Специфика и функции массовой культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 14:21, реферат

Описание работы

Первоначально понятие культуры подразумевало воздействие человека на природу, а также воспитание и обучение самого человека. В немецкой классической философии культура - это область духовной свободы человека. Признавалось множество своеобразных типов и форм развития культуры, располагающихся в определенной исторической последовательности и образующих единую линию духовной эволюции человека.

Содержание

Введение…………………………………………………….……..1
Понятие и термин «массовая культура»……...………………6
Возникновение массовой культуры…………………………...8
Функции массовой культуры………………………………….10
Черты массовой культуры…………………………...………...14
Направления массовой культуры……………………………..18
Жанры массовой культуры…………………………………….20
Заключение………………………………………………………..22
Список литературы………………………………………………24

Работа содержит 1 файл

Введени1.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     «Массовую культуру» называют по-разному: развлекательным  искусством, искусством «анти-усталости», полукультурой. Характеризуя её, американский психолог М. Белл подчеркивает: «Эта культура демократична. Она адресована вам  людям без различия классов, наций, уровня бедности и богатства. Кроме того, благодаря современным средствам массовой коммуникации людям стали доступны многие произведения искусства, имеющие высокую художественную ценность».

     Борьба  с «массовой культурой», с её открыто  антидемократическим содержанием стала одной из важных задач в программах и практике прогрессивных, демократических сил в капиталистических странах. С середины 60-х годов анализ и критика «массовой культуры» во всех формах её проявления успешно развиваются в работах философов и социологов -- марксистов.

     Но,всё  же массовая культура, учитывая все  эти особенности сознания, предоставляет  продукцию, которая легко воспринимается, позволяет окунуться в мир  грез и иллюзий, создает впечатление  обращения к конкретному индивиду.

     Серийная  продукция «М. к.» обладает рядом  специфических признаков: примитивность  характеристики отношений между  людьми, низведение социальных, классовых  конфликтов к сюжетно занимательным  столкновениям «хороших» и «плохих» людей, чья цель — достижение личного счастья любой ценой; почти не знающая исключений обязательность «счастливого конца»; развлекательность, забавность, сентиментальность Комиксов, ходовых книжно-журнальных публикаций, коммерческого кино с натуралистическим смакованием насилия и секса; ориентированность на подсознание, инстинкты — жажда обладания, чувство собственности, национальные и расовые предрассудки, культ успеха, культ сильной личности и, вместе с тем, культ посредственности, условность, примитивная символика (чёрный костюм «чёрного характера» в фильме-вестерне, квадратная челюсть супермена в комиксах, «сказочность» Джеймса Бонда). Огромная роль деталей внешней формы (одежда, обстановка, тип дома, район проживания, тип автомобиля и прочее), отделяющих «своих» от всех остальных — «чужаков». Эти и подобные признаки присущи буржуазной культуре с начала общего кризиса капитализма, но их концентрация в массовой продукции духовных благ образует новое качество, позволяющее относить понятие «М. к.» именно к новейшему времени.         

       «М. к.» утверждает тождественность  материальных и духовных ценностей,  в равной степени выступающих  как продукты массового потребления;  понятие «бестселлер» приобрело в ней универсальный характер. Для «М. к.» характерно возникновение и ускоренное развитие особого профессионального аппарата, задачей которого является использование содержания потребляемых благ, техники их производства и распределения в целях подчинения массового сознания интересам монополий и государственного аппарата, искажения и заглушения протеста.

Анализируя массовую культуру как особое социо-культурное явление, необходимо указать ее основные характеристики. Такими характеристиками, на мой взгляд, являются:

  • ориентированность на гомогенную аудиторию;
  • опора на эмоциональное, иррациональное, коллективное, бессознательное;
  • эскейпизм;
  • быстродоступность;
  • быстрозабываемость;
  • традиционность и консерватизм;
  • оперирование средней языковой семиотической нормой;
  • занимательность.

     В заключение я хочу несколько слов сказать о возможных социальных перспективах массовой культуры. По всей видимости, она прочно укрепилась в  современном обществе, и ожидать  ее спонтанного исчезновения, по крайней  мере, в ближайший исторический период, не приходится. Очевидно, что если она продолжит свое существование в настоящем виде, то общий культурный потенциал цивилизации не только не возрастет, но может понести и существенный ущерб. Псевдо-ценности массовой культуры все же слишком обременительны и даже разрушительны для личности и общества. Поэтому необходима идейная трансформация мас-культуры через ее наполнение более возвышенными идеями, социально значимыми сюжетами и эстетически совершенными образами. Решающую роль в такой позитивной трансформации мас-культуры может и должна сыграть мировая духовная культура во всем многообразии своих видов и форм.

. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  литературы 

  1. А.Я.Флиер  ’МАССОВАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ‘,Высшая школа культурологии  Государственного университета культуры http://www.culture.circle.ru/index.htm
  2. В. Махнач ‘Россия в ХХ столетии’ (Диагноз историка культуры) http://www.russ.ru/antolog/inoe/mahn_o.htm
  3. В.П. Руднев Словарь культуры ХХ века Массовая культура http://www.sol.ru/Library/Kulturology/kultslov/index.htm
  4. Введение в культурологию.- М.:1995
  5. Е.П.Смольская. «Массовая культура»: развлечение или политика? М.: Мысль, 1986
  6. С. Р. Аблеев, С. И. Кузьминская  
    Специфика и тенденции массовой культуры: анализ основных аспектов 
    http://www.lomonosov.org/friend-esses/fourfriend-esses15054.html
  7. Т.А .Фетисова. Культура города. //Человек: образ и сущность. - М.: ИНИОН, 2000
  8. Энциклопедический словарь по культурологии. - М.: Центр, 1997.
  9. Э.В.Быкова   КУЛЬТУРА НАРОДНАЯ, ЭЛИТАРНАЯ И МАССОВАЯ  http://avt.miem.edu.ru/Kafedra/KT/Publik/posob_2_kt.html

Информация о работе Специфика и функции массовой культуры