Сравнение трёх соборов

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 13:56, курсовая работа

Описание работы

Санкт-Петербург называют культурной столицей России. И он оправдывает это название. Здесь располагается большая часть всего культурного наследия нашей Родины: музеи, памятники, театры, парки, великолепные образцы архитектурного творчества ну и конечно храмы.
Я посвящаю свою работу храмам, церквям и соборам Санкт-Петербурга. Потому, что они являются неотъемлемой частью ансамбля города. Трудно представить себе Петербург без его храмов и также трудно переоценить вклад церкви в становление города на Неве и России в целом.

Содержание

Содержание
Введение………………………………………………………………......................3
1.Казанский собор……………………………...……………………………………4
2.Алексндро –Невская лавра и её святыни…………………………..... ………...9
2.1.Никольская кладбищенская церковь…………………………….....................11
2.2. Рака с мощами Святого кн. Александра Невского……………......................11
2.3.Икона преподобного Серафима Саровского Чудотворца…………………...12
2.4.Икона Божией Матери "Скоропослушница"……………………....................12
3.Исаакиевский собор…………………………………………………..................14
Заключение………………………………………………………….......................17
Список использованной литературы…………………………………………..18
..

Работа содержит 1 файл

Отчёт по Культурологии.docx

— 42.14 Кб (Скачать)

    Содержание

Введение………………………………………………………………......................3 
1.Казанский собор……………………………...……………………………………4 
2.Алексндро –Невская лавра и её святыни…………………………..... ………...9 
2.1.Никольская кладбищенская церковь…………………………….....................11 
2.2. Рака с мощами Святого кн. Александра Невского……………......................11 
2.3.Икона преподобного Серафима Саровского Чудотворца…………………...12 
2.4.Икона Божией Матери "Скоропослушница"……………………....................12 
3.Исаакиевский собор…………………………………………………..................14 
Заключение………………………………………………………….......................17

Список  использованной литературы…………………………………………..18

Приложение………………………………………………………………………….. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

    Санкт-Петербург  называют культурной столицей России. И он оправдывает это название. Здесь располагается большая  часть всего культурного наследия нашей Родины: музеи, памятники, театры, парки, великолепные образцы архитектурного творчества ну и конечно храмы.

    Я посвящаю свою работу храмам, церквям и соборам Санкт-Петербурга. Потому, что они являются неотъемлемой частью ансамбля города. Трудно представить себе Петербург без его храмов и также трудно переоценить вклад церкви в становление города на Неве и России в целом.

    К сожалению, невозможно вместить в рамки  моей работы подробное описание всех храмов, соборов и церквей Санкт-Петербурга. Поэтому я подробно остановлюсь  на 3-х наиболее выдающихся. На мой взгляд это Исаакиевский собор, Казанский собор и Александро-Невская лавра. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Казанский собор

    Как видно из названия собор был построен в честь иконы Казанской Божией матери, одной из самых почитаемых на Руси . Из всего многообразия образов только петербургский и московский пользовались известностью во всей империи.

    Сама  икона, датируемая концом XVI века, появилась в Петербурге в 
1710 году, её привезла из Москвы царица Параскева Федоровна. Вначале икона была помещена в "небольшой светлячке" — деревянной часовне у Невки, на Посадской улице Городового острова (позже Петроградская сторона), где тогда находился центр новой столицы. Через два года в часовне была установлена полотняная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, которую по иконе часто называли Казанской. Со временем часовня обветшала, и в 1727 ее закрыли, перенеся утварь и образа в Троицкий собор близ Петропавловской крепости. Местная икона уже в те годы считалась чудотворной.

    В 1733 году по проекту М. Г. Земцова на Невском проспекте была заложена каменная церковь Рождества Богородицы с деревянным куполом и стройной колокольней на входе. Ее освятили З.VII.1737 в присутствии 
Императрицы Анны Иоановны, которая днем раньше сопровождала пешком чудотворный образ, переносимый в храм. Живописное убранство в храме исполнили художники Канцелярии от строений, скульптурное — мастер И. Геринг, иконы написали И. П. Горскин и Г. И. Мелентьев.

    Уже в конце XVIII века церковь на главной  улице Петербурга, выдержанная в  скромном барочном стиле и наименованная  при Императрице Елизавете собором, стала казаться чересчур невзрачной для растущей и все более украшаемой столицы. В конце XVIII века Д. Кваренги и Н. А. Львов работали над проектом нового собора, но он, однако, остался на бумаге.

    В 1799 Император  Павел I провел конкурс на проект Казанского собора, потребовав, чтобы новый храм напоминал римский собор св. Петра. В конкурсе приняли участие П. Гонзаго, Ч. Камерон, Ж. Тома де Томон, однако результатов он так и не дал. Год спустя строительство было поручено сорокалетнему архитектору А. Н. Воронихину, который происходил из крепостных графа А. С. Строганова, известного мецената и президента 
Академии художеств.

    27.VIII.1801 Александр I заложил трехпридельный храм, который возводился целое десятилетие и обошелся казне в 4,7 млн. руб. Его освящение в высочайшем присутствии совершил 15.IХ.1811 митрополит Амвросий.

    Законченный перед началом Отечественной  войны с Наполеоном, собор стал своеобразным ей памятником, особенно после того как в 1813 в его левом  приделе был погребен фельдмаршал  кн. М. И. Кутузов - Смоленский. Внутри храма были развешены захваченные у французов знамена, штандарты и ключи от взятых городов, а в 1837 у Невского проспекта торжественно открыты памятники Кутузову и Барклаю, отлитые по модели Б. И. Орловского.

    Фасады  собора облицованы серым пудожским  камнем и обильно украшены рельефами  и статуями. Их исполнили ведущие  мастера ампира: рельефы - И.П. Мартос, И. П. Прокофьев, Ф. Г. Гордеев, статуи — С. С. Пименов, Мартос, В.И. Демуг-Малиновский, но не все из задуманного удалось осуществить. Огромные северные врата собора отлиты из бронзы по образцу знаменитых "райских дверей" XV века во флорентийском баптистерии. Из барельефов в интерьере уже в прошлом веке уцелели всего два: "Несениекреста" Ф.Ф. Щедрина и "Взятие под стражу" Ж. Рашетта. 
        Сейчас от богатейшей внутренней отделки храма осталось не так много, по-прежнему великолепные 56 колонн из розового финского гранита с золочеными коринфскими капителями и базами эффектно оформляют интерьер, создавая ощущение величия и простора. Все лепное убранство исполнили Ф. Торичелли и Б. Медичи; резчики А. Леблон и Ф. Кретьен вырезали иконостасы, алебастровые фигуры в которых сделали Мартос, Щедрин и Прокофьев. Образа были поручены видным академикам: В. К. Шебуеву, А.Е.Егорову, А.И.Иванову, Ф. П. Брюлло, С. С. Пекину, О. А. Кипренскому и др. (большинство ныне хранится в Русском музее). 
Царские врата отлил из серебра П. Теннер, иконы в них принадлежали кисти 
В.Л. Боровиковского, который написал также образ св. Константина и Елены. 
       Известный бронзовщик П. Ажи изготовил символы Веры, Надежды и Любви, укрепленные под куполом, а Ж. Герен — огромное, в 180 свечей, паникадило. 
        Ко дню освящения чудотворный образ Казанской Божией Матери был украшен богатейшей ризой из чистого золота с драгоценными камнями и жемчугом. После изгнания французов из России донской атаман гр. М.И. Платов прислал собору 40 пудов отнятого у них трофейного серебра. Архитектор К. А. Тон использовал это серебро в 1834 для облицовки главного иконостаса (через сорок лет то же сделали в приделах). В том же году Император Николай I заказал  академикам Ф. А. Бруни, П. В. Басину и К. П. Брюллову большие запрестольные образа в резных золоченых рамах. В 1884 по эскизу арх. Н.В. Набокова ювелир О. Я. Соколов из 11 пудов серебра сделал для соборной плащаницы великолепную гробницу, а шесть лет спустя – чеканные серебряные хоругви. В 1903 прихожане задумали воздвигнуть у собора огромную колокольню, но осуществить этот проект не удалось из-за возражений Академии художеств.

    К столетию храма был проведен большой реставрационный ремонт, которым руководили епархиальный зодчий А. П. Аплаксин, А.А. Парланди художник Э.К. Липгарт. Живопись подновили М.С. Судковскийи, Н.А.Бруни. Кроме чудотворного образа, стоявшего в особом киоте слева от царских врат, почитанием у верующих пользовались и некоторые старинные иконы: Спасителя в иконостасе, свт. Николая и Ченстоховской Божией Матери, подаренной Кутузовым. По проему Н. Н. Никонова в 1891 в соборе была устроена, по примеру других храмов, Голгофа с частицей Живоносного Гроба.

    Другая  частица находилась в иконе Воскресения, которую прислал в 1906 иерусалимский патриарх Дамиан.

    В соборе было много превосходных изделий  из серебра: ризы на иконах, предалтарная балюстрада, кадило 1644 года, подаренная Анной Иоанновной дарохранительница, венцы, в которых венчался с супругой вел. кн. Павел 
Петрович, священные сосуды, сделанные в Париже по заказу Александра I, оклад напрестольного Евангелия, изготовленный в 1787 по рисунку И. и А. И. Вольских, а также старинный крест XVII века с частицами св. мощей. К освящению председатель строительной комиссии гр. А. А. Строганов поднес замечательную дарохранительницу из уральских и сибирских самоцветов, украшенную бронзовыми фигурами и иконами, написанными на финифти Д. И.Евреиновым. Тогда же от Императрицы Марии Феодоровны поступил золотой потир со вставками из алмазов и рубинов. 
Рядом с царским местом, сделанным из финского гранита, под стеклом висело послание Синода об убийстве Александра II, а на соседней колонне - манифест 1815 года о Священном союзе. У входа находились памятные каменные доски об освящении собора и барельефы Павла I и Александра I. Снаружи, на алтарной стене, помещался образ Казанской Божией Матери, написанный в 1865 акад. И.А.Тюриным.

    Начиная с 1743 ежегодно, 30 августа, из Казанского собора по Невскому к Александро-Невской лавре шел самый торжественный в столице крестный ход, в котором поначалу участвовали Государи и кавалеры ордена св. Александра Невского (позднее он начинался от Исаакиевского собора). Этот день в Петербурге считался выходным. 4 апреля крестный ход направлялся к часовне у Летнего сада в память о том, что Александр II после покушения Каракозова прибыл помолиться в собор перед образом Заступницы Небесной. С ее иконой 4 июля верующие шли к Успенскому храму на Сенной площади, чтобы отметить избавление города от холеры в 1849 году. 
        Престольный праздник 8 июля собирал огромное количество народа, и поэтому молебен перед чудотворным образом служили на площади у собора, на особом помосте. Столь же торжественно отмечались "царские дни", когда на богослужении присутствовали члены императорской фамилии, министры и видные сановники. При пении "Тебe, Бога, хвалим" с Петропавловской крепости гремел пушечный салют. 11 мая, в день свв. Кирилла и Мефодия, на молебен сходились тысячи учащихся церковно-приходских школ, а 14 января — на свой национальный праздник св. Саввы — столичные сербы. 25 декабря, день победы над Наполеоном, отмечался особым благодарственным молебном.

    С 1870 в приходе работало благотворительное  общество со школой-приютом, бесплатной столовой, богадельней, домом с дешевыми квартирами и дачей для бедных детей под Сестрорецком. 28.10.1893 в переполненном соборе отпевали П. И. Чайковского.

    В Пасху 1916 впервые в столице пасхальную за утреню служили у храма, на площади перед ним. Соборный причт перед революцией состоял из шести протоиереев и четырех священников. Среди служивших в храме надо упомянуть: прот. Тимофея Ферапонтовича Мысловского, автора книги "Молитвы за умерших", и последнего (с 1913) настоятеля прот. Философа Николаевича Орнатского, видного общественного деятеля, одного из новомучеников. В конце ноября 1920 митрополит Вениамин освятил в соборе придел свмч. Ермогена, патриарха Московского. Ограбленный при изъятии церковных ценностей собор был в апреле 1932 закрыт для верующих (решение Леноблисполкома от 26.12.1931 и Президиума ВЦИК от 
10.03.1932), а 15 ноября того же года открыт как Музей истории религии и атеизма. 
Чудотворная икона была перенесена во Владимирский собор, где помещена у правого клироса. В Троицу 1991 в левом приделе возвращенного епархии 
Казанского собора возобновились богослужения, через год — в главном; предусматривается переезд музея в другие здания и полная передача собора верующим. 
29 марта 1998 года торжественно, согласно уставу, архиерейским чином освящён престол и весь Казанский собор в Санкт-Петербурге. Этим освящением собор очищен от атеистического осквернения и возвращён в прежнее каноническое достоинство.
 
 
 

  1. Александро-Невская лавра и её святыни

    Александро-Невская  Лавра — ныне действующий общежительный  мужской монастырь Санкт-Петербурга.

    Он  был основан императором Петром I в память великого князя Александра Невского (причисленного к лику святых в 1547 году). Монастырь основан на том месте, где, по преданию, сын князя Александра Ярославича (Невского) кн. Андрей в 1301 г. одержал победу над шведами. Первый настоятель Невского монастыря архим. Феодосий, назначенный императором Петром I, еще в 1710 г. водрузил крест на месте будущего монастыря с надписью "Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, повелением Царского Пресветлого Величества, на сем месте имеет создаться монастырь". Но официальной датой основания монастыря принято считать дату освящения первой деревянной Благовещенской церкви — 25 марта 1713 г., хотя уже с 1712 г. началось общежительное житие братии и строительство монастыря.

    С самого начала при монастыре был  учрежден госпиталь и богадельня для офицеров и служилых людей. С 1720 г. открылась школа для детей священнослужителей, впоследствии выросшая в Славяно-Греко- 
Латинскую семинарию, а при Павле I получившая статус Духовной Академии.

    Каменное  строительство началось с 1717 г. по проекту архитектора Доменико Трезини, утвержденному Петром I в 1715 г. На правом берегу реки Монастырки была возведена первая каменная Лазаревская церковь над могилой любимой сестры императора Петра I Наталии Алексеевны. 
До учреждения Святейшего Синода в Александро-Невской обители были сосредоточены все церковно-административные дела Петербурга с его уездами.

    В Духовной Академии осуществлялась подготовка первоклассных духовных кадров. Начиная  с петровских времен монахи Невского монастыря служили на флоте, несли  послушания в приписных монастырях, многие из них становились архимандритами знатнейших монастырей России и иерархами  Церкви. Александро-Невский монастырь с самого его основания был поставлен над всеми русскими монастырями.

    Ему покровительствовали все российские государи и государыни. Настоятель назначался личным указом императора. 18(31) декабря 1797 г. указом Павла I монастырь был переименован в Лавру со штатом наравне с Киево-Печерской и Троице-Сергиевой. При Павле I была введена традиция награждения духовных лиц орденами. Первым из духовных лиц, удостоившийся чести быть награжденным орденом, стал митрополит Гавриил (Петров).  В 1796 г. ему был пожалован орден Св. Ап. Андрея Первозванного.

    Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра стала одним из первых крупных архитектурных ансамблей северной столицы. За период строительства сменилось несколько архитекторов, но основная идея, заложенная в проект Д. Трезини (не просто монастырь, но резиденция, учреждение и дворец вместе взятые), была сохранена. Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра наряду с Петропавловской крепостью и Адмиралтейством сформировала архитектурный облик северной столицы. Здесь работали талантливейшие архитекторы своего времени: Д.Трезини, Т. Швертфегер, П.Трезини,  М.Земцов, Л.Пустошкин, Ф.Королев, А.Мышецкий, П.Еропкин, М.Расторгуев, И.Старов и др. В 1722 г. состоялась закладка центральной соборной церкви (Свято-Троицкого собора).

    С самого начала лавра строилась как  усыпальница для членов царской  семьи, высоких государственных  чиновников, полководцев, деятелей искусства и культуры. Здесь погребены:  Суворов, Ломоносов, Фонвизин, Крылов, Достоевский, Мусоргский, Чайковский, Шишкин и др. известные люди. В Лавре были собраны огромные духовные и исторические ценности: древние рукописи, святые мощи, кресты, иконы в драгоценных окладах. Таким образом, наряду с кунсткамерой, Лавра стала одним из первых музеев России.

Информация о работе Сравнение трёх соборов