Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 14:21, реферат
Первоначально понятие культуры подразумевало воздействие человека на природу, а также воспитание и обучение самого человека. В немецкой классической философии культура - это область духовной свободы человека. Признавалось множество своеобразных типов и форм развития культуры, располагающихся в определенной исторической последовательности и образующих единую линию духовной эволюции человека.
Введение…………………………………………………….……..1
Понятие и термин «массовая культура»……...………………6
Возникновение массовой культуры…………………………...8
Функции массовой культуры………………………………….10
Черты массовой культуры…………………………...………...14
Направления массовой культуры……………………………..18
Жанры массовой культуры…………………………………….20
Заключение………………………………………………………..22
Список литературы………………………………………………24
И все-таки все выше изложенное - это предыстория массовой культуры. А в собственном смысле массовая культура проявила себя в США на рубеже XIX-XX веков. Известный американский политолог Збигнев Бжезинский любил повторять фразу, которая стала со временем расхожей: "Если Рим дал миру право, Англия - парламентскую деятельность, Франция - культуру и республиканский национализм, то современные США дали миру научно-техническую революцию и массовую культуру".
Феномен появления массовой культуры представляется следующим образом. Для рубежа XIX-XX веков стала характерной всеобъемлющая массовизация жизни. Она затронула все ее сферы экономику и политику, управление и общение людей. Активная роль людских масс в различных социальных сферах была проанализирована в ряде философских сочинений XX века.
Конечно,
в наши дни масса существенно
изменилась. Массы стали образованными,
информированными. Кроме того, субъектами
массовой культуры сегодня являются
не просто масса, но и индивиды, объединенные
различными связями. Поскольку люди выступают
одновременно и как индивиды, и как члены
локальных групп, и как члены массовых
социальных общностей, постольку субъект
"массовой культуры" может рассматриваться
как двуединый, то есть одновременно и
индивидуальный и массовый. В свою очередь
понятие "массовая культура" характеризует
особенности производства культурных
ценностей в современном индустриальном
обществе, рассчитанное на массовое потребление
этой культуры. При этом массовое производство
культуры понимается по аналогии с поточно-конвейерной
индустрией.
Функции массовой культуры
Массовой культуре присуще общекультурные функции, но как специфическое порождение индустриального общества она приобретает специфические роли, на которых следует остановиться особо.
1. Развлекательность, развлекательная функция считается одной из основополагающих для массовой культуры. Еще М.Монтень предложил в качестве спасения от надвигающего одиночества человека в постфеодальном обществе развлечение. "Разнообразие всегда облегчает, размораживает и отвлекает. Если я не могу одолеть засевшее во мне неприятное представление, я стараюсь улизнуть от него и, убегая…меняя местопребывания, занятия, общество, я спасаюсь в сумятице иных развлечений и мыслей…". Но развлечение, заполнение досуга в условиях, когда механизация и разделение труда высвободило время и силы человека, а процессы отчуждения разъединения людей, чувство одиночества, утраты индивидом своего "я" заставляет его искать развлечений, в т. ч. в массовой культурной индустрии. Развлекательная функция тесно связана со всеми другими
2. Коммерческая
функция - получение прибыли. Целью индустрии
культуры является не расширение кругозора,
но безудержное потребление, значит, и
увеличение доходности, получение коммерческого
эффекта для создателей и владельцев арсенала
массовой культуры. На это ориентированы
разные виды массовой продукции. Так, исследование
особенностей телесериалов показало,
что в их текстах (сюжетах) "закодировано
сообщение корпорации (фирмы), являющейся
спонсором сериала. Наиболее удачно она
была реализована в своем первом варианте
- производстве мыла, когда соответствующие
фирмы финансировали создание так называемых
"Мыльных опер". Эффективность воздействия,
т. е. увеличение сбыта товара, была залогом
существования ТВ сериала как коммерческого
проекта *. В элитарной, в традиционной
народной культуре, в профессиональном
искусстве прибыль является лишь опосредующим
моментом, в "индустрии культуры"
она стала определяющим критерием в оценке
духовных продуктов. Именно здесь они
стали товаром.
Концентрированным выражением этих процессов
и средством реализации данной функции
стала реклама. Она построена на легко
запоминаемых, узнаваемых образах-клише,
будь то зубная паста, очередная поп-звезда,
новый кинофильм, способы и средства лечения
от определенных или всех болезней сразу.
Современные культурологи, писатели, например,
американский писатель Д.Микеш указывает
на то, что общественное мнение, вкусы,
сама культура направляются и определяются
фирмами, производящими слабительное,
сигареты, мыло, сыр. В обществе массового
производства, и потребления, их роста
она необходима для сбыта товаров, стимулирования
потребления, расширению рынка. В первой
половине 90-х гг. реклама в немалой степени
способствовала коммерческой удаче С.
Мавроди, картинно повествующая о преуспевании
Лени Голубкова и др. персонажей на почве
печально знаменитой криминальной финансовой
пирамиды "МММ" и зазывающая телезрителей
последовать их примеру ("у нас не обманывают").
Реплики этих "телегероев" даже вошли
на какое-то время в повседневный обиход.
Немало гордились удачно найденной и эффективно
сработавшей формул-клише ее создатели
в период проведения Всероссийского референдума
1996г.: ДА-ДА-НЕТ-ДА. Для демонстрации рекламы
прерываются фильмы, концерты, информационные
программы и даже прямые трансляции спортивных
международных соревнований. Реклама
священна и неприкосновенна. Ее подают
в прозе, читают в стихах, поют в сольном
и хоровом исполнении. Производители рекламы
утверждают, что они дают широкий простор
для свободного выбора. Критики видят
в ней навязывание стандартов, манипуляции
потребителем и, соответственно, давление,
ограничение свободного выбора.
3. Формирование установки на потребительство (консюмеризм). Это означает установку на формирование потребительской психологии, ограничение интересов массового человека потребительством. Потреблять, не затрачивая особых интеллектуальных усилий. Потому культурные тексты, предлагаемые человеку, просты и легко воспринимаемы, даже примитивны. Сделать из человека потребителя, формируя соответствующий образ жизни. Он должен потреблять то, что ему предлагают, т.е. стать пассивным, некритическим, потребителем культурной и любой другой продукции: косметики, медикаментов, автомобилей, модной одежды и т.п. Все средства, все технические достижения работают на эту цель. В быт и потребление должны быть направлены усилия и интересы обывателя, поскольку масскульт стремится представить цель производства как акт потребления и постоянный рост потребления. На эту цель направлено широкое использование .рекламы. Несмотря на то, что она лишена уникальности, будучи ориентированной на стандарт, реклама убеждает, рекомендует, завлекает, угрожает, уговаривает покупать только чай "Беседа", пиво "Клинское" или "комет каждый день" и т.д. На рекламу тратятся огромные суммы, которые окупаются, поскольку невзирая на примитивность, она оказывает необходимое воздействие.
4. Компенсаторная функция, т. е. отвлечение, бегство от действительности (эскейпизм) в мир вымышленных видений, мир мечты, где каждый может найти друзей, свое место в жизни и вообще, достигнуть всего желаемого не обязательно упорным трудом, а благодаря удачному стечению обстоятельств. Потребителю (реципиенту) предлагается квазиреальный мир, сконструированный из близких к реальным, хорошо клишированных и достаточно простых элементов, который делает для зрителя, например, текст телесериала как бы частью жизни, в которую он погружается ежедневно. В этом искусственно созданном мире золушки ("замарашки") оказываются вдруг богатыми наследницами, молодой, ничем не примечательный, человек делает головокружительную карьеру благодаря случаю - неожиданно выпавшему выигрышу, влиятельному покровителю и пр. Такие сюжеты отвлекают от проблем повседневной жизни, уводят человека в мир иллюзий, наркотизируют его.
5. Нормативно-
6. Знаково-семантическая, (ее иногда называют демонстрационной) функция. Обладание определенной вещью, произведением искусства и пр. становится показателем престижа, принадлежности к определенному социальному слою. Эту функцию может выполнять различные промежуточные формы художественного и околохудожественного производства, находящие нишу между народной и профессиональной художественной культурой. Признак финансового процветания ведет к завышению стоимости изделий художественной промышленности, что создает иллюзию эксклюзивности. Нувориши, не приобщенные к "высокой" профессиональной и к традиционной народной культуре, самоутверждаются посредством приобретения "заменителей" (эрзацценностей), которые они принимают за подлинные. Предметы роскоши, художественные произведения, даже тиражированные, штампованные, в т. ч. кич, становятся социальным знаком, т. к. здесь "любой акт показного, бьющего на эффект потребления есть демонстрация силы" *. Сувенирная индустрия также может быть и становится знаком той или иной национальной культуры для иностранцев.
7. Социализационная
роль массовой культуры,
облегчение вхождения
человека в изменчивую
среду большого города осуществляется
с одной стороны за счет упрощения ценностей
, что позволяет неподготовленному индивиду
адаптироваться в культуре, или создает
иллюзию адаптации т. е. как бы "переводит"
сложные образцы на доступный ему язык.
С другой стороны постоянным повторением
масскульт закрепляет эти образцы, консервирует
их, превращает в стереотипы поведения
(Где ты был? Пиво пил), не требуя усилий
по духовному и интеллектуальному самосовершенствованию.
Черты массовой культуры
В массовой культуре тексты создаются специалистами-профессионалами (авторами) по специальному заказу, знающими свое ремесло, цели и требования заказчика, принявшими его условия. В качестве заказчика выступают властные структуры, коммерческие круги, владельцы СМИ и др. Ориентируются эти тексты на некую неопределенную (усредненную) аудиторию, на массового потребителя. В этих условиях формируются особые черты, характеризующие массовую культуру.
1. Стандартизация
культурных текстов (представлений,
образов, эталонов, технологий). Стандарты
массовой культуры это не стереотипы народной
культуры, типовые сюжетные схемы, словесные
или интонационные формулы, сохраняющиеся
в народной памяти, выступающие средством
накопления, воссоздания, сохранения и
передачи коллективной культурной информации
в условиях ее устного бытования, о которых
речь шла в первом разделе. Стандарты масскульта
- это своего рода шаблоны, клише, многократно
копируемые, тиражируемые. По ним "отливаются"
тексты (киноленты, комиксы, популярные
романы, детективные, любовные, фантастические,
сувениры, украшения и пр.), предназначенные
для массового потребления, а стандарт
не нуждается в сотворчестве. По мнению
заказчиков, менеджеров, посредников,
тексты масскульта отвечают массовым
вкусам и потребностям, заранее прогнозируемым
и предназначаемым для широкого распространения.
Так, О.А.Фридлянд на основе анализа современных
популярных любовных романов, зарубежных
и отечественных, выделяет их стандартные,
повторяющиеся из романа в роман, сюжетные
схемы (встреча - влюбленность - ссора и
примирение), узнаваемые ситуации, безликие
персонажи. По словам Э.Бентли "Они…
скорее напоминают тип, чем характер." *. Такого рода тип (идеал)
"героя", удачливого в бизнесе, тщеславного,
не останавливающегося ни перед чем при
достижении цели (успеха) представлен
в послевоенных вестернах. С течением
времени "боец за правду, лихой наездник"
с изменениям социально-культурных условий
приобретает черты жестокого и беспринципного
головореза, супермена, с легкостью проливающего
кровь, выходящего невредимым из любых
самых рискованных ситуаций (например,
Джеймс Бонд - агент 007, сыщик Хеммер, Никита),
своего рода сверхчеловека (своеобразно
переосмысленный образ, созданный Ф.Ницше)
не стесненного чрезмерной рефлексией
относительно моральной стороны своих
"подвигов". Копии с таких клишированных
образцов появились в российском кино,
телевидении, литературе (например, телефильм
"Агент национальной безопасности"
с непотопляемым суперагентом Николаевым).
2. Усредненность
(гомогенизация), унификация. Тексты
коммерческой массовой культуры ориентированы
на "среднего" человека, "человека-массы",
в котором нивелируются индивидуальные
особенности. Образец один на всех. Отсюда
упрощение, примитивизация культурной
информации.
По сути дела происходит не только ориентация,
но и формирование усредненных потребностей.
Еще в конце Х1Х в. Г.Лебон как бы предвосхитил
современные процессы массовой культурной
индустрии и сформулировал их психологические
основания, которые легли в основу концепций,
направленных на эксплуатацию коллективных
эмоций, настроений, инстинктов в рамках
массового культурного производства,
на формирование "одномерного массового
человека" (усредненного) *. Средством такого целенаправленного
воздействия стали усредненные тексты
массовой культуры.
3. Тривиализация (trivialis - обычный, лишенный оигинальности), упрощение, нивелировка культурной информации. Масскульт всеяден и паразитирует на разных культурных реалиях: политических идеях и событиях, криминальных историях, искусстве академического типа, народной, элитарной культурах, его модернистских направлениях. Он переваривает все на свой лад и запускает на конвейер для массового потребления, создавая идолов для подражания ("звезд" кино, эстрады, спорта и пр.), стандарты поведения и мышления. Используются сюжетные схемы, музыкально-интонационные обороты, художественные приемы, технику исполнения. Так, например, используются мелодии и даже целые произведения композиторов-классиков: Баха, Бетховена, Рахманинова, Чайковского и др. в "попсовой" обработке в сопровождении бит-групп. Это делает их более упрощенными, примиривизированными, но более привычными, благодаря стандартизованным единообразным ритмическим клише, и потому легче воспринимаемы в современной аудитории, прежде всего молодежной. В таких облегченных вариантах иногда выступает фольклор. Так, русские народные многоголосные песни " Уж, ты, Порушка-Параня", "Барыня" в исполнении поп и рок-групп утрачивают исконно народную подголосочную полифонию импровизационного характера, но приобретают привычное для бит-композиций нарочитое, даже "деспотическое" подчеркивание каждой ритмической доли, многократно повторяющееся (остинатное). Можно назвать часто приводящееся в качестве примера интерпретацию романа Л.Толстого "Анна Каренина" в виде комикса. Американский писатель Д.Тербер показал, как трагедию В.Шекспира можно представить чем-то вроде детектива под названием "Леди Макбет или Таинственное убийство".