Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 13:56, курсовая работа
Санкт-Петербург называют культурной столицей России. И он оправдывает это название. Здесь располагается большая часть всего культурного наследия нашей Родины: музеи, памятники, театры, парки, великолепные образцы архитектурного творчества ну и конечно храмы.
Я посвящаю свою работу храмам, церквям и соборам Санкт-Петербурга. Потому, что они являются неотъемлемой частью ансамбля города. Трудно представить себе Петербург без его храмов и также трудно переоценить вклад церкви в становление города на Неве и России в целом.
Содержание
Введение………………………………………………………………......................3
1.Казанский собор……………………………...……………………………………4
2.Алексндро –Невская лавра и её святыни…………………………..... ………...9
2.1.Никольская кладбищенская церковь…………………………….....................11
2.2. Рака с мощами Святого кн. Александра Невского……………......................11
2.3.Икона преподобного Серафима Саровского Чудотворца…………………...12
2.4.Икона Божией Матери "Скоропослушница"……………………....................12
3.Исаакиевский собор…………………………………………………..................14
Заключение………………………………………………………….......................17
Список использованной литературы…………………………………………..18
..
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Казанский собор……………………………...……………………………
2.Алексндро –Невская
лавра и её святыни………………………….....
………...9
2.1.Никольская кладбищенская церковь……………………………............
2.2. Рака с мощами Святого кн. Александра
Невского…………….................
2.3.Икона преподобного Серафима Саровского
Чудотворца…………………...12
2.4.Икона Божией Матери "Скоропослушница"…………………….....
3.Исаакиевский собор…………………………………………………......
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………..18
Приложение……………………………………………………
Введение
Санкт-Петербург называют культурной столицей России. И он оправдывает это название. Здесь располагается большая часть всего культурного наследия нашей Родины: музеи, памятники, театры, парки, великолепные образцы архитектурного творчества ну и конечно храмы.
Я посвящаю свою работу храмам, церквям и соборам Санкт-Петербурга. Потому, что они являются неотъемлемой частью ансамбля города. Трудно представить себе Петербург без его храмов и также трудно переоценить вклад церкви в становление города на Неве и России в целом.
К
сожалению, невозможно вместить в рамки
моей работы подробное описание всех
храмов, соборов и церквей Санкт-
Как видно из названия собор был построен в честь иконы Казанской Божией матери, одной из самых почитаемых на Руси . Из всего многообразия образов только петербургский и московский пользовались известностью во всей империи.
Сама
икона, датируемая концом XVI века, появилась
в Петербурге в
1710 году, её привезла из Москвы царица
Параскева Федоровна. Вначале икона была
помещена в "небольшой светлячке"
— деревянной часовне у Невки, на Посадской
улице Городового острова (позже Петроградская
сторона), где тогда находился центр новой
столицы. Через два года в часовне была
установлена полотняная церковь во имя
Рождества Пресвятой Богородицы, которую
по иконе часто называли Казанской. Со
временем часовня обветшала, и в 1727 ее
закрыли, перенеся утварь и образа в Троицкий
собор близ Петропавловской крепости.
Местная икона уже в те годы считалась
чудотворной.
В
1733 году по проекту М. Г. Земцова на Невском
проспекте была заложена каменная церковь
Рождества Богородицы с деревянным куполом
и стройной колокольней на входе. Ее освятили
З.VII.1737 в присутствии
Императрицы Анны Иоановны, которая днем
раньше сопровождала пешком чудотворный
образ, переносимый в храм. Живописное
убранство в храме исполнили художники
Канцелярии от строений, скульптурное
— мастер И. Геринг, иконы написали И. П.
Горскин и Г. И. Мелентьев.
Уже
в конце XVIII века церковь на главной
улице Петербурга, выдержанная в
скромном барочном стиле и наименованная
при Императрице Елизавете
В
1799 Император Павел I провел конкурс
на проект Казанского собора, потребовав,
чтобы новый храм напоминал римский собор
св. Петра. В конкурсе приняли участие
П. Гонзаго, Ч. Камерон, Ж. Тома де Томон,
однако результатов он так и не дал. Год
спустя строительство было поручено сорокалетнему
архитектору А. Н. Воронихину, который
происходил из крепостных графа А. С. Строганова,
известного мецената и президента
Академии художеств.
27.VIII.1801 Александр I заложил трехпридельный храм, который возводился целое десятилетие и обошелся казне в 4,7 млн. руб. Его освящение в высочайшем присутствии совершил 15.IХ.1811 митрополит Амвросий.
Законченный перед началом Отечественной войны с Наполеоном, собор стал своеобразным ей памятником, особенно после того как в 1813 в его левом приделе был погребен фельдмаршал кн. М. И. Кутузов - Смоленский. Внутри храма были развешены захваченные у французов знамена, штандарты и ключи от взятых городов, а в 1837 у Невского проспекта торжественно открыты памятники Кутузову и Барклаю, отлитые по модели Б. И. Орловского.
Фасады
собора облицованы серым пудожским
камнем и обильно украшены рельефами
и статуями. Их исполнили ведущие
мастера ампира: рельефы - И.П. Мартос,
И. П. Прокофьев, Ф. Г. Гордеев, статуи —
С. С. Пименов, Мартос, В.И. Демуг-Малиновский,
но не все из задуманного удалось осуществить.
Огромные северные врата собора отлиты
из бронзы по образцу знаменитых "райских
дверей" XV века во флорентийском баптистерии.
Из барельефов в интерьере уже в прошлом
веке уцелели всего два: "Несениекреста"
Ф.Ф. Щедрина и "Взятие под стражу"
Ж. Рашетта.
Сейчас от богатейшей
внутренней отделки храма осталось не
так много, по-прежнему великолепные 56
колонн из розового финского гранита с
золочеными коринфскими капителями и
базами эффектно оформляют интерьер, создавая
ощущение величия и простора. Все лепное
убранство исполнили Ф. Торичелли и Б.
Медичи; резчики А. Леблон и Ф. Кретьен
вырезали иконостасы, алебастровые фигуры
в которых сделали Мартос, Щедрин и Прокофьев.
Образа были поручены видным академикам:
В. К. Шебуеву, А.Е.Егорову, А.И.Иванову,
Ф. П. Брюлло, С. С. Пекину, О. А. Кипренскому
и др. (большинство ныне хранится в Русском
музее).
Царские врата отлил из серебра П. Теннер,
иконы в них принадлежали кисти
В.Л. Боровиковского, который написал также
образ св. Константина и Елены.
Известный бронзовщик
П. Ажи изготовил символы Веры, Надежды
и Любви, укрепленные под куполом, а Ж.
Герен — огромное, в 180 свечей, паникадило.
Ко дню освящения
чудотворный образ Казанской Божией Матери
был украшен богатейшей ризой из чистого
золота с драгоценными камнями и жемчугом.
После изгнания французов из России донской
атаман гр. М.И. Платов прислал собору 40
пудов отнятого у них трофейного серебра.
Архитектор К. А. Тон использовал это серебро
в 1834 для облицовки главного иконостаса
(через сорок лет то же сделали в приделах).
В том же году Император Николай I заказал
академикам Ф. А. Бруни, П. В. Басину и К.
П. Брюллову большие запрестольные образа
в резных золоченых рамах. В 1884 по эскизу
арх. Н.В. Набокова ювелир О. Я. Соколов
из 11 пудов серебра сделал для соборной
плащаницы великолепную гробницу, а шесть
лет спустя – чеканные серебряные хоругви.
В 1903 прихожане задумали воздвигнуть у
собора огромную колокольню, но осуществить
этот проект не удалось из-за возражений
Академии художеств.
К столетию храма был проведен большой реставрационный ремонт, которым руководили епархиальный зодчий А. П. Аплаксин, А.А. Парланди художник Э.К. Липгарт. Живопись подновили М.С. Судковскийи, Н.А.Бруни. Кроме чудотворного образа, стоявшего в особом киоте слева от царских врат, почитанием у верующих пользовались и некоторые старинные иконы: Спасителя в иконостасе, свт. Николая и Ченстоховской Божией Матери, подаренной Кутузовым. По проему Н. Н. Никонова в 1891 в соборе была устроена, по примеру других храмов, Голгофа с частицей Живоносного Гроба.
Другая частица находилась в иконе Воскресения, которую прислал в 1906 иерусалимский патриарх Дамиан.
В
соборе было много превосходных изделий
из серебра: ризы на иконах, предалтарная
балюстрада, кадило 1644 года, подаренная
Анной Иоанновной дарохранительница,
венцы, в которых венчался с супругой
вел. кн. Павел
Петрович, священные сосуды, сделанные
в Париже по заказу Александра I, оклад
напрестольного Евангелия, изготовленный
в 1787 по рисунку И. и А. И. Вольских, а также
старинный крест XVII века с частицами св.
мощей. К освящению председатель строительной
комиссии гр. А. А. Строганов поднес замечательную
дарохранительницу из уральских и сибирских
самоцветов, украшенную бронзовыми фигурами
и иконами, написанными на финифти Д. И.Евреиновым.
Тогда же от Императрицы Марии Феодоровны
поступил золотой потир со вставками из
алмазов и рубинов.
Рядом с царским местом, сделанным из финского
гранита, под стеклом висело послание
Синода об убийстве Александра II, а на
соседней колонне - манифест 1815 года о
Священном союзе. У входа находились памятные
каменные доски об освящении собора и
барельефы Павла I и Александра I. Снаружи,
на алтарной стене, помещался образ Казанской
Божией Матери, написанный в 1865 акад. И.А.Тюриным.
Начиная
с 1743 ежегодно, 30 августа, из Казанского
собора по Невскому к Александро-Невской
лавре шел самый торжественный в столице
крестный ход, в котором поначалу участвовали
Государи и кавалеры ордена св. Александра
Невского (позднее он начинался от Исаакиевского
собора). Этот день в Петербурге считался
выходным. 4 апреля крестный ход направлялся
к часовне у Летнего сада в память о том,
что Александр II после покушения Каракозова
прибыл помолиться в собор перед образом
Заступницы Небесной. С ее иконой 4 июля
верующие шли к Успенскому храму на Сенной
площади, чтобы отметить избавление города
от холеры в 1849 году.
Престольный праздник
8 июля собирал огромное количество народа,
и поэтому молебен перед чудотворным образом
служили на площади у собора, на особом
помосте. Столь же торжественно отмечались
"царские дни", когда на богослужении
присутствовали члены императорской фамилии,
министры и видные сановники. При пении
"Тебe, Бога, хвалим" с Петропавловской
крепости гремел пушечный салют. 11 мая,
в день свв. Кирилла и Мефодия, на молебен
сходились тысячи учащихся церковно-приходских
школ, а 14 января — на свой национальный
праздник св. Саввы — столичные сербы.
25 декабря, день победы над Наполеоном,
отмечался особым благодарственным молебном.
С 1870 в приходе работало благотворительное общество со школой-приютом, бесплатной столовой, богадельней, домом с дешевыми квартирами и дачей для бедных детей под Сестрорецком. 28.10.1893 в переполненном соборе отпевали П. И. Чайковского.
В
Пасху 1916 впервые в столице пасхальную
за утреню служили у храма, на площади
перед ним. Соборный причт перед революцией
состоял из шести протоиереев и четырех
священников. Среди служивших в храме
надо упомянуть: прот. Тимофея Ферапонтовича
Мысловского, автора книги "Молитвы
за умерших", и последнего (с 1913) настоятеля
прот. Философа Николаевича Орнатского,
видного общественного деятеля, одного
из новомучеников. В конце ноября 1920 митрополит
Вениамин освятил в соборе придел свмч.
Ермогена, патриарха Московского. Ограбленный
при изъятии церковных ценностей собор
был в апреле 1932 закрыт для верующих (решение
Леноблисполкома от 26.12.1931 и Президиума
ВЦИК от
10.03.1932), а 15 ноября того же года открыт
как Музей истории религии и атеизма.
Чудотворная икона была перенесена во
Владимирский собор, где помещена у правого
клироса. В Троицу 1991 в левом приделе возвращенного
епархии
Казанского собора возобновились богослужения,
через год — в главном; предусматривается
переезд музея в другие здания и полная
передача собора верующим.
29 марта 1998 года торжественно, согласно
уставу, архиерейским чином освящён престол
и весь Казанский собор в Санкт-Петербурге.
Этим освящением собор очищен от атеистического
осквернения и возвращён в прежнее каноническое
достоинство.
Александро-Невская
Лавра — ныне действующий общежительный
мужской монастырь Санкт-
Он был основан императором Петром I в память великого князя Александра Невского (причисленного к лику святых в 1547 году). Монастырь основан на том месте, где, по преданию, сын князя Александра Ярославича (Невского) кн. Андрей в 1301 г. одержал победу над шведами. Первый настоятель Невского монастыря архим. Феодосий, назначенный императором Петром I, еще в 1710 г. водрузил крест на месте будущего монастыря с надписью "Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, повелением Царского Пресветлого Величества, на сем месте имеет создаться монастырь". Но официальной датой основания монастыря принято считать дату освящения первой деревянной Благовещенской церкви — 25 марта 1713 г., хотя уже с 1712 г. началось общежительное житие братии и строительство монастыря.
С
самого начала при монастыре был
учрежден госпиталь и богадельня
для офицеров и служилых людей. С
1720 г. открылась школа для детей священнослужителей,
впоследствии выросшая в Славяно-Греко-
Латинскую семинарию, а при Павле I получившая
статус Духовной Академии.
Каменное
строительство началось с 1717 г. по проекту
архитектора Доменико Трезини, утвержденному
Петром I в 1715 г. На правом берегу реки Монастырки
была возведена первая каменная Лазаревская
церковь над могилой любимой сестры императора
Петра I Наталии Алексеевны.
До учреждения Святейшего Синода в Александро-Невской
обители были сосредоточены все церковно-административные
дела Петербурга с его уездами.
В Духовной Академии осуществлялась подготовка первоклассных духовных кадров. Начиная с петровских времен монахи Невского монастыря служили на флоте, несли послушания в приписных монастырях, многие из них становились архимандритами знатнейших монастырей России и иерархами Церкви. Александро-Невский монастырь с самого его основания был поставлен над всеми русскими монастырями.
Ему
покровительствовали все
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра стала одним из первых крупных архитектурных ансамблей северной столицы. За период строительства сменилось несколько архитекторов, но основная идея, заложенная в проект Д. Трезини (не просто монастырь, но резиденция, учреждение и дворец вместе взятые), была сохранена. Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра наряду с Петропавловской крепостью и Адмиралтейством сформировала архитектурный облик северной столицы. Здесь работали талантливейшие архитекторы своего времени: Д.Трезини, Т. Швертфегер, П.Трезини, М.Земцов, Л.Пустошкин, Ф.Королев, А.Мышецкий, П.Еропкин, М.Расторгуев, И.Старов и др. В 1722 г. состоялась закладка центральной соборной церкви (Свято-Троицкого собора).
С самого начала лавра строилась как усыпальница для членов царской семьи, высоких государственных чиновников, полководцев, деятелей искусства и культуры. Здесь погребены: Суворов, Ломоносов, Фонвизин, Крылов, Достоевский, Мусоргский, Чайковский, Шишкин и др. известные люди. В Лавре были собраны огромные духовные и исторические ценности: древние рукописи, святые мощи, кресты, иконы в драгоценных окладах. Таким образом, наряду с кунсткамерой, Лавра стала одним из первых музеев России.