Современные религии, конфессии, братства. Сектантство

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2011 в 20:21, реферат

Описание работы

После многих десятилетий атеизма и бездуховности сегодня возродился большой интерес к проблемам духовной жизни. Духовность становится модой, каждый пытается рассуждать о вере. Однако вера, духовность, религия - все это предметы слишком специфические, чтобы говорить о них без знания их законов. Сегодня часто рассуждают так: бездуховность и атеизм - это плохо, следовательно, любая вера и какая угодно духовность - это хорошо.

Работа содержит 1 файл

культура.docx

— 37.29 Кб (Скачать)

     Человек может заблуждаться. Однако, добросовестное заблуждение - это результат какой-то духовной и умственной работы по поиску и сравнению разных точек зрения. Но опыт показывает, что в сектах практически нет таких людей, которые бы попали туда в результате поисков, размышлений, сравнения. Как правило, большинство сектантов не знакомы с традиционными религиозными вероучениями. Человек ищет духовности, а находит суррогат, при помощи которого его заманивают в полукриминальное сообщество.

     Каковы  же характерные признаки секты? Нужно  знать ответ на этот вопрос, дабы распознать секту, маскирующуюся, например, под культурное, образовательное, благотворительное  или лечебное учреждение. Секты характеризуются  следующими признаками:

     Религиозный маркетинг. Секта всегда занята религиозным  маркетингом, то есть распространением своего учения и вербовкой новых  членов особыми средствами. Сектантская  пропаганда обращена не к уму или  сердцу человека, не к высшим его  побуждениям, но к страстям, к подсознанию. Религиозный маркетинг - это буквально навязывание своего вероучения в формах, исключающих рациональное осмысление. Сюда относятся все виды рекламы в средствах массовой информации, уличная реклама, почтовая реклама. Это и .назойливые приглашения посетить собрания или семинары с неопределенными названиями ("изучение Библии" - секта Муна, иеговисты; "изучение английского языка" - мормоны; "собрание всех, кто обеспокоен судьбой России" - рериховское движение, секта "Святая Русь"; "фестивали и семинары по вопросам семейной жизни" - секта Муна, "психологический тренинг, разрешение проблем общения" - секта сайентологии; "воспитание детей, благотворительные концерты" - секта "Семья"; "семинары по вопросам педагогики и медицины" - секты Акбашева). Это и частая мимикрия под Православие с использованием православных символов псевдохристианскими течениями, рериховским движением (например, "Духовный центр им. Сергия Радонежского") и экстрасенсами, адептами движения New Age.

     Агрессивный прозелитизм и психологическое  давление. Религиозный маркетинг - следствие  сектантской установки на постоянную вербовку новых адептов. Новичок  всегда окружается особым вниманием, его  сознание должно быть активно перестроено. У мунитов это называется "бомбардировка  любовью": у вербуемого создается  ощущение, что именно его ждали  в секте, каждое его замечание  с восторгом оценивается как  весьма остроумное и глубокое, его  не отпускают ни на минуту, чтобы  не оставить его наедине с его  мыслями и переживаниями (эта  методика называется "сэндвич" - два  сектанта должны буквально "забутербродить" вербуемого с двух сторон и не отпускать  от себя даже когда он отправляется в туалет). В секту легко попасть, но трудно выйти из нее, так как, во-первых, всегда имеется компрометирующий человека материал, собираемый при поступлении  в секту на особых процедурах "исповеди" или анкетирования. Во-вторых, вступивший в секту должен совершить поступок, ставящий его вне традиционных общественных и нравственных связей: отречься от родителей, от веры своих отцов, признать, порой письменно, всю свою предшествующую жизнь ошибкой. В-третьих, желающий покинуть секту подвергается давлению и преследованию бывших своих "собратьев", угрозам и шантажу.

     Двойное учение. Вербовщики не сообщают тем, кого пытаются привлечь в секту, всей правды об истории секты, ее основателе и  ее подлинном вероучении потому, что  в сектах имеется двойное учение - одно для рекламы своей секты, для придания ей <человеческого  лица>, а другое - для внутреннего  пользования. Действительно, кто бы захотел посещать "семинары по Библии" у мунитов, если бы сразу был уведомлен, что основатель этой секты - оккультист, многоженец и хулиган, провозгласивший Спасителя неудачником, а самого себя - "христом", то есть с точки зрения христианства - антихрист? Кто бы пошел в гости к рерихианцам в "Духовный центр им. Сергия Радонежского", если бы знал, что здесь не веруют ни в Воскресение Христово, ни вообще в Бога, а, вслед за основателями, восхваляют сатану и практикуют идолослужение? Религиозные учения, навязываемые сегодня российским гражданам, в конечном счете, направлены на разрушение традиционной российской культуры, а потому всегда будут маскироваться под общепризнанные ценности.

     Иерархия. Чтобы узнать скрываемое учение, человек  должен быть посвящен на определенную ступень иерархии в секте. Организация  секты строго иерархична. Чтобы получить какой-либо результат, например, оправдать  заплаченные деньги или просто проявленный  интерес и потраченное время, необходим переход на следующую  ступень. Например, в секте. Муна существует "лестница" из многих семинаров - вводный, однодневный, двухдневный, трехдневный, семидневный, двадцатиоднодневный, а также сложная система членства и участия в деятельности секты. В секте сайентологии Рона Хаббарда человек, оплатив и пройдя начальный курс, узнает в самом конце, что самое главное и интересное будет раскрываться лишь на следующем курсе, за который плата отдельная и т.д. То же характерно для секты последователей "живой этики": ступенчатое посвящение в тайны "учения" по мере более активного участия в деятельности секты. Иерархическое устройство позволяет держать под строгим контролем и направлять действия членов секты на всех ее ступенях и не допускать критического отношения ни к учению секты, ни к ее лидерам.

     Непогрешимость  секты и ее основателя. Учение секты  всегда претендует на то, что это  высшая истина, причем истина "более  свежая", чем истины всех прочих, особенно же - традиционных религий. Эти "истины" получаются сверхъестественным путем, через "откровения", видения, контакты с духами (например, Мун  общался с духом, который назвался Христом и дал указание создать  секту). Разумеется, все существовавшее в истории человечества до такого "счастливого озарения", объявляется  ошибкой и недоразумением (в секте  того же Муна сектанты должны держаться  мнения о том, что их родина - именно Корея, которую осчастливил своим  рождением "преподобный" Мун; для "свидетелей Иеговы" любовь к Отечеству абсурдна, и солдаты, погибшие за Родину - безумцы; рерихианцы верят, что весь мир, и Россия в частности, пребывали во тьме суеверий до того, как появилась возможность читать сочиненную Рерихами "агни-йогу".) Основатели сект - люди, наделяемые своими адептами божественными качествами, многие прямо провозглашают себя "христами": Мун, С.Тороп ("Виссарион"), М.Цвигун ("Мария Дэви"), Т.Ф.Акбашев (считает "Иисусом" не только себя, но и своих учеников), Секо Асахара, и множество других. Не иначе как "матерью мира" именуют Елену Рерих адепты рериховского движения. Общение, непосредственное или "духовное", мысленное, с лидерами-основателями должно доставлять невероятное счастье сектантам, их распоряжения должны выполняться с энтузиазмом. По мысленному приказу от фотографии Шри Матаджи (секта "сахаджа-йога") молодая женщина садистски убила свою полуторагодовалую дочь.

     Программирование  сознания. Членами сект становятся прежде всего люди с неустойчивой психикой, не имеющие ясных нравственных критериев, духовных и культурных знаний. Такие люди, ищущие, но не нашедшие твердых оснований в духовной жизни, как правило, легко внушаемы, то есть готовы отказаться от своей свободы и принять установки своих учителей. При этом человек получает иллюзорный смысл жизни, но мышление его может строиться лишь по примитивным схемам. В результате человек оказывается в полной зависимости от сектантского учения, участия в собраниях, указаний учителей и лидеров секты. Специалисты сравнивают сектантскую зависимость с наркотической.

     Духовный  элитизм. Членам секты внушается  мысль о том, что они - единственно  спасенные люди, что все окружающие - люди "второго сорта", обреченные на погибель потому, что не разделяют  учения секты. Без этого качества секта существовать не может, ведь иначе  трудно объяснить себе и окружающим, почему члену секты необходимо отделиться в образе жизни от всех традиционных ценностей, почему он обязан постоянно  рекламировать учение секты, почему членов секты не принимают в обществе. В сектах оккультного направления  делается упор на "самосовершенствование", то есть развитие в человеке паранормальных способностей, отличающих членов секты от обычных людей.

     Контроль  жизнедеятельности. Конечная цель сектантской  организации - контроль над многими, а в идеале - над всеми сферами  жизни человека. Для достижения этой цели адепты секты вырываются из привычной  жизни, лишаются привычного круга общения. Во многих сектах используются особые поселения сектантов в домах  или квартирах, переоборудованных  под "ашрамы" или "монастыри", часто перенаселенные. Адепты имеют  интенсивный распорядок дня, ограничиваются во сне и пище, ведут напряженную  деятельность, не оставляющую возможности  критически осмыслить сектантское  вероучение и личности лидеров. В  некоторых движениях для достижения контроля над адептами прибегают  к помощи психотропных средств и гипноза. В конечном счете, сектанты приносят в жертву секте свое время, здоровье, имущество (квартиры чаще всего или продаются, или отдаются для устройства офисов секты или "ашрамов"), а иногда и свою жизнь. Секты редко довольствуются своим влиянием только на адептов, но обычно стремятся его распространить на членов их семей, близких людей, знакомых. Дети сектантов должны воспитываться в духе сектантского учения и вырастают преданными сторонниками. По мнению специалистов, именно из их числа могут быть сформированы отряды для осуществления террористических актов.

     Политические  цели. Многие секты, такие как Церковь  Объединения Муна, "Свидетели  Иеговы", сайентология Рона Хаббарда, и другие, являются крупными промышленными  и финансовыми <империями>, стремящимися получить власть над всем миром. Например, "Манифест Варнашрамы", один из документов "Международного общества сознания Кришны", пишет о грядущем обществе "победившего кришнаизма" как  об обществе кастовом, разделенном  на сверхчеловеков - кришнаитов и рабов-шудр, которым предназначен тяжелый и  беспросветный труд, а всемогущая элита будет решать, например, к  какому сословию будет принадлежать новорожденный младенец. "Свидетели  Иеговы" вещают о необходимости  устроения "нового мирового порядка" возглавляемого "единым правительством", состоящим только из членов этой секты. Кореец Мун, основатель секты Церковь  Объединения, прямо говорит о  том, что его должны принять все  правительства мира как своего господина.

     Секты всегда ведут войну против Православной Церкви, потому что духовные традиции Церкви являются самым действенным  обличением ложности тех идей, которыми секты хотят подчинить общество. В обществе, в котором действует  множество сект, умирает культура и возникает духовная болезнь - неспособность  к различению добра и зла, истины и лжи. Такое общество становится неспособным решать свои проблемы и  превращается в пассивный объект приложения чужой воли. Исторический опыт свидетельствует, что общества, пораженные такими недугами, умирали, сходили со сцены истории (например, Римская Империя). Следует извлечь  урок из истории и обратиться к  традиционным духовным ценностям.  

 

     

Литература

  1. Аналитический вестник. Государственная Дума. Аналитическое  управление. Серия: Оборона и безопасность-8. Выпуск 28. Москва. 1996.
  2. Аналитический вестник. Государственная Дума. Аналитическое управление. Серия: Оборона и безопасность-13. Выпуск 19. Москва. 1997.
  3. Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера. Справочник. Миссионерский отдел Московского Патриархата Русской Православной Церкви. Белгород. 1997.
  4. Периодическое издание "Миссионерское обозрение". Миссионерский отдел Московского Патриархата РПЦ. 1996-1997гг.
  5. Христианство. Словарь/ Под общ. ред. Л.Н. Митрохина и др. - М.: Республика, 1994.

Информация о работе Современные религии, конфессии, братства. Сектантство