Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 08:51, реферат
Трудно назвать другое слово, которое имело бы такое множество смысловых оттенков. Для нас вполне привычно звучат такие словосочетания, как “культура ума”, “культура чувств”, “культура поведения”, “физическая культура”. По подсчетам американских культурологов Альфреда Кребер и Клайдж Клакхон с 1871 г. по 1919 г. было дано всего 7 определений культуры, то с 1920 по 1950 они насчитали 157 определений этого понятия.
1.Введение................................................................................................................
2.Генезис культуры...................................................................................................
3.Типологические определения культуры..............................................................
4.Возникновение и смена культур..........................................................................
5.Субкультура или контркультура...........................................................................
6.Культура-основа общества....................................................................................
7.Заключение………….................................................................................................
8.Литература.............................................................................................................
Поскольку ни одна общественно-экономическая формация, кроме исторически самой первой - первобытнообщинной, никогда не существовала "в чистом виде", как единственная, а должна была делить место под солнцем с другой или другими такими формациями, постольку мы всегда наблюдаем в истории столкновение культур различных типов, их борьбу, их взаимовлияние и даже взаимопроникновение. Так что действительный исторический процесс развития мировой культуры значительно сложнее, нежели его представляют однолинейная и многолинейная концепции или теория культурного релятивизма.
Материалистическое понимание истории указывает только общие принципы развития культуры, предполагая при этом, что анализ каждого конкретного ее исторического типа на основе установленных закономерностей всегда должен проводиться заново.
5. Субкультура или контркультура
Культура становиться “
Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества, называют субкультурой.
Субкультура формируется под влиянием таких факторов, как социальный класс, этническое происхождение, религия и место жительства. Ценности субкультуры воздействуют на формирование личности членов группы. Некоторые из наиболее интересных исследований субкультур посвящены языку. Например, Уильям Лабов (1970) старался доказать, что употребление нестандартного английского языка детьми из негритянской гетто не свидетельствует об их “языковой неполноценности”. Лабов считает, что негритянские дети не лишены способности общаться, как белые, просто они употребляют несколько иную систему грамматических правил; за многие годы эти правила укоренились в субкультуре негров. Лабов доказал, что в соответствующих ситуациях и черные и белые дети говорят одно и то же, хотя употребляют различные слова. Тем не менее употребление нестандартного английского языка неизбежно вызывает проблему - неодобрительную реакцию большинства на так называемое нарушение общепринятых правил. Учителя часто считают использование негритянского диалекта нарушением правил английского языка. Поэтому негритянские дети незаслуженно подвергаются критике и наказаниям.
Термин “субкультура” не означает, что та или иная группа выступает против культуры, господствующей в обществе. Однако во многих случаях большинство общества относится к субкультуре с неодобрением или недоверием. Эта проблема может возникнуть даже по отношению к уважаемым субкультурам врачей или военных. Но иногда группа активно стремиться выработать нормы или ценности, которые противоречат основным аспектам господствующей культуры. На основе таких норм и ценностей формируется контркультура. Известная контркультура в западном обществе - богема, а наиболее яркий пример в ней - хиппи 60-х годов.
Ценности контркультуры могут быть причиной длительных и неразрешимых конфликтов в обществе. Однако иногда они проникают в саму господствующую культуру. Длинные волосы, изобретательность в языке и одежде, употребление наркотиков, характерные для хиппи, получили широкое распространение в американском обществе, где главным образом через средства массовой информации, как часто бывает, эти ценности стали менее вызывающими, поэтому привлекательными для контркультуры и, соответственно, менее угрожающими для культуры господствующей.
Самой же опасной контркультурой является преступность. Главным двигателем этой контркультуры является телевидение, которое внушает человеческому подсознанию возвышение культа преступности. Дети уже с малых лет ориентируются на эту наиболее опасную контркультуру, игнорируя всё остальное – преступный мир обеспечивает себе воспроизводство. Тем самым резко падает уровень нравственного сознания, и культурное развитие резко бежит назад.
6.Культура-основа общества
Культура - цемент здания общественной жизни. И не только потому, что она передается от одного человека к другому в процессе социализации и контактов с другими культурами, но также и потому, что формирует у людей чувство принадлежности к определенной группе. По всей видимости, члены одной культурной группы в большей мере испытывают взаимопонимание, доверяют и сочувствуют друг другу, чем посторонним. Их общие чувства отражены в сленге и жаргоне, в любимых блюдах, моде и других аспектах культуры.
Культура не только укрепляет солидарность
между людьми, но и является причиной
конфликтов внутри групп и между
ними. Это можно проиллюстрировать
на примере языка, главного элемента
культуры. С одной стороны, возможность
общения способствует сплочению
членов социальной группы. Общий язык
объединяет людей. С другой - общий
язык исключает тех, кто не говорит
на этом языке или говорит на нем
несколько иначе. В Великобритании
представители различных
7.Заключение
Мировой культуры, как единого организма, нет. Есть культуры мира, национальные культурные единицы. Есть некое условное единое "тело" культуры, цивилизация. Не прошенные навязчивые усилия полчищ миссионеров от религии и прочих "культуртрегеров", не работающих на благо русской и других национальных культур. Они лишь тормозят духовное возрождение России. И небескорыстно.
Русская культура никогда не знала человеконенавистничества и национализма. Русская культура есть достояние не одной России, она принадлежит и Западу и Востоку. Русский человек "не любит жить настоящим", он в смятении от несовершенства настоящего . Эта неудовлетворенность настоящим есть залог движения вперёд, показатель силы нации. В духовной мощи русской культуры сокрыты, может быть, самые лучшие откровения и надежда для всех народов, исчерпавших возможности некогда славных своих и всех других культур и ищущих спасения из надвигающейся катастрофы.
Русская культура по сути своей соборна. Соборность же её была извращена "культурной революцией". Отсюда и омертвение огромного тела страны, распад его. Русская соборность - уникальный опыт человечества - око в Будущее для всех землян. Субкультуры, контркультуры, сатанизм, обречены.
Но пока они ликуют.
8.Литература
1. Культурология. Учебное
2. Новейший словарь иностранных слов и выражений. – Мн.: Харвест, М.
3. Очерки теории и истории культуры / Под ред. И.Ф. Кефели, И.А. Громова. Спб., 1992.
4. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. — М.: «Гардарика», «Экспертное бюро», 1997.
5. Смезлер Н. Социология: пер. с англ. - М.: Феникс, 1994.
6. Сорокин П. Циклические концепции социально-исторического процесса. М.Триада-веб, 2002.
7. Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры. Л., 1989.
8. С сайтов http://www.gumfak.ru, http://www.wikipedia.org .
9. Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. М., 1993.