Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 11:23, реферат
В наше время феномены молодежной субкультуры привлекают внимание социологов, культурологов, психологов. При этом причины интереса достаточно разнообразны. Молодежная субкультура может рассматриваться, как богатый источник инноваций и открытий в искусстве, моде, формах досуга; как вариант примитивной массовой культуры; как форма творческой активности молодежи, не находящей принятия и поддержки со стороны официальной культуры; как источник опасности для социального и духовного здоровья молодых.
Введение 3
1. Основные понятия 4
2. Современные молодежные субкультуры и музыка 8
2.1. Байкеры 8
2.2. Готы 9
2.3. Металлисты, рокеры 10
2.4. Растаманы 12
2.5. Ролевки 14
2.6. Рэперы 15
2.7. Скинхэды 16
2.8. Футбольные болельщики 18
Заключение 19
Список литературы 21
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УРАЛЬСИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ
РЕФЕРАТ
по Культурологии
на тему:
Современные молодежные моды
Выполнила
студентка
Проверила:
2010 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Основные понятия 4
2. Современные
молодежные субкультуры и
2.1. Байкеры 8
2.2. Готы 9
2.3. Металлисты, рокеры 10
2.4. Растаманы 12
2.5. Ролевки 14
2.6. Рэперы 15
2.7. Скинхэды 16
2.8. Футбольные болельщики 18
Заключение 19
Список
литературы 21
Введение
В
наше время феномены молодежной субкультуры
привлекают внимание социологов, культурологов,
психологов. При этом причины интереса
достаточно разнообразны. Молодежная
субкультура может
Феномены молодежных субкультур достаточно длительное время рассматривались в науке как «девиации», а сами субкультурные сообщества как угроза позитивной социализации ребенка.
Однако
современные подходы в изучении
молодежной субкультуры носят довольно
либеральный характер. Западное общество,
по сути, «разрешает» выражать молодежи
себя в этой сфере, акцентируя внимание
на социализирующей функции
Молодежных движений множество. Проблематика работы - выяснение и анализ причин ухода подростков в различные неформальные движения, причины и смысл образования новых субкультур.
В наше время эта тема крайне актуальна. Все больше подростков каждый день во всех странах мира становятся неформалами. Поэтому необходимо знать об этой культурной нише, понимать ее и быть готовым столкнуться с ее представителями в реальной жизни. Рассказать как можно больше, объяснить суть субкультур и осветить хотя бы с нескольких сторон психологию неформальных движений среди молодежи - это цель моей работы.
Субкультура - свод накопленных определенным мировоззрением ценностей и порядков группы людей, объединенных специфическими интересами, определяющими их мировоззрение. Субкультура - суверенное целостное образование, часть общественной культуры. С точки зрения культурологии субкультура - это такие объединения людей, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют ее. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, манерой поведения, одеждой и т.д. Основой субкультуры могут быть стиль музыки, образ жизни, определенные политические взгляды.
Существует ряд молодежных общественных организаций позитивной направленности. Все они имеют большие воспитательные возможности, но в последнее время резко возросло число неформальных детских и молодежных объединений самой различной ориентации (политической, экономической, идеологической, культурологической); среди них немало структур с ярко выраженной антисоциальной направленностью.
В нашу речь вошло и укоренилось в ней теперь уже знакомое слово «неформалы». Пожалуй, именно в нем аккумулируются ныне подавляющее большинство так называемых молодежных проблем.
Неформалы - это те, кто выбивается из формализованных структур нашей жизни. Не вписываются в привычные правила поведения, стремятся жить в соответствии со своими собственными, а не чужими, навязываемыми извне интересами. Особенностью неформальных объединений является добровольность вступления в них и устойчивый интерес к определенной цели, идее. Вторая особенность этих групп - соперничество, в основе которого лежит потребность самоутверждения. Молодой человек стремиться сделать что-то лучше, чем другие, опередить в чем-то даже самых близких ему людей. Это приводит к тому, что внутри молодежные группы неоднородны, состоят из большого числа микрогруппировок, объединяющихся на основе симпатий и антипатий.
Они очень разные - ведь многообразны те интересы и потребности, ради удовлетворения которых они тянутся друг к другу, образуя группы, течения, направления. Каждая такая группа имеет свои цели и задачи, иногда даже программы, своеобразные «правила членства» и моральные кодексы.
Все мы похожи и внешне, и по образу жизни, и по своим привычкам. Мы подвергаемся влиянию моды, СМИ, общественному мнению и подчиняемся порядкам. У неформала свой мир и свои правила: когда в моде розовые рюшечки, он одевается исключительно, как хочет он или как принято в его субкультуре: будь это «косуха» и «козаки», или джинсы и «хайратник».
Молодежь,
как наиболее чуткая и восприимчивая
группа первой воспринимает новые формы
развития в сфере досуга со всеми
позитивными и негативными
И молодежь придумывает свой способ. Раньше в России (Советском Союзе) было больше контроля над молодежью, существовали пионерская организация и комсомол, которые были обязательны, но большинство их членов были пассивными и вступали в них скорее потому, что «так полагалось».
Условия
жизни в большом городе создают
предпосылки для объединения
молодежи в разнообразные группы,
движения, являющиеся сплачивающим фактором,
формирующие коллективное сознание
в этих группах, коллективную ответственность
и общие понятия о социально-
Было
множество попыток
По социально-правовому признаку выделяют:
1) просоциальные, или социально-активные, с позитивной направленностью деятельности. Например: группы экологической защиты, охраны памятников, окружающей среды;
2)
социально-пассивные,
3) асоциальные - хиппи, панки, преступные группировки и т.п.
По направленности интересов социолог М. Топалов так классифицирует молодежные объединения и группы:
1)
увлечение современной
2) устремление к правопорядковой деятельности; активно занимающиеся определенными видами спорта;
3) околоспортивные - различные фанаты;
4) философско-мистические;
5) защитники окружающей среды.
Профессор С.А. Сергеев предлагает следующую типологизацию молодежных субкультур:
1)
романтико-эскапистские
2)
гедонистическо-
3) криминальные (гопники, люберы);
4)
анархо-нигилистические (панки,
Профессор З.В. Сикевич дает несколько иную характеристику неформального самодеятельного движения молодежи с учетом того, что причастность к той или иной группе может быть связана:
1)
со способом
2) с социальной позицией - экокультурные;
3)
с образом жизни - «системники»
и их многочисленные
4)
с альтернативным творчеством
- официально не признанные
Также молодежные движения можно разделить на такие группы:
1)
связанные с музыкой,
2)
отличающиеся определенным
3)
связанные со спортом:
4) связанные с играми, уходом в другую реальность: ролевики, толкиенисты, геймеры;
5)
связанные с компьютерными
6)
враждебно или асоциально
7)
религиозные объединения:
8)
группы современного искусства:
9) элита: мажоры, рэйверы;
10)
антикварные субкультуры:
11)
субкультура масс или
12)
социально-активные: общества защиты
истории и окружающей среды,
пацифисты.
Байкеры
- одни из немногих, для кого слова
«один за всех, все за одного» - не
пустой звук, а стиль жизни. Они
прошли эволюцию от диких орд, рассекающих
по сельским дорогам бескрайней Америки,
до элитной, жесткой, имеющей дело с
огромными деньгами организации, сетью
окутавшей планету. Проще говоря,
байкер - это водитель мотоцикла, хотя
не все так просто. Байкеры - это
именно субкультура. Для них байк
- стиль жизни, а не просто быстрый
и удобный способ передвижения. Среди
байкеров встречаются искренне религиозные
люди. Хватает и атеистов. Но всех
их объединяет одна вера, и поклонение
одному кумиру - Скорости. В этом они
похожи на спортсменов. В определенной
мере байкинг и есть спорт, но спорт
экстремальный. Закованный в черную
кожу суровый бородач, с ног до
головы покрытый татуировками, может
оказаться мастером спорта международного
класса по мотокроссу и чемпионом
страны тысяча девятьсот какого-то
года, но он пришел в субкультуру
байкеров, чтобы наслаждаться свободой
и скоростью.
Встретив на улице группу людей в черных драпировках, с выбеленными лицами и странными украшениями, не стоит пугаться, - это готы.
В
основе готического движения лежит
готическая музыка, выросшая из пост-панка.
Поэтому готов принято все-таки
считать музыкальным