павле 1. Гранит и другие строительные материалы пошли на возведение Михайловского замка, а недостроенный собор поспешно завершили в кирпиче и с большими искажениями проекта Ринальди. При этом размеры церкви и ее колокольни оказались сильно уменьшенными по сравнению с планом А. Ринальди. Третья Исаакиевская церковь, хотя и облицованная карельскими мраморами, не гармонировала с окружавшими ее постройками и была снесена. Сейчас ее модель экспонируется в отделе истории архитектуры Научно-исследовательского музея Академии художеств.
4-я
церковь: Александр 1 решил возвести
новый храм, который мог бы
«как снаружи, так и внутри
по богатству и благородству
архитектуры представлять все,
что возбуждает удивление в
самых великолепных церквях Италии».
Здание предназначалось
для главного православного храма России,
на его возведение не жалели ни средств,
ни сил. Собор строился по проекту архитектора
О. Монферрана необычайно долго, в течение
40 лет начиная с 1818 года вследствие больших
технических трудностей.
Этот облик собор сохранил до наших дней . Я не буду останавливаться на подробном описании внешнего и внутреннего убранства храма . Я лишь только отмечу , что высота собора 101,5 м. , масса-300 тыс .тонн , для сооружения и убранства использованы 43 вида минералов , здание украшают более 400 произведений скульптуры , живописи , мозаики .
Особо сильно Исаакиевский собор пострадал во время Великой Отечественной войны. Его гранитные колонны были повреждены осколками разорвавшихся поблизости фашистских снарядов. Множество таких ран несут, в частности, колонны западного портика. Осколки бомб и снарядов пробили крышу здания, и внутрь его стали проникать атмосферные осадки. Декоративное убранство собора разрушалось от сырости и холода. На мраморной облицовке внутренних стен и пилонов образовалась сеть трещин, появились выбоины и сколы. Мрамор утратил зеркальную полировку, поверхность его покрылась грязью и копотью.
В
первые же послевоенные годы в соборе
начались реставрационные работы, продолжавшиеся
до 1963 г. Стены были очищены от наслоений
грязи абразивами, трещины и выбоины
на мраморе тщательно заделывались
разноцветными мастиками, созданными
на основе синтетических смол. Затем
вся поверхность камня была тщательно
отполирована. Сейчас только внимательно
присмотревшись к блестящей поверхности
мраморных плит, можно увидеть
множество мелких вставок из мастики
с мраморной крошкой.
Заключение
Это, конечно же, далеко не все храмы Санкт-Петербурга и его окрестностей. Кроме этих храмов здесь находятся десятки больших и маленьких соборов, храмов, церквей и церквушек. И многие из них благодаря своей красоте и истории известны далеко за пределами Петербурга и даже России. Это такие памятники Российской истории и архитектуры как: Петропавловский собор, Собор во имя вознесесения Христа на Екатериниском канале (Спас-на-крови), Собор во имя Святого Равноапостольного Князя Владимира, Троицкий Собор, Спасо-Преображенский Собор (Собор во имя Преображения Господня Всей гвардии), Церковь во имя иконы Владимирской Божией Матери, Крестодвиженская церковь, Церковь Спаса Нерукотворного Образа ("Спасо-Конюшенная") .
Конечно
за время своего существования многие
храмы утратили свой первоначальный
облик. Но сейчас , в связи с 300-летием Санкт
–Петербурга проведена или проводится
их реставрация , и хочется верить в то
, что когда-нибудь мы сможем увидеть Санкт-Петербург
в его первозданной красе .
Список использованной литературы
1. Барулин B.C. Социально-философская антропология. - М., 1994
2. Введение в культурологию, - М., 1995
3.
Введение в культурологию:
4.
Ерасов Б.С. Социальная
1994.
5.История культуры России, - М., 1993.
6.
Кармин А. С. Основы
7.
Кондаков И.В. Введение в
8.
Культурология. Основы теории
и истории культуры / Под ред.
И.Ф.Кефели. - СПб, 1996.
9. Культурология. - Ростов-на-Дону, 1995.
10. Левяш И.Я. Культурология: Курс лекций. - Минск, 1998.
11. Маллюга Ю.А. Культурология. - М., 1998.
12. Мамонтов СП. Основы культурологии. - М., 1996.
13. Мыльников А.С. Основы исторической типологии культуры: Учеб.
пособие. - Л., 1979
14. Немировская Л.З. Культурология. История и теория культуры. - М.,
1992
15. Орлова Э.А. Введение в социальную, культурную антропологию. - М.,
1994 .
16.
Основы теории и истории
17. Поликарпов B.C. Лекции по культурологии. - М., 1997.
18. Полищук В.И. Культурология. - М., 1998.
19. Розин В.М. Введение в Культурологию. - М., 1994.
20.
Серафимов В., Фомин М. Описание Исаакиевского
собора в Санкт-
Петербурге, составленное по официальным
документам. СПб, 1865, с.
7.