Специфика культуры Византии и ее вклад в мировую культуру

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2011 в 18:22, контрольная работа

Описание работы

Рождение византийской цивилизации историки связывают с основанием главного ее города - Константинополя. Еще в 324 г. н. э. император Константин I (правил с 306 по 337 г.) выбрал новое место для столицы - на территории древнего греческого города-колонии Византии, расположенного на берегу Босфора. 11 мая 330 г. город, названный в честь его основателя Константинополем, был официально провозглашен столицей Римской империи. Но история Византии как самостоятельного государства начинается позже - с 395 г., когда Римская империя распалась на Восточную и Западную части. В 476 г. Западная Римская империя пала под ударами врагов, и Одоакр, предводитель варваров-наемников, сместил последнего западноримского императора Ромула Августула, а знаки императорского достоинства отослал в Константинополь. С этого момента Византия стала преемницей Римской империи. (Название "Византия" появилось только в эпоху Возрождения, придумали его итальянские ученые.)

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 1.34 Мб (Скачать)

Министерство  образования российской федерации

федеральное агентство по образованию  и науке

всероссийский заочный финансово-экономический 

институт

филиал  в г. барнауле

региональная  кафедра философии, истории и права 
 
 

Специфика культуры Византии и  ее вклад в мировую культуру.

              Выполнила: студентка 1 курса гр. 1 БГ– 2 
              Петякина Л.С.

              Проверила:  ст. преподаватель 

              Воробьева М. И.

 
 
 
 
 
 
 
 
Барнаул 2010. 
 

Введение 

      Рождение  византийской цивилизации историки связывают с основанием главного ее города - Константинополя. Еще в 324 г. н. э. император Константин I (правил с 306 по 337 г.) выбрал новое место для столицы - на территории древнего греческого города-колонии Византии, расположенного на берегу Босфора. 11 мая 330 г. город, названный в честь его основателя Константинополем, был официально провозглашен столицей Римской империи. Но история Византии как самостоятельного государства начинается позже - с 395 г., когда Римская империя распалась на Восточную и Западную части. В 476 г. Западная Римская империя пала под ударами врагов, и Одоакр, предводитель варваров-наемников, сместил последнего западноримского императора Ромула Августула, а знаки императорского достоинства отослал в Константинополь. С этого момента Византия стала преемницей Римской империи. (Название "Византия" появилось только в эпоху Возрождения, придумали его итальянские ученые.)

         Расположение  Константинополя на перекрестке  между Востоком и Западом служит символом всей истории Византии - цивилизации, чья история всегда была связана с этими двумя столь различными мирами. 
                 Уже к концу IV в. он превратился в крупный торгово-ремесленный центр - византийцы называли его "мастерской великолепия", "мастерской вселенной" , - который манил к себе купцов из самых разных стран. Постоянно росло его значение как культурного центра и центра религиозной жизни. Город роскошно отстраивался и рос: к началу V в. в Константинополе было уже 150 тыс. жителей, а в первой половине VI в. - 375 тыс., столько же, сколько и в самом Риме. Вместе с падением столицы в 1453 г. закончилась жизнь византийской цивилизации.

      Византия - наследница античности - испытала на себе влияние культуры народов Востока, сумела творчески переработать их художественные традиции. Из Египта она унаследовала художественные росписи тканей, резьбу по дереву и кости, из Малой Азии - тип купольной базилики, у персов научилась придворному церемониалу, из Палестины привезла святые реликвии христианской веры. И все-таки Византии суждено было оставить собственный след в истории мировой культуры. Ее культура имеет вполне самостоятельное значение. 

                   

                                                                                                        Герб

                                                      Флаг 
 

Иконография 
 
 

      Византийское  искусство, в начале IX века, стало церковным по существу и направлению и, поставив основною своею задачей восстановление старины и православия, пришло, прежде всего, к канонизации усвоенного от древности художественного содержания. Общее стремление искусства к канону быстро создало характерный стиль, который, отвечая требованиям народа, государства и самой греческой церкви, в их борьбе с окружающим миром, стал греческим и придал яркую национальную окраску всему художественному наследию.

      Образ Богоматери не представлял уже реальных черт: напротив того, в нем все, от черт лица и типа фигуры до облачения и складок, носит характер идеалистической схемы, во всем господствует стилю. Известные с античных времен пропорции человеческого тела сознательно нарушаются. Фигуры устремляются вверх, становятся выше, тоньше, плечи сужаются, пальцы рук и ногти удлиняются. Все тело, кроме лица и рук, скрывается под складками одежды. Овал лица удлиняется, лоб пишется высоким, нос и рот - мелкими (нос - с горбинкой), глаза - большими, миндалевидными. Взгляд - строгий и отрешенный, святые смотрят мимо зрителя или сквозь него. Внешность всех святых, одежда, в которой их следует писать, позы, которые они могут принимать, строго определены. Так, апостола Иоанна Златоуста следует изображать русым и с короткой бородой, а Святого Василия - темноволосым с длинной заостренной бородой. Любая передача объема нежелательна, так как привлекает внимание к телесной сущности изображаемого в ущерб сущности духовной. Фигуры становятся двухмерными. С этой же целью широко применяемая ранее техника энкаустики (восковая живопись, выполняемая горячим способом, расплавленными красками) дающая слишком "осязаемую" поверхность заменяется на сухую и строгую темперу(живопись красками). Естественно, плоские фигуры неуместны на пейзажном или архитектурном фоне, который подразумевает перспективу и передачу объема. В идеале пейзаж исчезает и уступает место фону, а пустое пространство заполняется надписями - именем святого, словами божественного писания. Линейная перспектива античности ("прямая" перспектива) была утрачена. Ее место заняла "обратная" перспектива (когда линии сходятся не за картиной, в мнимой ее глубине, а перед ней, как бы в глазах зрителя). Теперь художник писал не сам предмет, а как бы идею предмета. У пятиглавого храма, например, все пять куполов выстраивались в прямую линию, без учета того факта, что в реальности две главы были бы заслонены. У стола должно быть изображено четыре ножки, несмотря на то, что задние ножки не видны. Предмет на иконе должен открываться человеку во всей полноте, таким, каким он доступен Божественному Оку. Фон иконы символизирует ту или иную божественную сущность, регламентированную трактатом VI века "О небесной иерархии" (например, золотой - Божественный свет, белый - чистоту Христа и сияние его Божественной славы, зеленый - юность и бодрость, красный - знак императорского сана, а также цвет багряницы  (ярко-красное), крови Христа и мучеников). То же касалось элементов одежды и их цветов: покрывало богоматери - мафорий - писали вишневым (иногда - синим или лиловым), платье богоматери - синим. У Христа наоборот плащ - гиматий - синий, а хитон - рубаха - вишневая. Поскольку фон был равной интенсивности, даже та минимальная объемность фигур, которую допускала новая живопись, не могла выявить светотень. Чтобы показать наиболее выпуклую точку изображения, ее высветляли (например, в лице самыми светлыми красками писали кончик носа, скулы, надбровные дуги). Кроме того, был определен круг сюжетов священного писания и круг композиций, допустимых в иконописи.

      Благодаря этой системе условностей  возник язык византийской иконописи, хорошо понятный всем православным. Такие иконы уже  не вызывали упреков  в язычестве и  идолопоклонстве. Годы "иконоборчества" не прошли даром - они привели к созданию нового вида искусства. (Иконоборчество – социально-политическое и религиозноге движение в Византии в VIII - IX веках направленное против культа икон. В искусстве борьба выразилась в отрицании икон, а также в уничтожении иконоборцами памятников  церковного искусства. В своих произведениях иконоборцы развивали нерелигиозные мотивы: в храмовых росписях изображали птиц, животных среди растительности, архитектурные мотивы; в светских зданиях-дворцах мозаиковые росписи прославляли победы императоров или изображали придворные церемонии.)  
 
 

   
 
 
 

Архитектура 
 

      Заимствовав формы от античной архитектуры, византийское зодчество постепенно их видоизменяло и в течение V века выработало тип сооружений, по плану и всей конструктивной системе существенно отличающийся от типа древнехристианских базилик. Главную его особенность составляет употребление купола для покрытия средней части здания (центрально-купольная система). Купол был уже известен в языческом Риме, равно как и на Востоке (напр. в Сирии), но в большинстве случаев помещался на круглом основании; если же основание было квадратное или многогранное, то между ним и куполом не существовало надлежащей органической связи. Византийцы первые удачным образом разрешили задачу помещения купола над основанием квадратного плана при помощи так называемых парусов, или пандантивов.

      Если  взять параллелепипед А и покрыть его куполом в виде сферического сегмента B, то купол будет подпираться только четырьмя точками вертикальных стен, и внутри сооружения образуются впалые углы, вредящие впечатлению лёгкости и гармоничности сооружения. Решением византийских зодчих стало срезание углов параллелепипеда таким образом, что верхние части его стен приняли дугообразную форму; купол стал покоиться на вершинах этих четырёх дуг и связываться с нижней частью сооружения сферическими треугольными поверхностями, лежащими между этими дугами и похожими на надутые снизу треугольные паруса (отсюда — название этого архитектурного элемента). Не довольствуясь этим, для придания куполу характера ещё большей лёгкости вместо прямых отвесных стен нижнего сооружения начали строить полукруглые в плане ниши, оканчивающиеся вверху, у купола, полусферическими поверхностями таким образом, что купол держался на вершинах арок этих ниш и на четырёх массивных столбах, подпирающих паруса. Эта средняя часть регулировала прочие части сооружения.

        
 
 
 
 

                                                                                      
 

Церковь Святой Ирины в  Константинополе.

      Подобная  система постройки применялась  преимущественно в храмах, представлявших в общем плане соединение пяти квадратов в виде равноконечного (так называемого греческого) креста: над средним квадратом находился купол, в боковых квадратах — открывающиеся в это среднее пространство ниши; квадраты же, занимающие собой промежутки между оконечностями креста, представляли придаточные части, обыкновенно более низкие, чем сам крест. Наконец, к восточной стороне храма пристраивалась полукруглая апсида для алтаря, а к западной — притвор (нартекс).

      Внутри  византийских храмов вокруг среднего подкупольного пространства, за исключением  алтарной стороны, шла галерея наподобие хоров. Она предназначалась для женщин, присутствующих при богослужении, и потому называлась гинекеем. Снизу эту галерею поддерживали колонны. Капители колонн (Венчающая часть колонны. Верхняя часть капители выступает за пределы колонны, обеспечивая переход к абаке, обычно имеющей квадратную форму) в византийской архитектуре в большинстве случаев лишились абаки и приняли оригинальную форму усеченной четырёхгранной пирамиды, обращённой меньшим основанием вниз и покрытой не особенно выпуклой орнаментацией, мотивы которой составляют акантовые листья и другие офантазированные формы растительного царства; нередко этот орнамент был обведён по рёбрам пирамиды узорным бордюром. Ступни арок опирались не непосредственно на капители колонн, а на уложенные на них промежуточные элементы — подушки, так называемые пульваны, похожие на куб со скошенными книзу боковыми гранями, также украшенные орнаментом.

      Вообще  внутренность здания не отличалась богатством и сложностью архитектурных деталей, но зато его стены облицовывались снизу дорогими сортами мрамора, а вверху, точно так же, как и своды, обильно украшались позолотой, мозаичными изображениями на золотом фоне или фресковой живописью.

      Снаружи здание представляло два яруса продолговатых  окон с округленным верхом, расположенных соответственно двум этажам сооружения. Эти окна иногда группировались попарно или по три, причём части каждой группы отделялись одна от другой небольшой колонкой, а сама группа была обрамлена фальшивой аркой. Кроме окон в стенах, для освещения здания служили окна в куполе, у самого его основания, или в тамбуре главы. 

        
 
 
 
 

       
 
 

      Капители

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                           
 
 

                                                           (храм св. Ирины) 
 
 
 

Собор Святой Софии.

      Согласно  Иоанну Малале храм сгорел 13 января 532 года во время восстания «Ника». Спустя сорок дней после пожара император Юстиниан I повелел на его месте построить новую церковь того же имени, которая должна была стать по его замыслу украшением столицы и служить выражением величия империи. Для возведения грандиозного храма Юстиниан выкупил у частных владельцев ближайшие участки земли и велел снести находившиеся на них постройки. Для руководства работами Юстиниан пригласил лучших архитекторов того времени: Исидора Милетского и Анфимия Тралльского, которые ранее зарекомендовали себя возведением церкви Святых Сергия и Вакха. Под их руководством трудилось ежедневно по 10 000 рабочих.

       .  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Культурное  влияние Византии в течение всех Средних веков  распространилось более  или менее сильно в искусстве народов, имевших какое-либо соприкосновение с ней; приёмы византийского зодчества проникли в различные, даже отдалённые, края тогдашнего мира. Таким образом, в Италии носят на себе отпечаток византийского стиля некоторые храмы Сицилии (Мессинский собор), собор св. Марка в Венеции... В Германии из сооружений этого стиля, возникших во времена Карла Великого на берегах Рейна, уцелела императорская капелла при Ахенском соборе (796—804). Во Франции, в Лиможе и соседних местах, располагаются храмы, в которых видно несомненное влияние византийства, например, церковь св. Фронта в Перигё. Но нигде зодчество Византии не дало от себя столь сильных и долговечных отпрысков, как в Армении, Грузии, Сербии и России — странах, заимствовавших его оттуда вместе с догматами(мышление) и обрядами религии. 
 
 
 
 

Информация о работе Специфика культуры Византии и ее вклад в мировую культуру