Сравнение трёх соборов

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 13:56, курсовая работа

Описание работы

Санкт-Петербург называют культурной столицей России. И он оправдывает это название. Здесь располагается большая часть всего культурного наследия нашей Родины: музеи, памятники, театры, парки, великолепные образцы архитектурного творчества ну и конечно храмы.
Я посвящаю свою работу храмам, церквям и соборам Санкт-Петербурга. Потому, что они являются неотъемлемой частью ансамбля города. Трудно представить себе Петербург без его храмов и также трудно переоценить вклад церкви в становление города на Неве и России в целом.

Содержание

Содержание
Введение………………………………………………………………......................3
1.Казанский собор……………………………...……………………………………4
2.Алексндро –Невская лавра и её святыни…………………………..... ………...9
2.1.Никольская кладбищенская церковь…………………………….....................11
2.2. Рака с мощами Святого кн. Александра Невского……………......................11
2.3.Икона преподобного Серафима Саровского Чудотворца…………………...12
2.4.Икона Божией Матери "Скоропослушница"……………………....................12
3.Исаакиевский собор…………………………………………………..................14
Заключение………………………………………………………….......................17
Список использованной литературы…………………………………………..18
..

Работа содержит 1 файл

Отчёт по Культурологии.docx

— 42.14 Кб (Скачать)

    С 1922 г. в Лавре были закрыты все церкви. Монастырь упразднен. Но, по неизреченной милости Господа нашего Иисуса Христа, по Святой Его воле сегодня монастырь постепенно возрождается к жизни. Вновь идет строительство. С каждым днем увеличивается количество братии, открываются мастерские: швейная, столярная, иконописная. Официальная дата возрождения монастыря — 5 апреля 1996 г. С 1956 г. Русской Православной Церкви был возвращен Троицкий собор, с 1987 г. открыта Никольская (кладбищенская) церковь, ныне переданная монастырю. В обеих церквах совершаются службы, согласно церковному чину. Главными праздниками Александро-Невской Лавры являются: День Святой Троицы Пятидесятницы, праздник Покрова Пресвятой Богородицы — 1/14 октября; праздник иконы Божией Матери "Скоропослушница" 9/22 ноября; 23 ноября/6 декабря—день преставления блгв. вел. кн. Александра Невского (1263 г.), а также 30 августа/12 сентября (1724 г.) — первое и 21 мая/3 июня (1989г.) — второе перенесение его мощей.

2.1 Никольская кладбищенская церковь

    В 1861 году Духовный Собор  Лавры во главе с наместником монастыря архимандритом Никанором обратился к митрополиту с докладом об устройстве на этом месте кладбища. 27.03.1861 г. доклад был утвержден. Кладбище было устроено по плану известного петербургского архитектора Г.Карпова между рекой Невой и восточным фасадом Свято-Троицкого собора Александро-Невской Лавры. Позже, в 1868 г. на новом засоборном кладбище была заложена церковь. Строил ее купец Николай Иванович Русанов, которому на кладбище принадлежат 22 места. Церковь была освящена в 1871 г. в честь свт. Николая Чудотворца. По церкви получило свое название и кладбище.

    2.2 Рака с мощами Святого кн. Александра Невского

    Великий кн. Александр Ярославич Невский  скончался в схиме с именем 
Алексий 14 ноября 1263 г. в Городце на Волге, на пути из орды. В 1723-1724 гг. мощи Блгв. вел. князя были перенесены из Владимирского Рождественского собора в Санкт-Петербург в Александро-Невский монастырь. 30 авг. 1724 г. в присутствии императора Петра II состоялась торжественная церемония освящения первой каменной церкви монастыря (Благовещенской—Александро-Невской), в которой и была первоначально установлена гробница с мощами Св. князя. Впоследствии, мощи были перенесены в Свято-Троицкий собор. Сегодня, когда монастырь возрожден к жизни, каждое утро перед ракой с мощами покровителя обители ее насельниками совершается братский молебен.

    2.3 Икона преп. Серафима Саровского Чудотворца

    Преподобный Серафим Саровский чудотворец причислен к лику святых в 1903г. Преп. Серафим Саровский (в миру Прохор Мошкин) родился в Курске  19 июля 1759 г. В 18 лет ушел в монастырь. По благословению старца Киево – Печерской Лавры Досифея в 1778 г. пришел в Саровскую пустынь, где был пострижен в иноки с именем Серафим (13 авг. 1786 г.), где и нес свое послушание до самой своей кончины (2 янв. 1833 г.). Постоянная литургическая жизнь, неустанность в молитвах и смирение способствовали развитию у него Божественного дара — прозорливости, благодаря чему братия почитала его как старца. С 1794 г. старец начал отшельническое житие в пяти верстах от монастыря. С 1807 г., после смерти строителя монастыря Исаии ушел в полное безмолвие. И только с 1815 г. начал принимать богомольцев, которые со всех концов России притекали к старцу, прозорливому подвижнику благочестия, за духовными советами и наставлениями.

    2.4 Икона Божией Матери "Скоропослушница"

    Праздник 9 (22) ноября. Первообраз этой иконы, находящейся  на Афонской горе, в монастыре Дохиар, написан в Х веке. Сохранилось  предание о первых чудесах, явленных от этой иконы. Один из монахов, трапезарий Нил, слышал голос от этой иконы, но не внял ему, не уверовав в возможность  чуда, явленного Божией Матерью, за что был ослеплен. Но после усердных молений, Божия Матерь вернула ему зрение, возвестив: "Передай братии, с этих пор я — их покров и защита монастыря. Пусть они и все православные прибегают ко мне в нуждах и никого я не оставлю. И будет икона моя именоваться "Скоропослушница", потому что всем притекающим к ней буду являть я милость и услышание скорое". С тех пор множество чудес явила Богородица через этот образ. Прозревали слепые, начинали ходить хромые, спасались от плена, и совершались многие другие чудесные явления и исцеления притекающих к этому образу. Списки с афонской иконы "Скоропослушницы" распространены по всей России, и многие из них прославились чудотворениями, один из них находится в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры, который особенно почитается верующими града святого апостола Петра. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Исаакиевский собор.

     
        Собор является одной из самых заметных достопримечательностей С.- 
Петербурга. Его особые величие и роскошь, выраженные и в размерах здания, и в богатстве каменного убранства, определились тем значением, которое ему предавал дом Романовых: собор посвящен Петру I и назван в честь св. Исаакия Далматского, в день памяти которого родился Петр I. 
Сменяя друг друга, до нынешнего Исаакиевского собора были возведены три 
Исаакиевские церкви, все более дорогие.

    1-я  церковь: При закладке Адмиралтейства  против его главного входа  на 
Адмиралтейском лугу, примерно на месте нынешнего фонтана с бюстами выдающихся деятелей России, срубили бревенчатый амбар, в котором изготовлялись чертежи для разных корабельных сооружений. Но вскоре на внутреннем дворе верфи построили новую, более просторную чертежную 
«камору», а старый амбар перестроили под приходскую церковь, которая была освящена в 1710 году во имя Исаакия Далматского. Это было длинное бревенчатое, с широкими окнами строение, крытое двускатной тесовой крышей. Над алтарем возвышался купол с крестом, а над западной стороной – одноярусная со шпицем колокольня.

    2-церковь: 6 августа 1719 года была заложена  новая каменная церковь во  имя того же святого, строившаяся  по проекту архитектора Маттарнови. Она стояла примерно там, где  сейчас красуется Медный всадник,  только в ту пору 
Нева в этом месте была шире, а берег низменный болотистый. Церковь в плане имела форму греческого равноконечного креста и завершалась высокой стройной башней с золоченым шпилем; внешне она несколько походила на возводимый в крепости Петропавловский собор, и к тому же на обоих храмах были установлены часы-куранты, доставленные из Амстердама. В 1735 году в шпиль ударила молния, и возник пожар – церковь пришлось восстанавливать чуть ли не заново.

    3-церковь: Вступившая на престол в 1761 году Екатерина 2, особенно чтившая память великого предшественника, сочла, что старинная и обветшалая церковь не гармонирует с архитектурным ансамблем центральной части столицы, и повелела А. Ринальди возвести на новом месте мраморный величественный Исаакиевский собор. Работы начались в 60-х годах 18 века, но велись очень медленно и второпях были закончены лишь при Павле 1. Гранит и другие строительные материалы пошли на возведение Михайловского замка, а недостроенный собор поспешно завершили в кирпиче и с большими искажениями проекта Ринальди. При этом размеры церкви и ее колокольни оказались сильно уменьшенными по сравнению с планом А. Ринальди. Третья Исаакиевская церковь, хотя и облицованная карельскими мраморами, не гармонировала с окружавшими ее постройками и была снесена. Сейчас ее модель экспонируется в отделе истории архитектуры Научно-исследовательского музея Академии художеств.

    4-я  церковь: Александр 1 решил возвести  новый храм, который мог бы  «как снаружи, так и внутри  по богатству и благородству  архитектуры представлять все,  что возбуждает удивление в  самых великолепных церквях Италии». 
        Здание предназначалось для главного православного храма России, на его возведение не жалели ни средств, ни сил. Собор строился по проекту архитектора О. Монферрана необычайно долго, в течение 40 лет начиная с 1818 года вследствие больших технических трудностей.

    Этот  облик собор сохранил до наших  дней . Я не буду останавливаться  на подробном описании внешнего и  внутреннего убранства храма . Я  лишь только отмечу , что высота собора 101,5 м. , масса-300 тыс .тонн , для сооружения и убранства использованы 43 вида минералов , здание украшают более 400 произведений скульптуры , живописи , мозаики .

    Особо сильно Исаакиевский собор пострадал  во время Великой Отечественной  войны. Его гранитные колонны  были повреждены осколками разорвавшихся  поблизости фашистских снарядов. Множество  таких ран несут, в частности, колонны западного портика. Осколки бомб и снарядов пробили крышу здания, и внутрь его стали проникать атмосферные осадки. Декоративное убранство собора разрушалось от сырости и холода. На мраморной облицовке внутренних стен и пилонов образовалась сеть трещин, появились выбоины и сколы. Мрамор утратил зеркальную полировку, поверхность его покрылась грязью и копотью.

    В первые же послевоенные годы в соборе начались реставрационные работы, продолжавшиеся до 1963 г. Стены были очищены от наслоений  грязи абразивами, трещины и выбоины  на мраморе тщательно заделывались разноцветными мастиками, созданными на основе синтетических смол. Затем  вся поверхность камня была тщательно  отполирована. Сейчас только внимательно  присмотревшись к блестящей поверхности  мраморных плит, можно увидеть  множество мелких вставок из мастики  с мраморной крошкой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

    Это, конечно же, далеко не все храмы Санкт-Петербурга и его окрестностей. Кроме этих храмов здесь находятся десятки больших и маленьких соборов, храмов, церквей и церквушек. И многие из них благодаря своей красоте и истории известны далеко за пределами Петербурга и даже России. Это такие памятники Российской истории и архитектуры как: Петропавловский собор, Собор во имя вознесесения Христа на Екатериниском канале (Спас-на-крови), Собор во имя Святого Равноапостольного Князя Владимира, Троицкий Собор, Спасо-Преображенский Собор (Собор во имя Преображения Господня Всей гвардии), Церковь во имя иконы Владимирской Божией Матери,  Крестодвиженская церковь, Церковь Спаса Нерукотворного Образа ("Спасо-Конюшенная") .

    Конечно за время своего существования многие храмы утратили свой первоначальный облик. Но сейчас , в связи с 300-летием Санкт –Петербурга проведена или проводится их реставрация , и хочется верить в то , что когда-нибудь мы сможем увидеть Санкт-Петербург в его первозданной красе . 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

       1. Барулин B.C. Социально-философская антропология. - М., 1994

    2. Введение в культурологию, - М., 1995

    3. Введение в культурологию: Учеб. пособие. - В 3-х ч. - М., 1997

    4. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учеб.пособие. В 2-х ч. - М. ,                                              

        1994.

    5.История культуры России, - М., 1993.

    6. Кармин А. С. Основы культурологии. - СПб, 1997.

    7. Кондаков И.В. Введение в историю  русской культуры. - М. , 1994.

    8. Культурология. Основы теории  и истории культуры / Под ред.                          

        И.Ф.Кефели. - СПб, 1996.

    9. Культурология. - Ростов-на-Дону, 1995.

       10. Левяш И.Я. Культурология: Курс лекций. - Минск, 1998.

       11. Маллюга Ю.А. Культурология. - М., 1998.

       12. Мамонтов СП. Основы культурологии. - М., 1996.

       13. Мыльников А.С. Основы исторической типологии культуры: Учеб.

          пособие. - Л., 1979

       14. Немировская Л.З. Культурология. История и теория культуры. - М.,

          1992

        15. Орлова Э.А. Введение в социальную, культурную антропологию. - М.,

         1994 .

    16. Основы теории и истории культуры. - СПб., 1996.

    17. Поликарпов B.C. Лекции по культурологии. - М., 1997.

    18. Полищук В.И. Культурология. - М., 1998.

    19. Розин В.М. Введение в Культурологию. - М., 1994.

    20. Серафимов В., Фомин М. Описание Исаакиевского собора в Санкт- 
               Петербурге, составленное по официальным документам. СПб, 1865, с.                           

              7.

Информация о работе Сравнение трёх соборов